Русский язык. Рабочая программа.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._rabochaya_programma.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Приложение №1

                                                                                        к основной образовательной программе

                                                                  начального общего образования

      «Основная общеобразовательная школа № 7»

Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

                                                         

РАССМОТРЕНО:                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

На методическом объединении                                           Директор МБОУ ООШ № 7

Начальных классов                                                                 Ю. В. Штальбаум

Протокол от «__»_____2015 №___                                       ________________________

                                                                                                  «___»___________2015

СОГЛАСОВАНО:

На педагогическом совете

Протокол от «___»____2015 №___

Рабочая программа по предмету

«Русский язык»

для обучающихся 4 классов

                                      Составитель:

                                                                    Усевич Наталья Леонидовна,

                                                               учитель начальных классов

                                                                         

                                             

Ленинск-Кузнецкий

2015

                                                     

Содержание.

Пояснительная записка                                                                                                        3

Общая характеристика учебного предмета                                                                        3

Описание места учебного предмета в учебном плане                                                      5

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.                             5

Личностные, метапредметные и предметные результаты                                                6

Содержание учебного предмета                                                                                          8

Тематическое планирование  с определением основных видов

учебной   деятельности                                                                                                        10          

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности     25                                                                                  

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку   составлена    на основе требований к результатам основной общеобразовательной программы начального общего образования «Основная общеобразовательная школа № 7» и программы формирования универсальных учебных действий.

Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения   всем предметам, однако каждый из них имеет свою специфику. Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, средством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу  этого обстоятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к род- ному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога- той;         

5) сообщение        необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Учебно-методический комплект по русскому языку для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной   позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего  образования  по русскому языку.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

     Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

 4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

 5) дальнейшее овладение родным языком;

     6) овладение орфографией и пунктуацией;

     7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

     8) развитие чувства языка.

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы

«Предложение» и «Текст».

В 4-м  классе  продолжается развитие синтаксических, пунктуационных  и  речевых умений.  Развивается умение  на доступном уровне производить синтаксический разбор простого   и  сложного предложений,   вычленять  словосочетания  из предложения. Дети  знакомятся  с тем,  что части сложного предложения могут  соединяться  с  помощью союзов  и,  а, но  (на  примере сложных предложений, состоящих из двух  частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс  прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях  с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух  частей с союзами и,  а,  но  или  без  союзов  и в простом предложении  с однородными членами  (с  союзами  и,  а,  но  или   без  союзов). Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они  помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На  материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и  чтения, формирование типа  правильной читательской  деятельности.

      Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  

словоупотребления.

В  4-м   классе   продолжается  развитие  умения  писать  слова  с орфограммами,  изученными  в  1–3-м  классах.  Рассматриваются также  случаи написания слов  с удвоенной  буквой согласного на стыке корня и суффикса типа  сонный.

В связи с изучением частей речи  отрабатывается умение писать слова  со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после  букв  шипящих в существительных мужского  и женского рода типа  луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2,  3-го  склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3)  безударные  окончания  глаголов  1-го   и  2-го  спряжения;  ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а  в глаголах прошедшего времени женского  и среднего рода (осветила, осветило); -тся  – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Второй аспект  в  рассмотрении  слова   в  курсе  русского языка начальной школы –  это  его  морфемный  состав. В 4-м  классе  дети  продолжают наблюдение за словоизменением и  словообразованием имён   существительных,  имён   прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные  существительные,  прилагательные,  глаголы,  тренируются в образовании этих частей речи  с помощью суффиксов и приставок, в подборе  однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.  

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского        языка         входят         разделы         «Развитие        речи»         и

«Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В предметной области «Филология»   на изучение учебного предмета «Русский язык» в обязательной части отводится 5 часов в неделю. Всего в 4 классе 170 часов.                                           

Описание  ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявления любви.

Ценность свободы, чести, достоинства кА основа принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживания чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явление, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержания предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенка себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

–  эмоциональности; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатии –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувству прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любви  и уважению к Отечеству, его языку, культуре;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме  общения;

– интересу к изучению языка;

– осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Обучающие получат возможность научиться:

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками

Обучающие получат возможность научиться:

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

   Обучающие получат возможность научиться:

    - строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной      задачей;

    - применять приобретенные коммуникативные умения в приктике свободного общения.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова  с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

–  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

–  воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Содержание учебного предмета.

Введение.  (2 ч)

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст. (35 ч)

Простое и сложное  предложение. Союз  и в сложном предложении, состоящем из двух  частей. Различение простого предложения с однородными членами и  сложного предложения  (с  союзом  и,  с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью  (конструкция «Слова автора плюс  прямая речь» и «Прямая речь  плюс слова  автора»), показ роли  таких предложений в речи. Знаки пре- пинания в предложении, где прямая речь  следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух  частей). Развитие умения производить  синтаксический разбор предложений изученных типов.

    Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и  по-разному читать эти  тексты.  Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово. Части речи  и члены предложения.

Имя существительное. (45 ч)

Имя существительное в роли  подлежащего, в роли  второстепенных  членов предложения.

Падеж имён  существительных. Три  склонения имён  существительных. Наблюдение над ролью  имён  существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные  окончания  имён  существительных 1,  2 и 3-го  склонения, ь после  шипящих на  конце  существительных женского рода  3-го  склонения;  правописание существительных мужского рода  с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20 ч)

Имена прилагательные в роли  второстепенных членов предложения.  Наблюдение над   ролью   имён   прилагательных  в  тексте. Тематические группы имён  прилагательных. Изменение имён  прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма  –  безударные  гласные  в  падежных  окончаниях имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий  и ц).

Глагол.  (36 ч)

Глагол в роли  сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по  лицам и  числам в  настоящем и  будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го  и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся –-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го  и 2-го  спряжения; ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа; окончания -о–-а в  глаголах среднего и женского рода  в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове  его части, разбирать  по  составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён  существительных и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные  буквы   согласных  на   стыке  корня  и   суффикса

(длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов   различных  частей  речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (10 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,  грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических  навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов  их соединения при  написании слов, работа над  ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

    Резерв. (7 ч)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела,

тема

К-во

часов

1

            1

Характеристика

основных видов

деятельности

Введение 2 ч

1

Вводный урок.

Поэты и писатели

о русском языке.

Знакомство с новым

учебником.

Проводить фонетический

разбор слов.

Группировать звуки

по их характеристикам.

Соотносить количество

букв и звуков в слове,

объяснять причины

расхождения количества

звуков и букв.

Группировать слова

с изученными

орфограммами,

графически объяснять

выбор написания.

Писать изложение текста-

повествования

с предварительной

подготовкой.

Использовать при

подготовке к изложению

приемы продуктивного

чтения, освоенные

на уроках литературного

чтения

2

Контрольное

списывание

Повторение.15ч

3

Р.н.о. Повторение

фонетики и графики

1

1

            1

1

1

1

1

4

Повторение фонетики.

Слог и ударение

5

Что такое графика

6

Фонетический

разбор слова

7

Повторение

орфографии

8

Повторение изученных

орфограмм и их

графического обозначения

9

Повторение изученных

орфограмм и их

графического обозначения

10

Повторение

состава слова

1

1

1

1

11

Повторение изученного

о частях речи

12

Повторение изученного

по синтаксису

13

Р/р Обучающее изложение

«Золотой рубль»

14

Р.н.о. Что мы знаем о

пунктуации.

1

1

1

1

1

1

1

1

15

Обобщение

по разделу «Повторение»

16

Входная административная

контрольная работа

17

«Пишу правильно».

Р.н.о.

18

Как отличить простое

предложение от сложного

Различать простые и

сложные предложения на

слух и в письменном

тексте.

Характеризовать (на

основе коллективного

анализа) основные признаки

текста; целостность,

связность абзацев и

предложений по смыслу и

грамматически,

законченность.

Использовать эти

параметры при создании

собственных текстов.

Использовать при

подготовке к изложению

приемы продуктивного

чтения, освоенные

на уроках литературного

чтения.

Оформлять пунктуационно

предложения с однородны-

ми членами и союзами

и, а, но.

Конструировать предложе-

ния с однородными

членами без союзов

и союзами и, а, но.

Готовиться к написанию

сочинения: формулировать

замысел, составлять план,

работать с черновиком.

Продуцировать текст с

использованием однород-

ных членов предложения,

соединенных союзной и

бессоюзной связью («Что

я люблю»).

19

Предложения с

однородными членами

без союзов и с союзом и

20

Запятая в предложениях

с однородными членами,

соединенных союзами

и, а, но

21

Р/р. Обучающее изложение

«Что я люблю»

22

Р.н.о.

1

1

1

1

1

23

Развитие умения ставить

запятую в предложениях с

однородными членами

24

Р/р. Обучающее сочинение

«Что я люблю»

25

Р.н.о.

26

Развитие умения ставить

запятую в предложениях с

однородными членами

27

Проверочная работа

по теме «Предложения

с однородными членами»

1

1

1

1

28

Р.н.о. Развитие

пунктуационных умений

29

Контрольный диктант

по теме «Предложения

с однородными членами»

30

«Пишу правильно».

Р.н.о.

31

Отличие простого

предложения от сложного.

Запятая в сложном

предложении с

бессоюзной связью.

1

Проверять и редактировать

текст сочинения.

Находить и исправлять

орфографические и

пунктуационные ошибки,

работать по алгоритму.

Приобретать опыт

разграничения сложных

предложений и предложе-

ний с однородными

членами (с союзами и, а, но

и без союзов).

Создавать устное высказы-

вание на грамматическую

тему по предварительно

составленному плану.

Готовиться и писать

свободный диктант по

тексту с изученными

грамматическими

конструкциями.

Продуцировать текст с

использованием сложных

предложений с союзами

и, а, но и без союзов

(сочинение «Субботний

вечер  у нас дома»)

32

Запятая в сложном

предложении с

союзами и, а, но

1

1

1

1

1

1

1

33

Запятая в сложном

предложениис

союзами и, а, но.

Контрольный словарный

диктант

34

Запятая в сложных и

простых предложенияхс

союзами и, а, но и

с однородными членами.

Р.н.о.

35

Р/р. Составление устного

рассказа на грамматическую

тему.  Свободный  диктант.

36

Р/р.Обучающее сочинение

«Субботний вечер у нас

дома»

37

Запятая в сложном

предложении. Р.н.о.

38

Проверочная работа

по теме «Сложные

предложения с

союзами и, а, но»

39

Контрольный диктант

по изученным темам

Iчетверти

1

40

«Пишу правильно».

Р.н.о

1

II четверть

41

Обобщение по теме

«Сложные предложения

с союзами и, а, но»

1

1

1

1

1

1

42

Понятие о прямой речи.

Из чего состоит предложение

с прямой речью

Выделять на слух и в

тексте предложения с

прямой речью (слова

автора плюс прямая речь).

Приобретать опыт

конструирования

предложений с прямой

речью и их

пунктуационного

оформления.

Продуцировать текст с

использованием

предложения с прямой

речью (сочинение «Что

сказала мама»);

Письменно пересказывать

текст, включающий

предложения с прямой

речью (после предвари-

тельной подготовки);

Выделять при обсуждении

текста его значимые части;

формулировать заголовки,

составлять план (в группах.

парах).

Выбирать в коллективном

обсуждении критерии

оценки текста изложения,

сочинения, применять их

при самоанализе и

взаимоанализе текстов

работ с последующим их

редактированием.

43

Знаки препинания в

предложениях с прямой

речью, когда прямая речь

стоит после слов автора

44

Знаки препинания в

предложениях с прямой

речью, когда прямая речь

стоит перед словами автора

45

Р/р. Обучающее сочинение

«Что сказала мама»

46

Запись цитаты в виде

предложения с прямой

речью. Р.н.о.

47

Знаки препинания в

простом, сложном и

в предложении с прямой

речью

1

1

1

1

1

1

48

Р/р. Обучающее изложение

«В здоровом теле здоровый

дух»

49

Р.н.о.

50

Развитие

пунктуационных умений

51

Контрольный диктант

по теме «Предложения

с прямой речью»

52

«Пишу правильно».

Р.н.о

Что мы уже знаем об имени существительном.

Выделять в предложении

самостоятельные и

служебные части речи.

Накапливать опыт по

выявлению грамматических

признаков, общих для

самостоятельных частей

речи.

Определять грамматичес-

кие признаки имен

существительных,

начальную форму.

Относить имя

существительное к одному

из трех склонений,

определять падеж.

Составлять совместно с

учителем алгоритм

определения склонения

имени существительного,

работать по алгоритму,

осуществлять самоконтроль

Участвовать в совместной

работе(в парах, группах,

фронтально) по открытию

нового знания, включаться

в учебный процесс.

Сравнивать формы имени

существительного и имени

прилагательного,

выявлять зависимость.

Накапливать опыт

употребления имен

существительных в речи

(обучающее сочинение и

обучающее изложение).

Определять

грамматические признаки

имен существительных

(морфологический разбор).

Находить в тексте

несклоняемые имена

существительные,

приобретать опыт их

согласования с именами

прилагательными в речи.

Находить в словах

изучаемые орфограммы,

графически объяснять и

контролировать написание.

Составлять в группе

задания на обработку

определенной орфограммы.

Самостоятельно

формулировать общее

правило обозначения на

письме безударных

гласных звуков.

53

54

Имя существительное как

часть речи. Постоянные и

непостоянные признаки

имен существительных.

1

1

1

1

1

55

Роль имен существительных

в предложении,  в речи.

56

Р\р. Обучающее сочинение –

миниатюра «Вид из окна»

57

Роль имен существительных

в предложении и в речи.

Многозначные слова,

синонимы, антонимы.

Изменение имен существительных по падежам.

12ч

58

Наблюдение за

словоизменением имен

существительных

1

1

1

            1

1

1

            1

1

1

1

1

59

Изменение имен

существительных по

падежам.  

60

61

62

Изменение имен

существительных по

падежам в единственном и

во множественном числе.

63

Именительный и

винительный падежи

64

Родительный падеж

65

Дательный падеж

66

Творительный падеж

67

Предложный падеж

68

Обобщение знаний о

падежах. Р\р. Составление

устного рассказа о падежах.

69

Проверочная работа по теме

«Изменение имен

существительных по

падежам»

1

Три склонения имен существительных

70

Что такое склонение?

Три склонения имен

существительных. Р.н.о.

1

1

1

1

1

1

1

71

72

Развитие умения определять

склонение имен

существительных

73

74

Склонение имен

существительных.

Морфологический разбор

имен существительных

75

Понятие о несклоняемых

именахсуществительных.

76

Административный

контрольный диктант по

изученным темам

Правописание мягкого знака  после шипящих

на конце  существительных.

77

Р\р. Обучающее сочинение

«Пальчики оближешь»

1

1

78

«Пишу правильно».

Р.н.о

III четверть

79

Мягкий знак после букв

шипящих в существительных

женского рода.

1

1

1

1

80

81

82

Мягкий знак после букв

шипящих на конце

существительных

83

Проверочная работа по

темам «Склонение имен

существительных»,

«Мягкий знак после

шипящих»

1

1

84

«Пишу правильно».Р.н.о.

Обобщение.

Правописание безударных падежных

окончаний имен существительных.

13ч

85

Выведение общего правила

правописания безударных

падежных окончаний

имен существительных

1

1

1

1

1

86

Развитие умения писать

буквы безударных гласных

в падежных окончаниях

имен существительных

87

Развитие умения писать

слова с изученной

орфограммой.

Контрольный словарный

диктант.

88

Развитие умения писать

слова с изученной

орфограммой. Р.н.о.

89

Р/р. Обучающее сочинение

«Первая газета»

90

«Пишу правильно». Р.н.о.

1

1

1

1

1

1

1

1

91

Развитие орфографических

умений

92

Р\р. Обучающее сочинение –

описание «Прогулка»

93

Развитие орфографических

умений. Р.н.о.

94

Проверочная работа по теме

«Имя существительное»

95

Р.н.о. Повторение,

подготовка к диктанту

96

Контрольный диктант по

теме «Имя существительное»

97

Развитие орфографических

умений.  Р.н.о.

Что мы уже знаем об имени   прилагательном

Различать и  характеризо-

вать тексты двух типов

речи – повествование и

описание.

Наблюдать в речи роль

прилагательных.

Называть грамматические

признаки имен

прилагательных (разбор

морфологический),

определять начальную

форму.

Обнаруживать орфограмму

букву в безударных

окончаниях прилагатель-

ных, графически

объяснять написание,

осуществлять самокон-

троль.

Подбирать и группировать

примеры слов с

изученными орфограммами

Накапливать опыт

употребления имен

прилагательных в речи

(обучающее сочинение и

обучающее изложение).

Выделять в тексте и

конструировать

словосочетания сущ+прил.

98

Повествование и описание –

два типа речи. Роль имен

прилагательных в речи.

1

1

1

1

1

99

Роль имен

прилагательных в речи

100

Роль прилагательных –

антонимов в речи

101

102

Морфологический разбор

имени прилагательного

Склонение имен прилагательных

103

104

Изменение имен

прилагательных по падежам

1

1

1

1

105

106

Словосочетания сущ.+прил.

Главное и зависимое слово

в словосочетании

Правописание безударных

падежных окончаний имен  прилагательных.

11ч

107

Правило правописания

безударных падежных

окончаний имен

прилагательных

1

1

1

1

1

1

108

Р\р. Свободный диктант

109

Развитие умения писать

слова с изученной

орфограммой.

110

Р\р. Обучающее сочинение –

описание «Первое

путешествие»

111

Р.н.о.

112

Развитие орфографических

умений

113

Р\р. Обучающее сочинение –

описание «Моя любимая

игрушка»

1

1

1

1

1

114

Проверочная работа по теме

«Имя прилагательное»

115

Повторение, подготовка

к диктанту.

116

Контрольный диктант по

теме «Имя прилагательное»

117

«Пишу правильно». Р.н.о

Редактирование

творческих работ

Что мы уже знаем о   глаголе

Выделять неопределенную

форму глагола и преобра-

зовывать глагол в другой

форме в начальную.

Определять грамматичес-

кие признаки глагола.

Участвовать в проблем-

ном диалоге, открывать

новые знания в совместной

исследовательской

деятельности в группах.

Сотрудничать в группе,

распределять роли,

слушать и слышать других.

Составлять задания в

группе по изученному

материалу.проводить само-

и взаимоанализ выполнения

заданий.

Совместно составлять

алгоритм определения

спряжения глагола и

выбора буквы безударного

гласного в личных

окончаниях глаголов.

Анализировать особеннос-

ти текстов с употреблением

глаголов.

Накапливать опыт

использования глаголов в

речи, в том числе с

безударными личными

окончаниями (обучающее

изложение и сочинение

по теме).

Называть и

систематизировать

грамматические признаки

глагола (морфологический

разбор).

118

Роль глаголов в

предложении, в речи.

Правописание глаголов

с частицей не

1

1

1

1

119

Значение и грамматические

признаки глагола

120

Контрольный диктант по

изученным темам

IIIчетверти

121

Р.н.о. Морфологический

разбор глагола.

Словоизменение глаголов

122

Понятие о спряжении

глагола. Личные окончания

глаголов I иII спряжения

1

1

123

Как определить спряжение

глагола, если окончание

ударное

Правописание безударных

личных окончаний глаголов

17ч

124

Как определить спряжение

глагола, если окончание

безударное

1

1

1

1

125

Развитие умения применять

правило, действовать

по алгоритму

126

Глаголы – исключения.

Выбор способа определения

спряжения глагола

127

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями

IV четверть

128

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями

1

1

1

1

1

1

1

129

Р/р. Обучающее сочинение

по картинкам

130

Разбор глагола как части

речи

131

Контрольный диктант по

теме «Глагол»

132

Р.н.о. Возвратная  форма

глагола. Правописание

глаголов с –тся и –ться

133

Мягкий знак после

шипящих в глаголах 2-лица

единственного числа

134

Мягкий знак после

шипящих в глаголах 2-лица

единственного числа

135

Контрольное списывание

1

1

1

1

1

1

136

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями.

Р.н.о.

137

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями.

138

139

Р/р. Обучающее изложение

«Первые школы»

140

Р.н.о. в изложении.

Разбор глагола по составу

13ч

141

Порядок разбора глагола

по составу. Знакомство с

алгоритмом.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

142

143

Разбор глагола по составу.

Безударные гласные в

личных окончаниях

глаголов

144

Р/р. Обучающее сочинение

145

Развитие умения писать

глаголы с изученными

орфограммами. Р.н.о

146

Р/р. Обучающее сочинение

«День моей мамы»

147

Повторение по теме

«Глагол». Р.н.о.

148

Проверочная работа по

теме «Глагол»

149

Развитие орфографических

умений. Контрольный

словарный диктант.

150

Развитие орфографических

умений.Р.н.о.

1

1

1

1

           1

           1

           

           1

           1

1

1

151

Обобщение и

систематизация знаний

по теме «Глагол».

152

Контрольный диктант

по теме «Глагол»

153

«Пишу правильно». Р.н.о.

154

155

Повторение по разделу

«Слово»

Систематизировать и

обобщать изученный

материал в виде таблиц,

схем, текста.

Продуцировать устные

связные высказывания

на лингвистические темы

по изученному материалу.

Проводить в группах

исследовательскую

(проектную) работу

«Что слово может сказать о

себе» (анализировать

звуко-буквенный состав,

морфемный состав,

лексическое и

грамматическое значение

слова, этимология,

особенности сочетаемости

с другими словами).

Представлять результат

исследования в виде

связного высказывания с

мультимедийным

сопровождением.

156

157

Повторение по разделу

«Предложение. Текст».

158

Р/р. Контрольное изложение

«Странный дуэт»

159

Р/р. Обучающее сочинение

«О чем рассказывает слово»

160

Повторение изученного

материала. Р.н.о.

1

1

1

1

161

Административный

итоговый контрольный

диктант по изученным

темам

162

Повторение изученного

материала.Р.н.о.

163

Повторение изученного

материала.

164

165

166

167

168

169

170

Резерв

170ч

Всего

Описание материально – технического обеспечения

Образовательной деятельности

Книгопечатная продукция.

Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Баласс, 2011. –  432 с.

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник 4 класс в 2-х частях
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Проверочные работы по русскому языку. 4 класс

Печатные пособия.

  1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
  2. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Принтер, сканер, копир.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Презентации.  Электронное приложение.
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Интернет – ресурсы.

http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php

http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Рабочая программа

 Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучени...

Русский язык. Рабочая программа 2 класс.

Рабочая программа по русскому языку соответствует требованиям ФГОС. Данная программа содержит подробное календарно - тематическое планирование.  Рабочая программа и календарно - тематическое план...

УМК "Школа России", русский язык, рабочая программа, 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Русский язык» 3 класс (авт. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), М.: Просвещение, 2012....

Школа Русского языка - рабочая программа

Рабочая программа студии " Школа Русского языка"...

Русский язык Рабочая программа курса УМК Перспективная начальная школа

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК Перспективная начальная школа...

Русский язык Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Школа "2100"...

Русский язык (рабочая программа) 4 класс

Тематическое планирование уроков русского языка для учащихся 4-х классов по программе "2100" на 2015-2016 уч.год....