Конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе "Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Нестерова Валентина Анатольевна

Тема урока: "Учим словас удвоенными согласными в корне слова". Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне слова, усвоить, что данные слова требуют запоминания, учить переносить слова с удвоенной согласной с одной строки на другую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_tretem_klasse.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока по русскому языку в третьем классе

              по программе «Начальная школа ХХI века»

                                                                                                                              Подготовила

                                                               учитель начальных классов высшей категории

                                                                                                                           Нестерова В.А.

                                     МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» г.Подольска  

   

Тема: «Учим слова с удвоенными согласными в корне слова».

Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне слова, усвоить, что данные слова требуют запоминания, учить переносить слова с удвоенной согласной с одной строки на другую.

Задачи:

Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с  удвоенными согласными в корне слова, способствовать развитию орфографической зоркости, пополнение словарного запаса.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:  воспитывать у детей аккуратность при работе в тетрадях и на доске, культуру поведения на уроке, интерес к предмету

Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Регулятивные: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: правильное построение речевых высказываний.

Оборудование: учебник С.В.Иванов, А.О.Евдокимова «Русский язык 3 класс» рабочая тетрадь М.И.Кузнецова «Пишем грамотно».

Педагогические технологии:

-Проблемное обучение

- Игровые технологии

- Педагогика сотрудничества

-Личностно – ориентированное развивающее обучение

                                           Ход урока

1.Организационный момент. ( Песня В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка» и прикрепляет учитель на доску картинку с изображением солнышка)

- Какое настроение у нашего солнышка? (Веселое, радостное, солнечное…)

- Как вы определили? (Оно нам улыбается).

- Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить наше настроение. Улыбнитесь друг другу и тихо сели.

-  Настроились на урок русского языка. Открываем тетрадочки. Записываем число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.

2. Минутка чистописания. 

а) сс лл нн (на доске написано)

- Дайте характеристику буквы «л», «н», «с».

(с | c | - согласный, глухой, твердый – мягкий, парный.

л | л | - согласный, звонкий, твердый – мягкий, непарный.

н | н | - согласный, звонкий, твердый – мягкий, непарный.)

- Запишите строчку.

б) ребятакупилибилетывкассе (На доске)

-Ребята, что здесь написано? Можно назвать это предложением?

-Разделите его на слова и запишите предложение.

-Докажите, что это предложении. – Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Укажите части речи.

- Какое это предложение? (Повествовательное, распространенное, невосклицательное).

3. Выявление темы урока и постановка цели.

- Поставьте слово – в кассе – в начальную форму.

Касса |касса| - 5букв, 4 звука. – Составьте транскрипцию этого слова.

- Почему в транскрипции один звук с, а записываем две буквы «с»? (Более долгий согласный звук на письме передается с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называются удвоенными).

- Можно ли как – то проверить? // - многие слова с удвоенными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание надо запомнить.

- Где их можно найти? (В словаре).

Урок 80. – а как можно быстро и четко найти этот урок? (По содержанию)

 - Назовите тему нашего урока. К какому блоку относится тема урока?

- Сегодня мы продолжим наблюдение над словами, за их написанием. Откроем еще один секрет русского языка.

4. Работа по учебнику. Упр.1, стр. 14. – Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Найдите слова с удвоенной согласной «б». (Учитель пишет на доске)

Суббота –В какой части слова находится данная орфограмма?

- Что нужно для этого сделать? (Найти однокоренные слова)

- С какой удвоенной согласной вы видите группы слов?

нна, Анна, колонна,ванна,тонна).

(Аллея,коллекция, Алла)

-Найдите слова с удвоенной согласной «р» . (Перрон, территория)

- Объясните значение слова «перрон»

- Где мы можем посмотреть? (Словарь – 153 стр. учебника)        

//Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. Встречающие вышли на перрон.) (Показывается картинка)                         

- Найдите слова с удвоенной согласной «ж» (Жужжит)

- Допишите слова в нужную группу.

1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? (Дрожжи).

2. Группа дружных ребят. (Коллектив)

3. Устройство для приема телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома.(Антенна)

- А какая еще есть орфограмма в оставшихся словах? (Имена собственные)

- Какое правило мы знаем? (Все имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы)

- А какие имена пишутся с удвоенной согласной? ( Римма, Эмма, Жанна, Кирилл, Филипп) (На доске карточки с именами).

- С какой новой орфограммой мы познакомились сегодня? Как называется эта орфограмма? (Удвоенная согласная в корне слова).

5 Физ. минутка.

- Определите на слух слова с удвоенной согласной, поднимая руки вверх и хлопая два раза в ладоши.

Спросите, не повысив тона:

Что больше центнер или тонна?

                Необходимы соль и крупы,

                Чтоб кашу наварить на группы.

  Кто получит низкий балл,

  Не придет на школьный бал.

                 Радиоволна идет сквозь стену.

                 Мы ее поймаем на антенну.

