Календарно-тематическое планирование по УМК "перспективная начальная школа"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

В этом разделе помещены рабочая программа и каледарно-тематическое планирование по русскому языку  2 класс УМК "Перспективная начальная школа". Составители учителя начальных классов Вишнякова Валентина Фёдоровна, Глебова Марина Николаевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp.2kl.ozm_.doc141.5 КБ
Microsoft Office document icon rab.prog_.2kl.russk_.yaz_..doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Согласовано

             Заместитель директора по УВР

              ____________Дубровская А.Л.

             «___»______________20__  года

 

Муниципальное образование  Тбилисский район

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  ознакомлению с окружающем миром

 

Класс   2

Учитель  В.Ф. Вишнякова

Количество часов:  всего -68 часов;   в неделю  -2 часа;

 

Планирование составлено на основе рабочей программы по  математике

Учитель: Глебова М.Н.  Вишнякова В.Ф., утверждена на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №7», протокол №1 от  31  августа 2011г.

урока

Темы урока

Содержание

учебного предмета,

 курса

Тематическое планирование

Кол-во

часов

       Дата проведения

Характеристика

 деятельности

обучающихся

план

Факт             

Человек  и  природа

26ч. +21ч.

(р.)

Времена  года

4

1.

1

Письмо экологов школьникам

1

Различать растения и животных, используя информацию в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Анализировать примеры использования человеком богатств   природы.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы.

Анализировать примеры использования человеком богатств   природы.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Оценивать личную роль в охране воды воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Группировать (классифицировать) объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные, культурные – дикорастущие растения. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Объяснять и уметь доказывать  возможность жизни подо льдом.

Характеризовать способы питания, размножения;  условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пассике.  

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах  и описывать её состояние.

Проверять достоверность

народных примет о погоде.

Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах

Различать и характеризовать лекарственные растения

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

равнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. . Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

2.

2

Пр.р.Обучение учащихся работе с учебным комплектом по окружающему миру.

1

3.

3

Экскурсия  «Мир живой и неживой природы родного края»

1

4.

4

 Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний

1

Тело человека

2

5.

1

Наблюдение: «Первая мед. помощь при травмах»

1

6

2

Опыт: «Правила измерения температуры  тела человека»

1

Наша страна на карте и на глобусе

5

7.

1

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус – уменьшенная модель Земли .

1

8.

2

Вращение Земли вокруг своей оси- причина смены дня и ночи.

1

9.

3

Звёзды. Созвездия.

1

10.

4

Вращение Земли вокруг Солнца- причина смены сезонов года на нашей планете.

1

11.

5

Взаимосвязь живой и неживой природы.

1

Человек- часть при

роды

4

12.

1

Условия,необходи

мые для развития растений (вода

,воздух,свет, тепло).

1

13.

2

Общие представления о воздухе как смеси газов. Пр.р. «Обнаружение и изучение свойств воздуха»

1

14.

3

Вода – источник жизни на Земле. Пр.р.Определение свойств воды.

1

15.

4

Пр.р. Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников.

1

           

Природа живая  и неживая

25

16.

1

Развитие растений из семени. Пр.р. Опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений

1

17.

2

Корень, стебель, лист растения. Опыт «Передвижения воды по стеблю от корня к листьям».

1

18-19.

3-4

Дыхание и питание растений.

2

20.

5

Разнообразие растений Земли.

Цветковые и хвойные растения.

1

21.

6

Папоротники, мхи, водоросли.

Пр.р: Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария.

1

22.

7

.

Растения из

Красной  книги России. Пр.р. Составление Красной книги своей местности.

1

23.

8

Дикорастущие и культурные растения.

1

24.

9

 

Значение растений в жизни человека.

1

25.

10

Сельское хозяйство своей местности

1

26.

11

Охрана растений.

1

27.

12

Растения из Красной книги России

1

28.

13

Продолжительность жизни растений

1

29.

14

Размножение растений.

1

30.

15

Пр.р. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами за ними, размножение с помощью черенков.

1

31.

16

Грибы. Строение,питание, место обитания,размножение шляпочного вида.

Пр.р.Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба.

1

32.

17

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

33.

18

Животные Земли. Разнообразие животных.

1

34.

19

Насекомые.

1

35.

20

Рыбы.

1

36.

21

Земноводные.

1

37.

22

Пресмыкающиеся.

1

38.

23

Птицы.

1

39.

24

Звери.

1

40.

25

Защитные приспособления у животных.

1

Природа вокруг нас

7

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Характеризовать природные изменения

Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природе обсуждать полученные сведения.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребности людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

41.

1

Взаимосвязи животных и растений.

1

42.

2

Значение диких и домашних животных в жизни человека.

1

43.

3

Пр.р. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки).

Уход за животными – обитателями живого уголка.

1

44.

4

Охрана животного мира.

1

45.

5

Животные из Красной книги России.

1

46.

6

Охраняемые животные своей местности.

1

47.

7

Экскурсия на животноводческую ферму.

1

Человек    и общество

21ч.

Наша Родина – Россия, Российская Федера

ция

4

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.

Знакомиться с правилами поведения в школе и  в природе

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимых или не допустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Практическая работа: составлять режим дня в группах.

Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить  примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Оценивать свои личные качества  и их проявления в семье.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города (села).

Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально – эстетического впечатления от увиденного.

Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села).

Оценивать личный вклад в подготовку и проведения праздника, свои впечатления от участия в нём.  

Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков.

Показывать место нахождения Москвы и других крупнейших городов (2 – 3 города) на карте России.

Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.

2

48.

1

.

Человек разумный – часть природы

1

49.

2

.

Разнообразие внешности человека, его индивидуальность

1

50.

3

Условия, необходимые для жизни человека.

1

51.

4

Понятие о здоровье Питание и здоровье

1

Я – школь

ник

2

52.

1

Режим дня школьника Пр.р. Составление режима дня

1

53.

2

.

Личная гигиена, предупреждение простудных заболеваний

1

Прави

ла безопасной жизне

дея

тельности

 

2

54.

1

Правила безопасного поведения в  на улице. Пр.р  Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

1

55.

2

Правила безопасного поведения в быту.

1

Моя Родина

4

56.

1

Семья ребёнка. Родословная семьи. Пр.р. Общение с родственниками как способ получения информации для составления  родословной семьи.

1

57.

2

Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны.

1

58.

3

Россия – наша Родина. Государственная символика России.

1

59.

4

Родная станица

. Экскурсия по станице. Посещение краеведческого музея.

1

61.

Страницы исто

рии

4

60-61

1-2

Москва – столица России. История Московского Кремля.

1

62.

3

Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая – День Победы.

1

63.

4

.

Государственные праздники и памятные даты: 12 декабря – День конституции

1

Родной край – частица Родины

3

64.

1

Особенности труда людей родного города (села).

1

Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранения российского историко-культурного наследия.

Рассказывать о праздничных днях России,  готовить сообщения на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

Наблюдать (в родном городе, крае) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков

65.

2

.

Влияние практической деятельности человека на природу

1

66.

3

Встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности.

1

Значе

ние труда для челове

ка и общест

ва

1

67

1

Профессии людей

1

Страны и народы мира

1

68.

1

 

Общее представление о многообразии стран,народов,религий на Земле.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  Тбилисский район

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

 УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

  Председатель педсовета

Н. Р. Куликова_____________        

                                                                                                       Директор МОУ «СОШ № 7»    

         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   русскому языку (обучение грамоте)

Ступень обучения    начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов   675ч.        Уровень    базовый     

 Составители:  Глебова М.Н.   Вишнякова В.Ф.

Программа разработана на основе примерной программы  по русскому языку  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 г.), 

программы «Систематический курс русского языка». Авторы Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук.    программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/; Сост. Р.Г.Чуракова. – изд.,.: Академкнига/Учебник, 2009.

 

 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы «Систематический курс русского языка». Авторы Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук.  Рекомендовано Министерством образования  и науки РФ. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/; Сост. Р.Г.Чуракова. – изд., испр.-М.: Академкнига/Учебник, 2009.

УМК « Перспективная начальная школа»

1класс

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник.- М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010.
  2. Голфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс.- М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010.
  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010.
  4. Азбука. Тетрадь по письму. (1-3ч) Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков М. Академкнига/Учебник2010.

2класс

1. ЧураковаН.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 частях. Части 1 и3.- М.:Академкнига/Учебник, 2011г.

2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 частях. Часть 2.- М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

3. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 2 класс.- М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

4.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическон пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2008.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

    Начиная со 2 класса, на уроках русского языка  проводится системная работа, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.

    Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещённых в учебнике «Литературное чтение».

    Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых  знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

2.Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

 Примерная программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Обучение грамоте

(фонетика, графика, письмо, слово и предложение, развитие речи)

115

115

Фонетика и орфоэпия

15

10

2

2

1

Графика

5

3

    4 (р)

2/4(р)

0/4(р)

Лексика

20

-  

6

6

8

Состав слова (морфемика)

27

16+9(р)=

25

4/8(р)

4/3(р)

Морфология

118

5

43

43/4(р)

27/11(р)

Синтаксис

42

7

     12(р)

15

20

Орфография и пунктуация

163

7

52

52

52

Развитие речи

102

15

22+4(р)=26

30

35/5(р)

Резерв

 68

29

16

23

Итого:

 675ч.

 165

170

170

170

3 .Общая характеристика учебного предмета

Систематический курс русского языка в начальной школе представлен как совокупность понятий правил сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.  После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной деятельности.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

4.Место предмета в   учебном плане и учебном процессе.

В   учебном плане школы  на изучение  курса «Русский язык»  отводится  165ч -1класс,

 170ч-2кл,3кл,4класс, всего- 675 ч.

5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

 Изучение русского языка  способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосзнания.

Формируется позитивное эиоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка  и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

6.Личностные, метапредметные и предметные  результаты усвоение

конкретного учебного предмета курса.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются – осознание языка как основного средства человеческого общения, восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека. Способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметными результатами являются умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Способность ориентироваться  в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Предметными результатами являются- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов., умение проверять написанное, находить. Сравнивать языковые единицы: звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение.

                                          7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1 класс (50 ч)

Фонетика и орфоэпия  10ч, графика  3ч,  морфемика   3ч, морфология   5ч,  синтаксис   7ч, орфография и пунктуация   7ч, Развитие речи 15ч.  

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [и1]. Буквы гласных после шипящих в Сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква | именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение Слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма Слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в нача ле предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

2 класс (170 ч)

Фонетика и орфоэпия 2ч, графика 4ч,  морфемика  23ч, морфология  45ч,  синтаксис  12ч, орфография и пунктуация  52ч, Развитие речи  22ч. лексика 6ч.

Фонетика и орфография

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-цы — в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка -ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова

Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ь и ь.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

 

Морфемика и словообразование

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение  слов- названий  признаков по числам, по команде   вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис  

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Состав-пение плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

3 класс (170 ч)

Приблизительное распределение часов на изучение основных разделов программы:

Фонетика2ч  и орфография52ч:   Морфемика и словообразование12ч:  ; Морфология 47 часов; Лексика:  6 часов; Синтаксис: 15 часов; Развитие речи: 30 часов.Графика 6ч.

Фонетика и орфография

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -о/с- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.

Лексика

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология Понятие о частях речи

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение <ак изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени пс родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -гея в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Синтаксис

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения.  Формирование умения  ставить смысловые  и  падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография

Использование учебных словарей: толкового,  словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа тек ста, устного рассказа па картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого п-икета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

4 класс (170 ч)

Приблизительное распределение часов на изучение основных разделов программы:

Фонетика1ч  и орфография52ч:   Морфемика и словообразование:  7 часов; Морфология38ч   лексика8я:   Синтаксис20ч    Развитие речи: 35 часов. Графика 4ч

Фонетика и орфография

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту t способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той ж морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за про-, на-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования  гласных с  нулевым звуком  («беглый  гласный» Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).

Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корня суффиксах и окончаниях (повторение).

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Звукобуквенный разбор слова.

Лексика

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между слоном и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Морфемика и словообразование

Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).

Морфемная структура русского слова.

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных надежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений (значения указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных место имений. Стилистические особенности употребления местоимений.

Синтаксическая роль местоимений в предложении.

Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия)] Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

Виды глагола.  Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматического значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов исключений.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об упoтреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении | однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

Синтаксис и пунктуация

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Представления о сложном предложении (наблюдения).

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях союзами.

Лексикография

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном 1екстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление интонации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, так-1ично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об пом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.   1класс

п/п

Содержание

 (разделы, темы)

Кол-во часов

 Универсальные учебные действия.

Обучение грамоте 207 часов

Письмо (12/88/15 = 115 часов)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

1

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка.

1

Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных линейках.

1

Письмо элементов-линий по алгоритму. Письмо короткой и длинной линии

1

Письмо элементов-линий по алгоритму . Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо.

1

Письмо элементов-линий по алгоритму .Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо) (г).

1

Письмо элементов-линий по алгоритму. Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу.

1

Письмо элементов-линий по алгоритму Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (с).

1

Письмо элементов-линий по алгоритму Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху.

1

Письмо элементов-линий по алгоритму Письмо овалов: малого и большого: о О

1

Письмо элементов-линий по алгоритму Письмо полуовалов: письмо справа – с и подобного – письмо – слева.

1

Письмо элементов-линий по алгоритму Письмо короткой прямой линии с половинным овалом: ь.

1

13

Отработка технологии начертания строчной буквы а по алгоритму и под счет. 

1

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями-

Жи-ши,ча-ща.чу-щу.

Подбирать слова которые пишутся с большой буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.

Оформлять начало и  конец предложения.

14

Отработка технологии начертания прописной буквы А по алгоритму и под счет.

1

15

Отработка технологии начертания строчной буквы о по алгоритму и под счет .

1

16

Отработка технологии начертания прописной буквы О по алгоритму и под счет.

1

17

 Отработка технологии начертания строчной буквы у по алгоритму и под счет.

1

18

Отработка технологии начертания прописной буквы У по алгоритму и под счет.

1

19

Знакомство с видами соединений букв при письме.(уа, ау.)

1

20

Отработка технологии начертания строчной буквы э по алгоритму и под счет. 

1

21

Отработка технологии начертания прописной буквы Э по алгоритму и под счет.

1

22

Отработка технологии начертания строчной буквы ы по алгоритму и под счет. 

1

23

Отработка технологии начертания строчной буквы и по алгоритму и под счет. 

1

24

Отработка технологии начертания прописной буквы И по алгоритму и под счет.

1

25

Письмо изученных гласных: слуховой диктант – запись букв, обозначающих первые ударные гласные в словах.

1

26

Отработка технологии начертания строчной буквы м по алгоритму и под счет. Письмо соединений букв.

1

27

Отработка технологии начертания прописной буквы М по алгоритму и под счет.

1

28

Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв.

1

29

Отработка технологии начертания строчной буквы н по алгоритму и под счет. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

1

30

Отработка технологии начертания прописной буквы Н по алгоритму и под счет.

1

31

Отработка технологии начертания строчной буквы л по алгоритму и под счет. 

1

32

Отработка технологии начертания прописной буквы Л по алгоритму и под счет. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами.

1

33

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, проверка учеником результатов своего письма.

1

34

Отработка технологии начертания строчной буквы р по алгоритму и под счет. 

1

35

Отработка технологии начертания прописной буквы Р по алгоритму и под счет. Работа над алгоритмами списывания предложения и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

1

36

Отработка технологии начертания строчной буквы й по алгоритму и под счет. Работа над алгоритмами списывания предложения и самопроверки.

1

37

 Отработка технологии начертания строчной буквы й по алгоритму и под счет. 

1

38

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

1

39

Отработка технологии начертания строчной буквы я по алгоритму и под счет. 

1

40

Отработка технологии начертания прописной буквы Я по алгоритму и под счет.

1

41

Отработка технологии начертания строчной буквы ё по алгоритму и под счет. 

1

42

Отработка технологии начертания прописной буквы Ё по алгоритму и под счет. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

43

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам. (Т)

1

44

Отработка технологии начертания строчной буквы ю по алгоритму и под счет. 

1

45

Отработка технологии начертания прописной буквы Ю по алгоритму и под счет. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

46

Отработка технологии начертания строчной буквы е по алгоритму и под счет.

1

47

Отработка технологии начертания строчной буквы е по алгоритму и под счет. 

1

48

Отработка технологии начертания прописной буквы Е по алгоритму и под счет.

1

49

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, проверка учеником результатов своего письма.

1

50-51

Отработка технологии начертания строчной буквы ъ по алгоритму и под счет.

2

Составлять текст по серии картинок.

Участвовать в учебном диалоге.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Пересказывать содержание с опорой на вопросы учителя.

52

 Отработка технологии начертания строчной буквы д по алгоритму и под счет. 

1

53

Отработка технологии начертания прописной буквы Д по алгоритму и под счет.

1

54

Составление предложений из данных слов, списывание одного из предложений с именем. Взаимопроверка.

1

55

Отработка технологии начертания строчной буквы т по алгоритму и под счет. 

1

Отработка технологии начертания прописной буквы Т по алгоритму и под счет.

1

56

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

1

57

Отработка технологии начертания строчной буквы з по алгоритму и под счет. 

1

58

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам: все слова со звуками в сильных позициях.

1

59

Отработка технологии начертания прописной буквы З по алгоритму и под счет. работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

60

Отработка технологии начертания строчной буквы с по алгоритму и под счет. 

1

61

Отработка технологии начертания прописной буквы С по алгоритму и под счет.

1

62-63

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях.

2

64

Отработка технологии начертания строчной буквы г по алгоритму и под счет. 

1

65

Отработка технологии начертания прописной буквы Г по алгоритму и под счет.

1

66

Отработка технологии начертания строчной буквы к по алгоритму и под счет. 

1

67

Отработка технологии начертания прописной буквы К по алгоритму и под счет.

1

68

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам: все слова со звуками в сильных позициях. (Т)

1

69

Отработка технологии начертания строчной буквы в по алгоритму и под счет. 

1

70

Отработка технологии начертания прописной буквы В по алгоритму и под счет. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях.

1

71

Отработка технологии начертания строчной буквы ф по алгоритму и под счет

1

72

Отработка технологии начертания прописной буквы Ф по алгоритму и под счет.

1

73

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, проверка учеником результатов своего письма.

1

74

Отработка технологии начертания строчной буквы б по алгоритму и под счет. 

1

75

 Отработка технологии начертания прописной буквы Б по алгоритму и под счет.

1

76

Отработка технологии начертания строчной буквы п по алгоритму и под счет. 

77

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях

1

78

Отработка технологии начертания прописной буквы П по алгоритму и под счет. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

1

79

Отработка технологии начертания строчной буквы ж по алгоритму и под счет. 

1

80

Отработка технологии начертания прописной буквы Ж по алгоритму и под счет. (жи – пиши с буквой и.)

1

81

Отработка технологии начертания строчной буквы ш по алгоритму и под счет. (ши – пиши с буквой и.)

1

82

Составление текста диктанта с жи – ши (в паре; в группе-по составлению)

1

83

Отработка технологии начертания прописной буквы Ш по алгоритму и под счет. (жи-ши-пиши с буквой и.)

1

84

ья,ье,ьё,ыо. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списываются предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях.

1

85

Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с раннее изученными.

1

88

ъя,ъе,ъё,ъю. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: все слова со звуками в сильных позициях.

1

89

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, проверка учеником результатов своего письма.

1

90

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

1

91

Отработка технологии начертания строчной буквы х по алгоритму и под счет.

1

92

Отработка технологии начертания прописной буквы Х по алгоритму и под счет.

