Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание парных согласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок "открытия" нового знания. Раздел "Орфография и пунктуация", второй урок по теме "Правописание парных согласных в корне слова". Цель: установить новый способ проверки парных согласных в корне слова; использовать выявленный способ для проверки орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Пятаева Светлана Викторовна
Класс: 3
Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Русский язык
Тема: Правописание парных согласных в корне слова.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Орфография и пунктуация», второй урок по теме «Правописание парных согласных в корне слова»; формирование орфографической зоркости, применение правил правописания.
Цель: установить новый способ проверки парных согласных в корне слова; использовать выявленный способ для проверки орфограммы
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Повторяет учебный материал, необходимый для «открытия» нового, определяет затруднения | - принимает и сохраняет учебную задачу; | - воспроизводит знания, необходимых для «открытия» нового знания; - осуществляет выход на задание, вызывающее познавательное затруднение | самоопределение (мотивация) | |
Осваивает разные способы проверки парных согласных в корне слова (изменяет формы слова, подбирает однокоренные слова, использует орфографический словарь) Моделирует новый способ действия -составляет алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные на конце и в корне слова». | - планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей | -анализирует учебную ситуацию; - строит проект выхода из затруднения; | - принимает участие в обсуждении содержания материала, | - проявляет интерес к предметно- исследовательской деятельности |
Проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм. | - контролирует действия (объяснения) друг друга | -обобщает (формулируют правило проверки парных согласных в корне слова) | - понимает содержание вопросов собеседника; - формулирует вопросы на понимание; - использует правила вежливости при взаимодействии | |
Демонстрируют разные способы проверки парных согласных. | - выполняет учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществляет контроль выполнения учебного задания | - проводит аналогию и на еѐ основе выполняет учебные действия |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Фронт., инд. | Девиз урока: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно и стыдно!» Задаёт вопрос: - Что ожидаете от урока? | Самоопределение к учебной деятельности | Установление тематических рамок учебной деятельности | |
2 | Актуализация знаний | Подготовить мышление учащихся и организовать условия для осознания ими внутренней потребности к построению нового способа проверки парных согласных. | Фронт., инд. | Подводит учащихся к осознанию темы: - Ученики 3Б класса написали под диктовку учителя слова: Дупки, травка, зупки. - Что вы заметили? - Какое задание будете выполнять? - Сколько ошибок нашли? - Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет? | Повторяют материал, необходимый для открытия нового, выделяют затруднение. Анализируют предложенные слова. | Постановка прогностической оценки (определение границы знания и незнания) | -Выполнить проверку данных слов разными способами: Дубки, травка, зубки.
|
3 | Выявление места и причины затруднения | Обсудить затруднения и осознать учащимся то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений. | Инд. | Организует погружение в проблему. Создаёт проблемную ситуацию. | Высказывают предположение в результате наблюдения. Осуществляют самоконтроль по эталону и самооценку Фиксируют возникшее затруднение | У обучающихся возникает затруднение, т.к. парную согласную проверяли только способом подстановки гласного (зубки – зубок, зубы). Заполнение листа достижений | Правильно ли выполнена проверка: Зубки– зубной. Дубки–дубрава ? |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Выбрать метод (способ) разрешения проблемной ситуации | Фронт., инд. | Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. - Сформулируйте тему урока - Какие цели ставите перед собой? Мотивирует на построение проекта выхода из затруднения: -Сегодня я вам предлагаю роль «учителя». Давайте составим алгоритм проверки для данных слов и передадим его ученикам 3Б. | Выдвигают и обосновывают гипотезы Самостоятельно формулируют тему урока и учебные задачи | Выбран способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего) | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации – составление алгоритма проверки. |
