Урок русского языка в 4 классе по теме "Разбор слова по составу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка для учащихся 4 класса по теме "Разбор слова по составу", по программе Перспективная начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_razbor_slova_po_sost._2.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Разбор слова по составу»
Цель урока: создание условий для достижения результатов:
предметных: разбор слов по составу; знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части; уметь распознавать однокоренные слова, подбирать однокоренные слова разных частей речи
метапредметных:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование.
регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение применять правила и пользоваться инструкциями, подсказками Летучей Мыши
личностных: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: Каленчук М.Л. Русский язык. Учебник для 4 класса. Часть 3, часть 2;
Байкова Т.А. Русский язык.4 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №2;
Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.4 класс. Практическое пособие для начальной школы.
Карточки для групповой и индивидуальной работы, для рефлексии
Ход урока
1. Оргмомент
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей, посмотрите на них и поприветствуйте улыбками. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Давайте вместе произнесём слова, которые нам помогут настроиться на урок русского языка. Повторяем за мной.
- Мы способные!
- Мы со всем справимся!
- Нам нравится учиться!
- Мы – хорошие ученики!
Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Актуализация знаний.
- По, за, ок, онок, а, про, у, ик, ая, пере, и
(Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв? Придумайте и запишите слова, выделите эти части слова. Одна пара озвучивает свою работу, остальные оценивают) (Работа в парах)
Слово делится на части,
Как на дольки апельсин.
Может каждый грамотей
Строить слово из частей.
- Какая часть слова вам ещё известна? Что такое корень? Может ли слово быть без суффикса, приставки, окончания? А без корня?
3. Определение темы урока, целей. Постановка учебной задачи
- Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какова тема урока?
Откройте учебник на странице 58
- Правильно ли вы определили тему урока? (Записываем тему урока на доске и в тетрадях)
- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться разбирать слова по составу, пользуясь алгоритмом)
4. Работа по теме урока
А) Работа с учебником. Плакат Летучей мыши. (У-3 с.58)
- Прочитайте плакат на стр58.Что нового вы узнали из него?
1. ( Прежде всего нужно узнать, к какой части речи относится слово)
-А почему это важно знать? (Потому что есть части слов, которые принадлежат только конкретной части речи, например, суффиксы –л- гл. прош. вр., суффикс –ть- гл. нач.ф., суффиксы –ище-, -онок- указывают на имя сущ. и т.д.)
2. – Что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (необходимо изменить слово, но для этого надо знать, как это слово изменяется).
- Как изменяются имена существительные (по числам и падежам); прилагательные (по числам, падежам и родам); глаголы (в прошедшем времени по числам и родам, в настоящем и будущем по лицам и числам). – Давайте вспомним, какие окончания бывают у существительных, прилагательных, глаголов? ( у сущ. – нулевое, а,я,о,е, падежные окончания;
У прилагательных – ой,ый,ий,ому,ему, ая, яя и др., у глаголов- ешь, ет, ем, ете, нулевое, а,о)
3. – Как же правильно выделить корень? ( Подобрать родственные слова )
4. Если для выделения корня и приставки принадлежность слова к той или иной части речи мало значима, то для правильного выделения суффикса это имеет существенное значение. Ведь у каждой части речи есть свои, специфические суффиксы.
Учитель предлагает школьникам вспомнить известные им суффиксы существительных ( «-ик-», «-к-», «-ник-», «-чик-» и т. д.), прилагательных («-ов-», «-н-», «-ист-», «-лив-» и т. д.) и глаголов («-е-», «-а-», «-у-», «-и-», «-ва-», «-ива-» и т. д.).
Б) Знакомство с образцом устного рассуждения и письменного разбора слов (Работа в парах)
- Прочитайте образец устного рассуждения, а потом обсудите в парах. Как поняли?
5. Физкультминутка
На доске слова: писал, написал, переписал, воз, перевоз, ход, выход, вход, сад, пересадка, езда, поездка, добрый, предобрый
( если в слове приставка есть, то уч-ся поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если нет приставки, то приседают)
6. Первичное закрепление
-Давайте попробуем разобрать слова, используя этот алгоритм (Упр52 с. 60)
(Один ученик у доски разбирает слова, даёт себе самооценку, остальные работают в тетрадях, потом взаимопроверка)
7. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление полученных знаний
А) Работа в группах на карточках.
На карточках задание: придумать и записать в тетрадях по 4 однокоренных слова с данными корнями. Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение)
1 группа: сад, 2 группа: лес, 3 группа: цвет, 4 группа: снег, 5 группа: ход, 6 группа: дом
Б) Дифференцированные задания.
Найдите у себя на столах карточки фиолетового цвета и выполните задания в тетрадях:
1.Упражнение в соотнесении глаголов со схемой. Игра «Найди словечко»
( схема: приставка+ корень+суффикс+ окончание)
Слова: перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные
Придумай сам слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу.
Карточки вложите в тетради.
2. Задание сильным ученикам (работа с Обратным словарём У-3 с.127-150): У кого карточек нет, те будут работать с Обратным словарём. Найдите и выпишите несколько слов к схеме: корень +суффикс + окончание. Все части слов выделите.
3.Индивидуальная работа
- Откройте, пожалуйста, тетради «Тематический контроль знаний» автор Голубь на с. 12. Выполните упр. 7, 8 в тетрадях. (фронтальная проверка)
4. Итог урока
- Какова была тема нашего урока? (Разбор слов по составу)
- Какую цель перед собой мы ставили? Достигли мы цели?
5.Рефлексия
Закончи предложение:
1.Материал урока мне был __________________.
2.Своей работой на уроке я __________________.
3.Мое настроение _________________________.
6. Домашнее задание: У-2 с.58-59 алгоритм, ТПО с.29-30 №26
(если останется время)
Переход к след. уроку «Разбор глагола по составу» ( Найдите и выпишите глагол, который соответствует следующей схеме : приставка+ корень+ суффикс+ суффикс) Кто сумел? Если не сумели, не беда. Это тема нашего следующего урока. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык! |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - САД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ДОМ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ЦВЕТ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - СНЕГ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ХОД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ЛЕС- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание.
Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные.
Придумай сам (-а) слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу |
Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание.
Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные.
Придумай сам (-а) слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу |
Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание.
Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные.
Придумай сам (-а) слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)
Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".
Цели урока: 1.Закрепить навык разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...