Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока: «Имя числительное в предложении»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: организовать наблюдение  за ролью имён числительных в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе  ( автор С.В. Иванов УМК «Начальная школа ХХI века»)   

Учитель Гиздатуллина  Зульфия Анваровна

Тема урока: «Имя числительное в предложении» 

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: организовать наблюдение  за ролью имён числительных в предложении.

Задачи:

  • подвести детей к выводу, что имена числительные бывают разными членами предложения.
  • закрепить знания об имени числительном;
  •  учить аргументировать свою точку зрения;
  • содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся
  • развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

 умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

  • содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

воспитывать  умение работать в парах, самостоятельность, трудолюбие;

  •  создать благожелательную творческую атмосферу

Планируемые результаты :

  •  Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  •  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  •  Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Предметные: понимать, что такое «имя числительное», «член предложения».  Уметь определять роль имён числительных в предложении.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: листы с тестовыми заданиями,  карточки со словами, карточки с предложениями для работы в парах,  таблица «Главные и второстепенные члены предложения»

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

1.  Мотивация  к учебной деятельности

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель при входе в класс раздаёт учащимся карточки с числительными.

 Учащиеся занимают свои места и отвечают на вопросы учителя. 

 

 

 -Уважаемые пассажиры, пожалуйста,  проходите в салон, занимайте свои места.

-Наша авиакомпания рада приветствовать вас на борту самого роскошного авиалайнера Ту-154. Пожалуйста, располагайтесь поудобнее, пристегните ремни, мы взлетаем.(звук самолёта)

-Итак, на протяжении всего полёта с вами буду  я- бортпроводница Зульфия Анваровна. Мы направляемся в город «Числоград», в котором узнаем много нового и интересного. Вы готовы?

-Кто из вас желает сказать, чем конкретно мы будем заниматься в городе «Числограде»? Молодцы.  Мы знаем много об имени числительном. Как вы думаете, где могут пригодиться ваши знания?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

 

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - «какое значение, смысл имеет для меня учение?»

2.Актуализация   знаний

Цели:

активизировать  мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез

- применять изученные знания при решении учебной задачи.

- постановка  темы и цели урока

-

Организует обобщение актуализированных знаний.

Организует выявление места затруднения.

Организует подводящий диалог

Каждый ученик выходит к доске с карточкой, на которой написано имя числительное  и прикрепляет её  в определённый столбик.

 ( На доске запись) количественные,         порядковые.

3 ученика проводят группировку числительных на доске, остальные распределяют в 3 столбика в тетради, сравнивают.

.

.Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Выполняют синтаксический разбор предложений.

Проводят взаимопроверку.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.

Я  хочу рассказать вам о городе «Числограде».

В городе всего две улицы. Как они называются? У вас на руках билеты. Они помогут нам определиться с названиями улиц. Как вы думаете, на какие две группы мы может распределить ваши билеты?

-А как вам удалось правильно определить, в какую группу следует отнести ваш билетик? Докажите.

-Нужно задать вопрос. Количественные имена числительные отвечают на вопрос сколько, порядковые- на вопрос какой, который?

-Проверим по слайду.

 -На какие группы можно разделить имена числительные по составу?

-По составу числительные делятся на простые, сложные и составные.

 -Проверим по слайду.

-Как изменяются имена числительные?

- Имена числительные изменяются по падежам – склоняются.

-Как склоняются количественные числительные?

-  Количественные числительные с мягким знаком на конце склоняются как имена существительные 3 скл.

-Как склоняются порядковые числительные?

Порядковые –как имена прилагательные.

Выполните синтаксический разбор предложения.

По высокому небу плыли облака.

-А теперь попробуйте определить роль имён числительных в следующих предложениях.

  • Плыли по небу четыре тучки.
  • Разделите шесть на три.
  • Мы живём на втором этаже.
  • Занятия начинаются в девять часов.

-А почему у нас получились разные ответы?

-Значит, какую цель мы поставим на уроке?

-Мы сегодня научимся определять, каким членом предложения являются имена числительные.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с языковыми нормами).

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

(выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов) 

 

3.Проблемное  объяснение нового знания

Организует работу над выполнением упражнений в учебнике.

1 ученик  работает у доски с комментированием.

Заслушиваются несколько вариантов ответов учащихся.

Делают вывод

-

-Итак, как вы себя чувствуете?

Полёт проходит нормально, самолёт летит на высоте 2 тысячи метров, температура за бортом самолёта 23 градуса ниже нуля, в салоне очень тёплая атмосфера, +25 градусов.

-Определите, каким членом предложения являются имена числительные.

Работа по учебнику на с. 75

-Итак, как определить роль имён числительных в предложении?

-Мы не знаем правила, алгоритма, как определить, каким членом предложения является имя числительное.

- Попробуйте сами сделать вывод.

Имена числительные могут быть разными членами предложения

-А где мы можем  узнать, правы ли мы?

-Мы можем прочитать правило в учебнике.

 Общеучебные

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение высказывания

-умение применять правила и пользоваться изученными закономерностями)

 

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- создать условия для выполнения учащимся  заданий с проговариванием во внешней речи.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в малых группах.

Составляют алгоритм и сравнивают его с эталоном.

-Попробуем сами составить алгоритм, как определить, каким членом предложения является имя числительное.

Алгоритм

1.Определить количественное или порядковое числительное.

2. Если порядковое, то является определением.

3. У количественных числительных определить падеж.

4. Если стоит в форме И.п или В.п., то является подлежащим или дополнением.

5.Если употреблено в других падежах, то является определением.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением партнера;

-умение выражать свои мысли

-осознанное и произвольное построение высказывания

.

Физкультминутка

Цели:

-создать условия для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся

Учитель применяет музыкальную физкультминутку

Выполняют  физические упражнения.

.

совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой  

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

Учитель проводит проверку по эталону.

Выполняют самостоятельную работу.

Самостоятельное выполнение упр. 1. на с. 76.

-Давайте, сравним ваши работы по эталону (открывает эталон на слайде)

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

6. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

-  повторить и закрепить учениками нового способа действий.

Организует усвоение учениками нового способа действий

Работают в парах.

Выполняют взаимопроверку.

Выполните задания  упр.2 на с. 76

  Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке  

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Ученики высказываются , делятся своими впечатлениями.

-

Итак, наш полёт завершается. Самолёт идёт на посадку в городе «Числограде».

Жители города встречают вас с большой радостью, так как вы знаете очень много об именах числительных. (звучат аплодисменты)

-Какое новое открытие вы совершили?

-Мы научились определять, каким членом предложения являются имена числительные.

-Как бы вы сами оценили свою работу на уроке?

-На рабочем листе прочитайте утверждения и отметьте то или те, которые отражают ваше состояние и работу на уроке.

Мне было интересно на уроке

-Мне было трудно на уроке.

- У меня всё получилось

-Я все задания выполнял самостоятельно

-Я выполнял задания с помощью одноклассников.

- Д/З 1. Дома найдите в сказках имена числительные, сделайте к ним иллюстрации.

2. Выполните упр. 3 на с. 76

- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...