рабочая программа по русскому языку и календарно-тематическое планирование по программе Перспективная начальная школа 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-
2017учебный год, примерной программой по русскому языку начального общего образования, авторской программой М.Л.Каленчук,Н.А.Чуракова«Русский язык» (программа для 1-4 кл) / Проект «Перспективная начальная школа»./ Программы по учебным предметам - М.: Академкнига,2011.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При реализации рабочей программы по русскому языку общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской СОШ учитывается, что объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали в 4 классе 2 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.
Цель: формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования и демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Задачи:
- развитие речевых способностей, умение общаться на русском языке;
- освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями слушания, говорения, чтения и письма на русском языке;
- развитие интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и чувства сопричастности к культуре и литературе русского народа и народов мира.
Количество часов на год по программе – 170, количество часов в неделю – 5 (4 часа за счет обязательной части и 1 час за счет части формируемой участниками образовательных отношений, с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению русского языка), что соответствует учебному плану Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 82.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2016-
2017учебный год, примерной программой по русскому языку начального общего образования, авторской программой М.Л.Каленчук,Н.А.Чуракова«Русский язык» (программа для 1-4 кл) / Проект «Перспективная начальная школа»./ Программы по учебным предметам - М.: Академкнига,2011.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. При реализации рабочей программы по русскому языку общеобразовательной программы МКОУ Нерастанновской СОШ учитывается, что объём домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали в 4 классе 2 часа. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Нерастанновской СОШ.
Цель: формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования и демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Задачи:
- развитие речевых способностей, умение общаться на русском языке;
- освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями слушания, говорения, чтения и письма на русском языке;
- развитие интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и чувства сопричастности к культуре и литературе русского народа и народов мира.
Количество часов на год по программе – 170, количество часов в неделю – 5 (4 часа за счет обязательной части и 1 час за счет части формируемой участниками образовательных отношений, с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению русского языка), что соответствует учебному плану Нерастанновской СОШ на 2016-2017 учебный год.
Основное содержание программы
Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.
№ | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Фонетика и орфография | 25 | 25 |
2 | Морфемика и словообразование | 15 | 15 |
3 | Морфология и лексика | 70 | 70 |
4 | Синтаксис и пунктуация | 25 | 25 |
5 | Развитие речи с элементами культуры речи | 35 | 35 |
6 | ИТОГО | 170 | 170 |
Требования к планируемым результатам изучения программы.
Личностные результаты
Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
-действовать по плану и планировать свои учебные действия;
-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД
Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-искать, получать и использовать информацию;
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами;
-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
- пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике;
-находить в них нужные сведения;
Коммуникативные УУД.
Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты.
овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи;
освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного);
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении);
способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного);
умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка;
- зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научится:
- проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научится:
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
- правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научится:
- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
- определять три типа склонения существительных;
- определять название падежей и способы их определения;
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научится:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- определять члены предложения: главные и второстепенные;
- определять однородные члены предложения;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научится:
- различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
- использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
- определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
- определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научится:
- Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- Подбирать примеры с определённой орфограммой;
- При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
- Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
- Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
- Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
- Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
- Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
- Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научится:
- Создавать тексты по предложенному заголовку;
- Подробно или выборочно пересказывать текст;
- Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема | Вид контроля | Формы контроля |
12 | Входной диктант. Правописание безударных гласных. | Текущий | Диктант |
31 | Контрольный диктант по теме: «Определение спряжения глагола по его начальной форме. | Текущий | Диктант |
55 | Диктант. Написание безударных суффиксов глаголовв форме прошедшего времени | Текущий | Диктант |
73 | Диктант по теме «Написание безударных окончаний глаголов.» | Итоговый | Диктант |
122 | Диктант с грамматическим заданием. | Текущий | Диктант |
161 | Итоговый диктант с грамматическим заданием. | Текущий | Диктант |
Календарно-тематическое планирование.
