урок русского языка в 4 классе "Наречие"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 24.05 КБ |
otkr_rus_yaz_narechie.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 классе «Наречие»
Подготовила учитель нач. классов МОУ «СОШ ст. Тарханы» Матушкина С.В.
Цели учителя:
- создать условия для формирования у учащихся общего представления о наречии как части речи, практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.
Цели ученика:
- Познакомиться с особенностями наречия как части речи;
- учиться ставить учебные задачи; самостоятельно формулировать выводы; находить в тексте наречия.
Задачи:
- Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
- Развитие УУД:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - результат», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества
Этапы урока и цель | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые УУД |
1 этап. Орг.момент. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы | Психологически настраиваются на урок и работу в коллективе, отвечают на вопросы, делают выводы | Настраивает детей на работу в коллективе, подводит к обсуждению проблемных вопросов, | - Прозвенел уже урок, Начинаем наш урок. - Ты мой друг и я твой друг, Вместе мы семья. То, что не смогу один Сможем ты и я! - Сегодня предлагаю вам собрать бусы на нашу нить знаний. - Ребята за правильные ответы и выполнения заданий вы будете получать бусинки. Игра «Собери поговорку» - по классу развешены таблички с буквами, дети собирают слова, объединяясь в группы, а за тем выводят поговорку («Русский язык сила слабого!») слайд 1 - Как понимаете эту поговорку? - Прочитайте четверостишие слайд 2 Люблю различные слова Как неизведанные страны. Они понятны не всегда, И их значенья так туманны. Как понимаете смысл этого четверостишия? - Почему слова сравнивают с неизведанными странами? - Каждое слово имеет свои секреты. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: Умение работать в коллективе |
2 этап Актуализация знаний. Каллиграфическая минутка. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется проблема Расслабляющие упражнения для осанки. | Записывают число, классная работа. Записывают поговорку. Выполняют задания в парах Двое учащихся(сильный и слабый) работают на доске (разбирают предложение по членам, указывают стрелками связь слов в предложении, подписывают части речи) Выполняют движения упражнения | Включает учащихся в работу, поясняет задание Обращают внимание детей на соединение букв в словах. Организует физ. минутку | -Запишите число, классная работа и каллиграфически правильно запишите поговорку, обратите внимание на соединение букв в словах. Какие орфограммы встретились при написании поговорки? - Прочтите слова русского писателя и поэта с мировым именем слайд 3 («Язык неистощим в соединении слов») - Как вы думаете, чьи это слова? Как понимаете эти слова? - «Сквозь волнистые туманы слайд 4 Пробирается луна. На печальные поляны Льёт печально свет она» Назовите автора и название стихотворения. (А.С. Пушкин «Зимняя дорога») - Сегодня будем много работать в парах, поэтому при необходимости пользуйтесь сигнальными карточками. - Ребята за правильные ответы и выполнения заданий вы будете получать бусинки. - Запишите в тетради предложение «На печальные поляны льёт печально свет она» - Объясните орфограммы. Разберите по членам предложения, указав стрелками связь слов в предложении. Подпишите части речи. - Выполним упражнение «Сосулька» | Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: работа в парах, умение выражать свои мысли, пользоваться помощью одноклассников, оказывать помощь. |
3 этап. Учебно-познавательная деятельность и целеполагание. Цель: организовать деятельность по определению темы урока, происходит целеполагание Физ. минутка | Отвечают на вопросы, делают выводы, определяют тему урока Двое учащихся работают в Интернете – поиск информации о происхождении слова «наречие» Выполняют движения физ. минутки | Подводит к обсуждению проблемных вопросов, направляет на целеполагание. Организует физ. минутку под музыку | - Какое слово вы не подписали? Почему? (слово «печально», т.к. не знаем, к какой части речи относится) - Какая же тема урока? (наречие)слайд 5 - Где вы уже слышали это слово? Знаете ли вы его происхождение? - Найдём происхождение этого слова в Интернете. - Итак, помог ли нам Интернет? Ребята покажите найденную информацию.(Происхождение названия Наречие - это старое слово. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить корень -реч-. Слово "речь" в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и "говорить" (глагол тоже имел значение "речь": глаголить означало "говорить, вести речь"). Это значение сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом) - Ну а что же это за часть речи и какие имеет она признаки мы с вами узнаем сами. Физ.минутка по Сан ПиНу | Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы работать в группе Регулятивные: целеполагание |
4 этап. Включение в систему знаний и повторения Цель: Создать условия для успешного усвоения знаний о новой части речи. Физ. минутка для глаз. | Отвечают на вопросы, делают вывода, анализируют и сравникают части речи. Выполняют движения за учителем. | Организует фронтальную работу над новым материалом. Организует работу в парах, оказывает детям помощь при возникновении затруднений Организует физ. минутку для глаз | - Назовите однокоренные слова в этом предложении (печальные и печально). - Выпишите словосочетания с этими словами (печальные поляны и льёт печально). -В чём вы видите сходство и различие между прилагательным печальный и наречием печально? (сходство в том, что они обозначают признак) - Давайте сравним эти слова по схеме слайд 6 Часть речи прилагательное наречие Вопрос какой? Как? Связь с существительным с глаголом Признак предмета действия Измен-ся по родам, числам не измен-ся - А сейчас вы, работая в парах, познакомитесь с правилом, данным в учебнике на стр. -Прочитайте статью о наречии и правило. -На какие ещё вопросы отвечает наречие? -Как? когда? где? куда? откуда? С какими частями речи бывает связано? -С глаголами и с прилагательными. Физ. минутка для глаз - Выделение наречий из литературного текста Определите название произведения и автора. Слайды7,8,9,10 « Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славногоСалтана» « Три девицы под окном Пряли поздно вечерком» «Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела И в светлицу входит царь Стороны той государь» « С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила» « Коль кругом всё будет мирно, То сидеть он будет смирно» « Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно» | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов |
5 этап. Закрепление полученных знаний Цель: Продолжить работу над темой по учебнику и дополнительной тетради на печатной основе. Дыхательная гимнастика. | Двое учащихся выполняют тест по теме на компьютере. Выполняют самостоятельную работу, делают взаимопроверку. Выполняют движения | Организовывает самостоятельную работу учащихся по вариантам. Оказывает помощь, организует взаимопомощь учащихся. Организует взаимопроверку. Проверку по компьютеру. Напоминает движения | -Сейчас предлагаю выполнить упр-я из учебника и тетради по вариантам: Учебник стр. 1 вар. № 2 вар. № Тетрадь стр. 1 вар № 2 вар. № - А двое ребят будут проходит тест по нашей теме на компьютере. - Сделайте взаимопроверку, обсудите возникшие вопросы. - Сравним свою работу слайд 11 - А теперь ребята нам покажут свои результаты работы с тестом на компьютере. Дыхательная гимнастика «Насос и мячик» | Познавательные: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: инициативное сотрудничество Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Личностные: самоопределение, целеполагание |
6 этап. Контроль и оценка результатов деятельности Цель: Оценить работу каждого учащегося. | Анализируют свою работу на уроке | Контролировать работу учащихся, выставляет отметки | - Итак, давайте подведём итоги. Посчитайте свои бусинки и оцените свой результат. Слайд 12 5 бусинок – 5 Молодец! 4 бусинки – 4 Хорошо! 3 бусинки – 3 Удовлетворительно 2 бусинки –У тебя ещё всё получится! 1 бусинка – Будь более активным, попроси помощи у ребят и учителя! | Регулятивные: саморегуляция; самооценка Личностные: самоопределение, объективность к своей оценке |
7 этап Домашнее задание Цель: пояснить задание по выбору уч-ся | Выбирают домашнее задание, в соответствие с желанием и УУД. | Предлагает д/з выбрать (разноуровневое), поясняет его. | - Предлагаю вам выбрать самим д/з из данных. | Регулятивные: Саморегуляция Личностные: самоопределение |
8 этап. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке | Подводят итог своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | Организует рефлексию | - Теперь давайте соберём наши бусы Знаний. Прикрепите свои бусинки на нить. - Спасибо за урок! | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: рефлексия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности Личностные: оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Язык неистощим в соединении слов» «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льёт печально свет она» А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
На печальные поляны Льёт печально свет она . ______ _ _ _ __ . ___ . ___ . __ . ___ ? __ . ___ . ___ . Мест. Глаг. Им. сущ. Им. сущ. Имя п рилаг . Предлог.
Наречие Наречие - это старое слово. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить корень - реч -. Слово "речь" в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и "говорить" (глагол тоже имел значение "речь": глаголить означало "говорить, вести речь"). Это значение сохраняется в корне - реч -, входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом)
На печальные поляны Льёт печально свет она. печальные печально ____ печальные поляны л ьёт печально ,
часть печально Часть речи Вопрос Признак Связь Изменяется печальные Имя прилагательное наречие Какие? как? С именем существительным С глаголом предмета действия По родам, числам Не изменяется
«Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана »
«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком»
«Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела И в светлицу входит царь Стороны той государь»
«С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила»
«Коль кругом всё будет мирно, То сидеть он будет смирно»
«Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно»
Проверь себя и друга: Где? Куда? Откуда? Когда? Как? впереди сбоку в низу направо н апротив в низ издалека изнутри з автра в есело в друг вприсядку интересно Задание в тетради на печатной основе: с. 13 упр.4 Р айо н, р е в о люция, р е шать, св е ркать, свит е р, к о мета, с е крет, с о всем, к о р и дор, ф а нтазия, ф е д е рация, фин и ш, х о зя и н, ф ио летовый, ш ос се, эк и паж.
5 баллов – «5» Молодец! 4 балла – «4» Хорошо! 3 балла – «3» Удовлетворительно 2 балла – У тебя ещё всё получится! 1 балл – Задумайся, будь более активным, попроси помощи у ребят и учителя! Оцени свой труд на уроке: Домашнее задание: тетрадь страница 57 – выбери себе задание и объясни его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....