Урок русского языка в 4 классе по теме "Разбор слова по составу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Первушина Людмила Александровна

Урок русского языка для учащихся 4 класса по теме "Разбор слова по составу", по программе Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_razbor_slova_po_sost._2.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Разбор слова по составу»

 Цель урока: создание условий для достижения результатов:

предметных: разбор слов по составу; знать морфемный состав слова и роль каждой значимой части; уметь распознавать однокоренные слова, подбирать однокоренные слова разных частей речи

метапредметных:

 познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование.

регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение применять правила и пользоваться инструкциями, подсказками Летучей Мыши

личностных: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование: Каленчук М.Л. Русский язык. Учебник для 4 класса. Часть 3, часть 2;

Байкова Т.А. Русский язык.4 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №2;

Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.4 класс. Практическое пособие для начальной школы.

Карточки для групповой и индивидуальной работы, для рефлексии

Ход урока

1. Оргмомент

- Добрый день, ребята!  Сегодня у нас на уроке много гостей, посмотрите на них и поприветствуйте улыбками. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг  другу. Давайте вместе произнесём слова, которые нам помогут настроиться на урок русского языка. Повторяем за мной. 

- Мы способные!

- Мы со всем справимся!

- Нам нравится учиться!

- Мы – хорошие ученики!

 Я желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Актуализация знаний.

- По, за, ок, онок, а, про, у, ик,  ая, пере, и

(Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв? Придумайте и запишите слова, выделите эти части слова. Одна пара озвучивает свою работу,  остальные оценивают) (Работа в парах)

Слово делится на части,  
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей 
Строить слово из частей.

- Какая часть слова вам ещё известна?  Что такое корень?  Может ли слово быть без суффикса, приставки, окончания? А без корня?

3. Определение темы  урока, целей. Постановка учебной задачи

- Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какова тема урока?
Откройте учебник на странице 58

- Правильно ли вы определили тему урока? (Записываем тему  урока на доске и в тетрадях)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться разбирать слова по составу, пользуясь алгоритмом)

4. Работа по теме урока

А)  Работа с учебником. Плакат Летучей мыши. (У-3 с.58)

- Прочитайте плакат на стр58.Что нового вы узнали  из  него?

1. ( Прежде всего нужно узнать, к какой части речи относится слово)

-А почему это важно знать?  (Потому что есть части слов, которые принадлежат только конкретной части речи, например, суффиксы  –л- гл. прош. вр., суффикс –ть- гл. нач.ф.,  суффиксы –ище-, -онок- указывают на имя сущ.  и  т.д.)

2.  – Что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (необходимо изменить слово, но для этого надо знать, как это слово изменяется).

 - Как изменяются имена существительные (по числам и падежам); прилагательные (по числам, падежам и родам); глаголы (в прошедшем времени по числам и родам, в настоящем и будущем по лицам и числам).  – Давайте вспомним, какие окончания бывают у существительных, прилагательных, глаголов? ( у сущ. – нулевое, а,я,о,е, падежные окончания;

У прилагательных – ой,ый,ий,ому,ему, ая, яя и др., у глаголов- ешь, ет, ем, ете, нулевое, а,о)

3. – Как же правильно выделить корень? ( Подобрать родственные слова )

4. Если для выделения корня и приставки принадлежность слова к той или иной части речи мало значима, то для правильного выделения суффикса это имеет существенное значение. Ведь у каждой части речи есть свои, специфические суффиксы.

Учитель предлагает школьникам вспомнить известные им суффиксы существительных ( «-ик-», «-к-», «-ник-», «-чик-» и т. д.), прилагательных («-ов-», «-н-», «-ист-», «-лив-» и т. д.) и глаголов («-е-», «-а-», «-у-», «-и-», «-ва-», «-ива-» и т. д.).

Б) Знакомство с образцом устного рассуждения и письменного разбора слов (Работа в парах)

- Прочитайте образец устного рассуждения, а потом обсудите в парах.  Как поняли?

5. Физкультминутка

 На доске слова:  писал, написал, переписал, воз,  перевоз, ход, выход,  вход, сад, пересадка, езда, поездка, добрый, предобрый

( если в слове приставка есть, то уч-ся поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если нет приставки, то приседают)

6. Первичное закрепление

-Давайте попробуем разобрать слова,  используя этот алгоритм (Упр52 с. 60)

(Один ученик у доски разбирает слова, даёт себе самооценку, остальные работают в тетрадях, потом взаимопроверка)

7. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление полученных знаний

А) Работа в группах на карточках.

 На карточках  задание: придумать и записать в тетрадях по 4 однокоренных слова с данными корнями. Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение)

1 группа: сад, 2 группа: лес, 3 группа: цвет, 4 группа: снег, 5 группа: ход, 6 группа: дом

Б)  Дифференцированные задания.

 Найдите у себя на столах карточки  фиолетового цвета и выполните задания в тетрадях:

1.Упражнение в соотнесении глаголов со схемой. Игра «Найди словечко»

 ( схема: приставка+ корень+суффикс+ окончание)

Слова: перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные

Придумай сам слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу.

Карточки вложите в тетради.

2. Задание сильным ученикам  (работа с Обратным словарём У-3 с.127-150): У кого карточек нет, те будут работать с Обратным словарём. Найдите и выпишите несколько слов к схеме: корень +суффикс + окончание. Все части слов выделите.

3.Индивидуальная работа

- Откройте, пожалуйста, тетради «Тематический контроль знаний» автор Голубь на с. 12. Выполните упр. 7, 8  в тетрадях. (фронтальная проверка)

4. Итог урока

- Какова была тема нашего урока? (Разбор слов по составу)

- Какую  цель перед собой мы ставили? Достигли  мы  цели?

5.Рефлексия

Закончи предложение:

1.Материал урока мне был  __________________.

2.Своей работой на уроке я __________________.
3.Мое настроение  _________________________.

 6. Домашнее задание: У-2 с.58-59 алгоритм, ТПО с.29-30 №26

(если останется время)

 Переход к след. уроку «Разбор глагола по составу» ( Найдите  и выпишите глагол, который соответствует следующей схеме : приставка+ корень+ суффикс+ суффикс) Кто сумел? Если не сумели, не беда. Это тема нашего следующего урока.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

 

    Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - САД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

   

      Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ДОМ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.  

         

        Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ЦВЕТ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

          Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - СНЕГ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

        Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ХОД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

         Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ЛЕС- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

   

     Выпиши в тетрадь слова к данной схеме:  приставка+ корень+суффикс+ окончание.

     

       Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные.

     

      Придумай сам (-а)  слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу

     

      Выпиши в тетрадь слова к данной схеме:  приставка+ корень+суффикс+ окончание.

     

       Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные.

     

      Придумай сам (-а)  слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу

   

      Выпиши в тетрадь слова к данной схеме:  приставка+ корень+суффикс+ окончание.

     

       Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные.

     

      Придумай сам (-а)  слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...