Урок русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого, карточки, презентация.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
- Урок русского языка. Пусть сегодняшний урок принесёт вам, ребята, радость общения друг с другом. Удачи!
2.Минута чистописания.
а) Дд Ддд Дддд (слайд)
-Установите закономерность, по которому записаны буквы. Какое следующее написание? Прежде чем записать следующее соединение, дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Д. (Буква Д обозначает согласные звуки, эти звуки звонкие, парные, твёрдый, мягкий )
б) Прочитайте слово, дайте характеристику (слайд)
Думать- глагол, неопр.ф., отвечает на вопрос что делать? (устно).
- Образуйте от данного глагола глагол прош. времени, ед.ч., м.р.(устно)
- Образуйте от глагола неопр. ф. глагол наст. вр., ед. ч. (устно)
- Найдите в словаре синонимов синонимы к глаголу думать, запишите.
- Что такое синонимы? Что такое глагол?
в) Проверка: думать, размышлять, мыслить. (слайд)
- И сегодня на уроке нам предстоит думать, размышлять, делать выводы.
3. Словарная работа.
а) – Назовите одним словом, запишите слова, отметьте в них орфограммы.
- Иметь стремление к осуществлению чего-либо, хотеть (желать).
- Название нашей страны (Россия).
- Сиять ярким, искристым светом (сверкать).
- Число, следующее за числом 12 (одиннадцать).
- Антоним к слову белый (чёрный).
- Линия между небом и землёй (горизонт).
- Синоним к слову дети (ребята).
День, который был раньше, чем сегодня (вчера).
б) Парная работа.
- Обменялись тетрадями, проверили.
в) – Проверим ещё раз. Внимание на экран (слайд). Создание проблемной ситуации.
Желать, Россия, сверкать, одиннадцать, чёрный, горизонт, ребята, вчера.
- Укажите над каждым словом часть речи. (вслух)
- Какое слово вызвало затруднение? (вчера)
- Попробуйте предположить, к какой части речи относится это слово? Мы иногда встречались с такими словами и даже называли эту часть речи. Кто помнит? (Наречие)
- И тема сегодняшнего урока:
«Наречие» (слайд).
- Какие учебные цели поставите перед собой?
– У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но некоторые секреты мы разгадаем сегодня. А именно (слайд)
1.Узнаем, что такое наречие?
2.На какие вопросы отвечает наречие?
3.Изменяется или не изменяется?
4.Какую роль играет в речи?
- Вот по такому плану мы будем работать на уроке.
4. Изучение нового материала.
1).Комментированное письмо предложения (ученик пишет на доске).
Вчера шёл дождь.
- выделить грамматическую основу предложения
- выписать словосочетания
- дать характеристику предложения
- обозначить части речи
- Каким членом предложения является слово вчера? (наречие вчера указывает на признак действия, относится к глаголу, поясняет глагол, в предложении является второстепенным членом предложения).
2). Закрепление (слайд)
Посмотрел вдаль
Поёт радостно
Приехал сегодня.(главное и зависимое слова)
Вывод: Что такое наречие?
5. Физминутка.
6.Продолжение работы над новым материалом.
1) Групповая работа.
- Мы выяснили, что такое наречие, что обозначает, от каких слов зависит. А вот изменяется или не изменяется мы проведём исследование, поработав в группах. На партах у вас лежат карточки:
1 группа- вам даны наречия, определить на какие вопросы отвечают наречия
2 группа – изменить по временам наречие хорошо
3 группа – изменить по родам наречие рано
4 группа – изменить наречие весело по лицам в ед.ч.
5 группа – изменить наречие весело по лицам во мн. ч.
6 группа – изменит наречие быстро по числам
2). Отчёт каждой группы.
3). Вывод (слайд).
- Прочитаем правило в учебнике на стр74.
- Какой главный морфологический признак наречия? (неизменяемость)
- Следовательно, у наречий не может быть окончаний. Тогда чем же является гласная на конце наречия? Давайте посмотрим на наречия, которые мы исследовали.(слайд)
Хорошо, рано, весело, быстро. (на конце у наречий о - это суффикс)
4). Какую роль играют наречия в речи? Упр. 126
- Прочитать предложение, назвать наречия. Прочитайте это же предложение, но без наречия.
- Какую же роль играют наречия? Что будет, если исчезнут из нашей речи наречия?
- Писатель М. Горький сказал о наречиях так:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями,
которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
7.Домашнее задание.
- Выписать из произведения Л.Толстого «Детство», которое изучаем на уроке «Литературное чтение» 3 предложения, в которых есть наречия.
8. Итог урока.
- Чем пополнили свою копилку Знаний? Достигли ли цели, которые вы поставили перед собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания частей А, Б, B, C....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» - девизВ прзентации предусмотрена работа со словарем, письмо по памяти, текст по выбору и т.д....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....