Технологическая карта урока по теме "Глаголы - исключения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

На данном уроке обучающиеся знакомятся с глаголами-исключениями в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_glagoly_isklyucheniya.docx322.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          

Технологическая карта

урока  русского языка в 4  классе    по программе Л. В. Занкова

(автор учебника А. Полякова)

Учитель: Касимова Айгуль Масхудовна

Тема: Глаголы – исключения.

Тип урока: освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: компьютерная презентация,  таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов» ,учебник русского языка, карточки с заданием

                                                                                   

                                                                                 

   

                                         Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Вид урока

Урок по проблемно – диалоговой технологии.

Цель

познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения

Задачи

Образовательные: Формировать представление  о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: 

Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения,  Iспряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник «Русский язык» автор Полякова А.В.,  

- презентация

- тетрадь

- карточки с заданиями

- памятка-стихотворение

-таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности )

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-  способствовать формированию положительной учебной мотивации

Приветствуют учителя, проверяют

свою готовность к

уроку. Слушают. Высказывание учащихся

Обсуждают, выдвигают гипотезы.

Записывают фразеологизм в тетрадях.

-Прочитайте народную мудрость

ЧЕМУ НЕ ГОРЕТЬ, ТОГО НЕ ЗАЖЕЧЬ.

-Объясните смысл пословицы?

(Отдаваться полностью, отдавать все силы)

-Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок.

-Какое сегодня число?

-Проговорите по слогам первое слово?

Проговорите по слогам второе слово?

Запиши число, классная работа.

- Ребята, прочитайте выражения.

Держать в ежовых рукавицах.

-Как понимаете смысл выражения.

-Как называют такие выражения?

(фразеологизмы)

-Что такое фразеологизмы?

(устойчивые выражения)

Приведите примеры знакомых вам фразеологизмов?

(не вешать нос, сесть в галоши и т.д)

- Объясните смысл  этих фразеологизмов.

-А теперь запишем выражение в тетрадях, правильно выполняя соединения букв.

Личностные:

- формирование положительной  учебной мотивации ,эмоциональной отзывчивости, понимание значение

знаний для человека

-умение организовывать свое рабочее место

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

Строят  монологические  высказывания,  участвуют  в  учебном  диалоге

II. Актуализация знаний. и постановка учебной задачи

 Цель:

-актуализировать знания по теме глагол

Записывают слова.

Обсуждают, выдвигают гипотезы. доказывают свое мнение,учатся слышать собеседника

Образовывают от существительных глаголы в неопределенной форме, записывают их определяют окончание ,выделяют его

Проверяют правильность выполненного задания Самопроверка

Организует деятельность обучающихся.

 - Спишите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.

Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, гон…шь, бега…шь

- На какие группы распределили? (глаголы 1 и 2 спр.)

П р о в е р к а.

I спр.

 

 II спр.

помогаешь

 

 ловишь

болеешь

 

 возишь

жалеешь

 

 красишь

роешь

 

 ходишь

бегаешь

 

 гонишь

- Как вы определили спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)

- Образуйте глаголы неопределенной формы.

П р о в е р к а.

I спр.

 

 II спр.

помогать

 

 ловить

болеть

 

 возить

жалеть

 

 красить

рыть

 

 ходить

бегать

 

 гнать

-

Познавательные  УУД: 

-классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку);

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

-формулирование темы и цели урока

Коммуникативные УУД: 

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-владение монологической и диалогической формами речи

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.(алгоритм)

Выдвигают гипотезы. доказывают свое мнение,учатся слышать собеседника, делают вывод, что это глаголы-исключения, объясняют почему их так назвали

Уточняют тему и цели урока

Вспоминают правила работы на уроке

Выводят правило

 

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило(алгоритм).

Что вы заметили? (Глагол гнать оканчивается на –ать, а записан во вторую группу)

- Как называются такие глаголы? (Глаголы – исключения)

- Какой глагол нам уже встречался? (Видишь – видеть)

- К какому спряжению он относится? (видишь ко 2 спр.)

- Почему этот глагол является исключением из правила? (суффикс неопределенной формы относится к 1 спр., а у глагола окончание 2 спр.)

П о с т а н о в к а учебной задачи.

- Сегодня мы познакомимся  с глаголами-исключениями. Наша задача – выяснить, к какому спряжению они относятся, постараться их запомнить.

- Как вы думаете, почему необходимо знать и уметь их правильно распознавать? (Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов)?

Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать:

Сначала подумаю, потом скажу. Не стыдись ошибиться, стыдись не учиться. Знаешь сам, помоги товарищу. Учись слушать, научишься и говорить.

А что делать ,если забудете это правило,где его можно найти?

Давайте убедимся. что это правило есть в учебнике .Откройте учебник " на странице 109.

б)Работа с учебником (правило)(чтение правила детьми)

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в учебнике

Личностные УУД

Желание участвовать в творческом процессе

Коммуникативные УУД:

Умение

работать

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Выполняют движения под музыку.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок , на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Личностные УУД

Снятие утомляемости .напряжения ,поддержание эмоционального настроя

 IV.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.

Спрягают глаголы исключения.

Работа а группах

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

-Для закрепления нового материала, мы выполним задание.

1  Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд                                2 ряд                       3 ряд

Смотреть                    слышать                  стелить

(Проверка на доске)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Ребята откройте, пожалуйста, учебники и прочитайте правило на с.108.

Опираясь   на правило выполните задания в группах. Задание читаете с партнером по плечу, а обсуждаем его с партнером по лицу. Начинаем работать

1 группа:

-Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать,  дышать, читать

Гореть,   смотреть,  петь,  лететь

Ходить,   чистить,  брить,  купить

Терпеть, пашешь, строишь, колешь.

.

-Чему учились, выполняя это задание?

(находить глаголы – исключения, уметь определять спряжение глаголов)

2 группа

Выполните упр. 154.

Прочитайте. Выпишите в столбик выделенные глаголы, отделяя черточкой окончание. Укажите спряжение.

3 группа

- Образуйте однокоренные слова.

У- гнать (угнать, пригнать, отогнать, догнать, согнать, погнать, нагнать)

При- держать (удержать, придержать, додержать, сдержать, подержать, поддержать)

От (ото)- слышать (услышать)

До- дышать (подышать, надышать,)

С (Со)- видеть (увидеть)

По-

На-

О-

Под-

- Запишите полученные слова,  

4 группа

Составить предложения или даже текст с глаголами-исключения

 - А сейчас проверим выполненные Вами работы. Партнер а читает задание, партнер в читает ответ

-Проспрягайте по числам и лицам

 (слайд  )

2вариант – глагол ДЫШАТЬ; Слышать, гнать.

1 вариант – глагол ВИДЕТЬ, смотреть, гнать.

(дети самостоятельно спрягают глаголы)

Един.число:

1-е дышу       вижу       слышу        гоню       смотрю

2-е дышишь   видишь  слышишь   гонишь   смотришь

3-е дышит   видит        слышит      гонит       смотрит

Множ.число:

1-е дышим  видим        слышим      гоним      смотрим

2-е дышите   видите     слышите     гоните      смотрите

3-е дышат   видят         слышат        гонят        смотрят

-Проверьте себя!

-У кого без ошибок, поднимите руки!

-Прочитайте вторую часть задания?

-Что предлагают нам сделать?

(заучить глаголы-исключения)

-Прочитайте хором глаголы – исключения.

-Ребята, для того чтобы нам легче заучить глаголы – исключения предлагаю вам стихотворение:

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая  брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -е- спрягать нельзя!

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

- Кто попробует его рассказать?

Личностные УУД

Умение оценивать результат собственной деятельности при работе в парах

Коммуникативные УУД:

Умение работать в парах

Познавательные УУД

Анализ выбора написания безуд. личного окончания глагола,обосновывать свое мнение

Личностные УУД

Умение оценивать результат собственной деятельности

Регулятивные УУД

Умение оценивать результаты своей работы . вносить коррективы в действия после их завершения ,на основе сделанных ошибок,правильность выполнения задания

Познавательные УУД

Умение определять последовательность действий

V. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

Выводят  алгоритм «чтобы определить спряжение глаголов  нужно….»

- Достигнуты ли  были эти цели?

-Какие глаголы –исключения отнесём к 1 спряжению?

-Какие отнесём ко 2 спряжению?

-Поднимите руки, кто «горел» сегодня на уроке

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»),

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе.

VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение, правило на стр.109, стр. 110 упр.156.

Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз

Цель: отдых и снятие напряжения с глаз

Делают самооценку своей деятельности  и  оценку деятельности одноклассников

Выполняют движения ,Интерактивная физкультминутка

В середине урока (когда уч-ся устали)

Организует рефлексию Подумайте еще раз над вопросами и …

– Над какой темой работали?

– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.

                            

С

К

ПодумПодумайтейте!!Кому бы вы хотели сказать спасибо,и з за что что

Кому        

н

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Личностные УУД

Снятие утомляемости .напряжения ,поддержание эмоционального настроя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

Тип урокаОсвоение новых знаний.Вид урокаУрок по проблемно – диалоговой технологии....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Глаголы- исключения.

Урок закрепления знаний. Критериальное оценивание....

Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы-исключения" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с глаголами-исключениями.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;2. развивать умение определять с...