Русский язык, 2 класс, тема "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ударение. Ударный слог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_kl.docx21.66 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx77.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Черки-Кильдуразская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Учитель: Гильфанова Дания Ришатовна

Класс:2

Предмет: Русский язык (ФГОС, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.)

Тема:  Ударение. Ударный слог.

Предметная цель: научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие  между звуками и буквами.

Метапредметные:

Содействовать формированию чувства языка, формированию  умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи при работе со скороговорками. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Личностные:

Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову,  как значимой единице речи. Формировать потребность в использовании словарей.

Оборудование: учебник «Русский язык» (ФГОС, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.), 1часть, словарь, индивидуальные карточки, рисунки по теме

                                                         Ход урока

1. Организационный этап.

а)  Речевая разминка

-Чтобы чётко и красиво говорить, давайте вспомним упражнение для губ, языка.

А о у ы э и                              у о а ы и э о я                  я о э и ы а о у

б)  Кто хочет разговаривать?

     Мы будем разговаривать.

     Тот должен выговаривать.

     И  будем выговаривать

     Всё правильно и внятно.

     Так правильно и внятно,

     Чтоб было всем понятно,

     Чтоб было всем понятно.

в)  Тренировка в произношении скороговорки:

«Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки».

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний   учащихся.

Работа по карточкам:

а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги:

садовод, сорока, арбуз, день, рис, чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай;

б) -перенесите слова по слогам:

Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

а) Сегодня мы с вами познакомимся с мастером ударением и узнаем, для чего же нужно ударение. Как же узнать какого слога коснулся  молоточек мастера ударение? Очень просто. Произнесите слово нараспев. Слог, прозвучавший сильнее и дольше остальных, и будет ударным. А теперь возвысьте карандаш. Представьте себе, что ваш карандаш превратился в волшебный молоточек мастера ударение! Расставьте ударение в словах, которые написаны на доске.

Акула, майка, астра, ручка, глава, соль, вёдра, осень, слёзы, будка, песня, корка, двор.

(вспомнить про слова в один слог и слова с буквой ё)

б) Мастер Ударение - настоящий волшебник. В русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Это становится понятно, едва произнесешь их. Всё зависит от того, какого слога коснётся чудесный молоточек мастера Ударение. Перепрыгнув со слога на слог, он легко превращает одно слово в другое.

Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение.

Сказка «Волшебник Ударение».

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать.Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало: 

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОки сказал: 

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк,а перед взором всех предстал ЗАмок.  Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали: 

– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс, вместо КапЕльКАпель, вместо ДорОга – ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

в) Выявление знаний, умений и навыков.

-Что вы узнали из этой сказки?

-Какую роль играет ударение?

-Будем относиться к Ударению с большим уважением?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Посмотрите на выделенные слова, с виду они похожи, как две капли воды. А теперь расставьте в них ударение.

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам.

Взбей яичные белки

И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора.

Пилить дрова начнем с утра.

Козлы сердиты и рогаты.

Вы не дразните их ребята.

В дом войти никто не мог-

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

Из стенки гвоздики торчат,

Повешу - ка на них плакат.

Гвоздики, розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.

-Вот ведь какие превращения происходят, от одного удара чудесного молоточка мастера - волшебника.

5.Первичная проверка понимания.

Запись предложений. Расставить ударение.

Девочка остановилась у ворот. Это был замок Снежной королевы. На воротах висел огромный ледяной замок.

6.Физминутка.

Вышли мышки как - то раз

Поглядеть который час -

1,2,3,4,5.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

7.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

а) Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение.

Ра-

бук-

хок-

фут-

ре-

-ка

-вут

-кий

-тель

-нок

б) Работа с учебником. Упр.127,129 (устно).

в) Письмо по памяти. Упр.128.

В ведёрко руки окуни,

Не бойся: это окуни.

8. Самостоятельная работа. Закрепление.

-Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во второй столбик с ударением на втором слоге.

-Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба.

-Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебник,1часть, стр. 87, упр. 130.

10. Рефлексия.

-Что вы узнали про ударение?

-Ударение ставится, если  в слове несколько слогов.

-Буква ё ударная.

-Ударение изменяет смысл слов. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка У пражнения для губ, языка: а) А о у ы э и у о а ы и э о я я о э и ы а о у б) Кто хочет разговаривать? Мы будем разговаривать. Тот должен выговаривать. И будем выговаривать Всё правильно и внятно. Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно, Чтоб было всем понятно. в) Тренировка в произношении скороговорки: «Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки».

Слайд 2

СЛОГИ а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги: Садовод , сорока, арбуз, день, рис, чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай; б) -перенесите слова по слогам: Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

Слайд 3

ПРОВЕРКА Са / до / вод , со / ро / ка , ар / буз , день, рис, чай / ка , трам / вай , по / ми / дор , я / ма ; Шуб-ка ат -лас- ная . Лап- ки бар-хат- ные . Уш-ки чут -кие .

Слайд 4

УДАРЕНИЕ Расставьте ударение в словах, которые написаны на доске. Акула, майка, астра, ручка, глава, соль, вёдра, осень, слёзы, будка, песня, корка, двор.

Слайд 5

Сказка «Волшебник Ударение » Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать . Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало: – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал: – Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором всех предстал ЗАмок . Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали: – Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки . Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс , вместо КапЕльКАпель , вместо ДорОга – ДорогА , ГородА – ГОрода . И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением .

Слайд 6

ПРОЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам. Взбей яичные белки И печенье испеки. Ставь козлы посреди двора. Пилить дрова начнем с утра. Козлы сердиты и рогаты. Вы не дразните их ребята. В дом войти никто не мог- На двери висел замок . Я песок руками рою, Королевский замок строю. Из стенки гвоздики торчат, Повешу - ка на них плакат. Гвоздики , розы, маргаритки Растут на клумбе у калитки.

Слайд 7

Физминутка Вышли мышки как - то раз Поглядеть который час - 1,2,3,4,5. Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.

Слайд 8

Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение. Ра- бук- хок - фут- ре- -ка - вут -кий - тель -нок

Слайд 9

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во второй столбик с ударением на втором слоге. -Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба. -Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.

Слайд 10

ПРОВЕРКА Гости Понял Звать Д ружба Журавль Лиса Пошла С ебе

Слайд 11

ОТВЕТ «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ» русская народная сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....