Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 39 имени героя Советского Союза А.А.Рогожина
Рабочая программа
по русскому языку, 2 класс
предмет, класс (параллель)
Кораблина Е.В.
Ф.И.О. учителя
Тула, 2015 -2016 уч.год
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 2 класса
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.
Сведения о программе.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы «Русский язык» 2 класс Т.Г. Рамзаевой (М.: «Дрофа», 2011), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО и составляет учебно-методический комплекс «Законченная линия» Т.Г. Рамзаевой.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цели изучения русского языка:
• создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
• заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
• сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
• средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
• обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
• овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
• усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам¬матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
• формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя¬тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись¬менной форме;
• обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова¬рями разных типов;
• эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь¬ника;
• пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Технологии обучения.
Рабочая программа по «Русскому языку» предусматривает использование на уроках следующих технологий:
- технология деятельностного метода;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- личностно-ориентированного обучения;
- ИКТ;
- поисково-исследовательские методы.
Структура программы (пояснительная записка, место курса в учебном плане, результаты изучения курса, содержание курса, тематическое планирование учебного материала (Речь (7 ч), Звуки речи. Буквы. Слог (48 ч), Предложение (15 ч), Слово (60 ч), Текст. Связная речь (25 ч), Повторение изученного за год (15 ч) ), требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, календарно-тематическое планирование.
Описание места учебного предмета.
Во 2-ом классе на уроки русского языка отводится по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели на год).
Контрольных диктантов – 9
Контрольных списываний – 4
Проверочные работы - 2
Тесты - 9
Обучающие изложения - 7
Обучающие сочинения – 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Предметные результаты и общеучебные умения и навыки.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
• названия букв русского алфавита;
• признаки гласных и согласных звуков;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• правила переноса слов.
и уметь:
• каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
• делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
• обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;
• писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
• писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
• правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз);
• правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, окно);
• писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
• писать слова с разделительным мягким знаком;
• писать слова с непроверяемым написанием, данные в программе 2 класса;
• писать раздельно предлоги со словами;
• производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
• правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
• различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;
• устанавливать связь слов в предложении из 3—4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
• составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
• употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
• определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
• делить сплошной текст на предложения (3—4 предложения);
• устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
• писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
• составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
• употреблять при записи текста красную строку.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
В ходе обучения русскому языку у учащихся 2 класса формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности: формирование ценностных и мировоззренческих установок, формирование интереса и познавательных потребностей, становление структуры их учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности при сочетании социальных, учебно-познавательных и внешних мотивов на основе положительного отношения к школе и учению;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, анализа причин успеха, результата и внешних оценок своей деятельности (со стороны учителя, товарищей, родителей);
• ценностно-смысловые установки, отражающие личностные качества и социальные компетентности.
Метапредметные результаты:
• познание окружающей действительности через овладение системой родного языка;
• становление общеучебных интеллектуальных умений (анализ, обобщение, классификация, установление аналогий) и других познавательных универсальных действий (поиск, переработка и отправление информации);
• формирование умений, связанных с информационной культурой (чтение, письмо, эффективная работа с учебной книгой, справочной литературой);
• формирование регулятивных универсальных действий (целеполагание, ориентировка, планирование, коррекция, волевая саморегуляция, контроль и оценка), которые могут формулироваться учащимися в громкоречевой и умственной форме благодаря освоению основных языковых единиц;
• осознание богатства языка, умелое использование языка для эффективного общения, как устного, так и письменного;
• развитие компетенций, позволяющих адекватно использовать речевые и языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой общения, ориентироваться в ситуации общения;
• формирование коммуникативных умений происходит в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.
Предметные результаты:
• овладение различными видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);
• усвоение основ знаний (в соответствии с программой для 2 класса) из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка);
• формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме.
Методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык» в двух частях для 2 класса Рамзаевой Т.Г. (М., «Дрофа», 2012).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | Дата | Содержание (тема урока) | Характеристика деятельности учащихся |
I четверть. (9 недель – 45 часов)
|
|
| Повторяем то, что знаем, что умеем, понимаем. (5ч) |
|
1
|
| Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. Текст и предложение в нашей речи. | - Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, тест; определять их роль в речи.
- Сравнивать, различать языковые единицы.
- Объединять в группы языковые единицы.
- Давать определение основным языковым единицам.
- Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.
|
2 |
| Слово и предложение – единицы речи. |
3
|
| Слово и слог. Гласные и согласные звуки. |
4
|
| Упражнение в делении слов на слоги и четком произношении слов. |
5
|
| Звуковой и слоговой состав слова. |
|
| Речь. (4ч) |
|
6 |
| Речь в жизни человека. | - Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их.
- Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью.
- Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему.
- Правильно оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершенности).
|
7 |
| Речь устная и письменная. Словарный диктант. |
8 |
| Выделение предложений в устной и письменной речи. |
9
|
| Выделение предложений в устной и письменной речи. Объяснительный диктант. |
|
| Звуки и буквы. (8ч) |
|
10 |
| Особенности звуков и букв. | - Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).
- Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твердые – мягкие, звонкие – глухие).
- Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.
- Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв.
- Орфографически верно писать слова с буквой э.
- Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук.
- Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.
- Употреблять слова речевого этикета.
|
11 |
| Гласные и согласные звуки. |
12
|
| Гласные звуки и буквы, которые их обозначают. |
13 |
| Слова с буквой э. |
14
|
| Обучающее изложение текста по вопросам. |
15
|
| Согласные звуки и буквы, которые их обозначают. |
16
|
| Согласный звук [й’] и буква й. Словарный диктант. |
17
|
| Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения. Речевой этикет. Слова-приветствия. |
|
| Гласные буквы и, а, у после шипящих. Сочетания чн, чк. ( 12ч) |
|
18
|
| Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Написание слов с сочетаниями жи, ши. | - Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нщ.
- Объяснять, почему эти написания являются традиционными.
- Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами.
- Группировать слова по типу орфограммы.
- Составлять устные монологические высказывания.
- Употреблять слова речевого этикета.
|
19
|
| Правописание слов с сочетаниями жи, ши. |
20
|
| Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. |
21
|
| Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста. |
22 |
| Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. |
23
|
| Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Предупредительный диктант. |
24
|
| Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Речевой этикет. Слова-прощания. |
25 |
| Слова с сочетаниями чн, чк. |
26
|
| Правописание слов с сочетаниями чн, чк, чт, щн, нщ. |
27
|
| Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт, щн, нщ». Словарный диктант. |
28
|
| Контрольный диктант №1 по теме «Правописание гласных после шипящих». |
29
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение изученного по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт, щн, нщ». |
|
| Алфавит. (2ч) |
|
30
|
| Алфавит, или азбука. Сопоставление произношения звука и названия буквы. | - Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке.
- Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками.
- Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации.
- Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.
|
31
|
| Практическое значение алфавита.
|
|
| Слово и слог. Перенос слов. (7ч) |
|
32 |
| Слово и слог. | - Объяснять принцип деления слов на слоги.
- Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ слов самостоятельно по предложенному алгоритму.
- Определять количество слогов в слове.
- Переносить слова по слогам.
- Делить на части для переноса слова с буквами й и ь.
|
33 |
| Виды слогов. Деление слов на слоги. |
34
|
| Изложение зрительно воспринятого текста по вопросам. |
35
|
| Упражнение в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными. |
36 |
| Перенос слов. |
37
|
| Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквами й и ь в середине слова. |
38
|
| Перенос слов. Объяснительный диктант. |
|
| Предложение и текст. (12ч) |
|
39 |
| Предложение как единица речи. | - Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи.
- Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
- Находить в предложении главные члены.
- Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.
|
40
|
| Знаки препинания в конце предложения. Смысловое ударение. Словарный диктант. |
41
|
| Общее понятие о главных членах предложения. |
42
|
| Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. |
43
|
| Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». |
44
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. |
45
|
| Повторение материала по теме «Предложение». |
II четверть. (7 недель – 35 часов)
|
46 |
| Общее понятие о тексте. | - Определять тему текста, подбирать заглавие.
- Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя).
- Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
- Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы.
- Составлять текст заданного типа.
- Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему.
- Писать изложение текста в 30-45 слов (с использованием вопросов).
|
47
|
| Общее понятие о тексте. |
48
|
| Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста. |
49
|
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме «Предложение и текст». |
50
|
| Составление рассказа по картинкам. Изложение по плану и опорным словам. |
|
| Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме. (9ч) |
|
51
|
| Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами. | - Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и.
- Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости.
- Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и.
|
52
|
| Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. |
53
|
| Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. |
54
|
| Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. |
55
|
| Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается мягким знаком и не обозначается. Словарный диктант. |
56
|
| Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается мягким знаком и не обозначается. |
57
|
| Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. |
58
|
| Контрольный диктант №3 по теме «Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме». |
59
|
| Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине. |
|
| Звонкие и глухие согласные звуки. (5ч) |
|
60 |
| Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости. | - Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.
- Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова).
- Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить.
- Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.
|
61
|
| Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. |
62
|
| Способ проверки парных согласных на конце слова. |
63
|
| Способ проверки парных согласных на конце слова. Словарный диктант. |
64
|
| Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание. |
|
| Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. (12ч) |
|
65
|
| Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударный и безударный слог. | - Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги.
- Работать с орфоэпическим словарем, объяснять его назначение.
- Находить в тексте слова с безударными гласными в корне.
- Находить в слове и объяснять орфограмму.
- Использовать алгоритм проверки орфограммы.
- Подбирать проверочные слова.
- Находить слова с непроверяемыми написаниями и объяснять орфограмму.
- Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений.
- Работать с орфографическим словарем.
- Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.
- Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
- Употреблять слова речевого этикета.
|
66
|
| Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. |
67
|
| Особенности проверочного слова. Сильная и слабая позиция гласного звука. Речевой этикет. Слова благодарности. |
68
|
| Проверка безударных гласных в двусложных словах. |
69
|
| Связь между предложениями в тексте. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. |
70
|
| Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение. Объяснительный диктант. |
71
|
| Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными. Словарный диктант. |
72
|
| Написание слов с безударными гласными. Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста. |
73
|
| Административный контрольный диктант. |
74
|
| Работа над ошибками. Написание слов с безударными гласными. |
75 |
| Сочинение-описание предмета. |
76
|
| Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с безударными гласными. |
|
| Разделительный мягкий знак. (4 ч) |
|
77
|
| Понятие о разделительном мягком знаке. | - Наблюдать за употреблением разделительного мягкого знака.
- Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком)
- Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.
- Различать слова с разделительным мягким знаком и без него.
- Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак.
|
78
|
| Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. |
79
|
| Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласных. Словарный диктант. |
80
|
| Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласных. |
III четверть. (10 недель – 50 часов)
|
|
| Двойные согласные. (3ч) |
|
81
|
| Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы. | - Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных).
- Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.
|
82 |
| Перенос слов с двойными согласными. |
83
|
| Перенос слов с двойными согласными. |
|
| Слово и предложение. Имя существительное. (14ч) |
|
84
|
| Слово и предложение. Части речи и члены предложения. | - Находить основание для классификации слов.
- Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное.
- Осознанно употреблять заглавную букву при написании имен собственных.
- Придумывать и записывать слова – имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название.
- Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи).
- Выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка.
- Определять число имен существительных
|
85
|
| Понятие о словах, называющих предметы (имена существительные). Словарный диктант. |
86
|
| Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? (одушевленные и неодушевленные существительные). |
87
|
| Изложение зрительно воспринятого текста по плану и опорным словам. |
88
|
| Работа над ошибками. Связь слов в предложении по смыслу. |
89
|
| Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Повторение правописания слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, чк, чн. |
90
|
| Обобщение знаний об именах существительных. Повторение изученных правил написания слов. |
91
|
| Заглавная буква в собственных именах существительных (именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Сравнение имен собственных и нарицательных. |
92
|
| Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных. Предупредительный диктант. |
93
|
| Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных. |
94
|
| Изложение по вопросам с дополнением текста. |
95
|
| Работа над ошибками. Повторение изученных правил написания слов. Словарный диктант. |
96
|
| Обобщение знаний о написании имен собственных. |
97
|
| Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное». |
|
| Глагол. (9ч) |
|
98
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах). Роль глаголов в тексте. | - Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия.
- Определять число глаголов.
- Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.
- Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.
|
99
|
| Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? (глаголы в единственном и во множественном числе) |
100
|
| Глаголы в единственном и во множественном числе. |
101 |
| Употребление глаголов в разных временных формах. |
102
|
| Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по готовому плану. |
103
|
| Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по готовому плану. |
104
|
| Упражнения в употреблении глаголов в речи. Распространение сказуемого словами, выражающими пространственные отношения (где? куда? откуда?) Словарный диктант. |
105
|
| Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение. |
106
|
| Глаголы речи. Диалог. Закрепление изученного материала по теме. Объяснительный диктант. |
|
| Имя прилагательное. (9ч) |
|
107
|
| Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имя прилагательное). | - Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными.
- Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного.
- Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.
- Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.
|
108
|
| Различие слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? |
109 |
| Различие прилагательных в единственном и во множественном числе. |
110
|
| Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи. |
111
|
| Прилагательные-синонимы. Употребление прилагательных в речи. |
112
|
| Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов. |
113 |
| Контрольное списывание. |
114
|
| Изложение текста, воспринятого на слух, по опорным словам. |
115
|
| Работа над ошибками. Редактирование текста. |
|
| Предлог. (6ч) |
|
116 |
| Предлог как слово и его роль в речи. | - Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.
- Выбирать предлоги согласно литературным нормам.
|
117
|
| Раздельное написание предлогов со словами. Словарный диктант. |
118
|
| Единообразное написание предлогов независимо от их произношения. |
119
|
| Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста. Восстановление деформированного текста. |
120
|
| Речевой этикет. Слова благодарности, просьбы, извинения. |
121
|
| Проверочная работа по темам «Предложение» и «Части речи». |
|
| Родственные (однокоренные) слова. (9ч) |
|
122
|
| Работа над ошибками. Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. Корень как общая часть родственных слов. | - Находить корень слова путем сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи).
- Объяснять лексическое значение корня.
- Различать корни с омонимичным значением.
- Доказывать родство слов, объяснять общность значения.
|
123 |
| Признаки однокоренных слов. |
124
|
| Упражнение в подборе однокоренных слов. |
125
|
| Единообразное написание корня в однокоренных словах. Словарный диктант. |
126
|
| Контрольный диктант № 6 «Однокоренные слова» |
127
|
| Работа над ошибками. Единообразное написание корня в однокоренных словах. |
128
|
| Сочинение по картинке и опорным словам. |
129
|
| Работа над ошибками. Повторение изученных правил. |
130 |
| Резервный урок. Повторение изученных правил. |
IV четверть. (8 недель – 40 часов)
|
|
| Безударные гласные в корне. (5ч) |
|
131
|
| Способы проверки безударных гласных в корне. | - Применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
- Проверять правильность обозначения безударных гласных в корне слова путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
- Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня.
|
132
|
| Распознавание проверочных и проверяемых слов. Подбор однокоренного проверочного слова. |
133 |
| Проверка безударных гласных в корне. |
134
|
| Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант. |
135
|
| Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Предупредительный диктант. |
|
| Парные звонкие и глухие согласные в корне.(7ч) |
|
136
|
| Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. | - Применять алгоритм проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.
- Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
- Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня.
|
137
|
| Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путем подбора однокоренных слов. |
138
|
| Изложение текста по опорным словам. |
139
|
| Работа над ошибками. Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. |
140
|
| Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. |
141
|
| Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. |
142
|
| Контрольный диктант №7 по теме «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне». |
|
| Предложение. (6ч) |
|
143
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | - Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.
- Составлять предложения, разные по цели высказывания.
- Находить в предложении главные члены.
- Строить предложения, адекватно выражая основную мысль.
- Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом.
- Сравнивать записанный текст с образцом.
- Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.
|
144
|
| Связь слов в предложении. Словарный диктант. |
145 |
| Сочинение по серии картинок и началу. |
146
|
| Работа над ошибками. Упражнения в установлении связи слов в предложении. |
147
|
| Смысловая связь между предложениями в тексте. |
148
|
| Контрольное списывание. |
|
| Повторение. (22ч) |
|
149
|
| Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. |
|
150 |
| Свободный диктант. |
151 |
| Обобщение знаний об алфавите. |
152
|
| Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. |
153
|
| Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
154
|
| Обобщение правил переноса слов с мягким знаком и буквой й в середине слова. |
155
|
| Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Словарный диктант. |
156 |
| Слова с сочетаниями чн, чк, щн, нщ, чт. |
157
|
| Сочинение по серии картинок и готовому плану. |
158
|
| Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
159
|
| Повторение сведений о словах, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов. |
160
|
| Обобщение знаний об имени существительном, прилагательном, глаголе. |
161
|
| Изложение текста по вопросам, коллективно подобранным опорным словам. |
162 |
| Работа над ошибками. |
163
|
| Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком, с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт. |
164
|
| Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова. |
165
|
| Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова. Словарный диктант. |
166
|
| Административный контрольный диктант. |
167
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
168 |
| Обобщение знаний по курсу «Русский язык». |
169 |
| Резервные уроки. |
170 |
| Резервные уроки. |