Если пьете в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

                 Если в доме много сора,

                 Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

          Или

(Шоссе, календарь, коллекция, слова, пассажир, кошка, рассол, дрессировка, картина, корзина, иллюстрация, антенна)

6. Работа в парах Стр. 14-15, упр. 2

-Прочитайте задание. Что надо сделать? Обратите внимание на значок. О чем он говорит? (У доски три ученика)

     сс                                    пп                                     мм

класс                               группа                             телеграмма

шоссе                              аппетит                            сумма

ссора                                                                         килограмм

пассажир

профессия

- Подчеркнуть орфограмму «Удвоенная согласная в корне слова»

- Проверка. (Сначала вместе, потом ученики сверяют самостоятельно с доской)

7. Перенос слов с удвоенной согласной.

(На доске в задании № 6 написаны слова: класс, группа.)

- Какое из данных слов можно перенести? Почему? ( В слове класс одна гласная, один слог)

- Слово ГРУП – ПА //При переносе слов удвоенная согласная разделяется.

Эти буквы близнецы,

Удалые молодцы.

Ты одной закончи строчку,

А другой ее начни.

- Записываем слово с красной строки: Груп – па, ..

- Запишите слова, разделяя черточкой для переноса: (У доски ученик)

Отвечать можете хором.

  1. По долинам и оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется … шоссе.

      - Подберите синоним к слову шоссе. (дорога), ..(Всякая дорога с твердым покрытием)

2. Ах, какой огромный стол!

    Для каких обедов он?

    Нет, обедать, здесь не станем:

    Сетку туго мы натянем –

    Скачет шарик там и тут.

    Как игру эту зовут? (Теннис)

- Подберите однокоренное слово. (Теннисный мяч, теннисист,…)

3. Где доска и карта есть,

    Чтоб всем детям сразу сесть?

    Это в школе есть у нас,

    Это наш просторный …(класс.)

- Как вы думаете слово класс однозначное или многозначное? Значение слова класс. (Группа учеников, школьная комната для занятий).

Группа и класс – синонимы.

4. Проста загадка и легка:

    Пишусь всегда через два «ка»,

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я –…(хоккей.)

- Какие зимние виды спорта вы знаете? (Фигурное катание – парное и одиночное, танцы на льду, бег на лыжах на дл. кор. дист., прыжки на лыжах с трамплина, керлинг, гонки на оленьих и собачьих упряжках).

5. Чтоб каждый телевизор

    Работал без капризов,

    На крыше непременно

    Должна стоять … (антенна).

- Посмотрите на слова. Можно ли перенести по – другому эти слова?

8. Разбор слов по составу.

Классная, рассказ, осенний.

-Все ли слова подходят к нашему правилу «Удвоенная согласная в корне слова»?

9 Домашнее задание: Стр. 15, упр. 3.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? – А если два слова начинаются на одну и ту же букву? (Надо посмотреть на вторую букву)

10. Словарная работа (эстафета) 3 ряда – 3 команды. Каждый ряд получает листок бумаги и по «цепочке» ученики записывают слова. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.//Листочки с последней парты.

11. Самостоятельная работа. Открываем тетради «Пишем грамотно».

- У кого на столе лежат кружочки – поднимите. Вы выполняете упр.1, остальные выполняют упр. 2

-Проверка: возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте отметки.

- Поднимите руки, кто получил «пять», а кто получил – «три», …

12. Итог урока. 

- Над какой темой мы работали?

- Приведите примеры слов с удвоенными согласными в корне слова?

-Проверим вашу смекалку.

1. В каком дне недели две буквы «б»? (суббота)

2. В какой спортивной игре две буквы «к»? (хоккей)

3. В названии какой болезни две буквы «п»? (грипп)

4 В каком языке две буквы»с»? (русский)

13. Рефлексия.

- Давайте с помощью смайликов оценим свою работу на уроке:

«отлично», «хорошо», «плохо» - нарисовать личико

Всем известно точно, без ошибки –

Солнышко живет в твоей улыбке!                К солнышку приклеиваются

Даришь ты тепло не понарошку –                 Смайлики - лучики

Солнышко живет в твоих ладошках!

Ты – чудесный, светлый человечек!

Солнышко живет в твоем сердечке.   Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 1 классе программа «Начальная школа 21 века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Конспект урока разработан по теме "Правописание сочетаний чу-щу". Данный материал может быть использован в 1 классе по любой программе....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе" Школа XXI века".

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа XXI века». Учитель начальных классов  высшая категория ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Гоян Елизаве...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе к УМК "Школа России", Канакина.

Тема урока: "Безударные гласные звуки, проверяемые ударением корне слова"....

Конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе "Начальная школа ХХI века"

Тема: "Учимся писать слова с двумя корнями". Цель: находить слова с двумя корнями, правильно писать сложные слова....

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века») Тема: Изменение глаголов по временам.

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 класс по теме «Изменение глаголов по временам»  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Педагогическая цель: способствовать развитию ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Начальная школа XXI века"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Начальная школа XXI века" содержит элементы здоровье-сберегающих технологий...