1

93

 Отработка технологии начертания строчной буквы ч по алгоритму и под счет. 

1

94

Отработка технологии начертания прописной буквы Ч по алгоритму и под счет.,Ча,Чу. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

95

Отработка технологии начертания строчной буквы щ по алгоритму и под счет. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

96

Отработка технологии начертания прописной буквы Щ по алгоритму и под счет.,ща,щу.

1

97

Отработка технологии начертания строчной буквы ц по алгоритму и под счет..

1

98

Отработка технологии начертания прописной буквы Ц по алгоритму и под счет.

1

99-

100

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

2

101-

102

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединения в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

2

103-104

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

2

1

105

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости.

1

106-

107

Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

2

Диктант.

1

109

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку

1

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма.

2

112-

113

Формирование графической грамотности, связности ими каллиграфического качества письма при условиях ускорения его темпа.

2

114-115

Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

2

Русский язык

50

Фонетика и орфоэпия 10 часов

Классифицировать  звуки русского языка  .

Характеризовать звуки.

Анализировать звук по его характеристики.

Группировать слова  с разным соотношением количества звуков и букв.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

1

Различение гласных и согласных звуков .

1

2

Ударение.

1

3

Нахождение в слове ударных безударных гласных звуков.

1

4

Различение  мягких и твёрдых согласных звуков.

1

5

Различение звонких и глухих согласных звуков

1

6-7

Определение качественной характеристики звука .

2

8

Деление слов на слоги.

1

9-10

Фонетический разбор слова.

2

Графика 3 часа

11

Алфавит.

1

Наблюдать способы обозначения мягкости  согласных звуков на письме.

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Объяснять функцию букв ъ и ь.

12

Различение звуков и букв.

1

13

Использование на письме разделительных ь и ъ

1

Состав слова 3 часа

14-16

Овладение понятием «родственные слова»

3

Контролировать

правильность объединения слов в группы.

Морфология 5 часов

17

Части речи.

1

18-19

Имя существительное. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» «Что?»

2

Находить основания для классификации слов.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

20-21

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

2

Синтаксис  7 часов

22-23

Различение предложений.

2

Сравнивать предложения.

Наблюдать : находить в тексте повеств.,побуди

тельные,вопросит. предложения.

Классифициро-

вать предложение по цели высказывания.

24

Осознание сходства и различия предложений.

1

25-26

Различение предложений по цели высказывания.

2

27-28

Нахождение главных членов предложений.

2

Орфография и пунктуация 7 часов

29-30

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.

2

Находить орфографические ошибки.

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Группировать слова по месту орфограмм.

31

. Прописная буква в начале слова

1

32-34

Применение правил правописания жи-ши;ча-ща;чу-щу

3

35

Применение правил правописания переноса слов.

1

Развитие речи 15 часов

36-37

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

2

Анализировать нормы речевого этикета.

Соотносить тексты и заголовки.

38-39

Особенности речевого этикета

2

40-41

Текст. Признаки текста.

2

42-43

Смысловое единство текста. Заглавие текста.

2

44-46

Последовательность предложений в тексте.

3

47

Практическое осуществление диалогической формой речи.

1

48-50

Комплексная работа над структурой текста.

3

Тематическое планирование 2 класс.

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

 Характеристика деятельности учащихся.  

1

1.

  Графика.

   Элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.  Ч. 1   Ч.2

Всего:  4ч.

1

Использовать алфавит при работе  со словарями, справочниками, каталогами.

2

2.

Знакомство с орфографическим  и этимологическим словарями.  Ч.2

1

3

3.

Знакомство с обратным, орфоэпическим словарями.   Ч.2

1

4

4.

Знакомство с толковым словарём.

Ч.2

1

5

6

 1-2.

Фонетика и орфоэпия.

Чередование звуков, неотражаемых на письме.

Ч.1  с.12-13

Всего: 2ч.

1

1

 

Характеризовать звуки.

Анализировать звук по его характеристики.

Группировать слова  с разным соотношением количества звуков и букв.

 

7

 1

Синтаксис  (5ч)

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания.  Ч.2  с.5-6

Всего:12ч.  

1

Сравнивать предложения.

Наблюдать : находить в тексте повеств.,побуди

тельные,вопросит. предложения.

Классифициро-

вать предложение по цели высказывания.

8

 2

Типы предложений по эмоциональной окраске.  Ч.2  с.7-8

1.

9

10

 3-4

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Ч.1  с.14-27

2

11

 5

Диктант № 1  Предложение.

1

12

 1

Составслова.Морфемика (1ч).  

Понятие об окончании слова. Ч.1

С.28-30

Всего:25ч.

1

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

13

 6

Синтаксис  (2 ч)

Понятие о словосочетании. Ч.1     с. 32-33

 

1

Различать предложения и словосочетания.

14

 7

Различие  словосочетания и основы предложения.  Ч.1 с.33-36

1

15

 2

 Состав слова. Морфемика.(2ч)

Понятие об окончании слова и его основе. Ч.1  с.37-40

 

 1

Выделять в словах окончания. Подбирать максимальное количество слов, с опорой на словарь.

