Первое и второе спряжение глаголов.
план-конспект урока по русскому языку на тему
Первое и второе спряжение глаголов.
Цель: провести первоначальное ознакомление с 1спр. и 2 спр. глаголов.
Задачи:
· обучающие: дать представление о 1 и 2 спр. глаголов, познакомить с окончанием глаголов 1 и 2 спр. глаголов, сформулировать алгоритм для определения спряжения глаголов.
· развивающие: развивать умение спрягать глаголы, развивать связную речь при устных ответах, развивать мышление и память.
· воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus._yaz._1_i_2_spr.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое и второе спряжение глаголов.
Цель: провести первоначальное ознакомление с 1спр. и 2 спр. глаголов.
Задачи:
- обучающие: дать представление о 1 и 2 спр. глаголов, познакомить с окончанием глаголов 1 и 2 спр. глаголов, сформулировать алгоритм для определения спряжения глаголов.
- развивающие: развивать умение спрягать глаголы, развивать связную речь при устных ответах, развивать мышление и память.
- воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную культуру учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
2. Работа над каллиграфией.
- Открываем тетради и записываем число. Проговариваем орфографически.
На доске: сидиш_ , читаеш_ , висиш_ , замечаеш_ , кричиш_ .
- Прочитайте данные слова. По какому признаку они объединились? (глаголы ед.ч.,2л., с ь знаком на конце)
- На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? (1группа – ешь, 2 группа – ишь)
- Напишите чередуя: - ешь , - ишь.
3. Новая тема.
1) Подготовительный этап.
- Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Весенний дождь».
Две капли брызнули в окно,
От лип душистым мёдом пахнет.
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(Открыть отрывок на доске)
- Выпишите из этого четверостишия в столбик глаголы настоящего времени.
- Определите у них все грамматические признаки. (3 л., ед.ч., наст.вр.)
- Посмотрите на глаголы внимательно. Что заметили? (лицо, число, время одинаковые, а окончания разные)
- Как видите глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Почему?
- Как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, так и глаголы делятся на группы в зависимости от спряжения.
- А какие это группы мы постараемся сегодня разобраться.
- Давайте сначала вспомним, что такое спряжение глаголов?
2) Спряжение глаголов на доске.
- Давайте проспрягаем глаголы в настоящем времени.
петь говорить
(По желанию ученики спрягают на доске.)
- Что вы заметили в написании личных окончаний глаголов?
(1ст.- е 3л.- ют)
2ст.- и 3л.- ят
-Легко было писать окончания? Почему? (ударные окончания)
- Когда в окончании работает гласная -е (-ё)- 1спр. (на доске)
- и – 2спр.
(Написать 1 и 2спр. над словами в столбиках.)
3) Игра «Узнай спряжение».
- А теперь поиграем. Я называю слова, а вы определяете спряжение. Если 1 спряжение, хлопаете 1 раз, 2 спряжение- 2 раза.
Несёшь, идёшь, говоришь, стоишь, плывёт, везём, растёт.
(Физминутка.)
4) Безударные окончания глаголов.
- Помогите мне просклонять глагол колоть. (помогают с места)
я колю
ты кол (е/и)шь - ?
-Почему трудно выбрать окончание? (безударное, мы этого ещё не знаем)
- Мы ещё не умеем писать безударные окончания глаголов. Как же быть?
(Нужно узнать. Будем учиться.)
- А поможет нам сказка. Все мы превращаемся в жителей сказочной страны. А как вас зовут вы прочитаете на карточке, которая лежит у вас на столе. (у каждого карточка с глаголом)
5) Сценка «В стране Глаголии».
Автор.
- Начинаем рассказывать сказку.
- Давным-давно в сказочной стране Глаголии жил царь Глагол (выходит царь и садится на трон) со своим глагольным людом. (показать на класс) Было у него 2 сына. Звали их 1 спряжение и 2 спряжение. (выходят и встают с одной стороны от царя) Вот и говорит однажды царь своим сыновьям.
Царь.
- Стар я стал, дети мои. Трудно управлять государством. Даю я вам задание, чтобы вы решили, как царствовать будете. ( 1 и 2 спр. шепчутся)
Автор.
- Думали они, думали и решили.
Второй сын (2спр.)
- Я царь- батюшка буду управлять теми глаголами, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить.
Первый сын (1спр.)
- А я всеми остальными глаголами неопределённой формы.
Царь.
- Рад я, дети мои, что вы такими мудрыми оказались. Познакомьтесь с жителями своего царства.
Второй сын.
-Где жители моего царства? Назовите себя. (Ученики с места читают вслух глагол с карточки на -ить-)
Первый сын.
- А где мои жители? И вы себя назовите. ( называют своё имя с карточки)
(Учитель открывает запись на доске.)
1спр. 2спр.
- оть
- еть
- уть - ить
- ать
- ять
- ыть
Учитель.
- Посмотрите ещё раз каждый на своего царевича.
глаголы на - ить – 2 спр.
глаголы на оть …. – 1 спр
Царь.
- Это не все жители нашей страны, их ещё очень много. С ними вы ещё успеете познакомиться. А теперь идите управлять своим царством.
( Все уходят со сцены.)
(Физминутка)
6) Вывод.
- Ребята, можно по неопределённой форме глагола определить спряжение? Как?
- А по спряжению можно выбрать гласную в безударном личном окончании глагола? Как?
- Сможем мы теперь просклонять глагол колоть?
- Кто попробует это сделать? (один на доске, все в тетради)
4. Закрепление новой темы.
Самостоятельная работа.
- Для сильных.
Дидактическая тетрадь Полниковой с.32 упр.5 (2 строки)
- Для слабых. (карточки)
Определи спряжение глаголов и напиши сверху 1спр. или 2спр..
Делаешь, встанем, чувствуешь, ходишь, делят, оживает, светим, варишь, поможет, едете, сберегаем, бледнеешь.
5. Итог.
- Вот и заканчивается урок. И последнее моё задание. Отгадайте загадку.
Мы его не замечаем.
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем.
Он ведь нам необходим. (воздух)
- А теперь на минутку закройте глазки, спокойно подышите и подумайте про то, что делали на уроке. Как всегда выслушаем желающих. (Я узнал… . Я понял… . Мне было легко трудно… и т. д.)
6. Домашнее задание.
Проспрягать глагол со своей карточки.
Дидактическая тетрадь с.32 упр. 5 (с 3 строки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Первое и второе спряжение глагола"
Урок, проведенный в 4 классе по теме Глаголы...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
Первое и второе спряжения глаголов.
Первое и второе спряжения глаголов....
Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"
В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....
Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»
Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...