Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по теме "Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?" составлен с целью познакомить учащихся с новым способом обозначения звука [й’], дать представление о функции разделительных знаков (ь и ъ), уточнить позиции, от которых зависит выбор способа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разделительные ь и ъ знаки | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: Разделительные мягкий и твердый знаки. За какими буквами прячется звук [й’]?
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цель: знакомить с новым способом обозначения звука [й’], дать представление о функции разделительных знаков (ь и ъ), уточнить позиции, от которых зависит выбор способа.
Познавательные УУД:
1) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение в построении осознанного высказывания;
4) формируем умение ставить и формулировать проблему;
5) формируем умение самостоятельно ставить познавательные цели;
6) формируем умение планировать и прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;
4) формируем умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение выполнения пробного действия;
2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем ответственность за общее дело;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
4) формируем самооценку на основе успешности
- Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.
- Послушайте рассказ и постарайтесь запомнить слова со звуком [й,].
От жабы большая польза. У нее клейкий язык, которым она ловит вредных жучков, слизней. Жабы выходят на охоту, когда стемнеет.
- Какие слова со звуком [Й] встретились в этом тексте?
- Назовите уже известные вам способы обозначения звука [й,].
- Сделайте предположение, а как еще можно обозначить звук [й,]?
3. Пробное учебное действие.
- Сейчас я вам предложу выполнить новое задание, которое поможет нам узнать, о новых способах обозначения этого звука. Для этого поработаем в парах.
На доске слова:
- Обозначьте звуки букв и запишите слова.
[с, эм, й, а], [сй,эл]
- Смогли выполнить задание? Почему? (Не знаем способ обозначения [й,])
- У кого получилось записать слова?
- Кто выполнил, представьте свою работу на доске.
- Объясните, какое правило использовали при написании.
4.Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание выполняли? Почему не получилось?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке? (Должны открыть новый способ обозначения звука [й,]. Научиться применять этот способ.)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа в группах по плану.
План.
- Понаблюдайте, после каких букв прячется звук [й,]?
- Какими буквами обозначается звук [й,]?
- Какие буквы помогают обозначать буквам е, е, ю, я звук [й,]?
- Расскажите о новом способе обозначения звука [й,].
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
(Выслушивается выступление групп)
- Проверьте свой вывод по учебнику.
- Что еще нужно добавить к вашему выводу?
- Давайте вернемся к первому заданию и запишем слова, проговорив новый способ обозначения звука [й,].
- Получилось? Почему удалось справиться сейчас? (Мы сформулировали правило и узнали новый способ обозначения звука [й,]).
6. Первичное закрепление и расширение знаний.
- Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначен звук [й,].
Содержание карточки:
Платье, воробьи, шьёт, въехал, вьют, объелся, семья, объявил.
- Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему именно он?
- Понаблюдайте за расположением букв ь и ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?
- Когда же писать разделительный ь, а когда – разделительный ъ? (Ближе к концу слова- ь, ближе к началу- ъ)
- Если точно не знаешь, какой знак выбрать? (Пиши ь/ъ)
- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу).
- Почему нужно выполнить самостоятельную работу? ( Чтобы проверить, как каждый из нас научился применять новое правило).
6. Самостоятельная работа.
- Запиши слова в два столбика, используй помощь правила
Мурав?и, у руч?я, осен?ю, в?юга, с?ехал, с?ёмка.
- Проверьте правильность выбранных вами букв, пользуясь эталоном на доске.
- Если вы использовали запись ь/ъ, исключите неверный вариант, запишите слово правильно.
7. Включение в систему знаний.
- Где вам пригодится новое знание? (В написании диктантов, сочинений, изложений и т.д.)
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставив пропущенные буквы.
З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.
8. Рефлексия деятельности.
- Назовите тему урока.
- Какую цель вы перед собой поставили?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Встаньте те, кому сегодня удалось справиться с затруднениями.
- У кого еще остались затруднения?
Список литературы:
1. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя/ М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко . – изд. 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
2. Русский язык: Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко . – 9-е изд.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаева....
урок русского языка по теме " Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных" . ( 4 класс "Школа 2100")
В данном уроке даны материалы, предназначенные для групповой работы и работы в паре; направленные на развитие у учащихся умения анализировать и сравнивать, выводить алгоритм ...
Урок русского языка во 2-м классе "Разделительный твердый знак "
Разработка урока по данной теме...
Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
в соответствии с фгос...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе (УМК " Школа России") на тему "«Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком».
Презентация,на мой взгляд, может быть использована на уроке в качестве структуриющего и иллюстрационного компонента. Белый фон позволяет сконцентрировать внимание учеников, а анимационная составляющая...
Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"
Урок русского языка "Написание слов с мягкими и твердыми согласными"...
Конспект урока по русскому языку "За какими буквами прячется звук [Й]?"
Урок открытия нового знания. Построен в технологии деятельностного метода....