16

 3

Окончания слов-названий предметов, у которых нет окончания.  Ч.1 с.41-51.

 1

17

18

1-2.

Морфология (2ч)

Род слов-названий предметов. Ч.1 с.45-47.

Всего:43ч.

2 

Находить основания для классификации слов.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

19

  4

 Состав слова. Морфемика.(2ч)

Слова-названия предметов разного рода. Ч.1  с.52-54.

 

1

Выделять в словах окончания. Подбирать максимальное количество слов, с опорой на словарь.

20

 5

Окончания, выраженные звуками, нулевые.   Ч.1 54-68

 1

21

 

1

   Развитие речи.(4ч).

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Ч.2  с.9-20.

Всего:26ч.

 

1

Анализировать нормы речевого этикета.

Соотносить тексты и заголовки.

22

 2

Работа с картиной. Устное сочинение. Ч.2 с.20-21

1

23

 3

«Азбука вежливости». освоение жанра письма. Ч.2 с. 23-25

1

Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни.

24

 4

Устное изложение.  Ч.2  с.26-28

1

Воспроизводить  текст  в соответствии с заданием: подробно, выборочно.

25

26

 3-4

Морфология (8ч)

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов.

Ч.1  с.69-72

 

2

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основание классификации.

27

28

29

 5-6-7

Начальная форма  слов-названий признаков.   Ч.1   с.73-75

2

30

31

32

 8-

9- 10.

Начальная форма  слов-названий действий.   Ч.1   с.76-77

2

33

  6

 Состав слова. Морфемика.(1ч)

Понятие о родственных словах.

Ч.1   с.77-79

   

 1

Подбирать максимальное количество родственных слов, с опорой на словарь.

34

 5

Развитие речи.(2ч)

Тема и основная мысль  текста.

Ч.2   с.28-33

 

1

Анализировать и корректировать тексты.  Находить  основную мысль текста.

35

 6

Сравнительный анализ разных текстов, посвящённых одной теме.

1

36

37

 7-8

.

 Состав слова. Морфемика (2ч)

Понятие об окончании слова и его основе.   Ч.1  с.80-88.

Самостоятельная работа № 1.

 

 2

Контролировать

правильность объединения слов в группы. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

38

39

40

41

42

43

 11-12-13-14-15-16.

Морфология (6ч.)

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова.  Ч.1    с.89-9

 

 6

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основание классификации.

44

 9.

Состав слова. Морфемика. (1ч).

Корень слова. Ч. 1  с. 95-99

 

 1

Группировать слова с общим корнем.

Контролировать

правильность объединения слов в группы.

45

 7

Развитие речи  (3ч)

Основная мысль (основное переживание) текста. Ч. 2.  с.33-41

 

 1

Анализировать и корректировать тексты.  Находить  основную мысль текста.

46

 8

Определение темы и основной мысли живописного произведения.Ч. 2  с.42-43

47

 9

«Азбука вежливости» освоение жанра письма.   Ч.2  с.44-45

48

 

1

Лексика.

Понятие о слове как основной номинативной единице языка.

Ч.1  с.100-101

 Всего: 6ч.

1

Определять значение слова. Различать однозначные и многозначные слова.

49

 2

Многозначность слова.

Ч.1   с.102-119

1

50

 3

Понятие об омонимах .

Ч.1  с. 110-112

1

51

 4

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.   Ч.1  с.112-114

1

Различать однозначные и многозначные слова.

52

 5

Синонимы.   Ч.1 с.115-118

1

Использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы.

53

 

6

Отличия  однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Самостоятельная работа № 2.

 Ч.1 с.119-121

1

Использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы.

54

55

56

1

2

3

Орфография и пунктуация. (15ч)

Чередования ударных и безударных гласных (воды-вода).

Ч.1  с.122-129

 Всего:52ч.

3

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Группировать слова по месту орфограмм.

57

58

59

4

5

6

Чередования парных глухих и звонких согласных.

Ч.1  с.130-138

 3

Находить орфографические ошибки.

60

7

Диктант № 2 с грамматическим заданием.

1

Определять наличие изученных орфограмм.

61

62

8

9

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.

 2

Группировать слова по месту орфограмм.

63

64

10

11

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 2

Обосновывать написание слов.

65

66

67

12

13

14

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Ч.1  с.152-156

 2

1

Группировать слова по месту и типу орфограммы.

68

15

Диктант № 3.

1

Анализировать допущенные ошибки.

69

 10

Развитие  речи.(7ч)

Устное изложение. Составление плана текста.   Ч.2 с.46-48

 

1

Составлять план текста.

70

 11

«Азбука вежливости».Как написать поздравление.

Ч.2  с.49-51

1

Анализировать и корректировать тексты.  Находить  основную мысль текста.

71

 12

Изложение как жанр письменной речи.     Ч.2   с.52-55

 1

72

 13

Деление текста на части.

Ч.2   с.56-60

 1

73

 14

Использование плана для устного рассказа.

Ч.2   с.60-67

 1

Составлять план текста.

74

 15

«Азбука вежливости» освоение жанра письма.   Ч.2  с.68-69

1

Оценивать текст. Находить в тексте смысловые ошибки.

75

 16

Использование плана для устного рассказа.

Ч.2   с.70-71

1

Анализировать и корректировать тексты.  Находить  основную мысль текста.

76

77

16

17

 Орфография и пунктуация.(7ч)

Системность  чередований при словообразовании и словоизменении.

Ч.1 с.157-159

2

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Группировать слова по месту орфограмм.

78

79

18

19

Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.  Ч.1   с.160-161

2

Группировать слова по месту орфограмм.

80

81

82

20

21

22

Различные способы  написаний слов с чередующимися звуками.

Ч.1  с.162-169

3

Обосновывать написание слов.

83

84

 17

 18

 Морфология. (6ч)

Понятие о происхождении слов.

Ч.1   с.169-171

 

 2

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основание классификации.

85

86

87

 19-20

   21

Слова и их дальние родственники.

Ч.1   с.171-176

2

1

88

   22

Контрольная работ № 1.

1

89

 17

Развитие речи  (2ч)

Изложение как жанр письменной речи.     Ч.2   с.72.

 

1

Анализировать и корректировать тексты.  Находить  основную мысль текста.

90

 18

«Азбука вежливости». Как написать поздравление.

Ч.2   с. 73.

1

91

92

 8-9

Синтаксис.(2ч)

Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Ч.3 с.5-9.

 

2

Сравнивать предложения.

Наблюдать : находить в тексте повеств.,побуди

тельные,вопросит. предложения.

93

94

95

 23-24-25

Морфология. (10ч)

Начальная форма слов, называющих предмет.

Ч.3  с.9-10

 

 3

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основание классификации.

96

97

98

99

  26-27-28-29

Начальная форма слов-названий действий.

Ч.3  с.10-14

 4

100

101

102

 

 30-31-32.

Начальная форма слов, называющих признаки.

Ч.3  с.14-16

 3

103

104

23

24

Орфография и пунктуация.(6ч).

Написание ы или и после ц  в корне слова.

Ч.3  с.17-19

2

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

105

106

25

26

Написание ы или и после ц  в разных частях слова.

Ч.3  с. 19-20

2

Группировать слова по месту орфограмм.

107

108

27

28

Написание ы или и после ц  в разных частях слова.

Ч.3  с.20-21

2

109

 10

Состав слова. Морфемика (3 ч).

Как делаются слова. Суффикс.

Ч.3  с.22-24

 

1

Контролировать

правильность объединения слов в группы.

110

  11

Образование слов с помощью суффиксов.

Ч.3  с.24-31

 1

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

111

  12

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

Ч.3  с.32-34

1

112

113

114

29

30

31

 Орфография и пунктуация.(3ч)

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Ч.3  с.35-36

Диктант № 4.

3

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов с изученной орфограммой.

115

116

 33-34

 Морфология.(8ч)

Сложные слова.   Ч.3   с.37-38

 

 2

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основание классификации.

117

118

35-  36.

Образование слов с помощью суффиксов.

Ч.3  с.38-44

2

119

120

121

122

  37-38-39-40.

Суффиксы слов, называющих предметы.

Ч.3  с.45-54

 4

123

 10

   Синтаксис. (3ч)

Понятие об обращении .

Ч.3   с. 54-55

 

1

Сравнивать предложения.

Наблюдать : находить в тексте повеств.,побуди

тельные,вопросит. предложения.

124

125

 11-12

Способы  оформления обращения  на письме.

Ч.3   с. 55-58

 2

Классифициро-

вать предложение по цели высказывания

126

 13

Состав слова. Морфемика (1ч).

Как делаются слова. Приставка.

Ч.3  с.59-60

 

1

Контролировать

правильность объединения слов в группы.

127

128

32

33

Орфография и пунктуация.(4ч)

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Ч.3  с.61-63

2

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

129

130

34

35

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Ч.3  с.63-66

2

Обосновывать написание слов с изученной орфограммой.

131

 14

Состав слова. Морфемика (3ч).  

Образование слов с помощью приставок.

Ч.3  с.67-73

 

1

Группировать слова по заданному принципу. (с одинаковыми приставками.)

132

 15.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.

Ч.3 с.71-73

1

Контролировать

правильность объединения слов в группы.

133

 16

Понятие о составе слова.

Ч.3  с.74-78

 1

134

135

136

36

37

38

 Орфография и пунктуация.(3ч)

Правописание Ь на конце слов-названий действий с основой на –чь.

Ч.3 с.79-83

3

Устанавливать наличие изученных орфограмм.

137

 17

Состав слова. Морфемика  (1ч).

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.

Ч.3 с.83-87

 

1

Контролировать

правильность объединения слов в группы.

138

 19

Развитие речи  (2ч)

Правила употребления приставок на- и о-  в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Ч.3  с.88-91

 

1

139

 20

Текст-описание и текст-повествование.

Ч.2  с.74-82

 1

Анализировать и корректировать тексты.  Находить  основную мысль текста.

