«Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_poslovitsami.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Гулькевичский район
МОУ СОШ №14
Доклад
«Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»
Учитель
Пахомова О.В.
с. Соколовское
Организация работы с пословицами и поговорками
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами , их заучиванию. Кроме того учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки являются «Азбука», учебники русского языка и литературного чтения, а также детская художественная литература. Хорошо, если учащиеся начальной школы заводят специальные тетради и альбомы, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Особое внимание следует уделять художественному оформлению таких тетрадей и альбомов. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать открытку или иллюстрацию, раскрывающую содержание пословицы. Дети также сами могут сделать рисунки. Особенно доступны детям так называемые условные рисунки. Например, записывается пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и к ней делается рисунок: ведёрко, из которого виден хвост рыбы. Наконец, написанные в тетради пословицы можно заключать в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное оформление альбома с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.
Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать , когда ученики уже изучат алфавит, т.е. овладеют письмом. Так , знакомя с буквой Ь , учитель обращает внимание детей на поговорку «Береги нос в большой мороз» и велит найти слово с нужной буквой. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает детям завести тетради , в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и даёт задание: к следующему уроку на первой странице наклеить открытку или картинку с изображением зимы или самим нарисовать, как дети делают снежную бабу или катаются с горы.
На следующий день на уроке русского языка дети вспоминают поговорку. Учитель спрашивает, какие ещё пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку «Мороз не велик, да стоять не велит», в которой также есть буква Ь. Обе поговорки учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.
В таком плане работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.
Работа с пословицами и поговорками продолжается и во 2 классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются в учебниках русского языка и литературного чтения, т.к. их количество там довольно значительно.
В 3-4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.
Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой уч-ся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Уч-ся даётся задание : подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.
Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.
В 4 классе , если уч-ся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предлагаемые темы. В таком случае уч-ся, найдя пословицы, должны сами определить , к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:
3 класс – 1) времена года, 2) явления природы, 3) домашние и дикие животные, 4)книга, письмо, 5) труд, 6) о матери, об отце.
4 класс – 1) Родина, Москва, 2) дружба, 3) речь ,слово, 4) знание , невежество, 5) смелость, трусость, 6) о сельском хозяйстве, 7) здоровье, болезнь и т.д.
Использование пословиц при работе над сочинением
В данном случае следует различать два вида работы: во-первых , сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки уч-ся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать при обучении устно составлять рассказ по пословице. Сам вид работы, т.е. сочинение по картинке. Не является новым. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы. Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание, предоставляется наибольшая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, в начале дети учатся строить рассказ по картинкам , которые они подобрали к пословице. Причём следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картинки, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картинки. Затем рассказ составляется так же по картинке, но уже по воображаемой. Уч-ся ,записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают какую картинку можно нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберём на конкретном примере. В 3 классе планируется сочинение «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт детям задание подобрать пословицы о зиме. Затем учитель сообщает, что они будут писать сочинение, в котором они должны использовать все известные пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы.
Примерное сочинение.
Зима.
Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, реки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят снеговика. Школьники катаются на коньках и лыжах.
Старики смотрят в окно и говорят: «Снега много – хлеба много». Хорошо зимой!
Рекомендую следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки:
3 класс
«Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении); «Моя мама» ( пословицы о маме); «Школьная мастерская» (пословицы о труде); «Уборка урожая» ( пословицы о колхозе, уборке урожая).
4 класс
«Времена года» (пословицы о временах года, о календарных месяцах); «Москва – столица» (пословицы о Москве); «Наша Родина» (пословицы о Родине); «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы мало. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебнике литературного чтения. Так на уроках чтения уч-ся составляют близкий к тексту или вольный пересказ прочитанного. Такую работу можно усложнить, предложив при пересказе применить пословицу, которая приведена в учебнике или учителем, или самими уч-ся.
Если такую работу проводить систематически, то дети постепенно начинают сами вводить в свою речь пословицы и поговорки.
Сочинение пословиц и поговорок
Особым видом работы является сочинение пословиц и поговорок. Учащимся 3-4 классов такое задание вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы. Они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете.