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плано вые сроки прохо ждения | Скоррек тиро- ванные сроки прохождения | ||
I триместр | ||||||
1-4 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Понимать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русскийязык»; основные словари русского языка; что при образовании новых слов отглагола ОСНОВА глагола может усекаться, а может использоваться целиком, ,что гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково. Сравнивать слова в каждой группе; образовывать от глаголов однокоренные слова с данными приставками и существительные; определять, как образовано слово; образовывать слова с суффиксом -чик-; писать слова с видимым на письме чередованием согласных; разбирать по составу сложные слова | ||||
5 | Р.р. Знакомимся с текстом - рассуждением. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Характеризовать, чем отличается текст- повествование от текста- описания; понятие «цитата». Работать с фразеологическим словарем; цитировать текст | ||||
6-7 | Различение суффиксов. Значения суффиксов. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Выделять в словах суффиксыуменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов;определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми согласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово | ||||
8-9 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие издругих языков | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Формировать выводы, что в русском языке в словах«аплодировать», «аплодисменты» удвоенные согласные не сохранились. Определять и писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; называть приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня; образовывать новые слова с приставкой ад-; выделять в словах корни; стрелками показывать, какое слово в каждой паре дало жизнь другому | ||||
10 | Р.р. Знакомимся с текстом - рассуждением. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Практическое овладение диалогическойи монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения. | ||||
11 | Закрепление материала. Повторение орфограмм и подготовка к диктанту. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Формулировать выводы из изученного материала. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки | ||||
12 | Входной диктант. Правописание безударных гласных. | |||||
13-14 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | |||||
15-19 | Знаки препинания при однородных членахпредложения. Где поставить запятую? Что такое союзы? | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Формулировать вывод оправилах постановки запятой при однородных членах предложения. Работать в паре;составлять схемы предложений; вставлять пропущенные запятые, соединяющие однородные члены; читать предложение с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления | ||||
20-21 | Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||||
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Изложение текста(повествование, повествование с элементами описания) | ||||||
22 | Р.Р.Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Формулировать выводы из изученного материала, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам ичислам; глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | ||||
23 | Сравниваем личные окончания глаголов принадлежащих к разным спряжениям. | |||||
24 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | |||||
25-26 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | Работа в паре ;работать с толковым словарем;цитировать отрывки из текста; отвечатьна вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста(рассуждение и повествование) | ||||
27 | Р.р.Учимся рассуждать. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | ||||
28 | Правило употребления предлогов о и об | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Формулировать правило; записывать текст, выбирая нужный предлог; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами. | ||||
29-30 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Исследовать с помощью уже приобретенных знаний, что глаголы, образованные отдругих глаголов с помощью приставки,всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей». | . | |||
31 | Контрольный диктант по теме: «Определение спряжения глагола по его начальной форме. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. | ||||
32-35 | Работа над ошибками. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Работать в паре; находить главные мысли учебного текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения. | . | |||
36-37 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Давать характеристику предложению, умение работать со схемой предложения. | ||||
38-39 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить». | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Отличать глаголы от глаголов – исключения. | ||||
40-42 | Написание безударных суффиксов глаголав форме прошедшего времени. | Работа в паре ;работать с толковым словарем;цитировать отрывки из текста; отвечатьна вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста(рассуждение и повествование) | ||||
43 | Р. р. Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Исследовать глаголы прошедшего времени и написание безударных суффиксов глагола. | ||||
44-45 | Суффиксы повелительнойформы глагола.Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | ||||
46 | Р.р.Письменное изложение: «Куда лето прячется». | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Анализировать схему с целью определения состава воздуха Исследовать с помощью опытов свойства воздуха Формулировать выводы из изученного материала | ||||
47-48 | Трудности написания повелительной формы глагола..Различение повелительной формы множественного числаи формы 2-голица множественного числа | Различать глаголы повелительной формы . Выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу;пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | ||||
49 | Трудности написания глаголов на –ятьв настоящем(или будущем)и в прошедшем времени | |||||
50 | Трудности написания глаголов на –ятьв настоящем(или будущем)и в прошедшем времени | Работа в паре ;работать с толковым словарем;цитировать отрывки из | ||||
51 | Р.р.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | текста; отвечатьна вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста(рассуждение и повествование) | ||||
II триместр | ||||||
52 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие издругих языков. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Пользоваться обратным словарем; находить чередования согласныхв корне; сравнивать спряжение глаголов «лечь» и «жечь». Работать со словарём, понятия «аббревиатура», «аллитерация»; слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из латинского языка. | ||||
53-54 | Работа над ошибками. Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь | |||||
55 | Диктант . Написание безуд суффиксов глв форме пр вр | |||||
56 | Р.р.Учимся делать научное сообщение. | Формулировать и сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости | ||||
57-59 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Формулировать вывод ,что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. Наблюдать и работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается. | ||||
60 | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Выяснить, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. Работа в паре с обратным словарём. | ||||
61 | Р.Р.Описание,повествованиеи рассуждение. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | ||||
62-64 | Написание ои ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корняхсуществительных) | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Формулировать написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). Объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах | ||||
65-66 | Написание ои ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корняхсуществительных) | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Формулировать написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). Объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах | ||||
67 | Р.р. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» | Владение работать с картиной; работатьс толковым словарем; выделять средства художественной выразительности. | ||||
68-69 | Написание ои ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корняхсуществительных) | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Формулировать написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). | ||||
70 | Написание ои ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корняхсуществительных) | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах. | ||||
71 | Комплексный тест. Повторение по теме: «Написание безударных окончаний глаголов». | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Работа в паре : составление монолога и диалога. | ||||
72 | Повторение по теме «Глагол». | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Научатся понимать написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч. | ||||
73 | Диктант по теме «Написание безударных окончаний глаголов.» | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Формулировать выводы из изученного материала. | ||||
74 | Работа над ошибками.Повторение по теме «Глагол». | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Научатся понимать написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч. | ||||
75 | Повторение по теме «Глагол». | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять Научатся понимать написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч. | ||||
76 | Р.р.Что такое монолог и диалог Устно. Повторение потеме «Безударные окончания глаголов». | |||||
77-79 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Глагол». | |||||
80 | Р.р. Учимся делать научное сообщение | Формулировать и сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости | ||||
81-82 | Повторение по теме «Глагол». | Формулировать выводы из изученного материала Рассказывать по своим наблюдениям о том, как пользоваться обратным словарем. | ||||
83-84 | Где используются однородные члены. | Пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения. Выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для уч-ка по окружающему миру. | ||||
85 | Р.р.Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре | Формулировать и сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости. | ||||
86 | Где используются однородные члены. | Пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения. | ||||
87-88 | Существительное. Олимпиадное задание. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Характеризовать признаки имен существительных. Объяснять, почему в одинаковых формах окончания пишутся по-разному; ставить существительные в начальную форму; указывать число и род существительных; находить несклоняемое существительное; работать по обратному словарю. | ||||
89-90 | Прилагательное. Краткая форма прилагательных. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Давать характеристику признакам имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного. Выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных | ||||
91 | Р.р. Работа с картиной В. Джеймса«Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот,сидя на окне?» | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | ||||
92 | Повторение по теме «Синонимы». | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. | ||||
93-95 | Глагол . | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Определять форму глагола в предложении; образовывать повелительную форму глагола; разбирать глаголы по составу. Научатся иметь представлениео глаголах совершенного вида и несовершенного вида. | ||||
96 | Р.р.Учимся писать сочинение | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Описывать в сочинении уголокприроды так, чтобы все, кто прочитаетсочинение, смогли представить его; составлять план сочинения. | ||||
97-98 | Устойчивые выражения. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Научатся иметь представлениео фразеологизмах. | ||||
99-102 | Простая и сложная формы будущего времени глагола. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Понимать, что форма глагола - это время, число, лицо или род. Определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола | ||||
103 | Личные местоимения | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Научатся понимать, как личные местоимения изменяются по падежам, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н. | ||||
3 триместр | ||||||
104-105 | Личные местоимения | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Научатся понимать, как личные местоимения изменяются по падежам, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н. | ||||
106 | Р.р. Как устроена книга | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Использовать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация». Находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарем происхождения слов |
107 | Р.р.Рассуждаем о нашем прошлом. | Практическое овладение диалогическойи монологическойречью. Овладениенормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | ||
108 | Разбор слова по составу. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Проводить морфемный анализ слова. | ||
109 | Разбор по составу глаголов. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | ||
110 | Р.р. Что такое аннотация и как ее составить. | Использовать понятие «аннотация»; где располагается аннотация. Понимать и составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. | ||
111-114 | Орфограммы в корнях слов. | Понимать и записывать родственные слова; разбирать слова по составу; определять место нахождения орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; находить слова с орфограммой ча~щапод ударением; выписывать из текста прилагательные и существительные с безударной гласной в корне. | ||
115 | Орфограммыв суффиксах слов. | Применять правила правописания, работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове. | ||
116-117 | Существительные, Беглый гласный. | Использовать работу с обратным словарем; образовывать существительные с суффиксами -чип-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек- | ||
118 | Существительные. Буквы о и е после шипящих. | Понимать, , что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный. | ||
119 | Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением | Понимать правило написания безударных гласного, проверяемого ударением | ||
120 | . Прилагательные. Буквы ои е после шипящих и ц. | Понимать, что в прилагательных, образованных от основ существительных,оканчивающихся на шипящий и ц, подударением пишется о, без ударения - е; когда прилагательные, образованные от основ существительных - названий стран, краев, городов, пишутся с большой буквы. | ||
121 | Р.р. Письменное изложение | Использовать работу с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану. | ||
122 | Диктант с грамматическим заданием. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Применять правила правописания. | ||
123 | Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы ои е после шипящих и ц. | Осознавать причины появления ошибок и определять способы действий. Помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. От основ данных существительныхобразовывать с помощью суффикса-ист- прилагательные; разбирать прилагательные по составу; работать со слово- образовательным словарем; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -лив- прилагательные | ||
124 | Прилагательные. Бездарный гласныйв суффиксе, который надо запомнить. | Понимать. что написание суффикса -чив- надо запомнить. Находить слова с разделительным ъ и разделительным ь знаками; выделять суффиксы прилагательного. | ||
125-126 | Глагольные суффиксы. | Различать разные формы одного и того же слова; определять форму глагола; от данных слов образовывать глаголы; выделять суффиксы. | ||
127 | Р.р.Что такое монолог и диалог. | Иметь представление о понятиях «монолог» и «диалог», составлять диалог и монолог. | ||
128 | Орфограммыв окончаниях существительных. | Понимать и определять место нахожденияорфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем. | ||
129 | Орфограммыв окончанияхприлагательных | Понимать и находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного | ||
130 | Орфограммыв окончаниях существительных. | Понимать, что у существительных в форме творительного падежа единственного числа после шипящих под ударением в окончании пишется буква о, без ударения - буква е. | ||
131 | Р.р.Учимся составлять аннотации.. | Понимать и составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. | ||
132-135 | Орфограммыв окончаниях глаголов. | Образовывать начальную форму глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки, объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы. | ||
136 | Р.р. Продолжаем знакомиться с текстом рассуждением. | Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение. | ||
137-138 | Учимся различать форму 2-го лица множественногочисла и повелительную форму глагола . | Понимать и объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -тьсяи –тся. | ||
139-141 | Орфограммы в приставках. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Применять правила правописания. | ||
142 | Р.р. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети» | Понимать и анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану. | ||
143-144 | Работа разделительногоьв прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | Определять перед какими буквами пишется разделительный ь знак.Записывать словосочетания издвух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей?; различать прилагательные, отвечающие на вопроскакой? и вопрос чей?; показывать, как образованы прилагательные; образовывать краткую форму прилагательного | ||
145 | Р.р. Письменное изложение. | Использовать работу с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану. | ||
146 | Работа над ошибками. Слова, которые легко перепутать. | Осознавать причины появления ошибок и определять способы действий. Помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. | ||
147-148 | Мягкий знакпосле шипящихна конце основы в словах разных частейречи. Существительные. | Понимать,что существительные с основойна шипящий в форме родительного падежа множественного числа пишутся без ь знака на конце. | ||
149 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма. | Понимать на какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме. | ||
150-151 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы. | Понимать на какие вопросы отвечает начальная форма глагола и повелительная форма глагола; что во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется ь. | ||
152 | Р.р. Учимся составлять аннотации. | Понимать и составлять аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. | ||
153 | Написание -тьсяи –тся в глаголах | Работать с обратным словарем; писать слова на -тьсяи -тся; объяснять орфограммы | ||
154 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены. | Использовать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения. Подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем | ||
155 | Учимся давать характеристику предложению. | Использовать алгоритм разбора предложения. Давать характеристику предложению. | ||
156 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | Познакомится с понятиями «простое» и «сложное» предложение. Находить сложные слова в тексте; выделять основу предложения. | ||
157 | Р.р. Рассматриваем старые фотографии. | Рассматривать старые фотографии; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение | ||
158-160 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | Применять правила правописания. | ||
161 | Итоговый диктант с грамматическим заданием. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Применять правила правописания. | ||
162 | Р.р. Учимся писать сочинение. Сочинение- описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография». | Писать сочинения, используя данный план. | ||
163 | Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | Осознавать причины появления ошибок и определять способы действий. Помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять | ||
164-165 | Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами. | Подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами. | ||
166 | Р.р. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта.простых | Приводить некоторые сведения из биографии автора; перечислять произведения автора; коротко рассказывать о главных или любимых героях его произведений; делиться своими впечатлениями о произведении автора; пользоваться разделом «Сведения о писателях»; подготовить сообщение о творчестве писателя или поэта | ||
167 | Р.р. Учимся писать сочинение. | Писать сочинения, используя данный план.рассказывать о родном крае(о памятниках, музеях, культурных ценностях или об интересных людях) поданному плану; составлять свой план;выражать тему и основную мысль сочинения. | ||
168-169 | Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами. | Подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами | ||
170 | Олимпиадноезадание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря». | Разбирать предложение по членам; выписывать го текста существительные, образованные с помощью суффиксов -к-; разбирать слова по составу | ||
Итого: | 170 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Абрамова М.Г., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Байкова, Т. А. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2.4 класс - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № ___ от « ___» ______ 2016 г.
_______ И.А. Кошевая
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
._________Попова С.Б
«__» ______2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по УМК "перспективная начальная школа"
В этом разделе помещены рабочая программа и каледарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс УМК "Перспективная начальная школа". Составители учителя начальных классов Вишнякова Вал...
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология и информатика....
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс по предметам: русский язык, развитие речи, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс по предметам: обучение грамоте- чтение, письмо/русский язык, математика, окружающий мир, технология, изобразительно...
Календарно-тематическое планирование по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс
Календарно-тематическое планирование по всем предметам с УУД....
Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Где используются однородные члены" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об использовании однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания; формирование умений находить в предложении однородные и неоднородные опр...