Связь имени прилагательного с именем существительным
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России», использованы приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.64 КБ |
![]() | 16.18 КБ |
![]() | 13.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 3 классе по теме
"Связь имени прилагательного с именем существительным"
Целью критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат следующие этапы: эвокация (вызов), реализация (осмысление), рефлексия.
На стадии эвокации перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией, идет поиск ответов, осознается смысл изучаемого. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность учеников, сделать работу осмысленной.
Метатема «Рисунок и схема»
Цели и задачи:
Предметные:
- развивать умение устанавливать связь в предложении;
- познакомить с именами прилагательными в роли имени собственного;
- познакомить со сложными именами прилагательными и правилом написания их;
- совершенствовать умения распознавать имена прилагательные;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
- повторить корневые орфограммы;
- развивать мышление, внимание.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
развивать навыки сотрудничества в группах.
Регулятивные:
ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность;
развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
развивать умение аргументировать, доказывать.
Познавательные:
поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация;
использовать предметные знания в модельной ситуации;
формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Предметные УУД:
обеспечить усвоение написания сложных прилагательных.
Методологические:
- ориентировать учащихся на мотивированную учебную деятельность;
- формировать умение работать в группах, планировать свою деятельность.
Фундаментальный образовательный объект: имя прилагательное
Тип урока: Взаимообучение (по ТРКМ). Урок –комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Ресурсы: презентация, карточки с заданиями,
Аннотация:
В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания сложных прилагательных. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен прилагательных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления их в речи.
ХОД УРОКА
Реализация замысла:
Слайд 1 1 этап. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за знаниями.
- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека).
- Запишем в тетрадях дату нашей встречи.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
Слайд 2
- Посмотрите на слайд. По вашему мнению Это рисунок или схема? (Весна. Это картинка, рисунок и схема природы)
- Составьте несколько предложений, используя имена прилагательные.
= ……………………………….
- Каким изображением вы пользовались для составления предложений? ………….
- Что вам помогало?
= Рисунок.
- Будет ли рисунок источником вашей информации? А схема?
Слайд 3
- Прочитайте предложения, соответствуют ли они рисунку?
- найдем и выпишем имена прилагательные с именами существительными.
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
II. Стадия ВЫЗОВА. (5 мин)
Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
Слайд 4
А сейчас я предлагаю поработать в парах.
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- | + | + | + | + |
Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Верите ли Вы, что имя прил отвечает на вопрос кто? что?
- Верите ли Вы, что в предложении имена прил связаны с именами сущ?
- Верите ли Вы, что имя прил в предлож являются второст чл пр?
- Верите ли Вы, что имена прилагательные могут быть собственными?
- Верите ли Вы, что прилагательное можно образовать из двух слов?
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени прилагательном.
К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
III. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (20 мин)
- Что мы сейчас заполняли? (таблицу)
- Можно ли таблицу условно назвать – схема? (да)
- Таким образом, большинство понятий (а понятия - это правила?), связанных с именем прилагательным мы условно вложили в данную схему? (да)
- Но как мы видим у нас остались вопросы, исходя из этих вопросов, можно ли определить тему нашего урока?
= ……………………………………………………. Слайд 5
- Исходя из темы урока, определим учебную задачу: что будем наблюдать, исследовать, чему будем учиться? (Наблюдать за прилагательными, которые могут быть собственными, ……..) Слайд 6
- Тогда начнём
Прием ТРКМ «Фишбоун»
Слайд 7
- Мы продолжим открывать для себя тайны имени прилагательного. Систематизировать материал нам поможет Фишбоун - таблица (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
- Какие косточки можно заполнить сразу, что мы повторили о прилагательном? (вопросы, связь с частями речи, роль в предложении). Слайд 8, 9
Верхние косточки | Нижние косточки |
Вопросы | какой? какая? какое? какие? |
Связь с частями речи | Существительное (с предлогами) |
Роль в предложении | Второст чл. предл. |
Топонимы | Прилагательное в роли имени собственного |
Сложные прилагательные | Пишутся через дефис |
- Начнём с наблюдения.
Слайд 10
- Посмотрите на слайд, что видите? (карта, рисунок-схема)
- Можем ли на карте найти информацию про прилагательное? (это географические названия)
Слайд 11
Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Балтийское море, Кировская область, Уральские горы, город Нижний Новгород.
- Что заметили в их записи? Запишем данные географические названия.
- В русском языке данные наименования называют ТОПОНИМАМИ – имя собственное, т.е. имя прилагательное в роли имени собственного.
Слайд 12
- С просторов России перенесемся в центр столицы нашей страны (картинка Красная площадь). Знакомы ли вам эти достопримечательности столицы?
Красная площадь, Московский Кремль. (словарные слова)
- Эти записи считаются неделимыми синтаксическими единицами – подлежащим.
Слайд 13
- Что дополним в ФИШБОУН? Слайд 14
- Выполним задание на карточках. (текст про пингвина)
- Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
С какой целью употреблены имена прилагательные?
Что можно сказать о выделенных именах прилагательных? Что они обозначают?
= (цвет, оттенки цвета)
- Кто может сказать, как они образовались?
Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, брови ярко-ж..лтые. а клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные. А белая грудка кажется шёлковой – такая она гладкая и блестящая.
А.Иванченко
- Нужно ли это указать в ФИШБОУНЕ? Слайд 15, 16
- Осталось в рыбке вывод сделать по теме урока.
- Что у нас получилось?
- Когда мы говорим о правилах русского языка можно ли эти правила для запоминания записать в виде схемы?
- Так можно ли сказать, что рисунок и схема являются источником информации?
IV. Физкультминутка.
А теперь давайте отдохнём. Я буду называть прилагательные, если я назову простое прилагательное, вы делаете хлопок. А если сложное прилагательное - прыжок:
Мартовское, проворная, серебристо-белый, тёмно-каштановый, лесная, ярко-красный, светло-жёлтый, маленькая, бледно-розовый, еловые, черно-белый, снеговая.
V. Стадия РЕФЛЕКСИЯ. (5 мин)
Слайд 1
Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.
Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.
- В каких высказываниях у вас возник спор?
- Узнали ответы на этот вопрос?
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
Итак, расскажите, что знали о имени прилагательном.
Что узнали в ходе урока?
На доске появляются предложения, которые не закончены. Детям предлагается их закончить (устно).
Сегодня на уроке я…..
Сегодня на уроке мне было легко…..
Сегодня на уроке я испытывал трудности….
То, что я узнал на уроке, мне пригодится…
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».
V. Домашняя работа.
Превратить схематическое изображение в яркий рисунок. Составить текст-описание, используя прилагательные простые и сложные.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России» | |
Учитель | Сапегина Светлана Пименовна | |
Тема урока | Связь имени прилагательного с именем существительным | |
Метапредметная тема урока | «Рисунок и схема» | |
Тип урока | Взаимообучение (по ТРКМ). Урок-комбинированный. | |
Технология | Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо | |
Цель урока | Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательными. | |
Задачи урока | предметные - познакомить с именами прилагательными в роли имени собственного; - познакомить со сложными именами прилагательными и правилом написания их; - совершенствовать умения распознавать имена прилагательные; - развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного; - повторить корневые орфограммы; - развивать мышление, внимание. | |
Метапредметные Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества в паре; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; Регулятивные: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать умение аргументировать, доказывать. Познавательные: поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация; использовать предметные знания в модельной ситуации; формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач; использовать предметные знания в модельной ситуации; формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. | ||
Организационная структура урока | ||
Фаза «Вызова» | ||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в парах и фронтально, выходят на целеполагание. Форма – парная, фронтальная, индивидуальная Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-проблемный Источник знаний – иллюстрации, схемы | |
Функции и виды деятельности учителя | Активизация внимания учащихся, эмоциональный настрой на совместную учебную работу, через проблемные вопросы подводит обучающихся к целеполаганию | |
Приёмы ТРКМ | «Верные и неверные утверждения» | |
Фаза «Осмысления» | ||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. работают над выполнением своего задания, заполняют «Фишбоун», демонстрируют свои результаты, формулируют выводы, полученные на основе наблюдения и исследования. Форма – парная, фронтальная, индивидуальная Методы – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Источник знаний – карта, иллюстрации, схема (разновидность кластера) | |
Функции и виды деятельности учителя | Направляющая, контролирующая. Создание ситуации преодоления. Поддержка активности, интереса, усилий. | |
Приёмы ТРКМ | «Фишбоун» (рыбий скелет) | |
Фаза «Рефлексия» | ||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в парах, индивидуальная. Корректируют таблицу «Верные и неверные утверждения», выполняют задание, записывают домашнее задание, оценивают уровень достижения целей урока. Форма – фронтальная Метод – словесный Источник знаний – таблица-схема | |
Функции и виды деятельности учителя | Направляющая. | |
Приёмы ТРКМ | Возвращение к «Верным и неверным утверждениям» (обобщение), творческое домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"
Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя: -дать понять в...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»
Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"
ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...