Урок русского языка в 1 классе по теме "Группы слов". УМК "Перспектива".
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Глазкова Наталья Георгиевна

В предлагаемом материале  конспект урока-практикума с презентацией, на котором используются различные формы работы в паре,группах,интерактивная игра, проверка знаний с использованием программы Plickers.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx459.6 КБ
Файл kartochka_obuchayushchegosya.docx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

по теме «Слово. Грамматические группы слов»

Актуальность урока

В статье описан  урок-практикум, на котором ребята сами выводят схему - правило, составляют инструкцию, по которой работают в течение всего урока. На уроке используются различные формы работы: в группах, интерактивная игра, самостоятельная работа с последующей проверкой с использованием программы Plickers.

Ключевые слова

Работа по опорной схеме, распределение слов на группы.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в распределении слов по грамматическим группам, написании изученных орфограмм, слов и предложений.

Задачи: закрепить минимум знаний о слове и его значении в речи; формировать умение писать слова и составлять предложение; отрабатывать навык написания изученных орфограмм в словах; развивать мышление школьников (анализ, обобщение);создавать условия для развития  коммуникативных навыков, умение работать в паре, группе;

Формируемые УУД:

Личностные: развивать способности к самооценке, мотивацию к учебному процессу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учиться планировать свою деятельность, осуществлять контроль, различать способ и результат действия, адекватно воспринимать оценку сверстников, учителя.

Познавательные: анализировать, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по установленным критериям, использовать схемы, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по какому-либо признаку.

Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на них, формировать своё мнение, контролировать свои действия и партнёра.

Оборудование:

Презентация к уроку. В презентации использована навигация. Каждый лепесток отправляет на определённый этап урока.

Таблички с этапами урока на доске. Карточки со словами (раздаточный материал).

Листы с заданиями для обучающихся.

Перфокарты для обучающихся (для программы Plickers)

Сигнальные карты – светофор.

Шаблон цветка, состоящий из стебля.  Вырезанные кружки четырёх цветов : красный, жёлтый, голубой , зелёный, клей-карандаш.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Мы должны всем показать

Как умеем рассуждать, на вопросы отвечать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, предлагаю начать наш урок с пословицы « Работа сердце веселит и радует».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?  Когда работа (труд) может веселить и радовать? А что нас может радовать на уроке? Я порадуюсь сегодня, если мы с вами всё запланированное успеем,  вы будете активными и  внимательными.

Ребята, а кто знает, что помогает человеку всё успевать  в течение дня и не утомляться?  Вот и нам понадобится такой распорядок на уроке -план. Вашему вниманию представлены таблички с пунктами плана, предлагаю всем подумать и выстроить их в правильной последовательности.

На доске:

Отдых

Орг.момент

Задание 1

Выведение правила

Задание 2

Задание 3

Проверка знаний

Интерактив

Итог урока

План урока  составили  верно, можем начинать, но я предлагаю назначить Хранителя времени. (Ученик, который по окончании этапа урока, снимает табличку).

Желаю всем удачи, чтоб сердце каждого из вас радовалось результату!

Моё сердце уже с утра радовалось весеннему дню, солнышку. Весна- время подснежников. Что это за цветы?

Цветы, которые  выросли после снега!

Каждый из вас будет создавать свой цветок, лепесток за лепестком, оценивая свою работу на уроке.

А какой раскроется цветок, мы увидим в конце урока. Я тоже буду оценивать вашу работу. У меня на доске тоже появится цветок.

 (Хранитель времени убирает первую табличку)

  1. Постановка учебной задачи.

Обращаю внимание обучающихся  к пословице «Работа сердце веселит и радует». Предлагаю поиграть в игру «Задай вопрос однокласснику».

 (Вопрос адресуется какому-то ученику.)

Звучат следующие вопросы:

Что такое работа? Какая бывает работа? (радостная, интересная, тяжёлая)

На какой вопрос отвечают слова, которые вы назвали? (какая?)

А какое слово нашей пословицы отвечает на вопрос что делает?

Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? Какие цели поставим?

4. Решение учебной задачи.

Для того чтобы правильно и безошибочно распределять слова по группам, нужно руководствоваться правилом или инструкцией.

(Работа  у доски и на листочке)

К доске выходят 3 ученика, которые из разрезных табличек собирают схему. (Схема остаётся на доске в течение всего урока.)

За партами у каждой пары  на  листке аналогичное задание.

Проверка. Хранитель времени убирает очередную табличку.

5.Выполнение задания №1.  Работа в парах.

Отметить галочкой слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Какая? Какое?  Что делает? И т.д.

Я использовала на уроке диск «Интерактивные дидактические материалы «Русский язык» изд.  «Планета».  ( образец задания)

Проверка. Хранитель времени убирает табличку с заданием 1.

Физминутка музыкальная («Белые кораблики») для снятия напряжения с глаз.

Выполнение задания №2. Прослушайте музыкальный фрагмент ( «Белые кораблики») и выпишите слова, заполнив таблицу:

                           

Слова- предметы

имя существительное

(кто?что?)

Слова-признаки

имя прилагательное

(какой?какая?

какое?какие? )

Слова-действия

Глагол

(что делает?что сделает? Что делал? Что делают?)

Проверка. Хранитель времени  снова убирает табличку.

Задание №3 интерактивное. Игра «Найди своё место»

К доске выходят 3 ученика, каждый со своей карточкой. Например:

1) ёжик,  2) душистый,   3) светит.

За ними выстраиваются остальные ребята, которые тоже  получили карточку со словом.

Таким образом, получились три колонки:

1ряд: ёжик, лес, ландыш, небо, солнце.

2 ряд: душистый, ласковое.

3 ряд: растёт, бежит, светит.

Дети, сидящие за партами при помощи сигнальных карточек (светофоров) оценивают работу ребят.

Подводим итоги:

Сколько  учеников в первой группе? (5) Сколько учеников во второй группе? (2) На сколько больше учеников в 1 группе, чем во второй?

Сколько всего ребят вышли к доске?

Ребята, а как ещё можно  построиться? ( Даю подсказку, предложив детям,  повернуться табличками друг к другу).

Дети формируют предложения. Душистый ландыш растёт. Ёжик бежит. И т.д.

( Дети обнаружили,  что не все слова построили  предложение, но в моём классе оказались находчивые ученики!  Получилось предложение :

Ёжик бежит в лес. ( Слово предлог озвучивал  новый, приглашённый к доске, ученик!)

На практике обучающиеся приходят  к выводу о том,  какую  роль играют  слова в предложении.

Хранитель времени снимает очередную табличку.

Задание №4 . Проверка знаний. При помощи перфокарт, дети  отвечают на вопросы теста.

Программа  «Plickers»  позволяет  сразу  на экране видеть результат.  Проверка. Хранитель времени убирает табличку с заданием №5.

Рефлексия. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок,

Но прежде,  подведём итог.

Чему мы учились на уроке? Что нового узнали?  На какие группы распределяли слова? Всё ли мы успели на уроке? Как нам удалось всё  выполнить?

Оцените свою работу на уроке. Давайте посмотрим, какие цветки у нас получились. ( Дети на доске размещают свои цветы).

Хранитель времени убирает табличку «Итог урока».

Литература:

  1. Поурочные разработки по русскому языку в 1 классе к УМК  Л.Ф. Климановой и др. ( «Перспектива») /Т.Н. Ситникова, -М: Вако, 2015

2. Учебник по русскому языку для 1 класса УМК «Перспектива»/ Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой, -М:Просвещение,2015

           3. Интерактивный дидактический материал  «Русский язык»-    М:Планета, 2013


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова".

Урок закрепления изученного о родственных словах и формах слова для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок русского языка по теме:«Написание слов с парными согласными в конце и середине слова».

Цели: Образовательные: ·           Продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...