Русский язык. Рабочая программа.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._rabochaya_programma.doc | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
начального общего образования
«Основная общеобразовательная школа № 7»
Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
На методическом объединении Директор МБОУ ООШ № 7
Начальных классов Ю. В. Штальбаум
Протокол от «__»_____2015 №___ ________________________
«___»___________2015
СОГЛАСОВАНО:
На педагогическом совете
Протокол от «___»____2015 №___
Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
для обучающихся 4 классов
Составитель:
Усевич Наталья Леонидовна,
учитель начальных классов
Ленинск-Кузнецкий
2015
Содержание.
Пояснительная записка 3
Общая характеристика учебного предмета 3
Описание места учебного предмета в учебном плане 5
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 5
Личностные, метапредметные и предметные результаты 6
Содержание учебного предмета 8
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности 10
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 25
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований к результатам основной общеобразовательной программы начального общего образования «Основная общеобразовательная школа № 7» и программы формирования универсальных учебных действий.
Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам, однако каждый из них имеет свою специфику. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род- ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога- той;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Учебно-методический комплект по русскому языку для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы
«Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и
словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и
«Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В предметной области «Филология» на изучение учебного предмета «Русский язык» в обязательной части отводится 5 часов в неделю. Всего в 4 классе 170 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявления любви.
Ценность свободы, чести, достоинства кА основа принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживания чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явление, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержания предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенка себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
– эмоциональности; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатии – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувству прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;
– интересу к изучению языка;
– осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Обучающие получат возможность научиться:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД.
Обучающиеся научатся:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками
Обучающие получат возможность научиться:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Обучающие получат возможность научиться:
- строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачей;
- применять приобретенные коммуникативные умения в приктике свободного общения.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета.
Введение. (2 ч)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки пре- пинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся –-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса
(длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (10 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (7 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Название раздела, тема | К-во часов 1 1 | Характеристика основных видов деятельности | ||||||
Введение 2 ч | |||||||||
1 | Вводный урок. Поэты и писатели о русском языке. | Знакомство с новым учебником. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество букв и звуков в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста- повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения | |||||||
2 | Контрольное списывание | ||||||||
Повторение.15ч | |||||||||
3 | Р.н.о. Повторение фонетики и графики | 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | ||||||||
5 | Что такое графика | ||||||||
6 | Фонетический разбор слова | ||||||||
7 | Повторение орфографии | ||||||||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | ||||||||
9 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | ||||||||
10 | Повторение состава слова | 1 1 1 1 | |||||||
11 | Повторение изученного о частях речи | ||||||||
12 | Повторение изученного по синтаксису | ||||||||
13 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» | ||||||||
14 | Р.н.о. Что мы знаем о пунктуации. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
15 | Обобщение по разделу «Повторение» | ||||||||
16 | Входная административная контрольная работа | ||||||||
17 | «Пишу правильно». Р.н.о. | ||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста; целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородны- ми членами и союзами и, а, но. Конструировать предложе- ния с однородными членами без союзов и союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однород- ных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). | |||||||
19 | Предложения с однородными членами без союзов и с союзом и | ||||||||
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенных союзами и, а, но | ||||||||
21 | Р/р. Обучающее изложение «Что я люблю» | ||||||||
22 | Р.н.о. | 1 1 1 1 1 | |||||||
23 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | ||||||||
24 | Р/р. Обучающее сочинение «Что я люблю» | ||||||||
25 | Р.н.о. | ||||||||
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | ||||||||
27 | Проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами» | 1 1 1 1 | |||||||
28 | Р.н.о. Развитие пунктуационных умений | ||||||||
29 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» | ||||||||
30 | «Пишу правильно». Р.н.о. | ||||||||
31 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложе- ний с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Создавать устное высказы- вание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными грамматическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома») | ||||||
32 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
33 | Запятая в сложном предложениис союзами и, а, но. Контрольный словарный диктант | ||||||||
34 | Запятая в сложных и простых предложенияхс союзами и, а, но и с однородными членами. Р.н.о. | ||||||||
35 | Р/р. Составление устного рассказа на грамматическую тему. Свободный диктант. | ||||||||
36 | Р/р.Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | ||||||||
37 | Запятая в сложном предложении. Р.н.о. | ||||||||
38 | Проверочная работа по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | ||||||||
39 | Контрольный диктант по изученным темам Iчетверти | 1 | |||||||
40 | «Пишу правильно». Р.н.о | 1 | |||||||
II четверть | |||||||||
41 | Обобщение по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | |||||||
1 1 1 1 1 | |||||||||
42 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»); Письменно пересказывать текст, включающий предложения с прямой речью (после предвари- тельной подготовки); Выделять при обсуждении текста его значимые части; формулировать заголовки, составлять план (в группах. парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения, сочинения, применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | |||||||
43 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | ||||||||
44 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | ||||||||
45 | Р/р. Обучающее сочинение «Что сказала мама» | ||||||||
46 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. Р.н.о. | ||||||||
47 | Знаки препинания в простом, сложном и в предложении с прямой речью | 1 1 1 1 1 1 | |||||||
48 | Р/р. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | ||||||||
49 | Р.н.о. | ||||||||
50 | Развитие пунктуационных умений | ||||||||
51 | Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью» | ||||||||
52 | «Пишу правильно». Р.н.о | ||||||||
Что мы уже знаем об имени существительном. 5ч | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматичес- кие признаки имен существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль Участвовать в совместной работе(в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включаться в учебный процесс. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имен существительных в речи (обучающее сочинение и обучающее изложение). Определять грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | ||||||||
53 54 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | 1 1 1 1 1 | |||||||
55 | Роль имен существительных в предложении, в речи. | ||||||||
56 | Р\р. Обучающее сочинение – миниатюра «Вид из окна» | ||||||||
57 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | ||||||||
Изменение имен существительных по падежам. 12ч | |||||||||
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
59 | Изменение имен существительных по падежам. | ||||||||
60 61 62 | Изменение имен существительных по падежам в единственном и во множественном числе. | ||||||||
63 | Именительный и винительный падежи | ||||||||
64 | Родительный падеж | ||||||||
65 | Дательный падеж | ||||||||
66 | Творительный падеж | ||||||||
67 | Предложный падеж | ||||||||
68 | Обобщение знаний о падежах. Р\р. Составление устного рассказа о падежах. | ||||||||
69 | Проверочная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам» | 1 | |||||||
Три склонения имен существительных 7ч | |||||||||
70 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных. Р.н.о. | 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
71 72 | Развитие умения определять склонение имен существительных | ||||||||
73 74 | Склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных | ||||||||
75 | Понятие о несклоняемых именахсуществительных. | ||||||||
76 | Административный контрольный диктант по изученным темам | ||||||||
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. 8ч | |||||||||
77 | Р\р. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» | 1 1 | |||||||
78 | «Пишу правильно». Р.н.о | ||||||||
III четверть | |||||||||
79 | Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода. | 1 1 1 1 | |||||||
80 81 82 | Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных | ||||||||
83 | Проверочная работа по темам «Склонение имен существительных», «Мягкий знак после шипящих» | 1 1 | |||||||
84 | «Пишу правильно».Р.н.о. Обобщение. | ||||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 13ч | |||||||||
85 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 1 1 1 1 | |||||||
86 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных | ||||||||
87 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Контрольный словарный диктант. | ||||||||
88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Р.н.о. | ||||||||
89 | Р/р. Обучающее сочинение «Первая газета» | ||||||||
90 | «Пишу правильно». Р.н.о. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
91 | Развитие орфографических умений | ||||||||
92 | Р\р. Обучающее сочинение – описание «Прогулка» | ||||||||
93 | Развитие орфографических умений. Р.н.о. | ||||||||
94 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | ||||||||
95 | Р.н.о. Повторение, подготовка к диктанту | ||||||||
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||||||||
97 | Развитие орфографических умений. Р.н.о. | ||||||||
Что мы уже знаем об имени прилагательном 5ч | Различать и характеризо- вать тексты двух типов речи – повествование и описание. Наблюдать в речи роль прилагательных. Называть грамматические признаки имен прилагательных (разбор морфологический), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму букву в безударных окончаниях прилагатель- ных, графически объяснять написание, осуществлять самокон- троль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами Накапливать опыт употребления имен прилагательных в речи (обучающее сочинение и обучающее изложение). Выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ+прил. | ||||||||
98 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи. | 1 1 1 1 1 | |||||||
99 | Роль имен прилагательных в речи | ||||||||
100 | Роль прилагательных – антонимов в речи | ||||||||
101 102 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||||||||
Склонение имен прилагательных 4ч | |||||||||
103 104 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 1 1 1 | |||||||
105 106 | Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | ||||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. 11ч | |||||||||
107 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 1 1 1 1 1 | |||||||
108 | Р\р. Свободный диктант | ||||||||
109 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | ||||||||
110 | Р\р. Обучающее сочинение – описание «Первое путешествие» | ||||||||
111 | Р.н.о. | ||||||||
112 | Развитие орфографических умений | ||||||||
113 | Р\р. Обучающее сочинение – описание «Моя любимая игрушка» | 1 1 1 1 1 | |||||||
114 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | ||||||||
115 | Повторение, подготовка к диктанту. | ||||||||
116 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||||||||
117 | «Пишу правильно». Р.н.о Редактирование творческих работ | ||||||||
Что мы уже знаем о глаголе 4ч | Выделять неопределенную форму глагола и преобра- зовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматичес- кие признаки глагола. Участвовать в проблем- ном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу.проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особеннос- ти текстов с употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающее изложение и сочинение по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | ||||||||
118 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 1 1 1 | |||||||
119 | Значение и грамматические признаки глагола | ||||||||
120 | Контрольный диктант по изученным темам IIIчетверти | ||||||||
121 | Р.н.о. Морфологический разбор глагола. | ||||||||
Словоизменение глаголов 2ч | |||||||||
122 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I иII спряжения | 1 1 | |||||||
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | ||||||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов 17ч | |||||||||
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 1 1 1 | |||||||
125 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | ||||||||
126 | Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | ||||||||
127 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | ||||||||
IV четверть | |||||||||
128 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
129 | Р/р. Обучающее сочинение по картинкам | ||||||||
130 | Разбор глагола как части речи | ||||||||
131 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||||||||
132 | Р.н.о. Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться | ||||||||
133 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-лица единственного числа | ||||||||
134 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-лица единственного числа | ||||||||
135 | Контрольное списывание | 1 1 1 1 1 1 | |||||||
136 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Р.н.о. | ||||||||
137 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | ||||||||
138 139 | Р/р. Обучающее изложение «Первые школы» | ||||||||
140 | Р.н.о. в изложении. | ||||||||
Разбор глагола по составу 13ч | |||||||||
141 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||||
142 143 | Разбор глагола по составу. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов | ||||||||
144 | Р/р. Обучающее сочинение | ||||||||
145 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Р.н.о | ||||||||
146 | Р/р. Обучающее сочинение «День моей мамы» | ||||||||
147 | Повторение по теме «Глагол». Р.н.о. | ||||||||
148 | Проверочная работа по теме «Глагол» | ||||||||
149 | Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант. | ||||||||
150 | Развитие орфографических умений.Р.н.о. | 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 | |||||||
151 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | ||||||||
152 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||||||||
153 | «Пишу правильно». Р.н.о. | ||||||||
154 155 | Повторение по разделу «Слово» | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может сказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология, особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. | |||||||
156 157 | Повторение по разделу «Предложение. Текст». | ||||||||
158 | Р/р. Контрольное изложение «Странный дуэт» | ||||||||
159 | Р/р. Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» | ||||||||
160 | Повторение изученного материала. Р.н.о. | 1 1 1 1 | |||||||
161 | Административный итоговый контрольный диктант по изученным темам | ||||||||
162 | Повторение изученного материала.Р.н.о. | ||||||||
163 | Повторение изученного материала. | ||||||||
164 165 166 167 168 169 170 | Резерв | 7ч | |||||||
170ч | |||||||||
Всего |
Описание материально – технического обеспечения
Образовательной деятельности
Книгопечатная продукция.
Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Баласс, 2011. – 432 с.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник 4 класс в 2-х частях
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Проверочные работы по русскому языку. 4 класс
Печатные пособия.
- Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Проектор.
- Интерактивная доска.
- Принтер, сканер, копир.
Экранно-звуковые пособия.
- Презентации. Электронное приложение.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Интернет – ресурсы.
http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучени...
Русский язык. Рабочая программа 2 класс.
Рабочая программа по русскому языку соответствует требованиям ФГОС. Данная программа содержит подробное календарно - тематическое планирование. Рабочая программа и календарно - тематическое план...
УМК "Школа России", русский язык, рабочая программа, 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Русский язык» 3 класс (авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), М.: Просвещение, 2012....
Школа Русского языка - рабочая программа
Рабочая программа студии " Школа Русского языка"...
Русский язык Рабочая программа курса УМК Перспективная начальная школа
Рабочая программа курса "Русский язык" УМК Перспективная начальная школа...
Русский язык Рабочая программа для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Школа "2100"...
Русский язык (рабочая программа) 4 класс
Тематическое планирование уроков русского языка для учащихся 4-х классов по программе "2100" на 2015-2016 уч.год....