Рабочая программа по русскому языку 2 класс по УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.,
авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 473.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения,
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема,
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта и программы «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, - Москва: «Баллас», 2011г., обеспечена учебниками и пособиями УМК «Школа 2100». В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»1-й класс. Во 2-4 классе используются учебник «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О,В. Пронина, тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку», «Орфографическая тетрадь» и «Тетрадь для чистописания».
Для составления рабочей программы выбран первый вариант тематического планирования, ориентированный на обучение в школе с русским (родным) языком обучения.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с примерной программой.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | ||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||||
1. | Обучение грамоте (письмо) | 115 | 115 | 115 | - | - | - | |
1.1 | Письмо | 69 | 69 | - | - | - | ||
1.2 | Графика | 10 | 10 | - | - | - | ||
1.3 | Слово и предложение | 7 | 7 | - | - | - | ||
1.4 | Орфография | 18 | 18 | - | - | - | ||
1.5 | Развитие речи | 11 | 11 | - | - | - | ||
2. | Систематический курс | 560 | 50 | 170 | 170 | 170 | ||
2.1 | Фонетика и орфоэпия | 15 | 15 | 10 | 1 | 2 | 2 | |
2.2 | Графика | 5 | 5 | 4 | 1 | - | - | |
2.3 | Лексика | 20 | 20 | 3 | 5 | 6 | 6 | |
2.4 | Состав слова (морфемика) | 27 | 47 | 6 | 16 | 14 | 11 | |
2.5 | Морфология | 118 | 159 | 4 | 39 | 48 | 68 | |
2.6 | Синтаксис | 42 | 61 | 6 | 10 | 25 | 20 | |
2.7 | Орфография и пунктуация | 163 | 151 | 8 | 71 | 42 | 30 | |
2.8 | Развитие речи | 102 | 102 | 9 | 27 | 33 | 33 | |
Итого | 675 | 675 | 165 | 170 | 170 | 170 |
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ООШ №31 всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1-м классе - 165 часов (5 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 170 часов во 2-х, 3-х и 4-х классах (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности (135-130 час.)
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме[1]. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Система языка (практическое усвоение)
Фонетика и графика (135-130 час.)
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.[2]
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).
Состав слова (105-110 час.)
Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.
Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.
Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.
Морфология (160-170 час.)
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа(-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.
Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Синтаксис и пунктуация (70-65 час.)
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).
Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Класс | Результаты освоения предмета | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
1 класс | осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебников «Букварь» и «Русский язык». | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в совместной работе класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. | отличать текст от набора предложений; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слои, ставить ударение; определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставить пунктуационные знаки конца предложения; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; находить корень в группе доступных однокоренных слов. |
2 класс | осознавать роль языка в жизни и речи людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в совместной работе класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; подробно и выборочно пересказывать текст; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; делить слова на части для переноса; производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом; писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают; видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. |
3 класс | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации:фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; производить звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь; находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах; распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы; определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста). |
4 класс | произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; правильно писать слова с изученными орфограммами; видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования по русскому языку, УМК «Школа 2100»
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