Работая на уроках с пословицами. Следует особое внимание уделять работе над словом, т.к. в начальный период обучения уч-ся наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал. Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше время из употребления. Если учитель не обратит внимания на эти слова, не разъяснит их значения, то уч-ся неправильно поймут или не поймут смысла пословицы.
В нач. школе при работе над словарём следует обращать внимание на народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая смысловая ёмкость, образность, что они делают пословицу или поговорку красочной и выразительной. Например: Лето – припасиха, а зима – подбериха. Знайка бежит, а незнайка лежит. И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Наконец ,работа над пословицами и поговорками на уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из приведённых учителем или учениками пословиц всегда следует отбирать лучшие и записывать, объясняя написание отдельных слов.
В 4 классе в конце учебного года проводится урок, на котором подводят итоги изучения пословиц и поговорок. К этому уроку уч-ся должны подготовить выставку своих работ с пословицами. На выставке помещается плакат с пословицами о пословицах, красочные монтажи-плакаты с пословицами об Армии, о героях, об учёбе, календари погоды с пословицами, классные и лучшие индивидуальные альбомы пословиц. Хорошо организовать выставку печатных сборников пословиц и поговорок, которые имеются в школьной библиотеке и у учащихся.
Отдельным ученикам даётся задание подготовить небольшие сообщения о русских пословицах, об исторических или на какую-нибудь другую тему, связанную с пословицами. Эти сообщения ребята готовят под руководством учителя или с пом. родителей.
Все дети , кроме того, повторяют пословицы и поговорки, которые им известны.
Образец итогового урока
Учитель. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин. Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа , учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Они порицают лень, невежество и др. отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка и литературного чтения знакомились с пословицами, заучивали их. У каждого из вас есть альбом, в который вы записывали очень много пословиц и поговорок. Сегодня мы проведём итоговый урок по изучению пословиц, посмотрим, что нам дало их изучение, как мы знаем пословицы.
Ваши товарищи подготовили небольшие выступления о пословицах. Предоставим им слово.
Ученик 1. История русского народа – одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество русского народа.
Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат) : «Пословица – всем делам помощница», «Пословица не даром молвится», «Красна речь пословицей», «Глупая речь не пословица», «Без пословицы не проживёшь».
Учитель. Ребята, а кто ещё знает пословицы, в которых говорится о пословицах?
(«Пословица не на ветер молвится. Старая пословица век не сломится. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.»)
Ученик 1. Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться с Родине, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют. Пословиц очень много. Даль, современник Пушкина, 50 лет собирал пословицы и поговорки. (Показывает сборник.) Большое значение пословицам придавали наши писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький. Мы тоже любим пословицы за их меткость, красочность,
выразительность.
Учитель. У русского народа много исторических пословиц.
Ученик 2. Пословицы возникают в определённую историческую эпоху и отмечают всё то новое, что вносит жизнь. Тяжело жилось крестьянам в царской России. Работали от зари до зари, а всё , что добывалось тяжёлым трудом, отбирали богачи. Вот и сложилась пословица: Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На много лет закабаляла людей военная служба. Служили во время крепостного права 25 лет. Пословицы говорят нам об этом тяжёлом времени: Солдатская голова, что в поле трава.
Учитель. Все вы охотно и с большим интересом собирали, выписывали, заучивали пословицы. Лучшие альбомы с пословицами представлены на нашей выставке. Кто из вас расскажет, как вы собирали, какие вам особенно понравились, когда вы их вспоминали и использовали в своей речи?
Учитель. Теперь, ребята, проведём интересную игру. Она называется «У кого вторая часть пословицы?».Я раздам несколько карточек. На каждой написана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её и закончит. Будьте внимательны.
Пословицы, используемые для игры:
Труд при ученье скучен, да плод от учения вкусен. Работай боле, тебя и помнить будут доле. Лес сечь – не жалеть плеч. Любишь кататься – люби и саночки возить. Лучше горькая правда друга, чем лесть врага. Кто в Москве не бывал – красоты не видал. Работай до поту, так и поешь в охоту. Без дела жить – только небо коптить. Кто за всё берётся – тому ничего не даётся. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда. Раз соврал – навек лгуном стал. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Учитель. Теперь проверим , как вы знаете пословицы. Кто скажет при изучении каких тем мы использовали пословицы?
(О Родине , о зиме, о весне и т.д.)
- Кто назовёт пословицы о Родине?
- Кто из вас хочет привести пословицы на какую-нибудь тему?
- Молодцы. Пословиц вы знаете много, понимаете их смысл. У нас даже времени не хватает, чтобы выслушать всех желающих. А сейчас опять поиграем. Я буду называть вторую часть пословицы, а вы отгадывайте первую.
Пословицы, используемые для игры:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит. С кем поведёшься, о того и наберёшься. Кончил дело – гуляй смело. Как аукнется, так и откликнется. Всё хорошо, что хорошо кончается. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Старый друг лучше новых двух. Семь раз примерь, один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ростом мал, да удал.
Учитель. Теперь кто-нибудь из вас назовёт первую часть пословицы, а все будут отгадывать вторую часть.
- Давайте подведём итог урока.
Внеклассная работа с пословицами и поговорками
Составление иллюстрированных альбомов с пословицами
В работе над альбомом участвует весь класс или звено. Альбомы с пословицами бывают общие или тематические. Во 2 классе рекомендуется делать общий альбом. В него записываются особенно понравившиеся детям пословицы, которые художественно оформляются.
В 3-4 классах можно рекомендовать уч-ся составлять тематические альбомы.
Приблизительные темы для подбора пословиц:
3 класс: 1.Времена года в пословицах.
2.Пословицы о полеводстве или полевых культурах.
4 класс: 1. Природа в пословицах.
2. Пословицы о земледелии.
3. Исторические пословицы.
В последнем случае пословицы, помещаемые в альбом, следует не только иллюстрировать, но и пояснять, т.е. написать, какие исторические события послужили поводом к их созданию. Например, пословицу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» можно пояснить так: во времена крепостного права крестьяне в Юрьев день могли уходить от помещика. Это право в 1597 году Борис Годунов отменил.
К каждой пословице, отражающей какое-то историческое событие в жизни нашего народа, уч-ся подбирают ил-ции и приклеивают их в альбом.
Приведу пример содержания тематического альбома пословиц о временах года, календарных месяцах, природе. К каждой пословице подобран рисунок
Альбом начинается с пословиц о временах года.
Рады люди лету, а пчёлы цвету. Летом день год кормит. Лето работает на зиму, а зима на лето. Лето собирает, а зима поедает. Осенью и воробей богат. Весна днём красна. Весна красна цветами, а осень плодами.
Затем идут пословицы о календарных месяцах.
Холоден сентябрь, да сыт. Октябрь землю покроет – где ледком, где снежком. Вьюги да метели под февраль налетели. Март с водой, апрель с травой. Июль – пора сенокоса.
Альбом заканчивается пословицами и поговорками о природе.
На выдумки природа таровата. Дождик вымочит – красно солнышко высушит. Лес вода – брат и сестра. Лес от ветра защищает, урожаю помогает.
Оформление плакатов-монтажей с пословицами.
Плакат составляется по какой-либо теме. Например: «Нет краше Родины нашей», «Спокон века книга растит человека», «Книга – источник знаний», «Родину – мать учись защищать».
По каждой теме уч-ся подбирают пословицы и соответствующие ил-ции. Затем лучшие картинки приклеивают на большой лист бумаги, а под ними пишутся пословицы.
Выставка работ с пословицами
Большое место во внеклассной работе занимает организация различных выставок. Среди них определённое место должны занять выставки работ с пословицами. Они организуются на уроках или утренниках, посвящённых изучению пословиц и поговорок. Выставки могут быть организованы одним звеном, классом или всеми классами начальной школы. На выставке помещаются лучшие сочинения по пословице или с пословицами, индивидуальные, звеньевые, классные альбомы с пословицами; изготовленные школьниками наглядные пособия, а также монтажи-плакаты с пословицами; составленные уч-ся ребусы по пословице.
Если в оформлении выставки принимает участие вся нач. школа , то выставочный материал лучше представить по классам, чтобы нагляднее была видна работа каждого класса.
Игры с пословицами
1.Знаешь ли ты пословицы и поговорки?
1-й вариант
Играющие делятся на две-три группы. Ведущий называет тему, на которую дети должны вспомнить пословицу. За каждую пословицу засчитывают очко. Выигрывают те, которые набрали больше очков, т.е. назвали больше пословиц и поговорок.
