Рабочая программа по русскому языку 2 класс.Учебник Т.Г.Рамзаева.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (по Рамзаевой Т.Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_2_klass_ramzaeva_t.g.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012; базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; учебного плана МС(К)ОУ С(К)ОШ №8, программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» (Программа для общеобразовательных учреждений (1-4 классы), 2 класс.
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (для 2 класса в 2 частях). М., Дрофа, 2011.
На русский язык отведено 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.
Цели и задачи:
Цель:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
- развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формировать у детей чувство языка;
- воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщать необходимые знания и формировать умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание программы.
Образовательный компонент.
Основными разделами программы являются:
«Фонетика и графика» (звуки и буквы)
«Морфология»
«Лексика»
«Речевое развитие»
«Орфография»
«Чистописание»
Фонетика и графика Основными понятиями, умениями и навыками в этой области учащиеся овладевают уже в букварный период. Во втором классе учащиеся получают более глубокие сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, делают звукобуквенный анализ слов.
В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.).
Цель этой части программы — на основе звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления
действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха второклассников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.
Морфология (части речи). Части речи. Лексическое значение, употребление в предложении частей речи:
имя существительное;
имя прилагательное;
глагол;
предлог
Лексика. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом планах. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.
Речевое развитие. Развитие речевой активности и обогащение мотивов речевой деятельности второклассников, развитие интуитивного владения детьми родным языком, осознанным отношением к нему как предмету познания. Формирование понимания того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем грамматический и коммуникативный смысл интонационной стороны речи; углубление и развитие чувства языка.
Орфография. Знакомство с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционный, или исторический, основанными на запоминании (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу): морфологический (общие для родственных слов значимые части — морфемы сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетический (написание соответствует установке «пиши, как слышишь»).
Чистописание. Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
Содержание образования.
Наша речь (4 ч) |
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. |
Текст (3 ч) |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. |
Предложение (8 ч) |
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. |
Слова, слова, слова… (10ч) |
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. |
Звуки и буквы (59 ч) |
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). |
Части речи (48 ч) |
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги. |
Повторение.
Календарно-тематическое планирование.
4 часа в неделю. Всего 136 часов.
№ | Дата | Тема |
1 | Текст и предложения в нашей речи. Слово и предложение- единицы речи. | |
2 | Слово и слог. Гласные и согласные звуки. | |
3 | Деление слов на слоги. Звуковой и слоговой состав слова. | |
4 | Речь в жизни человека. Речь устная и письменная. | |
5 | Выделение предложений в устной и письменной речи. | |
6 | Звуки речи. Буквы. | |
7 | Гласные и согласные звуки. | |
8 | Гласные звуки и буквы. | |
9 | Слова с буквой Э в начале слова. | |
10 | Письменные ответы на вопросы к тексту. | |
11 | Слова-приветствия. | |
12 | Согласные звуки и буквы. | |
13 | Согласный звук и буква Й. | |
14 | Диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе». | |
15 | Работа над ошибками. | |
16 | Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ, ШИ. | |
17 | Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. | |
18 | Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
19 | Слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ. | |
20 | Обобщающий урок «Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ. | |
21 | Проверочная работа № 1.«Гласные И, А, У после шипящих». | |
22 | Работа над ошибками. | |
23 | Слово и слог. | |
24 | Деление слов на слоги. | |
25 | Перенос слов. | |
26 | Перенос слов. | |
27 | Перенос слов с буквой –й- в середине. | |
28 | Диктант №2 . «Гласные И, А, У после шипящих.» | |
29 | Работа над ошибками. | |
30 | Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения. | |
31 | Общее понятие о главных членах предложения. | |
32 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | |
33 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое | |
34 | Текст, связная речь | |
35 | Общее понятие о тексте. Контрольное списывание № 1. | |
36 | Виды текстов: повествование, описание, рассуждение | |
37 | Структурные части текста-повествования | |
38 | Изложение№1 | |
39 | Работа над ошибками. | |
40 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами. | |
41 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | |
42 | Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. | |
43 | Правописание и перенос слов с Ь. | |
44 | Проверочная работа №2 «Обозначение мягкости согласных». | |
45 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о Ь как показателе мягкости согл. |
46 | Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости. | |
47 | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. | |
48 | Способ проверки парных согласных на конце слова. | |
49 | Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слов. | |
50 | Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слов.. | |
51 | Ударение. Ударный и безударный слог. | |
52 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. | |
53 | Особенности проверочного слова. | |
54 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. | |
55 | Связь между предложениями в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. | |
56 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение. | |
57 | Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными. | |
58 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. | |
59 | Диктант №3 по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова». | |
60 | Работа над ошибками | |
61 | Понятие о разделительном Ь. | |
62 | Сопоставление Ь показателя мягкости согласного и разделительного Ь. | |
63 | Упражнения в написании слов с разделительным Ъ. | |
64 | Упражнения в написании слов с разделительным Ъ. | |
65 | Контрольное списывание №2. | |
66 | Слова, в которых пишутся удвоенные согласные. | |
67 | Слова, в которых пишутся удвоенные согласные. | |
68 | Перенос слов с двойными согласными. | |
69 | Слово и предложение. | |
70 | Изложение №2 | |
71 | Работа над ошибками. | |
72 | Понятие о словах, называющих предметы. | |
73 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные. | |
74 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | |
75 | Заглавная буква в именах собственных | |
76 | Заглавная буква в именах собственных. | |
77 | Обобщение знаний об имени существительном. Контрольное списывание. | |
78 | Изложение №3 | |
79 | Работа над ошибками. | |
80 | Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное» | |
81 | Понятие о словах, обозначающих действие предмета. | |
82 | Глаголы в единственном и множественном числе. | |
83 | Употребление глаголов в разных временных формах. | |
84 | Употребление глаголов в разных временных формах. | |
85 | Составление рассказа по картинкам. | |
86 | Работа над ошибками. | |
87 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | |
88 | Упражнения в употреблении глаголов в речи. | |
89 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов. | |
90 | Различие слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое? | |
91 | Различие слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое? | |
92 | Различие прилагательных в единственном и множественном числе. | |
93 | Прилагательные- антонимы. | |
94 | Употребление прилагательных в речи. | |
95 | Обобщение знаний об изученных частях речи. | |
96 | Обобщение знаний об изученных частях речи. | |
97 | Закрепление изученного об имени прилагательном | |
98 | Диктант №4 по теме «Части речи» | |
99 | Работа над ошибками. | |
100 | Предлог как слово и его роль в речи. | |
101 | Раздельное написание предлогов со словами. | |
102 | Единообразное написание предлогов. | |
103 | Обобщение знаний о предлоге. | |
104 | Проверочная работа №4 по теме «Предлог». | |
105 | Общее понятие о родственных словах. | |
106 | Признаки однокоренных слов. | |
107 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | |
108 | Сочинение по картине и опорным словам. | |
109 | Работа над ошибками. | |
110 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | |
111 | Обобщение изученного об однокоренных словах. | |
112 | Способы проверки безударных гласных в корне. | |
113 | Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. | |
114 | Проверка безударных гласных в корне. | |
115 | Упражнения в написании безударных гласных в корне. | |
116 | Упражнения в написании безударных гласных в корне. | |
117 | Закрепление изученного о безударных гласных. | |
118 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | |
119 | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне. | |
120 | Изложение №4 по опорным словам. | |
121 | Работа над ошибками. | |
122 | Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. | |
123 | Проверочная работа№5 «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова». | |
124 | Работа над ошибками. | |
125 | Главные члены предложения. Связь слов в предложении. | |
126 | Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. | |
127 | Обобщение знаний об алфавите. | |
128 | Правописание слов с разделительным –ь-. | |
129 | Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | |
130 | Повторение об изученных частях речи. | |
131 | Диктант№5. «Повторение пройденного во 2 классе». | |
132 | Работа над ошибками. | |
133 | Правописание безударных гласных, парных согласных в корне. | |
134 | Правописание безударных гласных, парных согласных в корне. | |
135 | Повторение об изученных частях речи | |
136 | Урок-игра . |
Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя | Для учащихся |
Т.Г.Рамзаева «Русский язык». Учебник 2 класс. Части 1 и 2. Методическое пособие «Русский язык. 2 класс.Книга для учителя» Справочник «Русский язык в начальной школе». | Т.Г.Рамзаева «Русский язык». Учебник 2 класс. Части 1 и 2. Упражнения по русскому языку: 2 класс/ Е.М.Тихомирова. М.,Экзамен, 2010г. |
Коррекционный компонент.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Воспитательный компонент.
На уроках русского языка решаются следующие воспитательные задачи:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Контроль уровня обученности.
Диктанты.
№ | Тема | Дата |
1 | Повторение пройденного в 1 классе. | |
2 | Гласные И, А, У после шипящих. | |
3 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |
4 | Части речи. | |
5 | Повторение пройденного во 2 классе. |
Изложения.
№ | Тема | Дата |
1 | Правда всего дороже. | |
2 | Лиса. | |
3 | Ёжик. | |
4 | Кошка и котята. |
Контрольные списывания.
1 | Знаки препинания в конце предложения. | |
2 | Написание слов с разделительным ъ. | |
3 | Заглавная буква в именах собственных. |
Достижения обучающихся.
К концу обучения во втором классе обучающиеся должны знать:
-звуки речи;
-изученные части речи, их лексические признаки;
-признаки простого предложения, главных членов предложения.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
-буквы и звуки;
-гласные и согласные звуки;
-гласные ударные и безударные;
-согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог
-виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные);
-виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
-грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
Обучающиеся должны уметь:
-делить слова на слоги;
-соотносить число звуков с числом букв в словах;
-находить ударный слог; переносить слова;
-различать однокоренные слова и формы слова;
-различать предлоги;
-устанавливать связи между словами в предложении;
-разборчиво и аккуратно списывать и писать под диктовку текст с изученными правилами графики, орфограммами.
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения Протокол от_________2014 года №______ Председатель ШМО _________/_____________/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____________/…………….../ «_____»_____________20 _____года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой
Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности....
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Т.Г.Рамзаева
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и содержит пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Учебник Т.Г. Рамзаевой
Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Рамзаевой Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Т. Г. Рамзаева
Рабочая программа по русскому языку.1 класс. Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Т.Г. Рамзаева УМК Школа России
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Т.Г. Рамзаева УМК Школа России...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.Г.Рамзаевой 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы Т.Г.Рамзаевой (Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 1-4 классы. Программа для об...