Русский язык Рабочая программа для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Школа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2014_gotov.docx119.3 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                       Директор МБОУ ООШ № 7:

                                                   Ю.В.Штальбаум

                                                            __________________

           

                                                      Приказ № _______

                                                                 

                                                                  от «____»__________2014

Русский язык

Рабочая программа

для 4 класса

                                      Составитель:

                                                                       Меркурьева Ирина Михайловна,

                                                               учитель начальных классов                                                          

                                                МБОУ «Основная

                                                                          общеобразовательная школа № 7»

Ленинск-Кузнецкий

2014

                                                      РАССМОТРЕНО:

                                                                            на методическом объединении

                                                                        учителей начальных классов

                                                                                       Протокол от «___»______2014  №__

                                                             

                                                        СОГЛАСОВАНО:

                                                                    на педагогическом совете

                                                                                       Протокол от «___»______2014  №__

Рабочая программа по русскому языку реализуется в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебникам русского языка Образовательной системы «Школа 2100» для 4 класса в 2-х частях (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Данная программа адресована педагогам.

Русский язык. Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 класса [Текст]/ Сост.: Меркурьева Ирина Михайловна. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», 2014 – 33 с.

.

Содержание.

Пояснительная записка                                                                                                     3

Общая характеристика учебного предмета                                                                     4

Описание места учебного предмета в учебном плане                                                   5

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета                           6

Личностные, метапредметные и предметные

результаты  освоения учебного предмета                                                                        7

Содержание учебного предмета                                                                                        9

Тематическое планирование  с определением основных видов

учебной   деятельности обучающихся                                                                             11          

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса       33                                                                                    

Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения   всем предметам, однако каждый из них имеет свою специфику. Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, средством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу  этого обстоятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

формирование коммуникативной  компетенции (социокультурная  цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к род- ному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей  чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;         

5) сообщение        необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Рабочая программа по русскому языку   составлена    на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, ст.28 п.3.4; Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 7»  для курса «Русский язык» в 4 классе по Образовательной системе «Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Учебно-методический комплект по русскому языку для 4 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной   позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего  образования  по русскому языку.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

     Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

    4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

     5) дальнейшее овладение родным языком;

     6) овладение орфографией и пунктуацией;

     7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

     8) развитие чувства языка.

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы

«Предложение» и «Текст».

В 4-м  классе  продолжается развитие синтаксических, пунктуационных  и  речевых умений.  Развивается умение  на доступном уровне производить синтаксический разбор простого   и  сложного предложений,   вычленять  словосочетания  из предложения. Дети  знакомятся  с тем,  что части сложного предложения могут  соединяться  с  помощью союзов  и,  а, но  (на  примере сложных предложений, состоящих из двух  частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс  прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях  с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух  частей с союзами и,  а,  но  или  без  союзов  и в простом предложении  с однородными членами  (с  союзами  и,  а,  но  или   без  союзов). Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они  помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На  материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и  чтения, формирование типа  правильной читательской  деятельности.

      Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  

словоупотребления.

В  4-м   классе   продолжается  развитие  умения  писать  слова  с орфограммами,  изученными  в  1–3-м  классах.  Рассматриваются также  случаи написания слов  с удвоенной  буквой согласного на стыке корня и суффикса типа  сонный.

В связи с изучением частей речи  отрабатывается умение писать слова  со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после  букв  шипящих в существительных мужского  и женского рода типа  луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2,  3-го  склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3)  безударные  окончания  глаголов  1-го   и  2-го  спряжения;  ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а  в глаголах прошедшего времени женского  и среднего рода (осветила, осветило); -тся  – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Второй аспект  в  рассмотрении  слова   в  курсе  русского языка начальной школы –  это  его  морфемный  состав. В 4-м  классе  дети  продолжают наблюдение за словоизменением и  словообразованием имён   существительных,  имён   прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные  существительные,  прилагательные,  глаголы,  тренируются в образовании этих частей речи  с помощью суффиксов и приставок, в подборе  однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.  

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс. 

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского        языка         входят         разделы         «Развитие        речи»         и

«Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс русского языка  в 4 классе представлен из расчета  5 часов в неделю - 170 часов в год. 

Описание  ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» в 4 классе являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме  общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова  с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

–  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

–  воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Содержание учебного предмета.

