Русский язык 2 класс. Парные согласные в корне слова.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Трафимова Галина Александровна

урок русского языка 2 класс по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

ФИО: Трафимова Галина Александровна

Название представляемой работы: урок русского языка по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными».

Место работы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа  №14»,  г. Донской Тульской области

301770, Тульская область, г. Донской, мкр. Новоугольный,  ул. Кирова, д. 12. тел: 8(48746) 32505.

Руководитель образовательного учреждения. Пятикопова Римма Семеновна.

Должность: учитель начальных классов.

Педстаж: 27лет

Учебник по которому ведется работа (название, автор, год выпуска):

 Нечаева Н.В.: Учебник для 2 класса: В 2ч.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» 2012 г.

Яковлева С.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс: В 4 ч./ Под ред. Н.В.Нечаевой.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

На момент проведения урока в классе присутствовало 18 обучающихся. Качество обученности по русскому языку составляет 79%. Обучающиеся достаточно грамотно и качественно выполняют письменные работы, но с заданиями, требующими креативного мышления, видения проблемной ситуации, справляется меньшее число детей. Такие учащиеся всегда находятся и помогают своим товарищам совместно с учителем найти правильное решение, на них я и полагалась, планируя проблемные задания. Обучаясь второй год, дети стали заметно организованнее, учатся слушать и слышать товарищей, не повторять их ответы, выражать своё согласие или несогласие с ответом товарищей.

Тема. Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными.

Номер урока в теме: шестой, тесно связан со всеми предыдущими уроками по данной теме.

Цель. Создание условий для закрепления способов проверки парных согласных в корне и на конце слова.

Задачи организационной деятельности учителя:

Предметные: способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки в проверочном и проверяемом словах.

Личностные: содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: строят сообщения в устной и письменной речи; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах,  индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска

Этапы

План деятельности учителя

Предметная деятельность учащихся

Методический комментарий

1.Самоопределение деятельности. Организационный момент.

2. Этап мотивации учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

3.Этап актуализации знаний. Работа в парах.

4. Этап обобщения и систематизации знаний

Проблемная ситуация

5.Динамическая пауза.

6.Работа в группах.

7.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Создание ситуации успеха.

8. Динамическая пауза.

9. Включение в систему знаний и повторение.

10. Этап подведения итогов.

11. Рефлексия.

Я приветствую вас, мои юные исследователи русского языка, потому что изучение родного языка- это всегда интересно. Садитесь. Сегодня нам предстоит большая работа, плодотворно потрудиться получится у приветливых, доброжелательных людей, поэтому давайте улыбнёмся друг другу и вспомним, что всё перетрут терпенье и …….(труд).

Давайте исследуем слово труд с точки зрения готовности к уроку. Проверяем глазками наличие.

Т- тетрадь

Р- ручка

У- учебник

Д- дневник

Всё в порядке, приступаем к работе.

Число, классная работа у нас уже записано. И начинаем с минутки чистописания.

бп   зс   жш

Что можете сказать о написанных буквах?

Найдите закономерность, продолжите запись, допишите недостающие буквы. Не забывайте о правильной посадке.

Оцените свою работу. Найдите самое красивое соединение и подчеркните его.

Те, кто уже выполнил работу, найдите на слайде слова с парными согласными. Как вы думаете, почему я предложила эти задания?

А кто уже догадался, какой будет тема нашего урока?

Она новая для вас?

Верно, мы уже несколько уроков работали над орфограммой «Правописание парных согласных в корне слова» и сегодня обобщаем полученные знания.

Какая на сегодняшнем уроке наша главная цель?

Перед собой вы видите шкалу успешности изучения новой орфограммы. Закрасьте левую часть шкалы до того уровня, на котором, по вашему мнению, вы находитесь сейчас.

Как вы думаете, а почему мы закрасим только половину шкалы?

В течение урока мы будем выполнять задания: Определять сильную и слабую позицию парных согласных, находить способы их проверки, объяснять, оценивать свою работу, и по тому, как вы со всем этим справитесь, проверите правильность вашей оценки.

Положите перед собой белую карточку. А почему она у вас одна?

 Правильно определили вашу деятельность.

Вспомним правила парной работы, вы их знаете.

Работу выполняем на карточке.

Вставьте пропущенные буквы и распределите эти слова на две группы.

Берё…ка, зу…, тра..ка, моро…, ло..ка, лё..

По какому признаку разделили на группы.

Сделайте, вывод, где могут находиться парные согласные, требующие проверки.

А как по- другому можно разделить на группы.

Продолжим нашу работу. Я продиктую предложение, вам надо заменить его одним словом с парным согласным на конце.

Приём пищи в середине дня

Граждане одной страны

Высокая болотная трава

Товарищ, по- другому -

-Каким способом проверим эти слова, запишите рядом проверочное слово.

Всё ли у вас получилось?

 Какой способ проверки выберем для слова друг?

Опять поработаем в парах.

Берём карточку жёлтого цвета. Прочитайте задание.

К данным словам подберите однокоренное слово, обозначающее предмет в соответствии  со схемой.

Шарф- корень+ суффикс ик+ нулевое окончание

Дуб- корень+ суффикс –ок+ нулевое окончание

Город- корень+ суффикс ишк+ окончание о

Проверяем, что у вас получилось.

Какой способ проверки использовали?

Давайте отдохнём.

Лёгкие прыжки: раз, два, три

Мягкие шажки: раз, два, три

Вот и вся зарядка.

Мягкая посадка.

В нашей физминутке встретились слова с парными согласными. Кто же самый внимательный и сможет их назвать?

А теперь я предлагаю поработать в группах.

 

На группы сегодня разделимся в соответствии с карточками букв, лежащими у вас на столе.

1 группа- дети с карточками на которых написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

2 группа- дети с карточками на которых написаны парные звонкие и глухие согласные звуки

3 группа- дети с карточками букв, обозначающих непарные глухие согласные звуки

Сначала проверим, все ли оказались в своей группе? Проверьте друг у друга карточки с буквами.

Теперь обратите внимание на правила работы в группе.

Задание группам. Обсудите: какая позиция для парных согласных слабая? Какая сильная? Какой способ проверки парных согласных ещё можно использовать?

1 группа. Поход, походная, походка, ходить.

2 группа Снега, снежки, снежок, снежная

3 группа Сосед, соседи, соседский, соседний

А где  вы можете применить полученные знания о способах проверки?

Вы уже сейчас можете применить знания о парных согласных.

На листочках красного цвета написаны три задания. Прочитайте их. Определите, какое задание, по вашему мнению, самое лёгкое, а какое самое трудное.

Теперь обратите внимание на свою шкалу успешности. Как вы себя оценили? Выбираете то задание, которое вам по силе,

выполняете его в тетради.

(……) Вставьте пропущенную букву, а рядом напиши проверочное слово.

Сторо…, моро_, матро_, горо_, рыба_, отря_, чертё_, подно_, каранда_.

  (….) Напиши слова в единственном числе. Подчеркни буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слов.

Абрикосы, гаражи, малыши, грузы, рассказы, стрижи, холода, дожди, кроты

(……) Запиши предложения, исправляя ошибки.

В зимний холат всякий молат.

Береги ноз в сильный марос.

По рике плывёт плод.

На обет был гребной суб.

Самопроверка. Проверьте свою работу и оцените её. Если у вас всё без ошибок, поставьте оценку «5» на полях, если 1-2 ошибки «4», 3-5 ошибок «3». Надеюсь, что несправившихся с заданием нет.

Учащиеся, выполнившие задание раньше других, выполняют упражнение 158. Мальчики- задание для мальчиков, девочки- для девочек.

.

Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.

О каком слове, встретившемся во всех трёх заданиях, идёт речь?

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз.

Выполним звукобуквенный разбор этого слова.

Что мы узнали и чему научились за время работы по теме: «Правописание парных согласных в корне слова».

Наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к шкале успешности. Определите теперь на какой ступеньке вы находитесь по своим знаниям о парных согласных, закрасьте правую половинку.

Дети улыбаются друг другу.

Проверяют глазами наличие предметов к уроку, если чего-то не хватает, достают.

Это буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Самостоятельно оценивают себя, находят красивое написание букв.

Труд, тетрадь, учебник, дневник.

Правописание парных согласных.

Мы уже несколько уроков работали по этой теме.

Дети закрашивают одну половину шкалы, оценивая свои знания по теме.

Вторую половину закрасим в конце. Мы проверим свои знания.

Наверное, будем работать в парах.

Читают на слайде правила работы в парах.

В одну группу записали слова с парной согласной в середине, а в другую- в конце.

Берёзка   зуб

Травка  мороз

Лодка    лёд

Ложка

По количеству слогов.

Обед- обеды

Народ- народы

Камыш- камыши

Друг- ?

Этот способ проверки не подходит для слова друг, потому что мы проверим другую букву.

Нет друга

На карточке получается:

Шарф- шарфик

Дуб- дубок

Город- городишко

Большой – маленький

Лёгкие, мягкие, шажки, прыжки

Дети смотрят на карточке букву, определяют какой она обозначает звук и направляются в свою группу.

Взаимопроверка. Выявляют товарищей, неправильно определивших свою группу.

На слайде читают правила работы в группе.

Сильная позиция согласных, если после них стоит гласный или сонорный согласный.

При написании диктанта.

Самое лёгкое задание второе, потому что уже даны проверочные слова.

Следующее по сложности- первое.

А самое трудное- последнее, потому что нужно найти ошибки и правильно написать слова.

Дети оценивают свои силы и выполняют выбранное задание.

На слайде показана правильно выполненная работа. Дети проверяют, ставят себе оценку.

Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга.  Учитель даёт положительный эмоциональный настрой на урок и плодотворную работу.  В ходе исследования слова ТРУД проверяют готовность к уроку

Слайд презентации стимулирует на самостоятельную проверку готовности к уроку, и те, у кого не хватало принадлежностей достали их.

Устанавливается связь между общим и частным. Ученики находят закономерность и продолжают записанный ряд букв.

Учитель стимулирует на здоровьесбережение.

Ученики выполняют самооценку своей работы.

Учитель обращает внимание на слайд и в процессе обсуждения дети выходят совместно с учителем на самостоятельную постановку задач учебной деятельности и личностную мотивацию актуализации известных знаний для успешного открытия новых.

Вопрос учителя направляет на правильное определение деятельности учащихся.

Обращая внимание на слайд, учитель опирается на умение детей работать в парах.

Выполняют классификацию, самостоятельно делают вывод о местонахождении парной согласной.

Проблемная ситуация возникает, когда дети начинают подбирать проверочное слово к слову ДРУГ. Выбранный ранее способ не подходит, потому что не та буква проверяется. В ходе обсуждения дети находят другой способ проверки слова.

 Продолжается развитие коммуникативных универсальных действий

Задание направлено на проверку понимания и освоения способа действия

Принципиально важно, чтобы физкультминутка не прерывала, а помогала сохранить детям логическую связь с той учебной деятельностью, которой они занимались до физкультминутки ,и будут заниматься после нее.

Распределение по группам основывается на прежнем фонетическом опыте учащихся. Дети анализируют какой звук обозначает буква, написанная на карточке и направляются в нужную группу. Затем внутри группы идёт взаимопроверка. Учащимся неправильно определившим свою группу помогли найти ошибку.

Слайд стимулирует на работу в группе.

 

Проверяется умение распознавать и воспроизводить изученное. Актуализация изученных способов действий для выполнения задания.

Вопрос направлен на осознание практического применения полученных способов действий.

Задание направлено на создание условий для осознания и самоанализа своих возможностей, умение правильно оценивать уровень сложности задания

Осуществлять осознанный самостоятельный выбор задания

Учитель поощряет словом адекватное самоопределение.

Осуществляется самоанализ и самопроверка своей деятельности

Гендерный подход

Здоровьесбережение.

На этом этапе,  подобрано задание, в котором тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 Фиксируется  содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова»

«Правописание парных согласных в корне».Цель:- формирование навыка правильного грамотного письма при написании слов с парными согласными....

Презентация к уроку русского языка " Правописание парных согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных согласных в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.Задачи урокаДидактические:1.    Построит...