140

 

18

Состав слова. Морфемика  (4ч).

Сложные слова с соединительными гласными.

Ч.3 с.91-93

 

1

Подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь.

141

 19

Образование сложных слов.

Ч.3 с.93-95

1

Объяснять значение слова -давать развёрнутое его толкование.

142

 20

Соединительные гласные.

Ч.3 с.96-98

1

143

 21

Сложные слова с соединительными гласными.Ч.3  с.99-104

Диктант № 5.

1

144

145

39

40

 Орфография и пунктуация.(4ч)

Написание разделительного ь

Ч.3  с.104-107

2

Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

146

147

41

42

Написание разделительного ъ

Ч.3  с.107-116

2

148

149

150

151

 22-23-24-25

Состав слова. Морфемика  (4ч).

Родственные слова.

Ч.3  с.117-124

 

  4

Группировать слова по общим признакам.

152

153

43

44

 Орфография и пунктуация.(8ч)

Правописание парных глухих и звонких согласных на конце слова.

Ч.3  с.125-126

2

Объяснять написание слов, используя орфографический словарь.

154

45

Написание разделительных ь и ъ

Ч.3 с.126-128

1

Группировать слова по месту и типу орфограмм.

155

156

46

47

Непроизносимый согласный звук - нулевой звук.

Ч.3  с.129-130

2

157

48

Чередование настоящего звука с нулевым звуком.

Ч.3  с.131-135

3

158

49

Правописание непроизносимых согласных.

Ч.3  с.136-141

2

Обосновывать написание слов.

159

50

Создание учебной ситуации, требующей обращения   к словарю "Произноси правильно". Подбор проверочных слов.

Ч.3  с.142-144

Диктант № 6.

1

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

160

161

 21-22

Развитие речи с элементами культуры речи.(5ч)

Письменное изложение.

Ч.2  с.97.

2

Воспроизводить текст в соответствии с заданием: выборочно или подробно.

162

 23

Устное изложение.

Ч.2   с.91-93

1

163

164

 24-25

Письменное изложение.

Ч.2  с.94-96

2

165

51

 Орфография и пунктуация. (1ч)

Контрольная работа № 2 (итоговая).

1

Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки.

166

167

168

  41-42-43.

 Морфология.(3ч)

Обобщение знаний по теме.

Ч.3  с.148-149

 

 3

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основание классификации.

169

52

 Орфография и пунктуация.(1ч)

Обобщение знаний по теме.

Ч.3   с.150-160.

1

Объяснять написание с лов в ходе предварительного анализа текста.

170

 26

Развитие речи с элементами культуры речи.(1ч)

Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

Ч.2  с.83-90

 

1

Анализировать тексты.

Воспроизводить текст в соответствии с заданием: выборочно или подробно.

Графика -4ч

Фонетика и орфоэпия-2ч

Синтаксис – 12ч.

Состав слова. Морфемика -25ч.

Морфология – 43ч.

Орфография и пунктуация – 52ч.

Лексика – 6ч.

Развитие речи с элементами культуры речи.-26ч.

Всего:  170ч.

9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество.

 1.

             Библиотечный фонд.

1класс

  1. Азбука. Тетрадь по письму. (1-3ч) Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков М. Академкнига/Учебник2010.
  2. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник.- М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010.

Голфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010.

  1. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2008-2010.
  2. Примерные программы по учебным предметам(начальная школа) Москва «Просвещение» 2010
  3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/; Сост. Р.Г.Чуракова. – изд., испр.-М.: Академкнига/Учебник, 2009.

2класс

6. ЧураковаН.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 частях. Части 1 и3.- М.:Академкнига/Учебник, 2011г.

7. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 частях. Часть 2.- М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

8. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 2 класс.- М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

9.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическон пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2009.

56

56

1

1

1

54

54

54

2

Печатные пособия.

 Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по  русскому языку.

Комплекты для обучения грамоте( наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Таблицы с основными разделами грамматического материала , содержащегося в программе по русскому чзыку.

 Словари по русскому языку. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы по русскому языку.

56

3.Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер.

Экспозиционный экран.

1

1

1

5

1

4.Экранно-звуковые пособия.

 Мультимедийные образовательные ресурсы, сооветсвующие тематике программы по русскому языку.

1

  1. Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры.

  1. Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский со стулом.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

1

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического  объединения учителей

 МОУ «СОШ № 7»

от ________ №__

Руководитель МО ________Казакова Н.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ   «СОШ № 7»

«___»____________20___г.

____________Дубровская А.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по УМК "Начальная школа 21 века" 1 класс по ФГОС

Календарно - тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. Форма планирования отражает виды контроля каждого урока, тип урока по ФГОС, метапредметные...

Календарно-тематическое планирование по ИЗО "начальная школа XXI век" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по ИЗО "начальная школа XXI век" по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по технологии "начальная школа XXI век" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по технологии "начальная школа XXI век" ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс

Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс

Календарно-тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по математике. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по математике. Составлено по программе "Начальная школа 21 века". С указанием УУД по ФГОСам. 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературному. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. Составлено по учебнику Ефросининой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...