Введение.  (2 ч)

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст. (35 ч)

Простое и сложное  предложение. Союз  и в сложном предложении, состоящем из двух  частей. Различение простого предложения с однородными членами и  сложного предложения  (с  союзом  и,  с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью  (конструкция «Слова автора плюс  прямая речь» и «Прямая речь  плюс слова  автора»), показ роли  таких предложений в речи. Знаки пре- пинания в предложении, где прямая речь  следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух  частей). Развитие умения производить  синтаксический разбор предложений изученных типов.

    Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и  по-разному читать эти  тексты.  Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово. Части речи  и члены предложения.

Имя существительное. (45 ч)

Имя существительное в роли  подлежащего, в роли  второстепенных  членов предложения.

Падеж имён  существительных. Три  склонения имён  существительных. Наблюдение над ролью  имён  существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные  окончания  имён  существительных 1,  2 и 3-го  склонения, ь после  шипящих на  конце  существительных женского рода  3-го  склонения;  правописание существительных мужского рода  с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20 ч)

Имена прилагательные в роли  второстепенных членов предложения.  Наблюдение над   ролью   имён   прилагательных  в  тексте. Тематические группы имён  прилагательных. Изменение имён  прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма  –  безударные  гласные  в  падежных  окончаниях имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий  и ц).

Глагол.  (36 ч)

Глагол в роли  сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по  лицам и  числам в  настоящем и  будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го  и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся –-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го  и 2-го  спряжения; ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа; окончания -о–-а в  глаголах среднего и женского рода  в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове  его части, разбирать  по  составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён  существительных и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные  буквы   согласных  на   стыке  корня  и   суффикса

(длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов   различных  частей  речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (10 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,  грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических  навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов  их соединения при  написании слов, работа над  ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

    Резерв. (7 ч)


Тематическое планирование  с определением основных видов учебной   деятельности обучающихся

4 класс 170 часов – 5 часов в неделю

Название раздела,

тема

К-во

часов

Дата

проведения

урока

Характеристика

основных видов

деятельности

Планируемые

результаты

Формы

контроля

План

Факт

Введение    2ч

1

Вводный урок.

Поэты и писатели

о русском языке.

1

Знакомство с новым

учебником.

Проводить фонетический

разбор слов.

Группировать звуки

по их характеристикам.

Соотносить количество

букв и звуков в слове,

объяснять причины

расхождения количества

звуков и букв.

Группировать слова

с изученными

орфограммами,

графически объяснять

выбор написания.

Писать изложение текста-

повествования

с предварительной

подготовкой.

Использовать при

подготовке к изложению

приемы продуктивного

чтения, освоенные

на уроках литературного

чтения

Личностные –

любовь и уважение к

Отечеству, его языку, культуре;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности

за произнесенное и написанное

слово.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану

Познавательные –

уметь с большей долей

самостоятельности работать

с моделями;

соотносить результаты

с реальностью в рамках

изученного материала

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую.

Коммуникативные –

оформлять свои мысли и чувства

в устной и письменной форме

с учетом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы.

Предметные –

произносить звуки речи в

соответствии с нормами языка;

производить фонетический

разбор, разбор по составу

доступных слов;

видеть в словах изученные

орфограммы с опорой на

опознавательные признаки,

правильно писать слова с этими

орфограммами, графически

обозначать их, указывая

условия выбора

Текущий

2

Контрольное

списывание

1

Текущий,

контрольное

списывание

Повторение.15ч

3

Р.н.о. Повторение

фонетики и графики

1

Текущий

Устный опрос

4

Повторение фонетики.

Слог и ударение

1

Текущий

Устный опрос

5

Что такое графика

1

Текущий

Устный опрос

6

Фонетический

разбор слова

Текущий

Письменный и

устный опрос

7

Повторение

орфографии

1

Текущий

Устный опрос

8

Повторение изученных

орфограмм и их

графического обозначения

1

Текущий

Устный опрос

9

Повторение изученных

орфограмм и их

графического обозначения

1

Текущий

Письменный и

устный опрос

10

Повторение

состава слова

1

Текущий

Устный опрос

11

Повторение изученного

о частях речи

1

Текущий

Устный опрос

12

Повторение изученного

по синтаксису

1

Текущий

Устный опрос

13

Р/р Обучающее изложение

«Золотой рубль»

1

Текущий

Творческая

работа

14

Р.н.о. Что мы знаем о

пунктуации.

1

Текущий

Устный опрос

15

Обобщение

по разделу «Повторение»

1

Тематический

Письменный и

устный опрос

16

Входная административная

контрольная работа

1

Тематический

Контрольная

работа

17

«Пишу правильно».

Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Предложение. Текст.35ч

Простое предложение. Предложение с однородными членами.13ч

18

Как отличить простое

предложение от сложного

1

Различать простые и

сложные предложения на

слух и в письменном

тексте.

Характеризовать (на

основе коллективного

анализа) основные признаки

текста; целостность,

связность абзацев и

предложений по смыслу и

грамматически,

законченность.

Использовать эти

параметры при создании

собственных текстов.

Использовать при

подготовке к изложению

приемы продуктивного

чтения, освоенные

на уроках литературного

чтения.

Оформлять пунктуационно

предложения с однородны-

ми членами и союзами

и, а, но.

Конструировать предложе-

ния с однородными

членами без союзов

и союзами и, а, но.

Готовиться к написанию

сочинения: формулировать

замысел, составлять план,

работать с черновиком.

Продуцировать текст с

использованием однород-

ных членов предложения,

соединенных союзной и

бессоюзной связью («Что

я люблю»).

Личностные –

эмоциональность, умение

осознавать и определять свои

эмоции; чувство прекрасного –

умение чувствовать красоту и

выразительность речи,  

стремиться к совершенствованию

собственной речи; объяснять

самому себе «что во мне хорошо,

а что плохо», «что я хочу», «что

я люблю».

Регулятивные –

самостоятельно формулировать

тему и цели урока;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану;

соотносить результат своей

деятельности с целью и

оценивать его.

Познавательные –

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую;

самостоятельно предполагать,

какая информация нужна для

решения предметной учебной

задачи.

Коммуникативные –

оформлять свои мысли и чувства

в устной и письменной форме

с учетом речевой ситуации;

адекватно использовать

речевые средства для решения

различных коммуникативных

задач; владеть монологической

и диалогической формами речи;

слушать и слышать других.

Предметные –

различать простые и

сложные предложения; ставить

запятые в простых предложениях

с однородными членами

конструировать предложения

с однородными членами

без союзов и с союзами  и, а, но.

видеть в словах изученные

орфограммы с опорой на

опознавательные признаки,

правильно писать слова с этими

орфограммами, графически

обозначать их, указывая

условия выбора

Текущий

Фронтальный,

опрос

19

Предложения с

однородными членами

без союзов и с союзом и

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

20

Запятая в предложениях

с однородными членами,

соединенных союзами

и, а, но

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

21

Р/р. Обучающее изложение

«Что я люблю»

1

Текущий

Творческая

работа

22

Р.н.о.

1

Тематический

Письменный и

устный опрос

23

Развитие умения ставить

запятую в предложениях с

однородными членами

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

24

Р/р. Обучающее сочинение

«Что я люблю»

1

Текущий

Творческая

работа

25

Р.н.о.

1

Тематический

Словарный

диктант

26

Развитие умения ставить

запятую в предложениях с

однородными членами

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

27

Проверочная работа

по теме «Предложения

с однородными членами»

1

Тематический

Проверочная

работа

28

Р.н.о. Развитие

пунктуационных умений

1

Тематический

Письменный и

устный опрос

29

Контрольный диктант

по теме «Предложения

с однородными членами»

1

Тематический

Контрольный

диктант

30

«Пишу правильно».

Р.н.о.

1

Текущий

Письменный и

устный опрос

Сложные предложения с союзами и, а, но.     11ч

31

Отличие простого

предложения от сложного.

Запятая в сложном

предложении с

бессоюзной связью.

1

Проверять и редактировать

текст сочинения.

Находить и исправлять

орфографические и

пунктуационные ошибки,

работать по алгоритму.

Приобретать опыт

разграничения сложных

предложений и предложе-

ний с однородными

членами (с союзами и, а, но

и без союзов).

Создавать устное высказы-

вание на грамматическую

тему по предварительно

составленному плану.

Готовиться и писать

свободный диктант по

тексту с изученными

грамматическими

конструкциями.

Продуцировать текст с

использованием сложных

предложений с союзами

и, а, но и без союзов

(сочинение «Субботний

вечер  у нас дома»)

Личностные –

интерес к изучению языка;

осознание ответственности

за произнесенное и написанное

слово.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану

Познавательные –

уметь с большей долей

самостоятельности работать

с моделями;

соотносить результаты

с реальностью в рамках

изученного материала

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую.