1. Обучение грамоте | 115 | - | - | - |
| |
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса | 1.1.Письмо | 69 | - | - | - | Анализировать поэлементный состав букв. Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом. Записывать под диктовку слова и предложения, состоящие из трех – пяти слов со звуками сильной позиции. Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы |
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв | 1.2.Графика | 10 | - | - | - | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, л-р, ц-ч и т.д.). Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д). Объяснять функцию буквы ь. Использовать алфавит для упорядочивания слов |
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка | 1.3.Слово и предложение | 7 | - | - | - | Различать слова и обозначаемый их предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью. Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. |
Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения | 1.4.Орфография | 18 | - | - | - | Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку |
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений | 1.5.Развитие речи | 11 | - | - | - | Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художников; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания). Составлять рассказ по опорным словам. Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
2. Систематический курс | 50 | 170 | 170 | 170 | ||
2.1.Фонетика и орфоэпия | 10 | 1 | 2 | 2 | ||
2.2.Графика | 4 | 1 | - | - | ||
2.3.Лексика | 3 | 5 | 6 | 6 | ||
2.4.Состав слова (морфемика) | 6 | 16 | 14 | 11 | ||
2.5.Морфология | 4 | 39 | 48 | 68 | ||
2.6.Синтаксис | 6 | 10 | 25 | 20 | ||
2.7.Орфография и пунктуация | 8 | 71 | 42 | 30 | ||
2.8.Развитие речи | 9 | 27 | 33 | 33 |
8. Контрольно - тематическое планирование по русскому языку
№ | Тема | Сроки |
1. | Входная муниципальная стартовая диагностика по развитию речи | сентябрь |
2. | Административный контрольный срез | февраль |
3. | Итоговая муниципальная контрольная работа | Апрель-май |
9. Планирование уроков русского языка
по учебникам Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной
«Русский язык» 2 класс (М., «Баласс», 2014 )
№ урока | Тема урока | Фонетический разбор | Словарно- орфографическая работа | Состав слова и словообразование | Развитие речи | Дата |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником | |||||
2 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова) | Лимон, ветер, ягода, томат. | Лексическое значение слова «слово», пословицы и поговорки | |||
3 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова) | Язык | Язык Берегите наш прекрасный русский язык! | Однокоренные слова к слову «язык» | Лексич. значение слова «язык», многозначность, пословицы и поговорки | |
4 | Как устроен наш язык? | Месяц | Месяц | Однокоренные слова к слову «месяц» | Лексич. значение слова «месяц»,многозначность, составление предложений | |
5 | Опасные места в словах русского языка | Сапоги Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги обещает. | Однокоренные слова к слову «сапоги» | |||
6 | Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу. Проверочное списывание | Коса | Однокоренные слова к слову «коса» | Лексич. значение слова «коса», многозначность, составление предложений | ||
7 | Признаки предложения | Россия, погода, работа | Уточнение лекс. значения слова «сноп» | |||
8 | Составление предложений по схемам | Россия, погода, работа | Однокоренные слова к слову «погода» | Вставить в текст подходящие по смыслу слова. Составление предложений по схемам | ||
9 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме | Реку | Россия, россияне, рабочий, погожий, погода, работа | Формулирование правила | ||
10 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме | Мороз | Мороз, яблоко, фонарь | Однокоренные слова к слову «мороз» | Подбор синонимов к слову «мороз». «Мороз по коже идет» – лекс. знач. | |
11 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме | Народ | Народ, капуста, ворона, мороз. В песнях живет душа народа. | Однокоренные слова к слову «народ» | Лексич. значение слова «народ» и всех однокоренных слов | |
12 | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой | Народ, Россия, погода, капуста, ворона, мороз, воробей | Составление предложений по схемам Лексич. значение слова «лук», многозначность, составление предложений | |||
13 | Конструирование предложений | Дети | Русский Русский народ создал русский язык. | Составление предложений с различными знаками препинания | ||
14 | Знаки препинания в конце предложений | Язык, яблоко, ящерица | Составление предложений с различными знаками препинания | |||
15 | Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией | Сказки | Рассказ | Однокоренные слова к слову «рассказ» | Составление диалога по картинкам | |
16 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение) | Загадки | Однокоренные слова к слову «загадки» | |||
17 | Проверочная работа № 1 | |||||
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | Русский рассказ народ погода язык заморозки Россия | ||||
19 | Признаки текста | Лошадь | Однокоренные слова к слову «лошадь» | Работа с текстами. Уточнение лекс. знач. однокоренных слов. | ||
20 | Роль заглавия в тексте | Карась | Дорога Тогда. Тогда дорога будет короткой, когда идешь по ней с другом. | Однокоренные слова к слову «дорога» | Понятие «заголовок», озаглавливание текстов. | |
21-22 | Связь заглавия и главной мысли текста | Жить | Медведь, комар, лисица, заяц, петух, сорока, корова, лягушка. «Чепушина». Народ, однажды, арбуз, ребята, дорога | Связь заглавия и главной мысли. Озаглавливание текстов. Составление текста со словами «Чепушины». Работа с толковым словарем со словом «заповедник» | ||
23-24 | Озаглавливание текста | Поет | Артист, театр. Собака, мальчик, собаковод, однажды. | Однокоренные слова к слову «собака» | Лексич. значение слова «театр», многозначность, составление предложений. Лекс. знач. «Собака на сене», «Собаку съесть». Озаглавливание текстов. | |
25-27 | Конструирование текстов | Тетрадь Люди Ребята | Тетрадь. Девочка, вдруг. Ребята. | Однокоренные слова к слову «тетрадь» | Подбор синонимов к слову «ребята». Конструирование текстов. | |
28 | Конструирование текстов | Дверь | Однажды ребята гуляли в лесу. Там было много ягод. Вдруг девочки и мальчики увидели большую собаку. | Конструирование текстов. | ||
29 | Проверочная работа № 2 | |||||
30 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
31 | Закрепление знания порядка букв русского языка | Алфавит | ||||
32 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. Запись этих слов в алфавитном порядке | Фамилия | Образование фамилий от слов. | Лексич. значение слова «фамилия», многозначность, составление предложений. | ||
33 | Развитие умения писать большую букву в именах людей Запись этих слов в алфавитном порядке | Рябина | Рябина | Однокоренные слова к слову «рябина» | Значение имен. Образование полных имен. | |
34 | Развитие умения писать большую букву в отчествах людей Запись этих слов в алфавитном порядке | Отчество, Отечество | Наблюдение за словами: отец, отчество, Отечество. | |||
35 | Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. Запись этих слов в алфавитном порядке | Отечество, карандаш, алфавит, фамилия. | Словообразование имен сказочных героев. | |||
36 | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень. Запись этих слов в алфавитном порядке | Названия городов | Запись предложений-ответов на вопросы | |||
37 | Развитие умения писать большую букву в названиях морей, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке | Россия, Москва, народ, человек. Названия морей, океанов, рек. | ||||
38 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сел, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке. | Названия городов, рек, морей, океанов. | Запись предложений-ответов на вопросы | |||
39 | Написание слов типа орел и Орел | Орел | Стреляный…, считать…, … на хвосте принесла, как …на сене | Шар, шарик, уголь, уголек. | Работа над лекс. знач. слов, которые пишутся и с большой и с маленькой буквы | |
40-41 | Упражнение в правописании имен собственных | Петя | Петушок, вечером, отдыхать, солнце | Творческий диктант. | ||
42 | Сочинение по картинке | Петушок, вечером, отдыхать, солнце, на улице, закат. | Сочинение по картинке | |||
43 | Проверочный диктант | Мышонок, черепаха, Куклачев | ||||
44 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
45 | Написание букв и, а, у после шипящих (повторение) | Лыжи | Самодиктант (8 слов) | |||
46 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило | Моржи жили в море. | Работа с толковым словарем. Лекс. знач. слова «орфограмма» | |||
47-48 | Упражнения в написании буквы и после ж и ш. обозначение орфограммы | Жизнь | Сапоги, осина, томат, картон, картина, картофель. Машина. Зоопарк, мартышка, бассейн. | Однокоренные слова к слову «картофель» Однокоренные слова к слову «машина» | Восстановление деформированного текста Лекс. знач. слова «зоопарк» | |
49-50 | Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений | Прощай Что | Тонна, миллион, класс, грипп, суббота, кросс, грамм. Топор, посуда, камыш, шел, что, еще. | Выбор однокоренных слов с изученной орфограммой (чай, чайник, чаепитие и т.д.) | Лекс. знач. выражения «стоять на часах» | |
51-53 | Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу | Еще Щука | Девочка, мальчик, ребята, ученик, народ, человек, россияне. Вот роща. Миша ушел в чащу. Там живут ежи. | Однокоренные слова к слову «щука» | ||
54-55 | Написание букв и, а, у после шипящих | грязь | Письмо по памяти. Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща. | Восстановление деформированного текста | ||
