Урок русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лысова Вера Фёдоровна

Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого, карточки, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

 - Урок русского языка. Пусть сегодняшний урок принесёт вам, ребята, радость общения друг с другом. Удачи!

2.Минута чистописания.

а) Дд  Ддд  Дддд  (слайд)

-Установите закономерность, по которому записаны буквы. Какое следующее написание? Прежде чем записать следующее соединение, дайте характеристику звукам, обозначенным буквой Д. (Буква Д обозначает согласные звуки, эти звуки звонкие, парные, твёрдый, мягкий )

б) Прочитайте слово, дайте характеристику (слайд)

Думать- глагол, неопр.ф., отвечает на вопрос что делать? (устно).

- Образуйте от данного глагола глагол прош. времени, ед.ч., м.р.(устно)

- Образуйте от глагола неопр. ф. глагол наст. вр., ед. ч. (устно)

- Найдите в словаре синонимов синонимы к глаголу думать, запишите.

- Что такое синонимы? Что такое глагол?

в) Проверка: думать, размышлять, мыслить. (слайд)

- И сегодня на уроке нам предстоит думать, размышлять, делать выводы.

3. Словарная работа.

а) – Назовите одним словом, запишите слова, отметьте в них орфограммы.

- Иметь стремление к осуществлению чего-либо, хотеть (желать).

- Название нашей страны (Россия).

- Сиять ярким, искристым светом (сверкать).

- Число, следующее за числом 12 (одиннадцать).

- Антоним к слову белый (чёрный).

- Линия между небом и землёй (горизонт).

- Синоним к слову дети (ребята).

День, который был раньше, чем сегодня (вчера).

б) Парная работа.

- Обменялись тетрадями, проверили.

в) – Проверим ещё раз. Внимание на экран (слайд). Создание проблемной ситуации.

Желать, Россия, сверкать, одиннадцать, чёрный, горизонт, ребята, вчера.

- Укажите над каждым словом часть речи. (вслух)

- Какое слово вызвало затруднение? (вчера)

- Попробуйте предположить, к какой части речи относится это слово? Мы иногда встречались с такими словами и даже называли эту часть речи. Кто помнит? (Наречие)

- И тема сегодняшнего урока:

    «Наречие» (слайд).

- Какие учебные цели поставите перед собой?

 – У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но некоторые секреты мы разгадаем сегодня. А именно (слайд)

1.Узнаем, что такое наречие?

2.На какие вопросы отвечает наречие?

3.Изменяется или не изменяется?

4.Какую роль играет в речи?

- Вот по такому плану мы будем работать на уроке.

4. Изучение нового материала.

1).Комментированное письмо предложения (ученик пишет на доске).

     Вчера шёл дождь.

- выделить грамматическую основу предложения

- выписать словосочетания

- дать характеристику предложения

- обозначить части речи

- Каким членом предложения является слово вчера? (наречие вчера указывает на признак действия, относится к глаголу, поясняет глагол, в предложении является второстепенным членом предложения).

2). Закрепление (слайд)

Посмотрел вдаль

Поёт радостно

Приехал сегодня.(главное и зависимое слова)

Вывод: Что такое наречие?

5. Физминутка.

6.Продолжение работы над новым материалом.

1) Групповая работа.

- Мы выяснили, что такое наречие, что обозначает, от каких слов зависит. А вот изменяется или не изменяется мы проведём исследование, поработав в группах. На партах у вас лежат карточки:

1 группа- вам даны наречия, определить на какие вопросы отвечают наречия

2 группа – изменить по временам наречие хорошо

3 группа – изменить по родам наречие рано

4 группа – изменить наречие весело по лицам в ед.ч.

5 группа – изменить наречие весело по лицам во мн. ч.

6 группа – изменит наречие быстро по числам

2). Отчёт  каждой группы.

3). Вывод (слайд).

- Прочитаем правило в учебнике на стр74.

- Какой главный морфологический признак наречия? (неизменяемость)

- Следовательно, у наречий не может быть окончаний. Тогда чем же является гласная на конце наречия? Давайте посмотрим на наречия, которые мы исследовали.(слайд)

Хорошо, рано, весело, быстро. (на конце у наречий о - это суффикс)

4). Какую роль играют наречия в речи?  Упр. 126

- Прочитать предложение, назвать наречия. Прочитайте это же предложение, но без наречия.

- Какую же роль играют наречия? Что будет, если исчезнут из нашей речи наречия?

- Писатель М. Горький сказал о наречиях так:

«Русский  язык необыкновенно богат наречиями,

которые делают нашу  речь  точной, образной, выразительной».

7.Домашнее задание.

- Выписать из произведения Л.Толстого «Детство», которое изучаем на уроке «Литературное чтение» 3 предложения, в которых есть наречия.

8. Итог урока.

- Чем пополнили свою копилку Знаний? Достигли ли цели, которые вы поставили перед собой?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....