Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса на 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи по "Букварю" Т.М.Андриановой (1 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_-_programma_2015-2016_uch._god.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по обучению грамоте для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по обучению грамоте
Концепция
Рабочая программа по обучению грамоте и развитию речи по "Букварю" Т.М.Андриановой (1 класс) разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с рекомендациями Примерной программы по учебному предмету «Обучение грамоте и развитию речи» по "Букварю" Т.М.Андриановой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
со спецификой авторской программы "Обучение грамоте и развитие речи по "Букварю" Т.М.Андриановой.
Программа: Планета Знаний. Обучение грамоте. Т.М. Андрианова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Автор: Т.М. Андрианова.
Название: Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)
Место издания и год: М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Обоснованность
При отборе содержания курса «Обучение грамоте и развитие речи» учитываются не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т.д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности (слушания, говорения, чтения). Коммуникативная направленности обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, так как именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовного-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности обучающихся. В учебных пособиях предлагаются задания на развитие способности детей самостоятельно работать с различными речевыми моделями и схемами, таблицами букв, алфавитной лентой, материалами тренинговых страниц, именуемых в учебнике «Читальным залом». Развитие эмоциональной и духовно-нравственной сфер детей происходит в процессе слушания и обсуждения детских книг, совместной деятельности по подготовке заданий, предусмотренных учебными пособиями. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение звуков, слогов, слов, предложений, на выявление их существенных признаков, группировку и обобщение.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки обучающихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает в задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний не в стандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от обучающихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности обучающихся, которая предполагается по завершению каждого из двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору обучающихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями). В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В данной программе выделены основные требования к уровню заданий и умений обучающихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть обучающихся к концу периода обучения грамоте. Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми обучающиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебник, рабочую тетрадь, прописи и методические рекомендации для учителя.
Образовательная область
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Место и роль курса
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования
Программа Обучение грамоте рассчитана на 207 учебных часов.
- по «Букварю» - 92 часа, 4 часа в неделю: подготовительный (добуквенный) период (14 часов) и основной (букварный) период (78 часов)
- по «Прописям» - 115ч – 5ч в неделю. (добуквенный) период (18 часов) и основной (букварный) период (87 часов) . Закрепление изученного 7 часов
Цели, задачи учебного предмета
Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:
- помочь обучающимся овладеть механизмом чтения и письма;
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литература, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для обучающихся уровне при решении следующих задач.
1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучению чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой и согласного звука.
В обучении грамоте выделяется два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительного расширить объём доступного для чтения материала.
Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечивают:
- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;
- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребёнка к прочитанному.
Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение над словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Обучающимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогут развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у обучающихся ведущих приёмов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.
В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомство обучающихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.
Активизации и обогащению словарного запаса детей способствует грамматико-орфографическая пропедевтика, которая предусматривает ознакомление обучающихся с темами, систематическое изучение которых предполагается в 1-4 классах в курсе «Русский язык».
3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание курса позволяет организовать целеноправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности обучающихся:
слушания - восприятие и понимание звучащей речи;
говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;
чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.
Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи обучающихся.
Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; обучающихся при работе в паре; диалог, заключённые в букварных текстах).
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков обучающихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В тоже время, работая в паре, обучающиеся на практике совершенствуют навыки общения. Такая же обусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования обучающихся. На доступном учебном материале:
- понимать содержание и главную мысль произведения;
- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
- извлекать из текста интересную и полезную для себя информацию.
Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство обучающихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.
На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит обучающихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечественных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» обучающихся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению обучающимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.
Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте.
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Умение вступить в диалог и поддержать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Устные рассказы детей. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного.Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатными и рукописными шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов. Слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (198 ч)
Подготовительный (добуквенный) период (30ч)
Речь. Предложение. Слово. Формы речи. Предложение и слово. Знаки препинания. Слова – названия предметов, явлений окружающего мира. Слог. Слогоделение Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки) Соблюдение гигиенических навыков письма. Знакомство с разлиновкой прописи.
Основной (букварный) период (173 ч)
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости-мягкости и по звонкости-глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквенное строение письменного слова. Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании. Понимание функций небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса. Знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Текст.
Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.
Орфография.
Речевая деятельность.
Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Программа «Письмо с открытыми правилами»
- Обучение первоначальному письму;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности обучающихся;
- Формирование графического навыка у первоклассников, как сознательный процесс: осознание целей и задач действий, , осознание способов действий и самих движений, анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения;
Механизмы ключевых компетенций учащихся
- Проанализировать образец;
- Проанализировать материал и орудия действия;
- Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения;
(15 правил: посадка на стуле, положение корпуса(спины), положение ног(точки опоры), расстояние от глаз до тетради, положение рук, положение тетради на столе, положение плеч, головы, отсутствие напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой, расположение букв относительно туловища)
4. Проанализировать исполнительные операции;
5. Составить план выполнения задания;
6.Обеспечить самоконтроль за выполнением задания
с одновременным анализом и коррекцией.
Период обучения первоначальному письму включает в себя 3 этапа:
1) вводный (подготовка к письму),
2) основной (букварный период),
3) заключительный (послебуквенный).
К концу завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки, находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами(написание буквы и), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма.
Средняя скорость письма к концу 1класса - 10 – 20 букв / мин;
Письмо букв в связке – 1 – 1,5 буквы.
Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.
Ключевые компетенции обучающихся
Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.
Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями,а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Информационная компетенция , обеспечивающая расширение общего языкового информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принци:пы:
- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
- этико-эстетический- направленный на осознание изобразительныхсвойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.
В целом начальный курс русского языка представлен как савокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса
«Обучение грамоте и развитие речи».
Его продолжительность (23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.В обучение грамоте различают два периода:подготовительный (добукварный) и основной (букварный).Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, приэтом учитывается принцип кординации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.после курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.
Вариативная часть программы предполагает работу в парах. В команде по 4-5 человек, участие в заданиях творческого характера, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся (подбор и обработка информации на определённую тему, умение поделиться этой информацией с людьми).
Типы уроков:
(и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании):
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок- игра- импровизация.
- урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз ;
- урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву ;
- урок обобщения и систематизации знаний – уосз ;
- Урок комплексного использования знаний – укиз;
- Урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз .
- Гимназический компонент программы – гкп
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Механизмы ключевых компетенций
Введение вновь изучаемой буквы по схеме:
1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки.
2. Знакомство с её героем. Рассматривание картинки в букваре.
3. Выделение конкретного звука.
4. характеристика звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.
5. Тренировочные упражнения.
6. обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.
7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.
- Чтение читающими детьми текстов сказок;
- Работа с алфавитной лентой;
- Работа с маршрутным листом;
- Работа с условными графическими обозначениями, значками, цветной маркировкой заданий;
- Работа со стихотворным и прозаическим текстом;
- Работа с загадками, ребусами, анаграммами;
- Работа в рабочей тетради;
- Работа с пословицами и поговорками;
- Различные виды разбора (звука, слова, предложения);
- Составление предложения, текста;
- Письмо под диктовку;
- Комментирование орфограмм;
- Пересказ текста, работа с текстом;
- Участие в диалоге.
Виды и формы контроля:
Текущий, письмо под диктовку, самостоятельная работа, диктант, самооценка, взаимооценка.
Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Твои творческие достижения» и тренинговым листом «Читальный зал», где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (198 ч) (складывается из обучения по «Букварю» (88 ч — 4 ч в неделю) и «Прописям» (110ч — 5чв неделю)) Подготовительный (добуквенный) период (30 ч) (в том числе по «Букварю» — 14 ч, по «Прописям» —16 ч.) | |||
Речь. Речь — средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения (интонация, мимика, жесты). Предложение. Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация. Модель (схема) предложения. Слово. Слово и предложение. Предмет и слово. Модель (схема) слова. Слог. Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова. Звуки и буквы. Звуковой состав слова. Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение Ударный слог. Буквы — знаки звуков. Различие между звуков буквой. Речевая деятельность. Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы.