2-й вариант
Играющие делятся на две группы. Ведущий поочерёдно каждой группе называет слово. Школьники должны вспомнить пословицы, в которых есть это слово.
В1-2 классах эту игру следует упростить. Ведущий называет слово, а группа приводит одну пословицу с этим словом. Затем задаётся слово другой группе.
3-й вариант
Ведущий называет любые три рядом стоящие буквы алфавита (а, б, в) и предлагает назвать пословицы, начинающиеся с этих букв. Например: Аккуратность человека красит. Белые ручки чужие труды любят. Воля народа сильнее атома и водорода.
2. Скажи пословицу.
1-й вариант. Закончи пословицу.
Играющим раздаются карточки. На каждой написана вторая часть какой-то пословицы. Ведущий читает первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её и заканчивает.
2-й вариант. Скажи начало пословицы.
Ведущий говорит конец известной пословицы, а играющие должны сказать её первую часть.
3. Числа в пословицах.
Ведущий предлагает играющим назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются какие-либо числа.
Например: Все за одного, один за всех. Семь раз примерь. Один раз отрежь. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семеро ворот, да все в огород. В трёх соснах заблудился. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Смелый умирает один раз, а трус тысячу раз. Одним выстрелом двух зайцев не убьёшь. Ум хорошо, два лучше. Лжецу верят не больше одного раза. Кто после трёх шагов жалеет, что пошёл в гору, тот не поднимется и на маленький холм. Один день заменяет три тому, кто всё умеет делать вовремя. Обещанного три года ждут. Конь на четырёх ногах, да спотыкается. У семи нянек дитя без глаза. Двое пашут, семеро руками машут. Для друга семь вёрст не околица. Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь. У лодыря все десять пальцев бездельничают. Одного храброго и тысяча трусов не заменит. Одна книга тысячу людей учит. У кого сильны мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями – победит тысячи. Мала ласточка , а за тысячи миль летает. Дорог – тысячи, правда – одна. Дорога в тысячу миль начинается с одного шага. И через тысячи преград вода всё равно течёт в море.
4. Назови пословицу.
Ведущий предлагает назвать пословицы, в которых встречаются оба названных слова: свет – тьма, дело – потеха, коса – камень, труд – пруд, телега – сани, дело – мастер.
Ученье – свет, неученье – тьма. Делу – время, потехе – час. Нашла коса на камень. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Готовь летом сани , а зимой телегу. Дело мастера боится.
Друг – враг.
Неверный друг – опасный враг. Вода друга лучше мёда врага. Трусливый друг опаснее врага. Лучше умереть возле друга, чем жить у врага. Кипит суп – котелок – друг, стук-бряк – котелок – враг.
Старый – новый.
Одежда лучше новая, друзья лучше старые. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Старый мир разрушили, новый построили.
Лето – зима.
Кто летом жары боится, тот зимой без хлеба насидится. Зима лето пугает, а всё равно тает. Лето собирает, а зима поедает. Помни это, что зима не лето. Зима без снега, лето без хлеба. Лето работает на зиму, а зима на лето. Зима спросит, что летом припасено. Готовь летом сани, а зимой телегу.
Весна – осень.
Весна не мясна, осень не молочна. Весна красна цветами, осень плодами. Весной дождь парит, осенью – мочит. Корми с осени коров сытнее – весна будет прибыльнее. Весной: ведро воды – ложка грязи, осенью: ложка воды – ведро грязи. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
5. Угадай пословицу.
Играющих должно быть до десяти человек. Один выходит из комнаты. Остальные загадывают какую-нибудь пословицу. Все слова пословицы распределяются между участниками игры. Затем вызывают водящего, который должен отгадать пословицу. Ему дано право спросить у двух или трёх играющих их слова. Если по этим словам водящий угадал пословицу, то назначают другого водящего, и игра продолжается. Если не угадал, то его снова посылают водить.
Постоянная систематическая работа с пословицами очень много даёт уч-ся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь уч-ся , повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.
Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища, и гордость за него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...
Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"
Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....
Дидактический материал по использованию пословиц и поговорок в начальной школе на уроках русского языка
Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке....
Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения
Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща....
Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".
Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....
Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....
«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»
Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....