Урок русского языка в 1 классе "Сочетание букв жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Учащиеся 1 класса учатся навыкам грамотного, безошибочного, осознанного письма содержащих сочетания букв жи – ши. Они научатся применять правило на правописание жи - ши;сравнивать произношение слов, содержащих жи - иш, с их написанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание сочетаний жи-ши | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Муслюмовская СОШ»
Учитель:Вахитова Л.Н.
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Тема :«Сочетание букв жи - ши».
Педагогическая цель:
-формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма содержащих сочетания букв жи – ши;
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: применять правило на правописание жи - ши\ сравнивать произношение слов, содержащих жи - иш, с их написанием; воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют ее выполнение; осуществляют учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в рисунках, звуковых схемах слов; логические - осуществляют анализ написания слов с жи - ши.
Коммуникативные: выразительно читают текст; используют речь для регуляции своего действия.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Улыбнусь я себе.
Улыбнусь я тебе.
Улыбаться мне не лень.
Пусть хорошим будет день.
- Улыбка дарит хорошее настроение всем.
- Какими вы постараетесь быть на уроке? (Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение. Я помогу своему товарищу).
II. Мотивация учебной деятельности.
1.Повторение изученных звуков
III. Постановка цели и задач урока.
О, А, Ж, К, Л,Ш, С, З
(Выставляем на доске: О, А, Ж, К, Л,Ш, С, З)
- На какие 2 группы можно разбить эти буквы? (гласные и согласные).
- Докажите.
- Мы с вами на улице “Гласных”. Назовите мне буквы, обозначающие гласные звуки.
- Почему звук И живет в другом домике?
-Молодцы, вот мы и оказались на улице “Согласных”
-Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.
- Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твердые и мягкие)
Назовите мне согласный, звонкий всегда мягкий. (Й).
- Очень хорошо, отправимся дальше. Это улица “Слоговица”.
- Буквы живут дружно, ходят друг к другу в гости, образуя слоги.
Прочитайте слоги.
Ры – ри вы – ви зы – зи
Что заметили? (согласный то твердый, то мягкий)
На что показывает буква И после согласной? (что согласный произносится мягко)
А буква Ы? (согласный произносится твердо)
IV.-Вчера я получила видеописьмо, в котором слоги жалуются на детей, допускающих ошибки.
-Сочетания ЖИ и ШИ плачут и просят о помощи!
(На слайде слова: Мишы,Машы, ершы,ежы,ужы)
-Догадайтесь – ка ребята,
Отчего ежи, ужи
Миши, Маши и ерши
Рассмеялись от души?
- Почему все рассмеялись? Вы подумайте, потом ответите.
-Какой же секрет не знают дети?
(Рассказ сказки «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными»
V. Исследование звуков [ж]и [ш].
Раскрыть секрет нам поможет игра «Слоговой футбол».
На доске крупно написаны гласные буквы А, Ы, У, И. У учителя в руках мяч, на котором написана буква Ж. Учитель бросает мяч в каждую гласную букву, а ученики называют получившийся слог.
Учитель: Дети, когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений?
Дети: Да, мы произносили слог [жы], когда мяч попадал в букву Ы и в букву И.
Учитель: А зачем нужны две разные буквы для обозначения одного и того же слога?
Дети: Наверное, не нужны.
Учитель: Давайте выберем один из них. Произнесите еще раз [ж] с гласными И, Ы и сделайте выбор.
Дети: Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слогах жи и ши этого не происходит, звуки [ж] и[ш] все равно твердые. Значит, буква ы не нужна буквам Ж и Ш. Звуки [ж] и [ш] – всегда твердые.
Учитель: Секрет раскрыт.
Встречались нам уже такие звуки?
Дети: Нет.
- Значит, мы сделали открытие.. Повторите его.
Вывод. Звуки [ж] и [ш] всегда твердые.
Сегодня мы усвоим новое правило или орфограмму (жи - ши пиши с буквой и)
Определение темы и целей урока. – Ребята, кто уже понял, какая тема
урока? (Правописание сочетаний жи – ши)
-А теперь ответьте:
Отчего ежи, ужи
Миши, Маши и ерши
Рассмеялись от души?
( ответы учеников)
VI.Физминутка –«Фолоу зе лидер»
VII. Чтение слов с новой буквой. Лексическая работа.
А). Работа в парах по карточкам.
(Слова в карточках одинаковые, различаются задания).
Стрижи шарик моржи шиповник дружба
дождь мишина жаворонок кошка ежи
лыжи шишка пружина уши жара
жаба шалаш жук шалун ужи
1 стол,3 стол,5 стол
Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ЖИ.
-каждый ученик читает про себя слова и находит словосочетанием жи ши
(Один ученик читает эти слова и объясняет почему не прочитал остальные слова)
- почему не выбрали другие слова?
2,4 стол
Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ШИ.
-каждый ученик читает про себя слова и находит словосочетанием жи ши
(Один ученик читает эти слова и объясняет почему не прочитал остальные слова)
- почему не выбрали другие слова?
-Какое правило повторили?
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой "И” пиши!
VIII. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику.
1. Чтение слов по цепочке.
Ребята , а в каких словах спрятался секрет?
-Что это за секрет?
Физкультминутка.
2. Работа с текстом.
А) Чтение текста на с.68 «Азбуки» хорошо читающим ребенком.
Б) Работа в группах.
- Найдите и прочитайте слова с буквой «ж».
- Прочитайте имена детей.
В) Чтение текста «цепочкой».
- О ком этот текст?
- О чем этот текст?
- Какое название дадим этому тексту?
3. Картинный диктант.(жираф, уши, машина)
4. Ребусы ( тишина, ужин)
IX. Итог урока.
- Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.
- Какое открытие сделали на уроке?
- Как справились мы со своими задачами?
X. Рефлексия.
- Оцените свою работу.
1. покажите жёлтый круг, если вы считаете, что потрудились «на славу»;
2. покажите зелёный круг, если вы считаете, что не достаточно потрудились на этом уроке;
3. покажите красный круг, если считаете, что совсем не трудились на уроке может
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....