56 | Проверочный диктант | Дописывание слов в предложениях. | ||||
57 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
58 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова | Корень | Корень | Ряд однокоренных слов с корнями –сад-, -лес- | Лекс. знач. слова корень, его многозначность. Сочинение сказки про «корень». | |
59 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов | Звонит, звонишь, звонят. | Упражнения в подборе однокоренных слов. | Наблюдение над лекс. знач. однокоренных слов. | ||
60 | Распознавание однокоренных слов | Песня | Алфавит, арбуз, магазин. | Упражнения в подборе однокоренных слов. | Наблюдение над лекс. знач. однокоренных слов. Игра «Третий лишний» | |
61 | Роль суффикса в слове. Определение суффикса | Пирог, творог. Хорош пирожок, внутри творожок. | Суффиксы –ик-, -ок-. Словообразование слов с данными суффиксами. | |||
62-63 | Развитие умения находить в словах суффиксы | Трамвай, стакан, барабан. Учитель | Суффиксы –онок-, -чик -, -ушк-, -тель- Словообразование слов с данными суффиксами. | Лекс. знач. слова «гумно». Значение суффиксов. | ||
64 | Разбор слов по составу | Чайник | Упражнения в разборе слов по составу. | Составление предложений из слов. | ||
65 | Проверочное списывание | |||||
66 | Роль приставки в слове. Определение приставки | Словообразование слов с приставками. | ||||
67-68 | Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок | Заяц. | Заяц. Медведь. | Словообразование слов с приставками. | Лекс. знач. выражений «заячья душа», «убить двух зайцев», «медведь на ухо наступил». | |
69 | Значение приставок. Слитное написание приставок | Гражданин, граждане. | Словообразование слов с приставками. | Лекс. знач. приставок. | ||
70-71 | Развитие умения различать приставки и предлоги | Смех | Веселый воробей, русский народ, душистые ягоды, живу в Москве. Шел. Шел медведь, косматый мех, нес в мешке веселый смех. | Способы образования имен сказочных героев. Словообразование слов с приставками. | Лекс. знач. приставок. | |
72 | Проверочная работа № 6 | |||||
73 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
74 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | Шесть | Береза, рябина, осина. | |||
75 | Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с ь в середине | Пальто | Скоро, сегодня. | Способы образования слова «сегодня» | Лекс. знач. слова «сегодня» | |
76 | Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова | Угольки | Мальчик, тетрадь, учитель, медведь, учительница. | |||
77 | Слова, в которых пишется и не пишется буква ь | Лить | Только, столько, сколько. | Носик, ротик, оборотик. | Лекс. знач. слов «только, столько, сколько». | |
78-79 | Правописание слов с буквосочетаниями чн, щн, чк | Мебель | Письмо по памяти. Я ручку куплю у волшебника лично такую, что пишет диктант на «отлично». | Разбор слов с суффиксами-очк-. | ||
80 | Звук й и его обозначение на письме | Елка | Обезьяна, варенье, печенье. | |||
81-82 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь | Лью Вьюга | Коровьи, только, воробьи, мальчик, заячьи, сколько. По памяти: береза, осина, рябина, ромашка, капуста, яблоня, лимон, камыш. | Составление предложений из слов. | ||
83-84 | Правописание слов с разделительным ь и с ь, обозначающим мягкость согласных на письме | Семья Ночью | Письмо по памяти. Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья. | Словообразование с помощью приставок от слова »лью» | Восстановление деформированного текста. Осложненное выборочное списывание. | |
85-87 | Правописание слов с разделительным ъ | Сесть, съесть. Объект. Подъем. | Сколько, только, мальчик, девочка, учительница, тетрадь, медведь. | Образование слов с разделительным ъ. | ||
88 | Проверочный диктант | |||||
89 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
90 | Развитие умения делить слово на слоги, определять количество слогов, ставить ударение | Зверьки. | Словообразование слов, наблюдение за ударением. | |||
91-92 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне | Что растет на горе? Ты кто? Как называется наша столица? А страна? Кто мы? | Подбор однокоренных проверочных слов. | Наблюдение за омонимами: замок, пироги, кружки, стрелки, дорогой, село. | ||
93-94 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов | Ягода | Ягода, береза, фонарь, корзина. | Подбор однокоренных проверочных слов. | ||
95 | Обучение применению правила | Игра «Полсловечка за тобой» | Подбор однокоренных проверочных слов | |||
96 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне | Творч. работа. Один раз шла … и несла в руках …. Вдруг она увидела …. Бросила … … и побежала за …. | Подбор однокоренных проверочных слов | |||
97 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне | Звезда | Погода, береза, ветер, звезда. | Подбор однокоренных проверочных слов | Наблюдение за написанием слов, одинаковых по звучанию, но разных по лекс. знач. | |
98 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне | Костер, консервы, котенок, компот, количество, кочан, коса. Выбор лишних слов. | Подбор однокоренных проверочных слов | |||
99 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне | Весна | Слова к своб. дикт.: холод, тепло, песня, хорошо. | Подбор однокоренных проверочных слов | ||
100 | Проверочная работа № 7 | |||||
101 | Свободный диктант | |||||
102 | Проверочный диктант | Аромат, природа. | Найдите лишнее слово: гора, горка, горе, пригорок. | |||
103 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
104 | Обобщающий урок по разделу в форме игры «Счастливый случай» | |||||
105 | Оглушение звонких согласных на конце слова | Обувь | ||||
106 | Знакомство с орфограммой | Хлеб | Пельмени, салат, окорок, ветчина, конфеты, коктейль. | Подбор однокоренных слов к проверяемым словам | Этимология словарных слов | |
107 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова | Герб | Народ, город, вокруг, рассказ. Письмо по памяти. По ночам мороз силен, Звон капели слышен звон. | Подбор однокоренных проверочных слов | ||
108 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова | Стриж | Гардероб. Сарафан, жилет, кафтан, платок, жакет, пальто. | Подбор однокоренных проверочных слов | Этимология словарных слов, их лексическое значение | |
109 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова | Береза | Береза Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. | Однокоренные слова к слову береза, их разбор по составу. | Лекс. знач. слова «береза» | |
110 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова | Морковь | Морковь, медведь, карниз. | Однокоренные слова к слову морковь, их разбор по составу. | ||
111 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова | Ястреб | Слева | Подбор однокоренных проверочных слов | ||
112 | Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными в корне слова | Клюв | Слова к свободному дикт.: дрозд, клест, клюв, слева. | Подбор однокоренных проверочных слов | ||
113 | Свободный диктант | Свободный диктант | ||||
114 | Обучающее изложение | Красив, пруд, вокруг, замерз, прорубь, сказочная. | Подбор однокоренных проверочных слов | Изложение зрительно воспринятого текста | ||
115 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
116 | Проверочный диктант | Снег Лед | Льется, привет. | Подбор однокоренных проверочных слов | ||
117 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
118 | Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что? | Москва Кто в Москве не бывал, красоты не видал. | Однокоренные слова к слову Москва, их разбор по составу | Понятия «одушевленные» и «неодушевленные» | ||
119 | Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы | Змея | Взаимодиктант | |||
120 | Объединение слов в тематические группы | Жираф | Записать в 2 столбика: сорока, береза, пшеница, заяц, медведь, рябина. | Игра «Третий лишний» (тематические группы слов) | ||
121 | Конструирование сочетаний слов и предложений | Овощи | Овощи: капуста, морковь, помидор, картофель, томат. | Составление предложений из заданных слов. | ||
122-123 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам | В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке (подсолнух) Дед Мороз, Морозко, Мороз Иванович, мороз. | Однокоренные слова к слову подсолнух, их разбор по составу | Лексическое значение группы однокоренных слов | ||
124 | Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы | Аккуратный | Развитие умений подбирать слова-признаки | |||
125- 126 | Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки | Ягода | Ягода Воробей, соловей, сорока, ворона, иволга, оляпка, трясогузка. Зачирикал воробей веселей на крыше. | Однокоренные слова к слову ягода, их разбор | Лекс. знач. слова «ягода» | |
127 | Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?... | Воробей, ворона, сорока. Задремали звезды золотые. | «Стреляный воробей», «считать ворон», «трещит, как сорока» | |||
128 | Развитие умения подбирать слова-признаки | Сирень | Оранжевый, фиолетовый, лиловый, коричневая, голубой, красный. | Лекс. знач. словарных слов, их этимология. | ||
129 | Развитие умения подбирать слова-признаки | Еж | Еж, ежиха, ежик, ежовый. | Составление предложений из заданных слов. | ||
130 | Закрепление и повторение изученного | Самодиктант | Развитие умений подбирать слова-признаки | |||
131 | Проверочная работа № 3 | |||||
132 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
133- 134 | Наблюдение над словами, обозначающими действия предметов. Развитие умения ставить к ним вопросы | Ученица, ученик. В траве краснеют душистые ягоды. | Однокоренные слова к словарным словам, их разбор по составу. | Развитие умения ставить вопросы к глаголам. | ||
136- 137 | Развитие умения находить в предложении пары слов, отвечающих на вопросы кто? и что делает? | Рябина | Громко Рябина | Однокоренные слова к словарным словам, их разбор по составу. | Наблюдение над построением предложений | |
