Урок русского языка "Слова-антонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Это первый урок по данной теме. В процессе урока обучающиеся ведут наблюдение над словами, имеющими противоположное значение, знакомятся с понятием «антонимы», закрепляют знания о синонимах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка "Слова-антонимы" | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Слова - антонимы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Образовательные: наблюдать над словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи антонимы.
Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие: прививать навыки уважительного отношения к предмету.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре и оценивать работу одноклассника.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и темой урока;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формируем умение осуществлять личностную рефлексию и ставить перед собой цель урока.
Личностные УУД:
1) формируем развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс под редакцией Л. Ф. Климановой, карточки для работы в парах, слова для рефлексии и целеполагания, документ-камера, проектор.
Оформление доски: пословица «По ..дежде встр..ч..ют, по уму пров..жают.», буквы для чистописания.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
-О чём у нас шла речь на прошлом уроке? Что такое «синонимы»?
(Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» — один, «оним» — имя.)
- На минутке красивого письма пропишите буквы «С»– заглавную и сточную. До половины строки, а на второй половине напишите буквы «А» – заглавную и строчную. Сделайте между буквами любое соединение.
- А теперь, спишите правильно пословицу с доски, вставив пропущенные буквы:
По ..дежде встр..ч..ют, по уму пров..жают.
- Объясните орфограммы. Как понимаете смысл пословицы?
(Пословица — это образное, меткое изречение, обобщающее разные стороны жизни, как правило, носящее назидательный характер.)
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Возьмите листочки со стола. Запишите слова парами, вставьте орфограммы:
Д..твора, грус..ный, хол...дно, м..тель, в..юга, в..сёлый, радос..ный, м..лыш…, т..пло, печ..льный.
детвора – малыши
метель – вьюга
весёлый – радостный
грустный – печальный
тепло - холодно
Самопроверка.
- Проверяем работу. Сверьте получившиеся у вас пары слов с парами на нашем экране.
Проверка через документ камеру. (У одного ребёнка беру тетрадь, вывожу на экран его работу, по ней дети выполняют самопроверку. Ставят себе на полях «плюс», если всё правильно, «минус», если ошиблись)
- Какая пара лишняя? Что о ней можете сказать? (Лишняя пара: тепло-холодно, у этой пары противоположное значение.)
- В греческом языке «анти» обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. Сформулируйте правило, что такое антонимы. (Такие слова будут называться антонимами, значит, слова с противоположным значением называются антонимами.)
4. Открытие нового знания. Проблемная ситуация.
- Прочитайте слова с доски. Как вы думаете, антонимы ли это?
(Нет. Антонимы должны быть одной частью речи и отвечать на один и тот же вопрос, а может быть обучающиеся и согласятся.)
- У кого возникло затруднение? (Дети поднимают руки.)
- В чём возникло затруднение? (Мы пока не знаем, достаточно ли того, что антонимы – это слова с противоположным значением.)
день – ночной
добрый – злой
работать – отдых
- Подумайте, если ли в данных парах ошибки. Если «да», то помогите их исправить. (Дети отвечают «да» и исправляют ошибки.)
Сделайте вывод. (Антонимы должны отвечать на один вопрос.)
- О чём пойдет речь на нашем уроке? (Речь пойдёт об антонимах.)
- Продолжите мои фразы для того, чтобы определить цель нашего урока.
- Я узнаю…
- Я научусь… (Обучающиеся продолжают фразы.)
5. Работа над новым материалом.
- Давайте вернёмся к минутке нашего письма.
- Объясните, почему наш урок мы начали с написания букв «С» и «А»? А как связана пословица с темой урока? (в ней есть слова – антонимы)
- Назовите эти слова. (встречают-провожают)
- Приведите примеры слов – антонимов. Запишем их.
- Составьте и запишите предложение с одной парой слов. (Дети зачитывают придуманные предложения.)
6. Физминутка.
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте его проинсценировать., т. е. показать движениями то, о чём в нём говорится. А в конце физминутки, ответьте на мой вопрос: Как это стихотворение связано с темой урока?
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
- Назовите слова – антонимы, встретившиеся в стихотворении.
(низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое)
- Как это стихотворение связано с темой урока? (Мы сегодня на уроке говорим об антонимах, и они встретились в стихотворении)
7. Первичное закрепление пройденного. (работа в парах)
-Возьмите листочки стола. Предположите, какое задание вы сейчас будете выполнять в парах? (Мы будем вписывать в пословицу слова-антонимы.)
- Правильно. Впишите в пословицы пропущенные слова. Подчеркните антонимы.
- Знай больше, а говори ( меньше)
- Маленькое дело лучше (большого) безделья.
- Тяжело в учении — (легко) в бою.
- По платью встречают, а по уму (провожают).
- Умный себя винит, (а глупый) - своего товарища.
- Лучше горькая правда, чем (сладкая) ложь.
Слова для справок: сладкая, большого, глупый, легко, провожают, меньше.
(Слова для справок даются не сразу. А по мере выяснения затруднения детей в этом задании, т.е. осуществляется дифференцированный подход)
- Объясните смысл любой из пословиц.
- Сделайте вывод, для чего нам в нашей речи нужны слова-антонимы?
(Антонимы нам нужны для того, чтобы наша речь была яркой и разнообразной.)
7. Контроль. Письменная работа. Упражнение № 50 из учебника на странице 35. (Задание к упражнению: Прочитайте текст. Какое настроение он создаёт? Подберите к слову солнечный антоним. Запишите новое заглавие. Какой день может быть описан в тексте с таким названием? Замените выделенные слова антонимами и запишите получившийся текст.) – Откройте учебники на странице 35. Найдите упражнение № 50. Прочитайте задание. Расскажите, как будете выполнять упражнение? (После разбора задания, дети выполняют упражнение самостоятельно.) Солнечный день. Тёплый ветер дует в лицо. На деревьях весело трепещут листья. По небу плывут лёгкие облака. По светлой воде медленно плывёт кораблик. Взаимопроверка. - Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Проверьте работу. - Поставьте в тетради соседа на полях «плюс», если всё было правильно, «плюс-минус», если были ошибки. 8. Итог урока. Рефлексия. - Продолжите предложения: Я узнал: Я научился: - А сейчас я проверю, чему вы научились на сегодняшнем уроке. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь …(близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь ...(пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… (нашел) Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты …(храбрец) Теперь начало я скажу, Ну, отвечай…(конец). - Не дорого начало, похвален конец. Молодцы, дети, хорошо поработали и многому научились на уроке! 9.Домашнее задание. Учебник, стр. 35, № 49.(объяснение домашнего задания) - К словам из левого столбика найти пару из правого столбика. Какой должна быть пара, как вы думаете? - Дома запишите слова парами в строчку. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....