Конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе "Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: "Учим словас удвоенными согласными в корне слова". Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне слова, усвоить, что данные слова требуют запоминания, учить переносить слова с удвоенной согласной с одной строки на другую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_tretem_klasse.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в третьем классе
по программе «Начальная школа ХХI века»
Подготовила
учитель начальных классов высшей категории
Нестерова В.А.
МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» г.Подольска
Тема: «Учим слова с удвоенными согласными в корне слова».
Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне слова, усвоить, что данные слова требуют запоминания, учить переносить слова с удвоенной согласной с одной строки на другую.
Задачи:
Образовательные: формировать умение грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне слова, способствовать развитию орфографической зоркости, пополнение словарного запаса.
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательные: воспитывать у детей аккуратность при работе в тетрадях и на доске, культуру поведения на уроке, интерес к предмету
Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Универсальные учебные действия.
Познавательные: общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Регулятивные: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: правильное построение речевых высказываний.
Оборудование: учебник С.В.Иванов, А.О.Евдокимова «Русский язык 3 класс» рабочая тетрадь М.И.Кузнецова «Пишем грамотно».
Педагогические технологии:
-Проблемное обучение
- Игровые технологии
- Педагогика сотрудничества
-Личностно – ориентированное развивающее обучение
Ход урока
1.Организационный момент. ( Песня В.Я. Шаинского на стихи М.С. Пляцковского «Улыбка» и прикрепляет учитель на доску картинку с изображением солнышка)
- Какое настроение у нашего солнышка? (Веселое, радостное, солнечное…)
- Как вы определили? (Оно нам улыбается).
- Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить наше настроение. Улыбнитесь друг другу и тихо сели.
- Настроились на урок русского языка. Открываем тетрадочки. Записываем число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.
2. Минутка чистописания.
а) сс лл нн (на доске написано)
- Дайте характеристику буквы «л», «н», «с».
(с | c | - согласный, глухой, твердый – мягкий, парный.
л | л | - согласный, звонкий, твердый – мягкий, непарный.
н | н | - согласный, звонкий, твердый – мягкий, непарный.)
- Запишите строчку.
б) ребятакупилибилетывкассе (На доске)
-Ребята, что здесь написано? Можно назвать это предложением?
-Разделите его на слова и запишите предложение.
-Докажите, что это предложении. – Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Укажите части речи.
- Какое это предложение? (Повествовательное, распространенное, невосклицательное).
3. Выявление темы урока и постановка цели.
- Поставьте слово – в кассе – в начальную форму.
Касса |касса| - 5букв, 4 звука. – Составьте транскрипцию этого слова.
- Почему в транскрипции один звук с, а записываем две буквы «с»? (Более долгий согласный звук на письме передается с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называются удвоенными).
- Можно ли как – то проверить? // - многие слова с удвоенными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание надо запомнить.
- Где их можно найти? (В словаре).
Урок 80. – а как можно быстро и четко найти этот урок? (По содержанию)
- Назовите тему нашего урока. К какому блоку относится тема урока?
- Сегодня мы продолжим наблюдение над словами, за их написанием. Откроем еще один секрет русского языка.
4. Работа по учебнику. Упр.1, стр. 14. – Прочитайте задание.
- Что мы должны сделать?
- Найдите слова с удвоенной согласной «б». (Учитель пишет на доске)
Суббота –В какой части слова находится данная орфограмма?
- Что нужно для этого сделать? (Найти однокоренные слова)
- С какой удвоенной согласной вы видите группы слов?
(Инна, Анна, колонна,ванна,тонна).
(Аллея,коллекция, Алла)
-Найдите слова с удвоенной согласной «р» . (Перрон, территория)
- Объясните значение слова «перрон»
- Где мы можем посмотреть? (Словарь – 153 стр. учебника)
//Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. Встречающие вышли на перрон.) (Показывается картинка)
- Найдите слова с удвоенной согласной «ж» (Жужжит)
- Допишите слова в нужную группу.
1. Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? (Дрожжи).
2. Группа дружных ребят. (Коллектив)
3. Устройство для приема телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома.(Антенна)
- А какая еще есть орфограмма в оставшихся словах? (Имена собственные)
- Какое правило мы знаем? (Все имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы)
- А какие имена пишутся с удвоенной согласной? ( Римма, Эмма, Жанна, Кирилл, Филипп) (На доске карточки с именами).
- С какой новой орфограммой мы познакомились сегодня? Как называется эта орфограмма? (Удвоенная согласная в корне слова).
5 Физ. минутка.
- Определите на слух слова с удвоенной согласной, поднимая руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
Спросите, не повысив тона:
Что больше центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить на группы.
