Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
статья по чтению
Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literaturnogo_chteniya_v_nachalnyh_klassah.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Речь человека- это визитная карточка. Недаром Сократ сказал : "Заговори, чтоб я тебя узнал".
Вспомним также слова российского юриста и литератора Анатолия Фёдоровича Кони: "Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе — оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя".
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Научить ребёнка правильно строить свою речь- значит научить его мыслить. Задача начальной школы систематически работать над содержанием речи, учить детей вдумчиво строить предложения.
Выделяются следующие уровни работы по развитию речи в начальных классах:
1. Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Кроме того, многим детям необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности, застенчивости.
2. Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Для достижения эффективности, словарную работу стоит строить не только в форме говорения, но и в аудировании, в чтении, в письменной форме.
Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по
степени влияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
4. Словари, справочники.
Таким образом, можно сделать вывод, что ведущим фактором, влияющим
на словарный состав речи детей, является его среда обитания и круг
общения.
3. На грамматическом уровне развития речи на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций:
словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями,
тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений
разнообразных типов.
4. Уровень текста предполагает работу над связной речью и проходит по двум направлениям: работа над созданием связных устных речевых высказываний (устные пересказы и рассказы) и работа над связными письменными речевыми высказываниями (сочинение, изложение и т.д.).
Развивая речь учащихся, следует соблюдать определенные требования речи:
1. Содержательность речи.
2. Логичность речи.
3. Точность речи.
4. Богатство языковых средств.
5. Ясность речи.
6. Выразительность речи.
7. Правильность речи.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и выступают в комплексе.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
- последовательностью упражнений;
- перспективностью упражнений;
- разнообразием упражнений;
- их взаимосвязью.
Работая над данной темой, мною были выделены упражнения, наиболее эффективно влияющие на развитие речи учащихся младших классов.
1. - Составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
2. Составление предложений по сюжетным картинкам;
3. Деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
4. Восстановление деформированного текста;
5. Устный пересказ прочитанного;
6. Составление отзывов к прочитанному произведению (в устной или письменной форме);
7. Выступления учащихся, связанные с чтением и анализом произведений: доклады, сообщения, обсуждения;
8. Инсценировки сказок и рассказов;
9. Импровизации различных видов: сочинение сказок, рассказов, пословиц, загадок, стихотворений;
10. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.
Например:
· сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора;
· озаглавьте текст (придумайте заголовок);
11. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).
Например:
· составьте план текста, тезисы к нему;
· ответьте на вопрос, поставленный в тексте, и т. д.;
· перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;
Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни. Именно через речь школьник познаёт мир!
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...
Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"
Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....
Практика по "Развитию речи" на уроках русского языка и литературного чтения
Эти практические упражнения применяются в системе, помогают ученику усовершенствовать свою речь, свободно общаться, работать сообща....
Статья «Развитие речи на уроках русского языка посредством игровых технологий в начальной школе»
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологийУмение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит чел...
«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»
Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....
Презентация "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
Презентация...
Приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах.
В данной статье представлены эффективные приемы работы по развитию речи на уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах....