Урок русского языка в 1 классе "Сочетание букв жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Учащиеся 1 класса учатся навыкам  грамотного, безошибочного, осознанного письма содержащих сочетания букв жи – ши. Они  научатся  применять правило на правописание жи - ши;сравнивать произношение слов, со­держащих жи - иш, с их написанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Правописание сочетаний жи-ши53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Муслюмовская СОШ»

Учитель:Вахитова Л.Н.

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

 Тема :«Сочетание букв жи - ши».

Педагогическая цель:

-формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма содержащих сочетания букв жи – ши; 

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: применять правило на правописание жи - ши\ сравнивать произношение слов, содержащих жи - иш, с их написанием; воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач).

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют ее выполнение; осуществляют учебные действия в громкоречевой форме.

Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в рисунках, звуковых схемах слов; логические - осуществляют анализ написания слов с жи - ши.

Коммуникативные: выразительно читают текст; используют речь для регуляции своего действия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Улыбнусь я себе.

Улыбнусь я тебе.

Улыбаться мне не лень.

Пусть хорошим будет день.

- Улыбка дарит хорошее настроение всем.

- Какими вы постараетесь быть на уроке? (Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение. Я помогу своему товарищу).

II. Мотивация учебной деятельности.

1.Повторение изученных звуков

III. Постановка цели и задач урока.

О, А, Ж, К, Л,Ш, С, З

(Выставляем на доске: О, А, Ж, К, Л,Ш, С, З)

- На какие 2 группы можно разбить эти буквы? (гласные и согласные).

- Докажите.

C:\Users\Администратор\Desktop\img2.gif

- Мы с вами на улице “Гласных”. Назовите мне буквы, обозначающие гласные звуки.

- Почему звук И живет в другом домике?

-Молодцы, вот мы и оказались на улице “Согласных”

-Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

- Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твердые и мягкие)

Назовите мне согласный, звонкий всегда мягкий. (Й).

- Очень хорошо, отправимся дальше. Это улица “Слоговица”.

- Буквы живут дружно, ходят друг к другу в гости, образуя слоги.

Прочитайте слоги.

Ры – ри вы – ви зы – зи

Что заметили? (согласный то твердый, то мягкий)

На что показывает буква И после согласной? (что согласный произносится мягко)

А буква Ы? (согласный произносится твердо)

IV.-Вчера я получила видеописьмо, в котором слоги жалуются на детей, допускающих ошибки.

 -Сочетания ЖИ и ШИ плачут и просят о помощи!

 (На слайде слова: Мишы,Машы, ершы,ежы,ужы)

-Догадайтесь – ка ребята,

Отчего ежи, ужи

Миши, Маши и ерши

Рассмеялись от души?

- Почему все рассмеялись? Вы подумайте, потом ответите.

-Какой же секрет не знают дети?

(Рассказ сказки  «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными»

V. Исследование звуков  [ж]и [ш].

Раскрыть секрет нам поможет игра «Слоговой футбол».

На доске крупно написаны гласные буквы А, Ы, У, И. У учителя в руках мяч, на котором написана буква Ж. Учитель бросает мяч в каждую гласную букву, а ученики называют получившийся слог.

Учитель: Дети, когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений?

Дети: Да, мы произносили слог [жы], когда мяч попадал в букву Ы и в букву И.

Учитель: А зачем нужны две разные буквы для обозначения одного и того же слога?

Дети: Наверное, не нужны.

Учитель: Давайте выберем один из них. Произнесите еще раз [ж] с гласными И, Ы и сделайте выбор.

Дети: Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слогах жи и  ши этого не происходит, звуки [ж]  и[ш]  все равно твердые. Значит, буква ы не нужна буквам  Ж и Ш. Звуки [ж] и [ш]  – всегда твердые.

Учитель: Секрет раскрыт.

Встречались нам уже такие звуки?

Дети: Нет.

- Значит, мы сделали открытие.. Повторите его.

Вывод. Звуки [ж] и [ш]  всегда твердые.        

 Сегодня мы усвоим новое правило или орфограмму (жи - ши пиши с буквой и)


Определение темы и целей урока. – Ребята, кто уже понял, какая тема  

урока? (Правописание сочетаний жи – ши) 
-А теперь ответьте:

Отчего ежи, ужи

Миши, Маши и ерши

Рассмеялись от души?

( ответы учеников)

VI.Физминутка –«Фолоу зе лидер»

VII. Чтение слов с новой буквой. Лексическая работа.

А). Работа в парах по карточкам. 

(Слова в карточках одинаковые, различаются задания).

Стрижи             шарик                  моржи                шиповник     дружба

дождь           мишина                жаворонок             кошка            ежи

лыжи             шишка                   пружина                уши                  жара

жаба                шалаш                    жук                      шалун            ужи

1 стол,3 стол,5 стол

Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ЖИ.

-каждый ученик читает про себя слова и находит словосочетанием жи ши

(Один ученик читает эти слова и объясняет почему не прочитал остальные слова)

- почему не выбрали другие слова?

2,4  стол

Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ШИ.

-каждый ученик читает про себя слова и находит словосочетанием жи ши

(Один ученик читает эти слова и объясняет почему не прочитал остальные слова)

- почему не выбрали другие слова?

-Какое правило повторили?  

ЖИ и ШИ такие слоги,

 Что всегда к ребятам строги.

 ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

 Только с буквой "И” пиши!

VIII. Первичное усвоение новых знаний.

        1. Работа по учебнику.

        1. Чтение слов по цепочке.

Ребята , а в каких словах спрятался секрет?

-Что это за секрет?

Физкультминутка.

     2. Работа с текстом.

А) Чтение текста на с.68 «Азбуки»  хорошо читающим ребенком.

Б) Работа в группах.

        - Найдите и прочитайте слова с буквой «ж».

        - Прочитайте имена детей.

В) Чтение текста «цепочкой».

        - О ком этот текст?

        - О чем этот текст?

- Какое название дадим этому тексту?

    3. Картинный диктант.(жираф, уши, машина)

     4. Ребусы ( тишина, ужин)

IX. Итог урока.

        - Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.

          - Какое открытие сделали на уроке?

- Как справились мы со своими задачами?

X. Рефлексия.

- Оцените свою работу.

1. покажите жёлтый круг, если вы считаете, что потрудились «на славу»;

2. покажите зелёный круг, если вы считаете, что не достаточно потрудились на этом уроке;

3. покажите красный круг, если считаете, что совсем не трудились на уроке может


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....