неделя русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
неделя русского языка была проведена в ГБПОУ "МОК-1"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_nedelya_russkogo_yazyka.docx | 550.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя русского языка в начальной школе
Цели:
- привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
- повысить общую языковую культуру;
- углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
План проведения:
День первый:
- Объявление о начале предметной неделе Русского языка
- Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка.
- Конкурс «Лучший каллиграф» (2-4классы)
День второй:
- Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы)
День третий:
- Конкурс для обучающихся 2-4 классов «Веселая грамматика»
День четвёртый:
1.Конкурс «Весёлый русовед» для обучающихся 2-х классов
2.Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов
3.Конкурс» Фразеологизмы » для обучающихся 4-х классов
День пятый:
- Объявление о завершении работы предметной недели.
Открытие недели. Знакомство с календарем недели
Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка.
Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.
I ученик.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик.
Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
– Как будет проходить наша неделя? (Ведущий объясняет план работы)
I ученик.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Все.
И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
Наша дружба крепнет с ней!
Ведущий:
Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.
Конкурс
«Лучший каллиграф»
(День первый)
2 класс
Фамилия, имя ___________________________
Лось.
Белым снегом покрылись поля и леса. На снегу следы лося. У него сильные ноги и большие рога. Это красивое животное.
3 класс «_____»
Фамилия, имя ___________________________
Зимой.
Я тихо иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около березы норка крота. Над елкой кружит клёст.
4 класс «_____»
Фамилия, имя ___________________________
Первый зимний день.
Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.
Конкурс «Грамматический бой»
2 класс.
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
____________________________________________________
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________
СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,
РИС - ________________, КЛАД - ______________.
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
3 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2. Подчеркни мягкие согласные в словах:
БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.
3. Раздели слова для переноса:
Птичьи - ___________________________________________,
льют - _____________________________________________,
большая - __________________________________________,
удивительный - _____________________________________,
аккуратный - _______________________________________ .
4. Поставь слова во множественное число:
Воробей - ___________________________________________
Кол - _______________________________________________
Ручей - _____________________________________________
Крыло - ____________________________________________
Муравей - __________________________________________
5. Подчеркни только однокоренные слова:
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.
ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.
6. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:
Шубка - ____________________________________________
Грустный - _________________________________________
Носовой - __________________________________________
Дождинка - _________________________________________
Редкий - ____________________________________________
8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:
Утопают лесные опушки в розовой пене.
9.Подчеркни главные члены в предложении:
Мутными ручьями побежала вода к реке.
10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:
Корабль - __________________________________________
Подъезд - __________________________________________
Янтарь - ____________________________________________
Ягода - _____________________________________________
4 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:
МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА
3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?
ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ
4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:
Молодой - __________________________________________
Счастье - ___________________________________________
Вверх - _____________________________________________
Плохой - ___________________________________________
Дневной - __________________________________________
5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.
________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:
ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.
8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________
С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________
ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________
9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:
В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.
10. Отгадай, что это?
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________
Загадки
2 класс.
Отгадай загадки, рядом запиши отгадки:
О каких знаках идёт речь?
- Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
- Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
- Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый.
- Он очень вежлив...
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь".
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить...
- Что за зверь:
Белый как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест.
- В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
- Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом, -
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
- Встает во весь рост
На небе меж звезд.
Все начинает
И все кончает.
Кто быстрее?
1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.
2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
3. Шуба нова, а на подоле дыра.
4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается.
5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.
6. Не море, не река, а волнуется.
7. Сидит на ложке, свесив ножки.
8. Много рук, а нога одна.
9. Сер, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
10. Без замков, без засовов дом,
Слиток золота спрятан в не
11. Не увидать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
О каких знаках идёт речь?
- Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
- Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
- Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый.
- Он очень вежлив...
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь".
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить...
- Что за зверь:
Белый как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест.
- В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
- Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом, -
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
- Встает во весь рост
На небе меж звезд.
Все начинает
И все кончает.
Кто быстрее?
1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.
2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
3. Шуба нова, а на подоле дыра.
4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается.
5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.
6. Не море, не река, а волнуется.
7. Сидит на ложке, свесив ножки.
8. Много рук, а нога одна.
9. Сер, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
10. Без замков, без засовов дом,
Слиток золота спрятан в нем.
11. Не увидать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
Конкурс «Весёлый русовед» для обучающихся 3-х классов
(День четвертый)
1. Какие слова не делятся для переноса:
а) весна б) осень в) арбуз г) мак
2. Сколько гласных звуков в русском языке:
а) 10 б) 6 в) 12 г) 33
3. Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра
а) точка
б) восклицательный знак
в) вопросительный знак
г) запятая
4. О каком времени года эти строки Ф.И. Тютчева:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
а) весна б) зима в) лето г) осень
5. Какие слова не родственные:
а) лиса – лисица б) кора – корица в) роща – рощица г) куст – кустик
6. Прочитай слова: дупло, берлога, улей. Реши, кто из данных животных лишний:
а) медведь б) пчела в) орел г) белка
7. Какое слово в словаре стоит впереди других:
а) утро б) вечер в) день г) ночь
8. Укажи слово, в котором два слога:
а) строй б) сарай в) всплеск г) ария
9. В скольких из данных слов пропущен мягкий знак ь:
а) птен…чик
б) печ…ка
в) камен…щик
г) ноч…ной
10. В каком варианте верно указано количество букв О и звуков [о] в предложении «Звонят во все колокола»:
а) 5б., 5зв.
б) 5б, 0зв.
в) 0б., 5зв.
г) 5б., 3зв.
Блиц - опрос для учащихся 4-х классов
1. В каком времени года не «живёт» буква «Е»?
а) лето б) осень в) зима г) весна
2. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак в) действие г) признак предмета
3. С помощью чего человек выражает свои мысли?
а) жестов
б) криков
в) шипения
г) слов
4. Что значит сделать фонетический разбор? Разобрать по:
а) звукам б) составу в) значению г) членам предложения
5. Как пишется слово КРОКОДИЛ?
а) кракадил б) крокодил в) кракодил г) крокодил
6. Сколько букв гласных звуков в русском языке?
а) 9 б) 10 в) 11 г) 12
7. Что называют главными членами предложения?
а) грамматическую основу
б) смысл предложения
в) всё, кроме второстепенных членов
г) самое нужное
8. Кто был создателем первого славянского алфавита?
а) Кирилл и Мефодий
б) Борис и Глеб
в) Афанасий Никитин
г) Минин и Пожарский
9. Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?
а) синонимы б) омонимы в)антонимы г) паронимы
10. Подлежащее и сказуемое могут быть:
а) предложением
б) сложным предложением
в) словосочетанием
г) второстепенными членами
Конкурс. Фразеологизмы» для обучающихся 4-х классов
Дайте толкование значений фразеологизмам:
- Знать на ять
- Альма матер
- Прописать ижицу
- Альфа и омега
- Без руля и без ветрил
- Бить челом
- Брить лбы
- В цейтнот попасть
- Вешать собак
- Властитель дум
- Все свое ношу с собой
- Дежурная фраза
- Драконовские законы
- Затрапезный вид
- Камень преткновения
- Камо грядеши
- Кисейная барышня
- Мартышкин труд
- Медвежья услуга
20.На блюдечке с золотой каемочкой
Завершающий этап
(День пятый)
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.
В данном материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....
План проведения недели русского языка в начальной школе.
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. П...
"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")
Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...
"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка
Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...
Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.
Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....
Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка
Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...
Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)
На уроке развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы, прове...