Заглавная буква в именах сказочных героев.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Назаренко Елена Валерьевна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100" 2016 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Тема: Заглавная буква в именах сказочных героев.

Цель: сформировать умение писать имена сказочных героев с заглавной буквы

Задачи:

- личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;

- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия; оценивать свои достижения:

- познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого общения; слушать и отвечать на вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

 

- Садитесь. Запишите в тетрадях число и классная работа.

II. Актуализация знаний

Урок начнём с минутки чистописания.

- Запишите первые буквы имён детей, которые сидят на первом ряду. Какие буквы вы будете писать маленькие или заглавные?

-  Когда ещё пишутся заглавные буквы в словах?

-Расскажите правило.

III. Словарная работа.

- Посмотрите на доску.

http://refdb.ru/images/1463/2925147/42ab183d.png

-Что вы можете сказать об этих словах?

-Что нужно сделать?

-Как вы думаете, какое еще задание я хотела вам дать? Вспомните, какую тему мы изучаем?

-Я хотела попросить вас образовать от этих слов фамилии. Как будете писать фамилии?

-Первое слово разберем вместе, остальные самостоятельно.

Один ученик на доске пишет образец:

http://refdb.ru/images/1463/2925147/5abd2374.png

IV. Сообщение темы и цели урока

(Звучит 1 куплет песни про Буратино)

– Все ли узнали, о ком звучит песня? (Да).
– Как называется произведение,  откуда наш сказочный герой? 
(Повесть-сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? 
(А.К.Толстой).

- Как зовут главного героя? (Буратино)

-Сегодня на уроке мы потренируемся в написании имен сказочных героев.

V. Работа над новым материалом.

- Буратино приготовил вам разные интересные задания. Кто будет внимателен, обязательно с ними справится. В конце урока вас ждет сюрприз.

1 задание «Отгадайте загадки».

а) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (
Айболит).

б) Сказочная учительница Буратино  (Мальвина).

в) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше  (
Карлсон).

г) Она красива и мила,

 А имя ее от слова “зола”. (Золушка).

д) Из семени волшебного

Вырос цветок.

Раскрылся... А что внутри?

Девчушка с ноготок. (Дюймовочка.)

Физминутка.

- Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, подпрыгните на месте.

Подарили Пете, книжку о ракете,

Прочитал Петя – подарил Свете,

Света – Ване, Ваня – Тане,

Таня маленькой Марьяне.

Совершила книжка круг

И сказала: «Здравствуй, друг!»

- Запишем в тетрадь имена сказочных героев  в алфавитном порядке. (Айболит, Буратино, Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина)
- Подчеркните заглавную букву.

– Как вы написали имена сказочных героев? Почему? (Вывод: Имена сказочных героев тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы).
- Какие имена сказочных героев могут рассказать о самом герое? (Айболит – сложное слово: АЙ – междометие, БОЛЬ – корень;  ДЮЙМ – единица длины, равная 2,54см.; ЗОЛА – остаток от сжигания чего-нибудь в виде черно-серой пыли).

2 задание «Имена героев из двух слов».  

- У некоторых сказочных героев имя состоит из двух слов.  И оба слова пишутся с большой буквы.

1) Была очень красивой, умной. (Елена Прекрасная). Давайте запишем.

Как пишутся оба эти слова?

- Догадайтесь, о ком идёт речь и запишите правильно имя героя:

2)“Жила когда-то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой такой не было на свете; мать без памяти любила ее, а еще больше любила ее бабушка”.

(«Красная Шапочка») 

– Почему так назвали девочку?

3) “Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та, утка в зайце в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу”. Кто это? (Кащей Бессмертный)

4) А какая Василиса встречается в русских народных сказках? (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная)

-Подчеркните в именах собственных большую букву.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

3 задание: «Составить предложения».

-Из слов каждой строчки составь предложения (самостоятельная работа):

1)  рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка, гномам  (Белоснежка рассказала гномам о злой мачехе).
2) о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю  (Всю зиму Дюймовочка заботилась о ласточке).
3) кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино (Буратино встретил кота Базилио и лису Алису).
4) живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на  (Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).

Запишите. Проверим написанное.  Подчеркните опасные места.

VI. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою работу на уроке с помощью картинок Знайки и Незнайки. Если вы активно работали на уроке, поняли тему урока, можете поделиться своими знаниями с другими, то поднимите значок «Знайка», а если вы не усвоили материал, на уроке было неинтересно, то поднимите  значок «Незнайка».

- А вот ваш сюрприз.

VII. Домашнее задание.

- Работа по карточкам:

Спиши. Вставь вместо точек в скобках имена и фамилии авторов, которые придумали истории этих замечательных героев. Подчеркните большую букву в именах собственных.

  1. Вера и Анфиса(…).  2. Дядя Стёпа (…).  3. Буратино, Мальвина, Пьеро (…).  4. Доктор Айболит, собака Авва, обезьяна Чичи (…).

Слова для справок: Алексей Толстой, Эдуард Успенский, Корней Чуковский, Сергей Михалков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

Конспект урока "Заглавная буква в именах сказочных героев"

Учащиеся научатся писать имена сказочных героев с заглавной буквы; применять полученные знания при выполненнии нестандартных заданий....

"Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Словарная работа. Упражнение в правописании имен сказочных героев.Работа по учебникуЭлементы повышенного уровня изучаемого материала.Отгадывание кроссвордов, загадок и правильного написания отгадок....

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»

Цель:обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

«Заглавная буква в именах сказочных героев»

Цель: сформировать умение писать имена сказочных героев с заглавной буквы...