Речевой этикет
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет русский язык Класс 1
Тема урока: Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании.
Цель: создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлекать внимание; учить проводить звуковой анализ слов, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Задачи: П: общеучебные – осуществление выбора предложенных этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения; соотнесение слов с приведенными звуковыми моделями; логические – проведение анализа текста с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.
Р: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
К: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Оборудование: презентация, карточки для групповой и самостоятельной работы, карточки с элементами букв
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап | Эмоциональный настрой. Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Проверяют готовность к уроку | Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…). Р:волевая саморегуляция. К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний | - Что мы используем при общении? (речь) - Для чего нужна человеку речь? - Какая бывает речь? (устная и письменная) - Зачем человеку нужна устная речь? письменная речь? - Что красит нашу речь? (красивые, добрые, вежливые слова) | 1 группа за конторками | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использова- ние критериев для обоснова- ния своего суждения. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Послушайте стихотворение, в котором автор пропустил некоторые слова. Дядя Саша огорчен, Рассказал он вот о чем… Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но … давно уже от Насти Я не слышал слово … («Здрасьте») А слово-то какое – Очень дорогое! Встретил Витю я соседа … Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла! Но представьте! – зря от Вити Ждал я слова … («Извините») А слово-то какое – Очень дорогое! Он про внучку говорил: Экая досада – Я портфель ей подарил, Вижу – очень рада! Но – нельзя ж молчать как рыба, Ну сказала бы … («Спасибо») - Какие слова пропустил автор? -Сформулируйте тему нашего урока. (Будем учиться (говорить) употреблять в своей речи вежливые слова). - Для чего мы будем учиться употреблять в речи вежливые слова? - Тема урока: Речевой этикет. - Давайте спланируем нашу деятельность. (Учиться правильно употреблять в речи вежливые слова) - Какие вежливые слова вы знаете? - Для чего они нужны? | Обозначают условными знаками. 2 группа за конторками | Л:самоопределение П:целеполагание. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Самостоятельная работа «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык, Простого слова «извините» Не одолел его язык. - Подчеркните вежливые слова. Проверка Слайд 2 (спасибо, здравствуйте, простите, извините) -Поднимите руку, у кого правильно подчеркнул все 4 слова 3 слова 2 слова 1 слово Ни одного слова -Оцените свою работу . Упражнение 1 стр 14 - Каких важных слов нет в разговоре? - Можно ли их общение назвать вежливым? Почему? - Какие ошибки они допустили? - Как бы вы поступили? Разыгрывание ситуации. ФИЗМИНУТКА (видео) Упражнение 2 стр 14 Работа по учебнику - Давайте посмотрим мультик про вежливые слова, запомним их, и будем пользоваться при общении с родными, друзьями и незнакомыми людьми. Чтобы слова запомнились лучше, предлагаю называть их вместе с картинками. Я говорю, а вы повторяете за мной. А теперь сами. | Оценивают свою работу (самооценка) Смотрят мультфильм | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов. |
5.Первичная проверка понимания. | Работа в группах - В русском языке есть слова-приветствия, слова-прощания, слова-извинения. -Распределите слова по группам. (1 группа - Приветствие: Здравствуйте. Доброе утро. Добрый день. Привет. 2 группа - Прощания: До свидания. До завтра. Пока. 3 группа - Извинения: Простите. Извините. Виноват. Прости.) - Оцените работу вашей группы. Слова приветствия: Здравствуйте. Доброе утро. Добрый день. Привет. - Какое слово можно сказать при встрече с другом? Слова прощания: До свидания. До завтра. Пока. - Какое слово можно сказать при прощании с другом? Слова извинения: Простите. Извините. Виноват. Прости. - Можно ли эти слова говорить при общении с взрослыми? Почему? (невежливо) | Оценивают работу каждой группы. 3 группа за конторками | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
6. Первичное закрепление. | Работа в тетрадях. - Отгадайте загадку: Бежит гудит по проводам, Говорю здесь, а слышно там. (телефон) Упражнение 1 «Дорисуй» слайд - Для чего нужен телефон? - К какой речи мы можем его отнести? Упражнение 2 «Напиши красиво» . Посмотрите на карточки. В каких буквах встречаются эти элементы? ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) Идёт по парте человек, Переставляя ножки. А если ножки смотрят вверх, Что получилось? Рожки! Чтобы нам добыть огонь, Трём ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится, И бумажка загорится. Наши пальчики сцепились И тянулись, и крутились. Каждый хочет победить И награду получить. А теперь одну ладошку Развернём наоборот И похлопаем немножко – Пусть другая отдохнёт. Вспомните, какие 4 шага мы должны сделать при списывании Упражнение 4 «Зашифрованные слова» Упражнение 5 «Впиши нужные слова» | Работают в тетрадях | П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
8. Рефлексия. Подведение итогов | - Чему мы учились на уроке? - Давайте вспомним слова вежливости, которые выучили. - Какое задание вам понравилось больше всего? - Кому было трудно? - Что нужно сделать для того чтобы не допускать ошибок? - Как считаете, мы достигли той цели, которую поставили перед собой в начале урока? - Оцените свою работу на уроке. (дерево творчества) Перед вами «Дерево творчества» прикрепите к нему плоды - дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался. | Подводят итог, оценивают свою деятельность. | П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...
Русский речевой этикет приветствия
Исследовательская работа ученицы...
Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Конспект урока русского языка был напечатан в сборнике "Работаем по новым стандартам. Материал стажировки учителей начальных классов. - Белгород, ИПЦ "Сигма". - 2012". Урок разработан в соответствии с...
Речевой этикет. Составление приглашения. 3 класс
Открытый урок в рамках предметной недели русского языка в начальной школе....
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...