138- 140 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет | Запишите лишние слова: Голубой, красный, веселый. Кабачок, огурец, лимон. Помидор, апельсин, груша. Артист, кукла, мяч. | Игра «Третий лишний» (тематические группы слов) | |||
141- 143 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы | (как?) снуют (кто?). Они (как?) чирикают. (когда?) у них появятся птенцы. Порошок, коромысло, корова, дорога. | Однокоренные слова к слову «нос» | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы | ||
144 | Проверочная работа № 4 | |||||
145 | «Пишу правильно» | |||||
146 | Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи | Яблочко от яблоньки недалеко падает. Одного поля ягода. Не дивись на человека, дивись на его дела. | Лексическое значение фразеологизмов. | |||
147 | Сравнение слов-названий, слов-признаков и действий и слов, выражающих различные чувства | Погода. Зашумела, разгулялась в поле непогода. | Однокоренные слова к слову «погода» | Лексическое значение междометий | ||
148- 151 | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами | Крапива | Пирог – капуста Молоко – магазин Собака – улица Воробей – рябина С тропинки начинается широкая дорога. Письмо по памяти. Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно даже у зверей Тот и больше, кто добрей. | Роль предлогов в предложениях, упражнение в подборе предлогов. | ||
152 | Проверочная работа № 5 | |||||
153 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
154 | Текст | Осенью | Конструирование текстов из предложений | |||
155 | Предложение | Братья | Слова на тему «Родина» | Конструирование предложений из слов. | ||
156 | Состав слова. Однокоренные слова | Взаимодиктант | Подбор однокоренных слов, нахождение лишнего слова. | Лексическое значение однокоренных слов | ||
157- 159 | Повторение и классификация изученных орфограмм | Глаз | Работа со словарем | Подбор однокоренных проверочных слов | ||
160 | Итоговая контрольная работа | |||||
161 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Слова к свободному диктанту: прощаемся, кончается, считать, ссора, обида, ранец. | ||||
162 | Контрольное списывание | |||||
163 | Свободный диктант | |||||
164 | Обучающее изложение | |||||
165 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
166 | Контрольный диктант | |||||
167 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||
168 | Заключительный урок | |||||
169- 170 | Резервные уроки |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
Учащиеся должны знать:
признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;
пары согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости;
обозначение мягкости согласных на письме при помощи букв е, е, ю, я, и;
названия, порядок букв русского алфавита;
правила переноса слов;
названия частей слова;
признаки предложения и текста;
изученные орфограммы.
Учащиеся должны уметь:
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
переносить слова по слогам;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
правильно оформлять предложение на письме;
писать под диктовку слова, предложения, тексты из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные в корнях слов; сочетания чн, чк в словах; ь для обозначения мягкости согласных и разделительный ь; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги отдельно с другими словами;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные приставки и суффиксы, образовывать слова с помощью этих приставок и суффиксов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
ставить вопросы к совам в предложениях; видеть главные члены предложения, составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
для реализации рабочей программы «Русский язык».
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
• учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
• «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
• комплектом наглядных пособий;
• методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1кл.);
• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
• Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;
• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
• М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4-го классов;
• Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку, ЩС "Школа 2100" , 3 класс....
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа 2100"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и рекомендациями ПАПО Московской области по составлению рабочих программ...
Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)
Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)...
Рабочая программа по русскому языку образовательной системы "Школа 2100"
С требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку по УМК Школа 2100 2,4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунее...