Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок постановки учебной задачи. Развивающее обучение. Программа "РИТМ" Тема урока "Наречие" 4 класс по программе Тимченко, Ломакович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 28.04 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_narechie.ppt | 466 КБ |
zadanie_no1.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА,
4 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: РЕШНЯ О.В.
ТЕМА: « НАРЕЧИЕ»
Цели урока:
- познакомить с наречием, как частью речи;
-формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других).
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать устную и письменную речь.
- воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа.
Оборудование:
Проектор, презентация по теме Наречие"; таблицы; опорные схемы; исследовательские карточки; учебник Ломакович С.В. , Тимченко Л.И. "Русский язык" 4 класс.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
а) Урок русского языка.
б) Ситуация успеха.
Я буду называть слова, а вы должны определить, что объединяет эти слова и какое слово лишнее и почему?
- Награда, спортсмены, волонтёры, высокие, победитель.
( Имена существительные, олимпийские игры Сочи 2014)
- Лучший, смелая, прыгать, удивительная, великолепное.
( Имена прилагательные.)
- Развивать, установил, над, дружить, добиваются, преодолевает.
( Глаголы.)
- Первое, тридцать три, триста, тройной, семнадцать.
( Числительные.)
в) Молодцы, вспомнили все изученные части речи.
г) Открыли тетради, записали число.
Четвёртое марта. (1 слайд)
Классная работа.
2. Минутка чистописания.
3. Изучение нового материала.
а) На слайде задание.(2 слайд)
Запиши пары словосочетаний.
Макароны по-флотски – макароны по-итальянски,
яйцо всмятку – яйцо вкрутую,
карман сзади – карман спереди.
Подчеркни в словосочетаниях слова, которые , указывают на разные признаки одного предмета.
Можно отнести их к одной из изученных частей речи?
( Ни к одной из изученных частей речи эти слова не относятся)
б) 3 слайд. ( Дети читают стих)
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны.
в) Тема сегодняшнего урока зашифрована в нашей минутке чистописания.
Дети называют тему. « Наречие».
(Параллельно, на доске, появляются карточки со словами «НАРЕЧИЕ»!!!)
Мы начинаем исследование новой для нас части речи «Наречие».
г) 4 слайд
Задания для исследования:
Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
С какой частью речи наречие связано?
Что может обозначать наречие?
Кто может ответить на 1 вопрос, что такое наречие?
( Наречие – это часть речи, которая …)
д) Устная работа.
Попробуем ответить на 2 вопрос? ( слайд №5)
На какие вопросы отвечает?
БЛИЗКО, СЛЕВА, СПРАВА ГДЕ?
НАПРАВО, НАЛЕВО, ВВЕРХ КУДА?
СЕГОДНЯ, ВЧЕРА, УТРОМ КОГДА?
ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА ОТКУДА?
ЧЕСТНО, ДРУЖНО КАК?
НАРОЧНО, СПЕЦИАЛЬНО ЗАЧЕМ?
ПОНЕВОЛЕ, СПРОСОНОК ПОЧЕМУ?
е) Дополним правило.
( Наречие – это часть речи, которая отвечает га вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? )
Записать вопросы в тетрадь.
(Параллельно карточка с вопросами!!!)
ФИЗМИНУТКА ( Всё наоборот)
Говори и показывай
Как? Высоко дети Как? низко
Где? Внизу Где? вверху
Куда? Направо Куда? Налево
Где? Близко Где? Далеко
Как называются слова противоположные по значению? (Синонимы)
ж) Работа в парах. ( Продолжение исследовательской деятельности)
Работаем в парах, чтобы ответить на 3 вопрос.
Как изменяется наречие?
Задание написано на листах разного цвета
( Листочки жёлтого цвета)
Упр.363 с.65
Задание:
Прочитай словосочетания.
Замени в них прилагательные однокоренными существительными из слов для справок.
Словосочетания запиши.
верховая езда – езда (как?) верхом,
пеший поход – поход (как?) пешком,
ручная стирка - стирка (как?) вручную,
рукопашный бой – бой (как?) врукопашную.
Можно ли сказать, что они указывают на признак предмета? ( Нет)
Попытайся изменить слова верхом, пешком, вручную, врукопашную так же как изменяются имена существительные? ( Просклонять – по падежам. ) Как имена прилагательные? ( По родам и числам)
Получилось? ( Нет)
Можно назвать эту часть речи неизменяемой? ( Да)
( Листочки зелёного цвета)
Упр. 364 с. 66
Задание:
Прочитай словосочетания.
Замени в них существительные однокоренными глаголами из слов для справок.
Словосочетания запиши.
Езда верхом – ездить (как?) верхом,
поход пешком – походить (как?) пешком,
стирка вручную – стирать (как?) вручную,
бой врукопашную – бороться (как?) врукопашную.
Неизменяемые слова запиши. Поставь к ним от глаголов вопрос как?
В каких словосочетаниях слова верхом, пешком, вручную, врукопашную указывают на признак действия, (а в каких - на признак предмета? )
Попытайся изменить слова верхом, пешком, вручную, врукопашную так же как изменяются глаголы? ( Проспрягать – по лицам и числам, по временам)
Получилось? ( Нет)
Можно назвать эту часть речи неизменяемой? ( Да)
( Листочки голубого цвета)
Упр.365 с. 66
Задание:
Составь словосочетания, добавив к прилагательным слова: очень, чуть, едва, почти.
Очень быстрый,
почти медленный,
чуть тёплый,
едва знакомый.
Словосочетания запиши.
Поставь к словам очень, чуть, едва, почти вопросы насколько? В какой мере?
Можно сказать, что эти слова называют признаки признаков?
З) СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ТОМ КАКАЯ ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ ИЗМЕНЯЕМАЯ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ?
Как изменяется наречие? (Не изменяется)
( Наречие – это НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи, которая отвечает га вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? НАСКОЛЬКО? В КАКОЙ МЕРЕ?)
и) Ответ на след вопрос.
С КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ НАРЕЧИЕ СВЯЗАНО?
На доске по одному словосочетанию из разных групп.
СУЩ.+НАРЕЧ. езда (как?) верхом
ГЛАГ.+ НАРЕЧ. стирать (как?) вручную
ПРИЛ.+ НАРЕЧ быстрый (как?) очень
к) СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО МОЖЕТ обозначать неизменяемая часть речи наречие?
И ответьте на последний вопрос
Наречие обозначает.
ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДМЕТА, ДРУГОГО ПРИЗНАКА.
ФИЗМИНУТКА
Слайд №9
л) Объясните лексическое значение слова «наречие».
накладывается на речь.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).
ЧТЕНИЕ правила на стр. 66-67
Слайд №10
Прочитай задачу и реши её.
Назови пять дней, не употребляя чисел и названий дней.
Записать в тетрадь.
(сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра)
Дополнительный материал. Записать фразеологические обороты, заменив их на подходящим по смыслу наречием)
Черепашьим шагом (медленно),
Кот наплакал (мало),
Как по маслу (хорошо),
Рукой подать (близко).
Конца- края не видно (далеко),
Шутки в сторону (всерьёз),
Между делом (попутно),
Курам на смех (нелепо).
Кошки скребут на душе (тревожно),
Чуть свет (рано),
Яблоку негде упасть (тесно),
В одно мгновение (быстро).
Шаг за шагом (постепенно),
Как попало (плохо),
В поте лица (усердно),
Исчезнуть в два счёта (мгновенно).
Слайд №11
м) У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадали на сегодняшнем уроке.
Мы узнали первый секрет:
Что такое наречие?
(Наречие – это часть речи.)
На какие вопросы отвечает?
( Наречие – это часть речи, которая отвечает га вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?)
Как изменяется?
Наречие неизменяемая часть речи.)
С какой частью речи наречие связано?
Что может обозначать наречие?
Слайд №12
Люблю различные слова,
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Слайд №13 Как было на уроке.
Слайд №14 Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
onachishich@mail.ru
onachishich@mail.ru
Предварительный просмотр:
Задание:
1. Прочитай словосочетания.
2. Замени в них прилагательные однокоренными существительными из слов для справок.
3. Словосочетания запиши.
верховая езда – езда (как?) …
пеший поход – поход (как?) …
ручная стирка - стирка (как?) …
рукопашный бой – бой (как?) …
Слова для справок: врукопашную, пешком, верхом, вручную,
4. Можно ли сказать, что они указывают на признак предмета?
5. Попытайся устно изменить слова верхом, пешком, вручную, врукопашную так же как изменяются имена существительные? ( по падежам. )
- Как имена прилагательные? ( По родам и числам)
6. Получилось?
7. Можно назвать эту часть речи неизменяемой?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание:
1. Прочитай словосочетания.
2. Замени в них прилагательные однокоренными существительными из слов для справок.
3. Словосочетания запиши.
верховая езда – езда (как?) …
пеший поход – поход (как?) …
ручная стирка - стирка (как?) …
рукопашный бой – бой (как?) …
Слова для справок : врукопашную, пешком, верхом, вручную,
4. Можно ли сказать, что они указывают на признак предмета?
5. Попытайся устно изменить слова верхом, пешком, вручную, врукопашную так же как изменяются имена существительные? ( по падежам. )
- Как имена прилагательные? ( По родам и числам)
6. Получилось?
7. Можно назвать эту часть речи неизменяемой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....