Урок русского языка. 4 класс. "Наречие".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка. 4 класс. программа "Начальная школа 21 века". Для проведения успешного урока необходимы начальные знания обучающихся по ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._4_klass._narechie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru 

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Наречие.

Предмет

русский язык

Класс

четвёртый

Авторы урока (ФИО, должность)

Громова Елена Михайловна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 593 с углублённым изучением английского языка

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Северо-западный федеральный округ

Республика/край

-

Город/поселение

г. Санкт-Петербург

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования новых знаний.

Цели урока

Формирование общего представления о наречии как части речи.

Задачи урока

Обучающие:

 формировать орфографический навык, навык каллиграфии;

• познакомить с основными грамматическими признаками наречия, формировать умения выделять наречия в предложении (тексте);

• закреплять и расширять знания учащихся по изобразительному искусству.

 Развивающие:

•  создавать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности;

развивать связную устную речь учащихся, память, внимание.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к родному языку, к изобразительному искусству;

стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения работать самостоятельно, общаться через работу в паре, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Знания, умения, навыки и качества, которые  актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

На данном уроке учащиеся  приобретают общие представления о наречии, как части речи,  формируют умения выделять наречия в предложении (тексте), закрепляют и расширяют знания по изобразительному искусству. На уроке реализована работа в парах, когда учащиеся могут посовещаться друг с другом, сделать выбор, прислушаться к мнению товарища, формируются навыки самостоятельной работы. На этапе рефлексии учащимся даётся возможность оценить совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, своё психологическое состояние во время урока.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, мультимедийный проектор,  

программные средства Microsoft PowerPoint, 

 Microsoft Word; Windows Media(TM)

учебники - С.В. Иванов «Русский язык» 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М: Вентана – Граф, 2011 г.;

тетради на печатной основе - М.И. Кузнецова Русский язык. Пишем грамотно. 4 класс, Рабочая тетрадь. М: Вентана – Граф, 2011 г., рабочие тетради учащихся;

раздаточный материал – карточки с кроссвордами, карточки для заполнения таблицы «Части речи»,         карточки с текстом, тесты для самостоятельной работы.

Подробный конспект урока

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Орг. момент

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята.

Мы  начинаем урок русского языка.

Давайте улыбнёмся друг другу! Я думаю, что этот урок принесёт нам радость общения. Я желаю вам успехов и удачи!
Согласны ли вы, что каждый урок русского языка – это небольшое исследование?

А что значит исследовать?
Чтобы наше сегодняшнее исследование прошло результативно, нам с вами понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Вы должны быть очень внимательными, ведь сегодня на уроке нам с вами предстоит добывать новые знания.

Чистописание

Слайд 2-4

Послушайте словарную статью и попробуйте определить, о каком слове идёт речь.  

…… — набор признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру творца.   / стиль /

Какой звук мы слышим в начале слова стиль?

Кто догадался,  написание какой буквы мы будем  повторять?                            / С /                  

                                                                       

Словарная работа

Слайд 5 - 12

С какими архитектурными стилями вы знакомы?  / Барокко, классицизм, …  /  

Посмотрите на здание, изображённое на слайде.

Кто узнал это здание?  / Русский музей /  

Кто архитектор этого здания?  / К.И. Росси /

В каком  архитектурном стиле оно построено?   / классицизм /

Скажите, какое  словарное слово, содержащее в своём написании три буквы С связано с Русским  музеем?

/ искусство /

Почему?

Правильно Русский музей – это музей  изобразительного искусства.                                        

Это слово будет сопровождать нас на протяжении нашего урока. Мы будем добывать новые знания по русскому языку и немного повторим наши знания по изобразительному искусству.  

Запишите это слово в словарь, выполните необходимую словарную работу.        

Перед вами кроссворд словарных слов, связанный с изобразительным искусством.

Давайте его  разгадаем. Записывайте слова правильно, без ошибок.  

Кроссворд по теме «Изобразительное искусство».

1. В переводе с французского языка это слово обозначает «мёртвая природа».

2. Картина или рисунок, изображающие природу.

3. Картина, рисунок, воспроизведённые типографским способом.

4. Рисунок, выполненный в мягких, приглушенных тонах.

5. Предварительный, беглый набросок картины, рисунка.

6. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.

н

а

т

ю

р

м

о

р

т

п

е

й

з

а

ж

р

е

п

р

о

д

у

к

ц

и

я

п

а

с

т

е

л

ь

ч

э

с

к

и

з

п

о

р

т

р

е

т

Проверка. / Учитель показывает слайд со словом и изображением. Учащиеся называют, какую репродукцию они видят,  и кто её  автор.                  

     Объявление темы урока

Слайд 13-14

Какое  слово  получилось у вас в выделенной строке.

Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение новой темы «Наречие».

Давайте прочитаем вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке?                                                                                        

• Что такое наречие?
• На какие вопросы отвечает наречие?
• Как наречие изменяется?
• Каким членом предложения является?

Работа по теме урока

Слайд 15-17

Ответ

на 1 и 2

вопросы урока.

Рубрика «Давай подумаем». Заполнение таблицы «Части речи».

  Прочитайте слова. Учебник, стр. 52

Картина, рисовать, вверху, яркий, ты, весело, галерея,  однажды, спокойный, изображать, он,   направо.    

Перед вами таблица. «Части речи». / карточки /

Какие части речи вы знаете?

Как отличить одну часть речи от другой? / надо задать вопрос /      

Распределите эти слова в графы таблицы. Если какие-то слова не подойдут не в одну из граф, не записывайте их, а подчеркните.

Взаимопроверка.  / последняя графа таблицы пока закрыта /

Существительное

Прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

Давайте проверим.

Перечислите существительные, прилагательные, глаголы, местоимения.

Кто ошибся, исправьте.                                                                                

С какими словами возникли разногласия?

Назовите слова, которые остались. Запишите их в пустую графу.

Вывод о наречии. Ответ на 1 и 2 вопросы урока.

Ребята, эти слова будут называться наречиями.

Значит, мы можем сделать вывод, что наречие - это часть речи.

Давайте зададим к ним вопросы.

Повторите вопросы.

На какие ещё  вопросы могут отвечать наречия, мы узнаем из правила на стр. 52 нашего учебника. / правило прочитать в учебнике, повторить несколько раз /.

Давайте попробуем сформулировать вывод.

Ребята  самостоятельно формулируют вывод о том, что же  

такое наречие.                                                                                  

Повторим правило, что мы  называем наречием.

Работа в  парах.

Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. (учебник, стр. 52, упр. 1)  

Прочитайте слова. Запишите их по группам в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают.

Где ? _____________________________________________

Куда? ____________________________________________

Откуда? __________________________________________

Когда?____________________________________________

Как? ______________________________________  

Проверка.

Физминутка

Презентация «Физминутка»

Слайды 20-32

ФИЗМИНУТКА.

/ картины художников  и зрительная гимнастика - тренажёр Базарнова /  

Картины  каких художников вы узнали?  

Работа по теме  урока

/продолжение /

Слайды 33-40

Ответ

на 3 и 4

вопросы урока.

Рассказ ученика о картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Продолжим постигать тайну новой части речи.

Как называется эта картина?  / «Утро в сосновом лесу»  /

Кто её  автор?    

Что вы знаете о создании этой картины?   / рассказывает ученик /

Мало кто знает подлинную историю написания этой картины. Как известно, Иван Иванович Шишкин был классическим пейзажистом. Картина появилась в 1889 году. Вероятно, художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней был изображен утренний сосновый бор. Обладая исключительным талантом живописца, художник невероятно точно изобразил тихую мощь пробуждающегося леса. Однако, жена Ивана Ивановича, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Но животных, к сожалению, Шишкин писать не умел. За помощью он обратился к своему другу Константину Аполлоновичу Савицкому.  Так, совместными усилиями, появилась одно из самых известных русских художественных полотен. Интересно, что подписывая полотно, оба художника оставили на нем свои подписи. Однако, коллекционер Павел Третьяков подпись Савицкого стер, отдав тем самым авторство Ивану Ивановичу Шишкину.

Работа с текстом.  Ответ на 3 и 4 вопросы урока.

Прочитайте текст. / карточки /

      Русский художник Иван Иванович Шишкин — один из лучших мастеров пейзажной живописи. В своих картинах он стремился точно и полно передать бесконечное разнообразие природы. Главная тема его творчества - русский лес. «Утро в сосновом лесу» — одна из самых известных работ замечательного художника.

      Раннее утро. Солнце стоит невысоко.  Оно нежно золотит верхушки огромных деревьев. Лесные жители давно проснулись. Мама-медведица вывела своих детей на утреннюю прогулку. Медвежата весело и беззаботно играют на поваленном дереве. Медведица внимательно наблюдает за возней своих малышей. Она чутко прислушивается к звукам пробуждающейся природы.

     Солнечные лучи постепенно заливают тёмный лес и пробираются к медвежьей семье. И вся картина наполняется этим светом и создает ощущение радостного пробуждения природы.

К чему стремился И.И. Шишкин в своих  картинах?

Какова  главная  тема  творчества художника?

  • Найдите наречия.   Что вам помогло? / вопрос /

На какой вопрос отвечают наречия в нашем тексте? / как /

  • А теперь попытаемся ответить на следующий  вопрос, изменяется ли наречие?

Запишите наречия с глаголами …

Изменилась ли форма наречий?

Вывод – неизменяемая  часть речи.

А наречие если неизменяемая часть речи, будет ли у неё  окончание?  Почему?

Какая часть слова указывает на изменяемость слов? Окончание.

Имеют ли наречие окончания?  Нет.

Вывод – неизменяемая  часть речи.

Нам предстоит ответить на последний вопрос нашего урока, каким членом предложения является наречие.

Давайте выполним синтаксический разбор 2,3, 4 предложений второго абзаца. / вслух /

Сделайте вывод, каким же членом предложения обычно является наречие? / обстоятельством /

Проверка и оценивание ЗУНКов

Ответы на вопросы, поставленные в начале  урока.

Ну что же, вы сегодня молодцы, замечательно справились с заданиями урока. Давайте  повторим, что же вы узнали на сегодняшнем уроке о наречии.

/ Ответы на вопросы, поставленные в начале  урока /

Тест.

1.    Подчеркните слово, которое не является наречием?        

*        Налево

*        Вдруг

*        Круг

*        Вчера

2.    Подчеркните вопрос, на который не может отвечать

       наречие?

*        Как?

*        Где?

*        Откуда?

*        Что?

3.     Выбери правильную схему разбора по составу слова         

        прекрасно

 / даны три схемы /

Рефлексия деятельности на уроке

У вас на листах столбики слов. В каждом  столбике слова одной части речи. Выберите столбик, где написаны наречия.

Возьмите карандаш и подчеркните те наречия, которые  помогут вам сказать, как вы чувствовали себя на уроке. / Например: хорошо, тепло, уютно, интересно, весело, здорово

отлично, скучно, плохо, тоскливо и т.д. /

Домашнее задание

Упражнение 3, страница 54, правило, стр. 52.

Дополнительная необходимая информация

Урок по программе «Начальная  школа XXI века».

Для успешного проведения урока необходимы начальные знания учащихся по основам изобразительного искусства.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

http://www.malishok21.ru/nashi_grupi/zritelnaja_gimnastika_m.g-prez10.ppt  фрагмент тренажёра,

взятого за основу в физминутке;

http://paintingart.ru/historypainting/historypainter/shishkin.html- материал для  рассказа о И.И. Шишкине;

http://slovo.ws/comp/ru/4185.html - материал  для  текста  упражнения о картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.

Использование мультимедиа технологий на уроках  русского языка является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся, способствует лучшему усвоению учащимися учебного материала, так как позволяет наглядно представить материал урока.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Сегодня  на  уроке мы  лишь начали открывать для себя  тайны, который  хранит в себе Наречие. На  следующих  уроках мы продолжим эту  работу.  

Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 4 класс, "Наречие"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В.Занкова. Этот конспект урока поможет учителю познакомить учащихся с новой частью речи, её грамматическими признаками, а также расширить и обаготить активны...

Урок русского языка в 4 классе « Наречие как часть речи».

Исследовать новую часть речи - наречие по заданному плану...

урок русского языка в 4 классе "Наречие"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие"....

Урок русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"

Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 3 классе "Наречие как часть речи"

На уроке использована технология проблемного диалога, организована исследовательская деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи....

Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока

Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...