| «Наша речь» Наш общий язык — русский. Мы живем в России. Язык мимики и жестов. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы. | Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге; адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций); количество слов в предложении; соответствие интонационных средств смыслу предложений; на схеме место ударения в слове Обсуждать свою новую социальную роль школьника Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количественный) Составлять рассказ о серии сюжетных картинок; самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте Различать направление линий в прописи. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения Различать последовательность написания элементов буквы | |
Основной (букварный) период (173 ч) ( том числе по «Букварю» — 78 ч, по «Прописям» — 87 ч закрепление - 7 часов) | |||
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв: е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласный звуки. Расхождение в написании и произношении (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Звукобуквенный анализ слов. Алфавит. Слог. Слогообразующая роль гласного звука. Последовательность и количество слогов в слове. Слово. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов (без использования термина). Прямое и переносное значение слова. Пропедевтика грамматических понятий: слова, отвечающие на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какие?, что делает?, что делают?; изменение слов по числам: один — много); определение рода (без термина) с помощью слов он, она, оно; родственные слова, общая часть родственных слов. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в географических названиях (без термина). Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без термина). Знакомство со словарями. Предложение. Текст. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие. Речевая деятельность. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | «Алфавит» Эта тема имеет 37 подтем: 1—34 подтемы соответствуют тридцати трем буквам русского алфавита, включая дополнительную подтему, отражающую вторую роль мягкого знака в русском языке «Разделительный мягкий знак». 35. Алфавит. 36. Необычные азбуки. 37. Из истории букварей. | Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах; количество предложений в тексте. Читать и правильно интонировать предложения. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Различать слоги и слова, слова и предложения. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове; за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре). Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов. Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком – показателем мягкости. Сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием. Различать слова с написанием с большой буквы. Самостоятельно списывать печатный текст. Давать письменный ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулировать пути их устранения. Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками учебного и бытого общения). Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием (вежливых слов). Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом. Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте. |
Основные требования к уровню знаний, умений учащихся
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащиеся должны знать:
- звуки и буквы русского алфавита;
- алфавит;
- гласные и согласные звуки;
- гласные звуки ударные и безударные;
- согласные звуки твердые и мягкие;
- согласные звуки звонкие и глухие;
- правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
- правила переноса слов;
- правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
- правила оформления предложения на письме.
уметь:
- различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- распределять слова по алфавиту;
- вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;
- делить слова на слоги и для переноса;
- определять в слове ударение;
- передавать различную интонацию предложения в устной речи;
- правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сверяя с образцом;
- отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
- соотносить число букв с числом звуков в словах;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;
- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
- использовать большую букву в написании имен собственных;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);
- знать гигиенические правила письма;
- четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
- соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
- соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и);
- соблюдать красную строку (отступ 2 см от края строки);
- удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5мм);
- писать под диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
- списывать текст (13-15 слов);
могут знать:
- правила проверки безударного гласного звука;
- правила оформления текста;
- более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы;
могут уметь:
- находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
- переносить с удвоенными буквами согласных звуков;
- находить родственные слова и обозначать их общую часть;
- распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);
- ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
- записывать слова с предлогами;
- составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.
Навыки чтения наконец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20 – 25 слов в минуту; чтение плавное. Слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
для обучающихся:
1. Т. М. Андрианова. Букварь.- М., АСТ, Астрель.
2. Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». - М., АСТ, Астрель.
3. В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4
к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель
4. Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.
- М., АСТ, Астрель.
5. В. А. Илюхина. Прописи для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4
к «Букварю» Т. М. Андриановой. - М., АСТ, Астрель.
для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.
Учебно-методический комплект «Планета знаний»
М.: АСТ Астрель, 2012 г.
2. Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе
по «Букварю» и «Прописям». - М., АСТ, Астрель.