Коммуникативные –

оформлять свои мысли и чувства

в устной и письменной

форме

с учетом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы

Предметные –

различать простые и

сложные предложения;

ставить запятые в сложных

предложениях из двух частей

(без союзов, с союзами и, а, но);

производить синтаксический

разбор простого и сложного

предложений в рамках

изученного;

писать сочинение на

 предложенную тему;

воспринимать на слух

высказывания, выделять на слух

тему текста, ключевые слова.

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

32

Запятая в сложном

предложении с

союзами и, а, но

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

33

Запятая в сложном

предложениис

союзами и, а, но.

Контрольный словарный

диктант

1

Текущий

Контрольный

словарный

диктант

34

Запятая в сложных и

простых предложенияхс

союзами и, а, но и

с однородными членами.

Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

35

Р/р. Составление устного

рассказа на грамматическую

тему.  Свободный  диктант.

1

Текущий

Творческая

работа

36

Р/р.Обучающее сочинение

«Субботний вечер у нас

дома»

1

Текущий

Творческая

работа

37

Запятая в сложном

предложении. Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

38

Проверочная работа

по теме «Сложные

предложения с

союзами и, а, но»

1

Тематический

Проверочная

работа

39

Контрольный диктант

по изученным темам

Iчетверти

1

Тематический

Контрольный

диктант

40

«Пишу правильно».

Р.н.о

1

II четверть

41

Обобщение по теме

«Сложные предложения

с союзами и, а, но»

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

Предложения с прямой  речью   11ч

42

Понятие о прямой речи.

Из чего состоит предложение

с прямой речью

1

Выделять на слух и в

тексте предложения с

прямой речью (слова

автора плюс прямая речь).

Приобретать опыт

конструирования

предложений с прямой

речью и их

пунктуационного

оформления.

Продуцировать текст с

использованием

предложения с прямой

речью (сочинение «Что

сказала мама»);

Письменно пересказывать

текст, включающий

предложения с прямой

речью (после предвари-

тельной подготовки);

Выделять при обсуждении

текста его значимые части;

формулировать заголовки,

составлять план (в группах.

парах).

Выбирать в коллективном

обсуждении критерии

оценки текста изложения,

сочинения, применять их

при самоанализе и

взаимоанализе текстов

работ с последующим их

редактированием.

Личностные –

интерес к изучению языка;

осознание ответственности

за произнесенное и написанное

слово:

осознавать себя частью

многоликого мира, объяснять,

что связывает тебя с народом,

с твоими близкими, друзьями,

одноклассниками;

уметь характеризовать себя.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану;

работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные –

уметь с большей долей

самостоятельности работать

с моделями;

соотносить результаты

с реальностью в рамках

изученного материала

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую.

Коммуникативные –

вычитывать все виды текстовой

информации;

оформлять свои мысли и чувства

в устной и письменной форме

с учетом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы

Предметные –

различать предложения с

прямой речью;

оформлять на письме

предложения с прямой речью

(слова автора плюс прямая речь);

писать сочинение, изложение

на предложенную тему;

воспринимать на слух

высказывания, выделять на слух

тему текста, ключевые слова.

Текущий

Фронтальный,

опрос

43

Знаки препинания в

предложениях с прямой

речью, когда прямая речь

стоит после слов автора

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

44

Знаки препинания в

предложениях с прямой

речью, когда прямая речь

стоит перед словами автора

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

45

Р/р. Обучающее сочинение

«Что сказала мама»

1

Текущий

Творческая

работа

46

Запись цитаты в виде

предложения с прямой

речью. Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

47

Знаки препинания в

простом, сложном и

в предложении с прямой

речью

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

48

Р/р. Обучающее изложение

«В здоровом теле здоровый

дух»

1

Текущий

Творческая

работа

49

Р.н.о.

1

Текущий

Словарная

работа

50

Развитие

пунктуационных умений

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

51

Контрольный диктант

по теме «Предложения

с прямой речью»

1

Тематический

Контрольный

диктант

52

«Пишу правильно».

Р.н.о

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Слово.

Части речи и члены предложения.

Имя существительное.     45ч

Что мы уже знаем об имени существительном.

Выделять в предложении

самостоятельные и

служебные части речи.

Накапливать опыт по

выявлению грамматических

признаков, общих для

самостоятельных частей

речи.

Определять грамматичес-

кие признаки имен

существительных,

начальную форму.

Относить имя

существительное к одному

из трех склонений,

определять падеж.

Составлять совместно с

учителем алгоритм

определения склонения

имени существительного,

работать по алгоритму,

осуществлять самоконтроль

Участвовать в совместной

работе(в парах, группах,

фронтально) по открытию

нового знания, включаться

в учебный процесс.

Сравнивать формы имени

существительного и имени

прилагательного,

выявлять зависимость.

Накапливать опыт

употребления имен

существительных в речи

(обучающее сочинение и

обучающее изложение).

Определять

грамматические признаки

имен существительных

(морфологический разбор).

Находить в тексте

несклоняемые имена

существительные,

приобретать опыт их

согласования с именами

прилагательными в речи.

Находить в словах

изучаемые орфограммы,

графически объяснять и

контролировать написание.

Составлять в группе

задания на обработку

определенной орфограммы.

Самостоятельно

формулировать общее

правило обозначения на

письме безударных

гласных звуков.

Личностные –

интерес к изучению языка;

осознание ответственности

за произнесенное и написанное

слово.

оценивание общечеловеческих

ценностей, уважение к культуре

осуществлять добрые дела;

искать свою позицию в

многообразии общественных

и мировоззренческих позиций.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану

использовать в работе

дополнительную литературу;

соотносить результат своей

деятельности с целью и

оценивать его;

сверять свои действия с целью

и исправлять ошибки при

помощи учителя.

Познавательные –

извлекать информацию,

ориентироваться в своей

системе знаний и осознавать

необходимость нового знания,

делать предварительный отбор

источников информации для

поиска нового знания, добывать

новые знания из различных

источников и разными

способами;

уметь с большей долей

самостоятельности работать

с моделями;

соотносить результаты

с реальностью в рамках

изученного материала

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую;

уметь передавать информацию

 в сжатом, выборочном или

развернутом виде.

Коммуникативные –

оформлять свои мысли и

чувства в устной и письменной

форме с учетом речевой

ситуации;

доносить свою позицию до

других, владея приемами

монологической и

диалогической речи;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы4

организовывать учебное

взаимодействие в группе;

предвидеть последствия

коллективных решений.

Предметные –

развитие умения находить в

тексте имена существительные,

накапливать опыт по выявлению

грамматических признаков

имен существительных и их

роли в предложениях и тексте;

развитие умения анализировать

словарные статьи из разных

словарей;

овладение системой падежных

форм на основе знания вопросов

и вспомогательных слов,

формирование умений изменять

имена существительные

по падежам;

развитие умения писать ударные

и безударные окончания имен

существительных

развитие умения определять

склонение имен  

существительных, подбирать

существительные разных

склонений;

производить разные виды

разборов (морфологический,

фонетический, по составу)

53

54

Имя существительное как

часть речи. Постоянные и

непостоянные признаки

имен существительных.

2

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

55

Роль имен существительных

в предложении,  в речи.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

56

Р\р. Обучающее сочинение –

миниатюра «Вид из окна»

1

Текущий

Творческая

работа

57

Роль имен существительных

в предложении и в речи.

Многозначные слова,

синонимы, антонимы.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Изменение имен существительных по падежам.

12ч

58

Наблюдение за

словоизменением имен

существительных

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

59

Изменение имен

существительных по

падежам.  

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

60

61

62

Изменение имен

существительных по

падежам в единственном и

во множественном числе.

3

Текущий

Письменный

опрос

63

Именительный и

винительный падежи

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

64

Родительный падеж

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

65

Дательный падеж

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

66

Творительный падеж

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

67

Предложный падеж

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

68

Обобщение знаний о

падежах. Р\р. Составление

устного рассказа о падежах.

1

Тематический

Проверочная

работа

69

Проверочная работа по теме

«Изменение имен

существительных по

падежам»

1

Тематический

Проверочная

работа

Три склонения имен существительных

70

Что такое склонение?

Три склонения имен

существительных. Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

71

72

Развитие умения определять

склонение имен

существительных

2

Текущий

Письменный

опрос

73

74

Склонение имен

существительных.

Морфологический разбор

имен существительных

2

Текущий

Письменный

опрос

75

Понятие о несклоняемых

именахсуществительных.

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

76

Административный

контрольный диктант по

изученным темам

1

Итоговый

Контрольный

диктант

Правописание мягкого знака  после шипящих

на конце  существительных.

77

Р\р. Обучающее сочинение

«Пальчики оближешь»

1

Текущий

Творческая

работа

78

«Пишу правильно».

Р.н.о

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

III четверть

79

Мягкий знак после букв

шипящих в существительных

женского рода.

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

80

81

82

Мягкий знак после букв

шипящих на конце

существительных

3

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

письменный

опрос

83

Проверочная работа по

темам «Склонение имен

существительных»,

«Мягкий знак после

шипящих»

1

Тематический

Проверочная

работа

84

«Пишу правильно».Р.н.о.

Обобщение.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Правописание безударных падежных

окончаний имен существительных.

13ч

85

Выведение общего правила

правописания безударных

падежных окончаний

имен существительных

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

86

Развитие умения писать

буквы безударных гласных

в падежных окончаниях

имен существительных

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

87

Развитие умения писать

слова с изученной

орфограммой.

Контрольный словарный

диктант.

1

Тематический

Контрольный

словарный

диктант

88

Развитие умения писать

слова с изученной

орфограммой. Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

89

Р/р. Обучающее сочинение

«Первая газета»

1

Текущий

Творческая

работа

90

«Пишу правильно». Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

91

Развитие орфографических

умений

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

92

Р\р. Обучающее сочинение –

описание «Прогулка»

1

Текущий

Творческая

работа

93

Развитие орфографических

умений. Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

94

Проверочная работа по теме

«Имя существительное»

1

Тематический

Проверочная

работа

95

Р.н.о. Повторение,

подготовка к диктанту

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

96

Контрольный диктант по

теме «Имя существительное»

1

Тематический

Контрольный

диктант

97

Развитие орфографических

умений.  Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Имя прилагательное    20ч

Что мы уже знаем об имени   прилагательном

Различать и  характеризо-

вать тексты двух типов

речи – повествование и

описание.

Наблюдать в речи роль

прилагательных.

Называть грамматические

признаки имен

прилагательных (разбор

морфологический),

определять начальную

форму.

Обнаруживать орфограмму

букву в безударных

окончаниях прилагатель-

ных, графически

объяснять написание,

осуществлять самокон-

троль.

Подбирать и группировать

примеры слов с

изученными орфограммами

Накапливать опыт

употребления имен

прилагательных в речи

(обучающее сочинение и

обучающее изложение).

Выделять в тексте и

конструировать

словосочетания сущ+прил.

Личностные –

понимание важности получения

образования, изучения языка

интерес к изучению языка;

оценивание общечеловеческих

ценностей, уважение к культуре

осуществлять добрые дела;

искать свою позицию в

многообразии общественных

и мировоззренческих позиций.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану

использовать в работе

дополнительную литературу;

соотносить результат своей

деятельности с целью и

оценивать его;

сверять свои действия с целью

и исправлять ошибки при

помощи учителя.

Познавательные –

выстраивать логическую цепь

рассуждений;

извлекать информацию,

ориентироваться в своей

системе знаний и осознавать

необходимость нового знания,

делать предварительный отбор

источников информации для

поиска нового знания, добывать

новые знания из различных

источников и разными

способами;

уметь с большей долей

самостоятельности работать

с моделями;

соотносить результаты

с реальностью в рамках

изученного материала

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую;

уметь передавать информацию

 в сжатом, выборочном или

развернутом виде.

Коммуникативные –

оформлять свои мысли и

чувства в устной и письменной

форме с учетом речевой

ситуации;

доносить свою позицию до

других, владея приемами

монологической и

диалогической речи;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы4

организовывать учебное

взаимодействие в группе;

предвидеть последствия

коллективных решений.

Предметные –

развитие умения находить в

тексте имена прилагательные,

накапливать опыт по выявлению

грамматических признаков

имен прилагательных и их

роли в предложениях и тексте;

развитие умений различать и

характеризовать тексты разных

типов речи, определять роль

имен прилагательных в текстах-

описаниях;

овладение системой словоизме-

нения имен прилагательных,

формирование умений устанав-

ливать связь имен прилагатель-

ных с именами существитель-

ными и определять их признаки;

формирование умений изменять

имена прилагательные

по падежам;

развитие умения писать ударные

и безударные окончания имен

прилагательных

определять морфологические

признаки имен прилагательных,

производить различные виды

разбора

98

Повествование и описание –

два типа речи. Роль имен

прилагательных в речи.

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

99

Роль имен

прилагательных в речи

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

100

Роль прилагательных –

антонимов в речи

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

101

102

Морфологический разбор

имени прилагательного

2

Текущий

индивидуальный

письменный

устный опрос

Склонение имен прилагательных

103

104

Изменение имен

прилагательных по падежам

2

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

105

106

Словосочетания сущ.+прил.

Главное и зависимое слово

в словосочетании

2

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

письменный

опрос

Правописание безударных

падежных окончаний имен  прилагательных.

11ч

107

Правило правописания

безударных падежных

окончаний имен

прилагательных

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

108

Р\р. Свободный диктант

1

Текущий

Творческая

работа

109

Развитие умения писать

слова с изученной

орфограммой.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

110

Р\р. Обучающее сочинение –

описание «Первое

путешествие»

1

Текущий

Творческая

работа

111

Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

112

Развитие орфографических

умений

1

113

Р\р. Обучающее сочинение –

описание «Моя любимая

игрушка»

1

Текущий

Творческая

работа

114

Проверочная работа по теме

«Имя прилагательное»

1

Тематический

Проверочная

работа

115

Повторение, подготовка

к диктанту.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

116

Контрольный диктант по

теме «Имя прилагательное»

1

Тематический

Контрольный

диктант

117

«Пишу правильно». Р.н.о

Редактирование

творческих работ

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Глагол           36ч

Что мы уже знаем о   глаголе

Выделять неопределенную

форму глагола и преобра-

зовывать глагол в другой

форме в начальную.

Определять грамматичес-

кие признаки глагола.

Участвовать в проблем-

ном диалоге, открывать

новые знания в совместной

исследовательской

деятельности в группах.

Сотрудничать в группе,

распределять роли,

слушать и слышать других.

Составлять задания в

группе по изученному

материалу.проводить само-

и взаимоанализ выполнения

заданий.

Совместно составлять

алгоритм определения

спряжения глагола и

выбора буквы безударного

гласного в личных

окончаниях глаголов.

Анализировать особеннос-

ти текстов с употреблением

глаголов.

Накапливать опыт

использования глаголов в

речи, в том числе с

безударными личными

окончаниями (обучающее

изложение и сочинение

по теме).

Называть и

систематизировать

грамматические признаки

глагола (морфологический

разбор).

Личностные –

интерес к изучению языка;

осознание ответственности

за произнесенное и написанное

слово.

оценивание общечеловеческих

ценностей, уважение к культуре

осуществлять добрые дела;

искать свою позицию в

многообразии общественных

и мировоззренческих позиций;

учиться прогнозировать оценки

одних и тех же ситуаций с

позиции разных людей.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану

использовать в работе

дополнительную литературу;

соотносить результат своей

деятельности с целью и

оценивать его;

сверять свои действия с целью

и исправлять ошибки при

помощи учителя.

Познавательные –

извлекать информацию,

ориентироваться в своей

системе знаний и осознавать

необходимость нового знания,

делать предварительный отбор

источников информации для

поиска нового знания, добывать

новые знания из различных

источников и разными

способами;

уметь с большей долей

самостоятельности работать

с моделями;

соотносить результаты

с реальностью в рамках

изученного материала

пользоваться разными

видами чтения: просмотровым,

ознакомительным;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую;

уметь передавать информацию

 в сжатом, выборочном или

развернутом виде.

Коммуникативные –

оформлять свои мысли и

чувства в устной и письменной

форме с учетом речевой

ситуации;

доносить свою позицию до

других, владея приемами

монологической и

диалогической речи;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы4

организовывать учебное

взаимодействие в группе;

предвидеть последствия

коллективных решений.

Предметные –

развитие умения находить в

тексте глаголы,

накапливать опыт по выявлению

грамматических признаков

глаголов и их роли

в предложениях и тексте;

образовывать неопределенную

форму от других форм глаголов,

выявлять показатели

неопределенной формы;

овладение системой

словоизменения глаголов,

понятием спряжения;

формирование умений

определять спряжение глагола

по ударному личному

окончанию, по неопределенной

форме;

овладение понятием возвратная

форма глагола;

определять морфологические

признаки глагола, производить

различные виды разбора

118

Роль глаголов в

предложении, в речи.

Правописание глаголов

с частицей не

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

119

Значение и грамматические

признаки глагола

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

120

Контрольный диктант по

изученным темам

IIIчетверти

1

Итоговый

Контрольный

диктант

121

Р.н.о. Морфологический

разбор глагола.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

письменный

опрос

Словоизменение глаголов

122

Понятие о спряжении

глагола. Личные окончания

глаголов I иII спряжения

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

123

Как определить спряжение

глагола, если окончание

ударное

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

Правописание безударных

личных окончаний глаголов

17ч

124

Как определить спряжение

глагола, если окончание

безударное

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

125

Развитие умения применять

правило, действовать

по алгоритму

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

126

Глаголы – исключения.

Выбор способа определения

спряжения глагола

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

127

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

IV четверть

128

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

129

Р/р. Обучающее сочинение

по картинкам

1

Текущий

Творческая

работа

130

Разбор глагола как части

речи

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

131

Контрольный диктант по

теме «Глагол»

1

Тематический

Контрольный

диктант

132

Р.н.о. Возвратная  форма

глагола. Правописание

глаголов с –тся и –ться

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

133

Мягкий знак после

шипящих в глаголах 2-лица

единственного числа

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

134

Мягкий знак после

шипящих в глаголах 2-лица

единственного числа

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

135

Контрольное списывание

1

Тематический

Контрольное

списывание

136

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями.

Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

137

Развитие умения писать

глаголы с безударными

личными окончаниями.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

138

139

Р/р. Обучающее изложение

«Первые школы»

2

Текущий

Творческая

работа

140

Р.н.о. в изложении.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Разбор глагола по составу

13ч

141

Порядок разбора глагола

по составу. Знакомство с

алгоритмом.

1

Текущий

Фронтальный,

опрос

142

143

Разбор глагола по составу.

Безударные гласные в

личных окончаниях

глаголов

2

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

письменный

устный опрос

144

Р/р. Обучающее сочинение

1

Текущий

Творческая

работа

145

Развитие умения писать

глаголы с изученными

орфограммами. Р.н.о

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

146

Р/р. Обучающее сочинение

«День моей мамы»

1

Текущий

Творческая

работа

147

Повторение по теме

«Глагол». Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

148

Проверочная работа по

теме «Глагол»

1

Тематический

Проверочная

работа

149

Развитие орфографических

умений. Контрольный

словарный диктант.

1

Итоговый

Контрольный

словарный

диктант

150

Развитие орфографических

умений.Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

151

Обобщение и

систематизация знаний

по теме «Глагол».

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

152

Контрольный диктант

по теме «Глагол»

1

Тематический

Контрольный

диктант

153

«Пишу правильно». Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

Повторение    10ч

154

155

Повторение по разделу

«Слово»

2

Систематизировать и

обобщать изученный

материал в виде таблиц,

схем, текста.

Продуцировать устные

связные высказывания

на лингвистические темы

по изученному материалу.

Проводить в группах

исследовательскую

(проектную) работу

«Что слово может сказать о

себе» (анализировать

звуко-буквенный состав,

морфемный состав,

лексическое и

грамматическое значение

слова, этимология,

особенности сочетаемости

с другими словами).

Представлять результат

исследования в виде

связного высказывания с

мультимедийным

сопровождением.

Личностные –

любовь и уважение к

Отечеству, его языку, культуре;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности

за произнесенное и написанное

слово.

Регулятивные –

выделять учебную задачу

на основе соотнесения

известного,

освоенного и неизвестного;

составлять план решения

учебной проблемы совместно

с учителем и работать по плану

Познавательные –

классифицировать материал;

делать выводы и обобщения;

выделять ключевые понятия;

перерабатывать и

преобразовывать информацию

из одной формы в другую;

учиться создавать проекты.

Коммуникативные –

развивать умение договаривать-

ся о совместной деятельности»

сообща решать поставленные

задачи;

овладевать умениями

самооценки;

высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

задавать вопросы.

Предметные –

систематизировать знания и

умения по разделам «Слово»,

«Предложение. Текст»;

овладение устной и письменной

речью;

написание изученных

орфограмм и их графическое

объяснение;

пунктуационно оформлять

предложения;

графически объяснять

постановку знаков препинания.

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

156

157

Повторение по разделу

«Предложение. Текст».

2

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

158

Р/р. Контрольное изложение

«Странный дуэт»

1

Итоговый

Контрольное

изложение

159

Р/р. Обучающее сочинение

«О чем рассказывает слово»

1

Текущий

Творческая

работа

160

Повторение изученного

материала. Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

161

Административный

итоговый контрольный

диктант по изученным

темам

1

Итоговый

Контрольный

диктант

162

Повторение изученного

материала.Р.н.о.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

163

Повторение изученного

материала.

1

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

опрос

164

165

166

167

168

169

170

Резерв

Текущий

Фронтальный,

индивидуальный

письменный

устный

опрос

Всего

170ч


Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса      

Для  реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  О.В.  Пронина  «Русский  язык». Учебник 4-й класс;

Л.Ю.  Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для   4-го  класса;

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для   4-го  класса;

Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми  написаниями».  Пособие    в   виде   карточек к  учебникам «Русский язык» для  1–4-го классов;

М.А.  Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для   4-го класса;

Е.В.  Бунеева, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для  учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут  эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

• телевизор;

• компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...