Рабочая программа по курсу «Занимательный русский язык» для обучающихся 4 классов
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Барвихинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от «__»____________2016г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Барвихинская сош __________/Л.Н.Шумова./ «__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Барвихинская сош __________/Т.В. Яковлева/ Приказ № от « » августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Занимательный русский язык»
для обучающихся 4 классов
Составители:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Исаева Г.К.
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Данная программа рассчитана на 4 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями, которые остаются за пределами изучения школьной программы.
Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
Личностные результаты:
- осознавать роль речи в жизни общества;
- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
- понимать необходимость быть носителем правильной речи;
- проявлять интерес к изучению русского языка.
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- Находить и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждения;
- приводить доказательства;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);
- полно и точно выражать свои мысли;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- задавать четко сформулированные вопросы.
Предметные результаты:
- углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
- распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
- отличать признаки основных языковых единиц;
- различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
- иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
- знать виды словесных игр и головоломок;
- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;
- творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на сменяются виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- сочинение своих сказок.
Методическое обеспечение
Методическое пособие. Занимательный русский язык. Л.В. Мищенкова. 4 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2013
Рабочая тетрадь. Занимательный русский язык. Л.В. Мищенкова. 4 класс. 2 части. – М.: Издательство РОСТ. 2013
Занимательный русский язык, 4 класс
Календарно-тематическое планирование и содержание программы
№ | Тема | Содержание | Дата план | Дата факт |
И снова о русском языке… | Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство. | |||
Крылатые слова и афоризмы | Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы» | |||
Копилка занимательных заданий | Решение занимательных задач | |||
Игротека | Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки) | |||
Об именах | История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм. | |||
О русских фамилиях | История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий. | |||
В поисках сбежавших головоломок | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: история возникновения русских имен и фамилий | |||
Мы играем в логогрифы | Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. | |||
Учимся распознавать речевые ошибки | Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение | |||
Коллекция заморочек | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: логогрифы, речевые ошибки | |||
Ох уж эти фразеологизмы!... | Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами | |||
Работаем над рифмами | Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме | |||
Словесные забавы | Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме» | |||
Игротека | Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами | |||
Продолжаем работу над фразеологизмами | История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов | |||
Русские пословицы и поговорки | Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы | |||
Ассорти для любителей русского языка | Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы | |||
И снова о фразеологизмах | Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица) | |||
Однородные члены предложения | Выделение однородных членов предложения | |||
Ошибочка вышла!... | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» | |||
Про омонимы и их разновидности | Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. | |||
Еще немного фразеологизмов | Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. | |||
В стране Перевертундии | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» | |||
Что такое «паронимы» | Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов | |||
Запоминаем словарные слова | Игры со словарными словами | |||
31 июня | Решение занимательных заданий | |||
Игротека | Повторение: паронимы, словарные слова | |||
Повторяем… | Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы | |||
Повторяем… | Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...
Рабочая программа по предмету «Занимательный русский язык» для 2 класса
В основу рабочей программы по предмету «Занимательный русский язык» для 2 класса положена авторская программа, разработанная Т. Давыдовой и обеспеченная методическим пособием /Занимательный русс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...
Рабочая программа по курсу "Занимательный русский язык"
Рабочая программа "Занимательный русский язык" направлена на проведение занятий внеурочной деятельности в соответствии с требованиеями ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык»
Внеурочная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ « ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-Х КЛАССОВ
Рабочая программа по курсу"Занимательный английский отвечает требованиям ФГОС начального общего образования...