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Элементы содержания | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Планируемые результаты (личностные и предметные). Характеристика деятельности | |||
1 | Здравствуй, школа! С.3 | Познакомить учащихся с первой учебной книгой – букварем и с рабочей тетрадью | Комбинированный. | Ориентироваться в букваре и рабочей тетради Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге | ||||
2 | Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики С. 6-8 | Формировать понимание важности нового социального статуса детей - ученик | Урок – игра. | Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную деятельность детей Обсуждать свою новую социальную роль школьника | ||||
3 | Мы живем в России. Наш общий язык – русский С.6-8 | Символика Российской Федерации Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме: «Наша речь». Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми. | Комбинированный. | Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике. Вступать в диалог в процессе совместной игры. | ||||
4 | Как мы общаемся. Язык мимики и жестов. С.9 | Звукоподражание и «теория ням-ням».. Неязыковые средства устного общения: жест, мимика, движение, поза. | Комбинированный. | Определять адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций) Участвовать в групповой работе, связанной с общением | ||||
5 | Как зарождалась речь С.10 | Маршрутный лист Игра «Мир без слов». Первоначальное представление о том, как зарождалась речь | Комбинированный. | Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре | ||||
6 | Устная и письменная речь. С. 11 | Понятия «устная речь», «письменная речь». | Выставка –урок. | Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ о серии сюжетных картинок. | ||||
7 | Предложение. С. 12 | Разгадывание ребусов Сслово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения | Комбинированный. | Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Определять количество слов в предложении | ||||
8 | Знаки препинания С.13 | Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения | Комбинированный. | Читать и сравнивать предложения с разной интонацией. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений | ||||
9 | Предмет и слово С.14 | Знакомство с толковым словарём Учить детей различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов | Урок изучения нового. | Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количественный) | ||||
10 | Слоги С.15 | Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги | Урок – ролевая игра. | Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова | ||||
11 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. С.16-17 | Игра «Цепочка слов». Формировать умение различать гласные и согласные звуки | Комбинированный. | Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой | ||||
12 | Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки С. 16-17 | Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки | Комбинированный. | Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи (мак – рак, лук – люк). Характеризовать звуки речи и их последовательность в конкретных словах. Моделировать звуковой состав слов | ||||
13 | Ударение. Ударный слог С.18 | Перестановка ударений в словах Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом | Комбинированный. | Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (за′мок – замо′к). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове | ||||
14 | Звуки и буквы С.19 | Знакомство с алфавитами разных стран Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме | Урок – путешествие. | Различать звуки и буквы. Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы – знаки звуков | ||||
15 | Звук [а]. буквы А, а С.22-24 | Пирамида «Всё на А» Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме: «Алфавит». Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме | Комбинированный. | Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах. Рассматривать «А» как букву, слог и слово (с опорой на иллюстрации в букваре) | ||||
16 | Звук [у]. Буквы У, у С.25 | Ребусы, загадки Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме | Комбинированный. | Читать предложения со словами «А» и «У». Экспериментировать в звукоподражании. Распределять роли и очередность действий при работе в паре. Обсуждать смысл пословиц, приводить примеры, иллюстрирующие пословицы | ||||
17 | Закрепление изученного С.26 | Чтение стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов | Урок – обощение. | Читать и правильно интонировать предложения. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов | ||||
18 | Обычные буквы – специальные знаки С.27 | Сигналы – символы. Легенда о Тесее и Минотавре Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и у | Киноурок. | Расшифровывать значение букв «а» и «У», используемых на транспорте. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов) | ||||
19 | Звуки [м], [м,]. Буквы М, м С.28 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [м], [м,] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме. Учить читать слоги и двусложные слова. | Комбинированный. | Читать двусложные слова. Определять наличие в звучащем слове твердого [м] или мягкого [м,]. Различать слоги и слова, слова и предложения. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями | ||||
20 | Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н С.29 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [н], [н,] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме. | Комбинированный. | Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре) | ||||
21 | Большая буква в именах людей и кличках животных С.30 | Почини «сломанные» пословицы Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имен людей и кличках животных | Комбинированный. | Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте | ||||
22 | Закрепление изученного С. 31 | Обучать детей чтению слогов и слов с изученными буквами | Урок – викторина, | Дополнять слоги до слов. Расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»). Экспериментировать со своей фамилией, используя ее часть для придумывания названия марки самолета. | . | |||
23 | Звук [о]. Буквы О, о С.32 | Пофантазируй о чем разговаривают овощи Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме | Комбинированный. | Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов сл звуковой и буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их | ||||
24 | Звук [э]. Буквы Э, э С.33 | Познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме | Комбинированный. | Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения. Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очередность действий при работе в парах | ||||