5 | Реализация построенного проекта | Построить новый способ проверки парных согласных и формировать умение его применять как при выполнении задания, вызвавшей затруднение, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще | Инд. Работа в паре | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Организует учебное исследование, самостоятель-ную работу в карточках по восстановлению текста с правилом проверки парных согласных. Организует взаимоконтроль по образцу (на слайде). | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения проблемы совместно с учителем Анализируют, объясняют, аргументируют свою точку зрения. Осуществляют взаимоконтроль по образцу. Управляют своей деятельность, контролируют и корректируют. | Выясняют, что существует другой способ проверки, формулируют его - Подбор родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучат звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й'] | Вариант решения проблемы. 1. Карточка: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ____» 2. - Кто выбрал проверочные слова: ЗУБНОЙ, ДУБРАВА? Объясните свой выбор. Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный. |
Смоделировать новый способ действия (составление алгоритма) | Работа в группе | Организует работу учащихся в группах по составлению алгоритма для проверки парных согласных и следующее обсуждение составленных алгоритмов. Отслеживает результаты (обсуждает и корректирует допущенные ошибки). | Представляют в обобщенном виде новый способ действия Демонстрируют составленные алгоритмы по проверке парных согласных и после совместного обсуждения приходят к общему варианту. Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения | При взаимодействии с партнѐрами учитывают другое мнение, приходят к общему решению. Оформление алгоритма для передачи в 3Б класс. Заполнение листа достижений. | Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова (составленный) 1. Читаю слово. 2. В конце слова слышу парный звук … 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить) 4. Изменяю слово (подбираю родственное) 5. Проверяю … 6. Пишу букву 7. Графически обозначаю орфограмму | ||
6 | Первичное закрепление с проговаривани-ем во внешней речи | Усвоить новый способ проверки парных согласных, применяя составленный алгоритм | Работа в группе | Организует работу в группах. Консультирует, оказывает помощь учащимся Применяет игровой момент, Предлагает отдохнуть, выполняя физминутку, текст которой надо восстановить (учитывается скорость и правильность выполнения) | Проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование –алгоритм. Демонстрируют разные способы проверки парных согласных. Группа представляет восстановленный текст и проводит физминутку. | Применение разных способов проверки. Проявляют интерес к новому материалу. | Текст на слайде: Я приглашаю на ЗАРЯ.КУ Мелкие ша..ки, Лё..кие пры..ки. Вот и вся ЗАРЯ.КА. Мя..кая поса.ка |
7 | Физминутка | Снять усталость, создать условия для психофизической разгрузки | Коллективная | Формируют установку на здоровый образ жизни. | |||
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Использовать знания в новых ситуациях (коррекция отработки способа) | Инд. | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Предлагает задания разноуровневого характера. Организует проверку самостоятельной работы. | Используют составленный алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Решают типовые задания на новый способ действия | Выполняют самопроверку заданий по эталону | 1 уровень: Вставьте пропущенный парный согласный, напишите проверочное слово: Берё.ка, гла…кий 2 уровень: Разбежались слова. Помогите их собрать. Где растет морковь? 3 уровень - Выбрать два предложения, в которых есть такие слова №205: 1._______ [т']. 2.___ [т] ____. |
9 | Рефлексия | Провести самоанализ деятельности и еѐ результатов (сделать вывод каждому для себя о том, что он уже умеет) | Инд. | Помогает наметить коррекцию выявленных пробелов в знаниях и способах действия. Определяет домашнее задание с элементами выбора (по уровням):
| Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности. Заполняют лист достижений (фиксируют степень соответствия). | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Ответы на вопросы: ∙ Какую задачу ставили на урок? ∙ Удалось ли решить поставленную задачу: - что я уже хорошо умею делать? - над чем ещѐ надо поработать? |
Оценочный лист ___________________________ (фамилия, имя учащегося)
Дата | Умею определять позицию парного согласного в словах | Умею подбирать проверочные слова к словам с парными согласными | Умею проверять парную согласную способом подстановки гласного | Умею проверять парную согласную способом подстановки звонких согласных звуков [л], [м], [н], [р], [й'] | Умею действовать по алгоритму |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс
в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....
Технологическая карта урока русского языка по теме: « Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне».
Технологическая карта разработана на основе ФГОС....
Русский язык 2 класс. Парные согласные в корне слова.
урок русского языка 2 класс по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными»....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Парные согласные по звонкости и глухости. Способ проверки"
Урок построен в соответствии с ФГОС , УМК Школа России....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"
Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Парные согласные с-з» - 1 класс
Тема урока «Парные согласные с-з» Тип урока: рефлексия Цель урока: закрепить и скорректировать представления обучающихся о звуках [з] и [с], [з’] и [с’] о согласных, парн...