Кто получит низкий балл,
Не придет на школьный бал.
Радиоволна идет сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну.
Если пьете в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Или
(Шоссе, календарь, коллекция, слова, пассажир, кошка, рассол, дрессировка, картина, корзина, иллюстрация, антенна)
6. Работа в парах Стр. 14-15, упр. 2
-Прочитайте задание. Что надо сделать? Обратите внимание на значок. О чем он говорит? (У доски три ученика)
сс пп мм
класс группа телеграмма
шоссе аппетит сумма
ссора килограмм
пассажир
профессия
- Подчеркнуть орфограмму «Удвоенная согласная в корне слова»
- Проверка. (Сначала вместе, потом ученики сверяют самостоятельно с доской)
7. Перенос слов с удвоенной согласной.
(На доске в задании № 6 написаны слова: класс, группа.)
- Какое из данных слов можно перенести? Почему? ( В слове класс одна гласная, один слог)
- Слово ГРУП – ПА //При переносе слов удвоенная согласная разделяется.
Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А другой ее начни.
- Записываем слово с красной строки: Груп – па, ..
- Запишите слова, разделяя черточкой для переноса: (У доски ученик)
Отвечать можете хором.
- По долинам и оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется … шоссе.
- Подберите синоним к слову шоссе. (дорога), ..(Всякая дорога с твердым покрытием)
2. Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать, здесь не станем:
Сетку туго мы натянем –
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? (Теннис)
- Подберите однокоренное слово. (Теннисный мяч, теннисист,…)
3. Где доска и карта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный …(класс.)
- Как вы думаете слово класс однозначное или многозначное? Значение слова класс. (Группа учеников, школьная комната для занятий).
Группа и класс – синонимы.
4. Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два «ка»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я –…(хоккей.)
- Какие зимние виды спорта вы знаете? (Фигурное катание – парное и одиночное, танцы на льду, бег на лыжах на дл. кор. дист., прыжки на лыжах с трамплина, керлинг, гонки на оленьих и собачьих упряжках).
5. Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять … (антенна).
- Посмотрите на слова. Можно ли перенести по – другому эти слова?
8. Разбор слов по составу.
Классная, рассказ, осенний.
-Все ли слова подходят к нашему правилу «Удвоенная согласная в корне слова»?
9 Домашнее задание: Стр. 15, упр. 3.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать? – А если два слова начинаются на одну и ту же букву? (Надо посмотреть на вторую букву)
10. Словарная работа (эстафета) 3 ряда – 3 команды. Каждый ряд получает листок бумаги и по «цепочке» ученики записывают слова. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.//Листочки с последней парты.
11. Самостоятельная работа. Открываем тетради «Пишем грамотно».
- У кого на столе лежат кружочки – поднимите. Вы выполняете упр.1, остальные выполняют упр. 2
-Проверка: возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте отметки.
- Поднимите руки, кто получил «пять», а кто получил – «три», …
12. Итог урока.
- Над какой темой мы работали?
- Приведите примеры слов с удвоенными согласными в корне слова?
-Проверим вашу смекалку.
1. В каком дне недели две буквы «б»? (суббота)
2. В какой спортивной игре две буквы «к»? (хоккей)
3. В названии какой болезни две буквы «п»? (грипп)
4 В каком языке две буквы»с»? (русский)
13. Рефлексия.
- Давайте с помощью смайликов оценим свою работу на уроке:
«отлично», «хорошо», «плохо» - нарисовать личико
Всем известно точно, без ошибки –
Солнышко живет в твоей улыбке! К солнышку приклеиваются
Даришь ты тепло не понарошку – Смайлики - лучики
Солнышко живет в твоих ладошках!
Ты – чудесный, светлый человечек!
Солнышко живет в твоем сердечке. Урок окончен. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 1 классе программа «Начальная школа 21 века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Конспект урока разработан по теме "Правописание сочетаний чу-щу". Данный материал может быть использован в 1 классе по любой программе....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе" Школа XXI века".
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа XXI века». Учитель начальных классов высшая категория ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Гоян Елизаве...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе к УМК "Школа России", Канакина.
Тема урока: "Безударные гласные звуки, проверяемые ударением корне слова"....
Конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе "Начальная школа ХХI века"
Тема: "Учимся писать слова с двумя корнями". Цель: находить слова с двумя корнями, правильно писать сложные слова....
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века») Тема: Изменение глаголов по временам.
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 класс по теме «Изменение глаголов по временам» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Педагогическая цель: способствовать развитию ...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Начальная школа XXI века"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Начальная школа XXI века" содержит элементы здоровье-сберегающих технологий...