25 | Использование слов он, она, оно С. 34 | Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно | Комбинированный. | Соотносить изображенные предметы с соответствующими словами он, она, оно. Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов | ||||
26 | Закрепление изученного С.35, с.46-47 | Урок – творческий отчёт. | Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Читать слова, записанные нестандартным способом. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове. | |||||
27 | Звуки [р], [р,]. Буквы Р,р С.36 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [р], [р,] и буквами Р, р, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процесс коллективной работы). Сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах) | ||||
28 | Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л С.37 | Почини «сломанные» пословицы. Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [л], [л,] и буквами Л, л, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный | Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме (из 3 – 4 предложений) | . | |||
29 | Тренинг звуко-буквенного анализа слов. С.38 | Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов | Комбинированный. | Анализировать звуковой и буквенный состав слов. Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно) | ||||
30 | Тренинг в чтении слов. С.39 | Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами | Урок – соревнование. | Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слов при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов) | ||||
31 | Звук [ы]. Буква ы С.40 | Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме. | Комбинированный. | Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы). Различать слова в форме единственного и множественного числа (без термина) на основе игры «Один – много». Отвечать на вопросы в тексте | ||||
32 | Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и С.41 | Многозначные слова. «Работа» буквы «И» Пофантазируй о чем разговаривают твои игрушки Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме | Комбинированный. | Выявлять общий признак у изображенных предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Классифицировать предметы по признаку их использования | ||||
33 | Закрепление изученного С.42, с.46-47 | Сочини сказку по началу… Тренировать детей в словообразовании, в чтение слогов и слов (с использованием «Читального зала №1») | Творческая мастерская. Урок-практикум. | Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использовании термина). Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов | ||||
34 | Слова с противоположным значением С.43 | Понятия о словах антонимах. Грамматическая сказка. Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением | Урок – деловая игра. | Подбирать слова-антонимы (с опорой на иллюстрации в букваре). Наблюдать за изменением слов по числам (один – много). Выбирать подходящие неязыковые средства для пантомимы по заданной теме | ||||
35 | Звук [й,]. Буквы Й, й С.44 | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й,] и буквами Й, й, обозначающими этот звук на письме | Комбинированный. | Определять на слух наличие в словах звука [й,]. Правильно произносить и читать слова со звуком [й,] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре) | ||||
36 | Закрепление изученного С. 45 | Работа с фразеологическими оборотами Тренировать детей в чтении слов с буквой й | Комбинированный. | Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите | ||||
37 | Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б С.48 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [б], [б,] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме | Урок обобщения. | Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использовании речи. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре). Составлять слово из первых букв названий предметов | ||||
38 | Звуки [п], [п,]. Буквы П,п С.49 | Порассуждай на тему « Повторенье – мать ученья» Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [п], [п,] и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме | ||||
39 | Закрепление изученного С.50 | Игра: «Как понимаешь выражения» Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков | Урок – игра. | Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре) | ||||
40 | Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] - [п], [б,] - [п,] С.51 | Работа с фразеологическими оборотами Познакомить учащихся с парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [б] - [п], [б,] - [п,] | Комбинированный | Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах. Сопоставлять парные звуки по твердости – мягкости [б] - [б,], [п] - [п,] и парные звуки по звонкости – глухости [б] - [п], [б,] - [п,] | ||||
41 | Звуки [в], [в,]. Буквы В, в С.52 | Почини «сломанные» пословицы. Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [в], [в,] и буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме | Комбинироанный. | Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Читать слова с переносом на другую строку. Находить «слово в слове», не меняя буквы местами | ||||
42 | Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф С.53 | Сочини сказку по концу… Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [ф], [ф,] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Правильно называть изученные буквы. Образовывать мужские и женские фамилии от данных имен (работа в паре). Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым | ||||
43 | Закрепление изученного С. 54, с. 56 - 57 | Игра «Буриме» Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой (с использование материалов «Читального зала №2») | Урок – закрепление. | Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв | ||||
44 | Закрепление изученного С. 55 | Урок- викторина. | Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [в] в предложенных словах. Осваивать новые способы решения ребусов с использование воображаемого предлога «в» (без термина). Определять прямое и переносное значение слов | |||||
45 | Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г С.58 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [г], [г,] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее. Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками | ||||
46 | Звуки [к], [к,]. Буквы К, к С.59 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [к], [к,] и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Читать слова со стечением согласных звуков. Сравнивать слова и находить в словах общую часть. Экспериментировать с образованием имен, добавляя к ним разные буквы | ||||
47 | Закрепление изученного С. 60 | Звуковые загадки Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба – рыбка) | Комбинированный. | Объяснять специфику образования слов с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена). Подбирать слова-признаки к изображенным предметам и антонимы к данным словам. Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно) | ||||
48 | Закрепление изученного С. 61 | Познакомить учащихся с парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [г] - [к], [г,] - [к,] | Комбинированный. | Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения | ||||
49 | Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д С.62 | Придумай рассказ на тему «А кто твои друзья?» Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [д], [д,] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д,]. Различать слова-названия предметов и слова-признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств (без термина) | ||||
50 | Звуки [т], [т,]. Буквы Т, т С.63 | Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [т], [т,] и буквами Т, т, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях. Находить информацию по заданию в букваре | ||||
51 | Закрепление изученного С. 64, с. 74-75 | Проинсценируй то, о чем ты прочитал.. Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении (с использованием материалов «Читального зала №3») | Урок – фестиваль. | Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт | ||||
52 | Большая буква в географических названиях С.65 | Информировать учащихся о правописании названий стран, населенных пунктов и рек | Комбинированный. | Узнавать географические названия среди других слов. Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах. Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность | ||||
53 | Звуки [ж]. Буквы Ж, ж С.66 | Познакомить учащихся с непарными твердым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела» | ||||
54 | Звуки [ш]. Буквы Ш, ш С.67 | Расскажи о любом предмете, как будто он живой. Познакомить учащихся с непарными твердым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Различать слова-названия предметов и слова-действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки | ||||
55 | Сочетание букв жи-ши С.68 | Игра «Буриме» Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетание букв жи-ши | Урок – ролевая игра. | Сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками. | ||||
56 | Закрепление изученного С. 69 | Сочини свою загадку на заданную тему. Познакомить учащихся с парными (по звонкости – глухости) согласными звуками [ж] - [ш] | Урок – конкурс. | Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж] в предложенных словах. Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская - зарубежная | ||||
57 | Звуки [з], [з,]. Буквы З, з С.70 | Упражнения в выделении ударного слога. Плавное слоговое чтение. Наблюдение над парными звонкими и глухими звуками и буквами. Совпадение и несовпадении того, что слышим и что пишем. Сильная и слабая позиция парных согласных. Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [з], [з,] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова-признаки и слова-действия. Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд | ||||
58 | Звуки [с], [с,]. Буквы С, с С.71 | Упражнения в выделении ударного слога. Плавное слоговое чтение. Наблюдение над парными звонкими и глухими звуками и буквами. Совпадение и несовпадении того, что слышим и что пишем. Сильная и слабая позиция парных согласных. Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [с], [с,] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов). Самостоятельно озаглавливать текст. Объяснять использование букв в спортивной символике | ||||
59 | Закрепление изученного С.72 | Упражнение в чтении. Работа с текстом. Определение содержания текста по рисунку. Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах-синонимах, словах-антонимах | Комбинированный. | Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов). Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями | ||||
60 | Слова: в, на, за, над, под, к, с и др. С. 73 | Сочини свою загадку с предлогами Информировать учащихся о словах: в, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложениях | Читальный зал . | Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [з] в предложенных словах. Устанавливать зависимость между смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами). Выражать свое отношение к поступкам героя рассказа | ||||
61 | Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е,е и Ё, ё С. 76 | Сочини свой рассказ про буквы Е, Ё Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё обозначающими на письме сочетания звуков [й,э], [й,о]. | Комбинированный. | Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображенных предметов. Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой | ||||
62 | Буквы Е, Ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков С.77 | Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме | Комбинированный. | Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике | ||||
63 | Диалог. Речевой этикет. С. 80 | Правила ведения диалога. Восстановление диалога. Правила вежливого человека. Работа с алфавитной лентой. Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога | Комбинированный. | Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытого общения). Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием (вежливых слов). Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом | ||||
64-65 | Закрепление изученного С. 81 | Составить сказку о двух функциях букв е, ё Тренировать детей в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё | Комбинированный. | Определять на слух наличие в словах звука [й,] Различать две функции букв е, ё в словах. Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст. Подбирать к названиям изображенных предметов синонимы | ||||
66 | Сочетание звуков [й,у]. Буквы Ю, ю С.82 | Вспомнить и рассказать стихи по заданной тематике Познакомить учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетания звуков [й,у] | Комбинированный. | Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение | ||||
67 | Сочетание звуков [й,а]. Буквы Я, я С.83 | Познакомить учащихся с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетания звуков [й,а] | Комбинированный. | Использовать ранее полученные знания для проведения звуко-буквенного анализа. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие. Выразительно читать рассказ по ролям | ||||
68 | Устное народное творчество С. 84 | Придумай колыбельную про животных Расширить и углубить знания детей о русских народных песнях и сказках | Урок – творческое погружение. | Рассказывать о своем восприятии и своем отношении к русским народным песням и сказкам. Выявлять в текстах песен и сказках звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу | ||||
69 | Закрепление изученного С. 85 | Придумай сказку по концу. Тренировать учащихся в чтении и проведение звуко-буквенного анализа слов, содержащих буквы ю и я, являющихся показателями мягкости предшествующих согласных звуков | Комбинированный. | Определять в словах звука [й,], его место в слове и обозначение на письме. Доказывать, что принцип написания данного стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами | ||||
70 | Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука С. 86 | Игра «Наборщик» Познакомит учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука | Комбинированный. | Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком» | ||||
71 | Закрепление изученного С.87 | Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения Тренировать детей в чтении и в проведении звуко-буквенного анализа слов, содержащих мягкий знак | Урок – викторина. | Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения | ||||
72 | Разелительный мягкий знак – ь С.88 | Ирга « Буриме» Тренировать детей в чтении слов с разделительным мягким знаком | Комбинированный. | Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й′], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов (работа в парах) | ||||
73 | Две роли мягкого знака в русском языке С.89 | Учить детей различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного | Комбинированный. | Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком – показателем мягкости. Заучивать стихи (по желанию), узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым | ||||
74 | Буква ъ. Разделительный твердый знак. С. 90 | Познакомить детей с разделительным твердым знаком. | Комбинированный. | Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твердым знаком. Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите. Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?» | ||||
75 | Закрепление изученного С.91 | Проект «Собери» пословицы с разделительным ь и ъ знаками» Тренировать детей в чтении слов, содержащих разделительный твердый знак | Урок – отчёт. | Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твердым знаком (с опорой на иллюстрации в букваре). Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й′], но нет буквы й (все случаи). Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъема в гору | ||||
76 | Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х С. 92 | Придумай поучительный рассказ про хлеб Познакомить учащихся с парными (по твердости – мягкости) согласными звуками [х], [х,] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме | Комбинированный. | Находить сходство и различие в представленных парах слов. Выразительно читать текст по ролям. Подбирать рифмующиеся словак названиям изображенных предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами | ||||
77 | Звук [ц]. Буквы Ц, ц С. 93 | Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки Познакомить учащихся с непарным твердым согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц, обозначающими этот звук на письме | Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы. Вспоминать сказку «Царевну-лягушку» и продолжать отрывок, приведенный в букваре | |||||
78 | Закрепление изученного С.94 | Декламация. Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | Комбинированный. | Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему бережного отношения к природе. Различать понятия «цветы» и «цвета» | ||||
79 | Веселые путаницы С. 95 | Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов Расширить и углубить знания детей о путаницах (авторских и фольклорных) | Викторина | Сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц. Обобщать знания о непарных твердых согласных звуках ж, ш, ц. Придумывать различные варианты путаницы. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки | ||||
80 | Звук [ч′]. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов С. 96 | Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?» Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч′] и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме | Комбинированный. | Наблюдать а написанием и произношением слов с буквой ч. Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении (с опорой на иллюстрации в букваре) | ||||
81 | Звук [щ′]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча – ща, чу – щу С.97 | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ′] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме и буквосочетаниями ча – ща, чу - щу | Комбинированный. | Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ. Различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки). Вспоминать знакомые считали, объяснять их назначение | ||||
82 | Шипящие согласные звуки С. 98 Закрепление изученного С.99 | Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках [ж], [ш], [ч], [щ] | Урок – обобщение. | Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее» | ||||
83 | Закрепление изученного С.99 | Комбинированный. | ||||||
84 | Алфавит С.100 | Проект «Придумай свой алфавит». Обобщить знания детей об изученных буквах и об алфавите | Урок – фестиваль. | Объяснить, как появилась в русском языке слово «Азбука». Правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите. Сравнивать алфавит с буквами, которых описываются в стихотворении | ||||
85 | Необычные азбуки С.101 | Познакомить детей с различными авторскими стихотворными азбуками | Урок выставка. | Наблюдать за сходством различных стихотворных азбук. Включаться в работу по поиску детских книг, в которых можно прочитать эти азбуки целиком | Разучивание стихотворения (по выбору). | |||
86 | Из истории Букварей С.102-103 | Приготовь сообщение « Из истории Букварей» Информировать учащихся об истории создания первого русского букваря Ивана Федорова | Комбинированный. | Сравнивать страницы старых букварей со страницами данного Букваря. Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте | Задание №3 – 5 в тетради | |||
87 | Сказки – диалоги о животных С. 106 - 107 | Проектная деятельность по теме «Алфавит». Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок | Творческий проект | Читать и инсценировать сказки. Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей) | Проект по теме «Алфавит». | |||
88 | Ребятам о зверятах С.108-109 Сказки о сказке С. 110 | Расширить и углубить знания детей о повадках лесных животных и их образе жизни | Праздник – отчет | Описывать случаи своего общения с животными. Рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях | Инсценирование сказок. