Рабочая программа по русскому языку 2 класс по УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Величко Наталия Ивановна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

 начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.,

 авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc473.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование  коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения,

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема,

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения  школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по русскому языку Федерального  государственного образовательного стандарта и программы «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой, О.В. Прониной, - Москва: «Баллас», 2011г., обеспечена учебниками и пособиями УМК «Школа 2100». В период обучения  грамоте  дети  проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»1-й класс. Во 2-4 классе используются учебник «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О,В. Пронина, тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку», «Орфографическая тетрадь» и «Тетрадь для чистописания».  

Для составления рабочей программы выбран первый вариант тематического планирования, ориентированный на обучение в школе с русским (родным) языком обучения.

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

      Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с примерной программой.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Обучение грамоте (письмо)

115

115

115

-

-

-

1.1

Письмо

69

69

-

-

-

1.2

Графика

10

10

-

-

-

1.3

Слово и предложение

7

7

-

-

-

1.4

Орфография

18

18

-

-

-

1.5

Развитие речи

11

11

-

-

-

2.

Систематический курс

560

50

170

170

170

2.1

Фонетика и орфоэпия

15

15

10

1

2

2

2.2

Графика

5

5

4

1

-

-

2.3

Лексика

20

20

3

5

6

6

2.4

Состав слова (морфемика)

27

47

6

16

14

11

2.5

Морфология

118

159

4

39

48

68

2.6

Синтаксис

42

61

6

10

25

20

2.7

Орфография и пунктуация

163

151

8

71

42

30

2.8

Развитие речи

102

102

9

27

33

33

Итого

675

675

165

170

170

170

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ООШ №31 всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется  675 часов, из них в 1-м классе - 165 часов (5 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 170 часов во 2-х, 3-х и 4-х классах (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности (135-130 час.)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме[1]. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика (135-130 час.)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.[2]

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова (105-110 час.)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология (160-170 час.)

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа(-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация (70-65 час.)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Класс

Результаты освоения предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

1 класс

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебников «Букварь» и «Русский язык».

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в совместной работе класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

отличать текст от набора предложений;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слои, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

2 класс

осознавать роль языка в жизни и речи людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в совместной работе класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки  и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

3 класс

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все  виды   текстовой информации:фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без  введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения сочетания слов,  связанных  между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами  (без союзов, c  одиночным союзом  и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество  частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

4 класс

произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова  с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или  без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух частей (без  союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования по русскому языку, УМК  «Школа 2100»

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Обучение грамоте

115

-

-

-

   

   Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

   Понимание функций не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

1.1.Письмо

69

-

-

-

Анализировать поэлементный состав букв.

   Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

   Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

   Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы.

   Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

   Записывать под диктовку слова  и предложения, состоящие из трех – пяти слов со звуками сильной позиции.

   Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

   Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

      Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

   Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

   Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

   Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв

1.2.Графика

10

-

-

-

   Соотносить звук и соответствующую ему букву.

   Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

   Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, л-р, ц-ч и т.д.).

   Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д).

   Объяснять функцию буквы ь.

   Использовать алфавит для упорядочивания слов

   Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

   Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

1.3.Слово и предложение

7

-

-

-

   Различать слова и обозначаемый их предмет.

   Объяснять значение слов с опорой на контекст.

   Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

   Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

   Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические  ошибки.

   Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение  гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных.

   Знаки препинания в конце предложения

1.4.Орфография

18

-

-

-

  Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями.

   Объяснять случаи употребления заглавной буквы.

   Оформлять начало и конец предложения.

   Соблюдать пробелы между словами.

   Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

   Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при  его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений

1.5.Развитие речи

11

-

-

-

   Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художников; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок.

   Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания).

   Составлять рассказ по опорным словам.

   Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения.

   Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

2. Систематический курс

50

170

170

170

2.1.Фонетика и орфоэпия

10

1

2

2

2.2.Графика

4

1

-

-

2.3.Лексика

3

5

6

6

2.4.Состав слова (морфемика)

6

16

14

11

2.5.Морфология

4

39

48

68

2.6.Синтаксис

6

10

25

20

2.7.Орфография и пунктуация

8

71

42

30

2.8.Развитие речи

9

27

33

33

8. Контрольно - тематическое планирование по русскому языку

Тема

Сроки

1.

Входная муниципальная стартовая диагностика по развитию речи

сентябрь

2.

Административный контрольный срез

февраль

3.

Итоговая муниципальная контрольная работа

Апрель-май

9. Планирование уроков русского языка

по учебникам Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной

«Русский язык» 2 класс (М., «Баласс», 2014 )

урока

Тема урока

Фонетический

разбор

Словарно-

орфографическая

работа

Состав слова и

словообразование

Развитие речи

Дата

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

Лимон, ветер, ягода, томат.

Лексическое значение слова «слово», пословицы и поговорки

3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова)

Язык

Язык

Берегите наш прекрасный русский язык!

Однокоренные слова к слову «язык»

Лексич. значение слова «язык», многозначность, пословицы и поговорки

4

Как устроен наш язык?

Месяц

Месяц

Однокоренные слова к слову «месяц»

Лексич. значение слова «месяц»,многозначность,

составление предложений

5

Опасные места в словах русского языка

Сапоги

Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги обещает.

Однокоренные слова к слову «сапоги»

6

Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу. Проверочное списывание

Коса

Однокоренные слова к слову «коса»

Лексич. значение слова «коса», многозначность,

составление предложений

7

Признаки предложения

Россия, погода, работа

Уточнение лекс. значения слова «сноп»

8

Составление предложений по схемам

Россия, погода, работа

Однокоренные слова к слову «погода»

Вставить в текст подходящие по смыслу слова. Составление предложений по схемам

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

Реку

Россия, россияне, рабочий, погожий, погода, работа

Формулирование правила

10

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

Мороз

Мороз, яблоко, фонарь

Однокоренные слова к слову «мороз»

Подбор синонимов к слову «мороз». «Мороз по коже идет» – лекс. знач.

11

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

Народ

Народ, капуста, ворона, мороз.

В песнях живет душа народа.

Однокоренные слова к слову «народ»

Лексич. значение слова «народ» и всех однокоренных слов

12

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой

Народ, Россия, погода, капуста, ворона, мороз, воробей

Составление предложений по схемам Лексич. значение слова «лук», многозначность,

составление предложений

13

Конструирование предложений

Дети

Русский

Русский народ создал русский язык.

Составление предложений с различными знаками препинания

14

Знаки препинания в конце предложений

Язык, яблоко, ящерица

Составление предложений с различными знаками препинания

15

Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией

Сказки

Рассказ

Однокоренные слова к слову «рассказ»

Составление диалога по картинкам

16

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

Загадки

Однокоренные слова к слову «загадки»

17

Проверочная работа № 1

18

«Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант

Русский рассказ народ погода язык заморозки Россия

19

Признаки текста

Лошадь

Однокоренные слова к слову «лошадь»

Работа с текстами.

Уточнение лекс. знач. однокоренных слов.

20

Роль заглавия в тексте

Карась

Дорога

Тогда. Тогда дорога будет короткой, когда идешь по ней с другом.

Однокоренные слова к слову «дорога»

Понятие «заголовок», озаглавливание текстов.

21-22

Связь заглавия и главной мысли текста

Жить

Медведь, комар, лисица, заяц, петух, сорока, корова, лягушка.

«Чепушина». Народ, однажды, арбуз, ребята, дорога

Связь заглавия и главной мысли. Озаглавливание текстов.

Составление текста со словами «Чепушины».

Работа с толковым словарем со словом «заповедник»

23-24

Озаглавливание текста

Поет

Артист, театр.

Собака, мальчик, собаковод, однажды.

Однокоренные слова к слову «собака»

Лексич. значение слова «театр», многозначность,

составление предложений.

Лекс. знач. «Собака на сене», «Собаку съесть».

 Озаглавливание текстов.

25-27

Конструирование текстов

Тетрадь

Люди

Ребята

 Тетрадь.

Девочка, вдруг.

Ребята.

Однокоренные слова к слову «тетрадь»

Подбор синонимов к слову «ребята».

Конструирование текстов.

28

Конструирование текстов

Дверь

Однажды ребята гуляли в лесу. Там было много ягод. Вдруг девочки и мальчики увидели большую собаку.

Конструирование текстов.

29

Проверочная работа № 2

30

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

31

Закрепление знания порядка букв русского языка

Алфавит

32

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. Запись этих слов в алфавитном порядке

Фамилия

Образование фамилий от слов.

Лексич. значение слова «фамилия», многозначность,

составление предложений.

33

Развитие умения писать большую букву в именах людей Запись этих слов в алфавитном порядке

Рябина

Рябина

Однокоренные слова к слову «рябина»

Значение имен. Образование полных имен.

34

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей Запись этих слов в алфавитном порядке

Отчество, Отечество

Наблюдение за словами: отец, отчество, Отечество.

35

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. Запись этих слов в алфавитном порядке

Отечество, карандаш, алфавит, фамилия.

Словообразование имен сказочных героев.

36

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень. Запись этих слов в алфавитном порядке

Названия городов

Запись предложений-ответов на вопросы

37

Развитие умения писать большую букву в названиях морей, рек.  Запись этих слов в алфавитном порядке

Россия, Москва, народ, человек. Названия морей, океанов, рек.

38

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сел, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке.

Названия городов, рек, морей, океанов.

Запись предложений-ответов на вопросы

39

Написание слов типа орел и Орел

Орел

Стреляный…, считать…, … на хвосте принесла, как …на сене

Шар, шарик, уголь, уголек.

Работа над лекс. знач. слов, которые пишутся и с большой и с маленькой буквы

40-41

Упражнение в правописании имен собственных

Петя

Петушок, вечером, отдыхать, солнце

Творческий диктант.

42

Сочинение по картинке

Петушок, вечером, отдыхать, солнце, на улице, закат.

Сочинение по картинке

43

Проверочный диктант

Мышонок, черепаха, Куклачев

44

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

45

Написание букв и, а, у после шипящих (повторение)

Лыжи

Самодиктант (8 слов)

46

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

Моржи жили в море.

Работа с толковым словарем. Лекс. знач. слова «орфограмма»

47-48

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. обозначение орфограммы

Жизнь

Сапоги, осина, томат, картон, картина, картофель.

Машина.

Зоопарк, мартышка, бассейн.

Однокоренные слова к слову «картофель» Однокоренные слова к слову «машина»

Восстановление деформированного текста

Лекс. знач. слова «зоопарк»

49-50

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений

Прощай

Что

Тонна, миллион, класс, грипп, суббота, кросс, грамм.

Топор, посуда, камыш, шел, что, еще.

Выбор однокоренных слов с изученной орфограммой (чай, чайник, чаепитие и т.д.)

Лекс. знач. выражения «стоять на часах»

51-53

Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу

Еще

Щука

Девочка, мальчик, ребята, ученик, народ, человек, россияне.

Вот роща. Миша ушел в чащу. Там живут ежи.

Однокоренные слова к слову «щука»

54-55

Написание букв и, а, у после шипящих

грязь

Письмо по памяти.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Восстановление деформированного текста

56

Проверочный диктант

Дописывание слов в предложениях.

57

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

58

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Корень

Корень

Ряд однокоренных слов с корнями

–сад-, -лес-

Лекс. знач. слова корень, его многозначность. Сочинение сказки про «корень».

59

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Звонит, звонишь, звонят.

Упражнения в подборе однокоренных слов.

Наблюдение над лекс. знач. однокоренных слов.

60

Распознавание однокоренных слов

Песня

Алфавит, арбуз, магазин.

Упражнения в подборе однокоренных слов.

Наблюдение над лекс. знач. однокоренных слов. Игра «Третий лишний»

61

Роль суффикса в слове. Определение суффикса

Пирог, творог.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Суффиксы –ик-, -ок-. Словообразование слов с данными суффиксами.

62-63

Развитие умения находить в словах суффиксы

Трамвай, стакан, барабан.

 Учитель

Суффиксы –онок-,

-чик -, -ушк-, -тель- Словообразование слов с данными суффиксами.

Лекс. знач. слова «гумно».

Значение суффиксов.

64

Разбор слов по составу

Чайник

Упражнения в разборе слов по составу.

Составление предложений из слов.

65

Проверочное списывание

66

Роль приставки в слове. Определение приставки

Словообразование слов с приставками.

67-68

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок

Заяц.

Заяц.

Медведь.

Словообразование слов с приставками.

Лекс. знач. выражений «заячья душа», «убить двух зайцев», «медведь на ухо наступил».

69

Значение приставок. Слитное написание приставок

Гражданин, граждане.

Словообразование слов с приставками.

Лекс. знач. приставок.

70-71

Развитие умения различать приставки и предлоги

Смех

Веселый воробей, русский народ, душистые ягоды, живу в Москве.

Шел. Шел медведь, косматый мех, нес в мешке веселый смех.

Способы образования имен сказочных героев. Словообразование слов с приставками.

Лекс. знач. приставок.

72

Проверочная работа № 6

73

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

74

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Шесть

Береза, рябина, осина.

75

Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с ь в середине

Пальто

Скоро, сегодня.

Способы образования слова «сегодня»

Лекс. знач. слова «сегодня»

76

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

Угольки

Мальчик, тетрадь, учитель, медведь, учительница.

77

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь

Лить

Только, столько, сколько.

Носик, ротик, оборотик.

Лекс. знач. слов «только, столько, сколько».

78-79

Правописание слов с буквосочетаниями чн, щн, чк

Мебель

Письмо по памяти. Я ручку куплю у волшебника лично такую, что пишет диктант на «отлично».

Разбор слов с суффиксами-очк-.

80

Звук й и его обозначение на письме

Елка

Обезьяна, варенье, печенье.

81-82

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

Лью

Вьюга

Коровьи, только, воробьи, мальчик, заячьи, сколько.

По памяти: береза, осина, рябина, ромашка, капуста, яблоня, лимон, камыш.

Составление предложений из слов.

83-84

Правописание слов с разделительным ь и с ь, обозначающим мягкость согласных на письме

Семья

Ночью

Письмо по памяти.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Словообразование с помощью приставок от слова »лью»

Восстановление деформированного текста.

Осложненное выборочное списывание.

85-87

Правописание слов с разделительным ъ

Сесть, съесть.

Объект.

Подъем.

Сколько, только, мальчик, девочка, учительница, тетрадь, медведь.

Образование слов с разделительным ъ.

88

Проверочный диктант

89

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

90

Развитие умения делить слово на слоги, определять количество слогов, ставить ударение

Зверьки.

Словообразование слов, наблюдение за ударением.

91-92

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Что растет на горе?

Ты кто?

Как называется наша столица?

А страна?

Кто мы?

Подбор однокоренных проверочных слов.

Наблюдение за омонимами: замок, пироги, кружки, стрелки, дорогой, село.

93-94

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Ягода

Ягода, береза, фонарь, корзина.

Подбор однокоренных проверочных слов.

95

Обучение применению правила

Игра «Полсловечка за тобой»

Подбор однокоренных проверочных слов

96

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

Творч. работа.

Один раз шла … и несла в руках …. Вдруг она увидела …. Бросила … … и побежала за ….

Подбор однокоренных проверочных слов

97

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

Звезда

Погода, береза, ветер, звезда.

Подбор однокоренных проверочных слов

Наблюдение за написанием слов, одинаковых по звучанию, но разных по лекс. знач.

98

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

Костер, консервы, котенок, компот, количество, кочан, коса. Выбор лишних слов.

Подбор однокоренных проверочных слов

99

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

Весна

Слова к своб. дикт.: холод, тепло, песня, хорошо.

Подбор однокоренных проверочных слов

100

Проверочная работа № 7

101

Свободный диктант

102

Проверочный диктант

Аромат, природа.

Найдите лишнее слово: гора, горка, горе, пригорок.

103

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

104

Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай»

105

Оглушение звонких согласных на конце слова

Обувь

106

Знакомство с орфограммой

Хлеб

Пельмени, салат, окорок, ветчина, конфеты, коктейль.

Подбор однокоренных слов к проверяемым словам

Этимология словарных слов

107

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова

Герб

Народ, город, вокруг, рассказ.

Письмо по памяти.

По ночам мороз силен,

Звон капели слышен звон.

Подбор однокоренных проверочных слов

108

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова

Стриж

Гардероб.

Сарафан, жилет, кафтан, платок, жакет, пальто.

Подбор однокоренных проверочных слов

Этимология словарных слов, их лексическое значение

109

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова

Береза

Береза

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.

Однокоренные слова к слову береза, их разбор по составу.

Лекс. знач. слова «береза»

110

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова

Морковь

Морковь, медведь, карниз.

Однокоренные слова к слову морковь, их разбор по составу.

111

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова

Ястреб

Слева

Подбор однокоренных проверочных слов

112

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова

Клюв

Слова к свободному дикт.: дрозд, клест, клюв, слева.

Подбор однокоренных проверочных слов

113

Свободный диктант

Свободный диктант

114

Обучающее изложение

Красив, пруд, вокруг, замерз, прорубь, сказочная.

Подбор однокоренных проверочных слов

Изложение зрительно воспринятого текста

115

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

116

Проверочный диктант

Снег

Лед

Льется, привет.

Подбор однокоренных проверочных слов

117

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

118

Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?

Москва

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Однокоренные слова к слову Москва, их разбор по составу

Понятия «одушевленные» и «неодушевленные»

119

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

Змея

Взаимодиктант

120

Объединение слов в тематические группы

Жираф

Записать в 2 столбика: сорока, береза, пшеница, заяц, медведь, рябина.

Игра «Третий лишний» (тематические группы слов)

121

Конструирование сочетаний слов и предложений

Овощи

Овощи: капуста, морковь, помидор, картофель, томат.

Составление предложений из заданных слов.

122-123

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке (подсолнух)

Дед Мороз, Морозко, Мороз Иванович, мороз.

Однокоренные слова к слову подсолнух, их разбор по составу

Лексическое значение группы однокоренных слов

124

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

Аккуратный

Развитие умений подбирать слова-признаки

125-

126

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

Ягода

Ягода

Воробей, соловей, сорока, ворона, иволга, оляпка, трясогузка.

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Однокоренные слова к слову  ягода, их разбор

Лекс. знач. слова «ягода»

127

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?...

Воробей, ворона, сорока.

Задремали звезды золотые.

«Стреляный воробей», «считать ворон», «трещит, как сорока»

 128

  Развитие умения подбирать слова-признаки

Сирень

Оранжевый, фиолетовый, лиловый,  коричневая, голубой, красный.

Лекс. знач. словарных слов, их этимология.

129

Развитие умения подбирать слова-признаки

Еж

Еж, ежиха, ежик, ежовый.

Составление предложений из заданных слов.

130

Закрепление и повторение изученного

Самодиктант

Развитие умений подбирать слова-признаки

131

Проверочная работа № 3

132

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

133-

134

Наблюдение над словами, обозначающими действия предметов. Развитие умения ставить к ним вопросы

Ученица, ученик.

В траве краснеют душистые ягоды.

Однокоренные слова к словарным словам, их разбор по составу.

Развитие умения ставить вопросы к глаголам.

136-

137

Развитие умения находить в предложении пары слов, отвечающих на вопросы кто? и что делает?

Рябина

Громко

Рябина

Однокоренные слова к словарным словам, их разбор по составу.

Наблюдение над построением предложений

138-

140

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет

Запишите лишние слова: Голубой, красный, веселый.

Кабачок, огурец, лимон. Помидор, апельсин, груша. Артист, кукла, мяч.

Игра «Третий лишний» (тематические группы слов)

141-

143

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы  

(как?) снуют (кто?).

Они (как?) чирикают.

(когда?) у них появятся птенцы.

Порошок, коромысло, корова, дорога.

Однокоренные слова к слову «нос»

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы  

144

Проверочная работа № 4

145

«Пишу правильно»

146

Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи

Яблочко от яблоньки недалеко падает. Одного поля ягода. Не дивись на человека, дивись на его дела.

Лексическое значение фразеологизмов.

147

Сравнение слов-названий, слов-признаков и действий и слов, выражающих различные чувства

Погода.

Зашумела, разгулялась в поле непогода.

Однокоренные слова к слову «погода»

Лексическое значение междометий

148-

151

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Крапива

Пирог – капуста

Молоко – магазин

Собака – улица

Воробей – рябина

С тропинки начинается широкая дорога.

Письмо по памяти.

Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон.

Видно даже у зверей

Тот и больше, кто добрей.

Роль предлогов в предложениях, упражнение в подборе предлогов.

152

Проверочная работа № 5

153

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

154

Текст

Осенью

Конструирование текстов из предложений

155

Предложение

Братья

Слова на тему «Родина»

Конструирование предложений из слов.

156

Состав слова. Однокоренные слова

Взаимодиктант

Подбор однокоренных слов, нахождение лишнего слова.

Лексическое значение однокоренных слов

157-

159

Повторение и классификация изученных орфограмм

Глаз

Работа со словарем

Подбор однокоренных проверочных слов

160

Итоговая контрольная работа

161

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Слова к свободному диктанту: прощаемся, кончается, считать, ссора, обида, ранец.

162

Контрольное списывание

163

Свободный диктант

164

Обучающее изложение

165

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

166

Контрольный диктант

167

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

168

Заключительный урок

169-

170

Резервные уроки

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

Учащиеся должны знать:

признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;

пары согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости;

обозначение мягкости согласных на письме при помощи букв е, е, ю, я, и;

названия, порядок букв русского алфавита;

правила переноса слов;

названия частей слова;

признаки предложения и текста;

изученные орфограммы.

Учащиеся должны уметь:

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;

переносить слова по слогам;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

правильно оформлять предложение на письме;

писать под диктовку слова, предложения, тексты из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные в корнях слов; сочетания чн, чк в словах; ь для обозначения мягкости согласных и разделительный ь; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги отдельно с другими словами;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные приставки и суффиксы, образовывать слова с помощью этих приставок и суффиксов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

ставить вопросы к совам в предложениях; видеть главные члены предложения, составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для реализации рабочей программы «Русский язык».

Для  реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

• учебником для  первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н.  Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои  волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);

• «Тетрадью для   печатания»  (авторы О.В.  Пронина, Е.П.   Лебедева,  О.Ю. Мальцева);

• комплектом наглядных пособий;

• методическим пособием для  учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

• Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые  уроки)» (1кл.);

• Е.В.   Бунеева,  М.А.   Яковлева  «Рабочая тетрадь к  учебнику «Русский язык (первые уроки)»;

• Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  О.В.  Пронина  «Русский  язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;

• Р.Н.   Бунеев, Е.В.  Бунеева, Л.А.  Фролова  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;

• Л.Ю.  Комиссарова «Дидактический материал» к  учебникам «Русский язык» для  2, 3, 4-го  классов;

• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  2, 3, 4-го  классов;

• Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми  написаниями».  Пособие в виде карточек к  учебникам «Русский язык» для  1–4-го классов;

• М.А.  Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для  2, 3, 4-го классов;

• Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для  учителя.

• Е.В.  Бунеева, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для  учителя.

• Е.В.  Бунеева, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для  учителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку, ЩС  "Школа 2100" , 3 класс....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа 2100"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и рекомендациями ПАПО Московской области по составлению рабочих программ...

Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)

Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)...

Рабочая программа по русскому языку по УМК Школа 2100 2,4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунее...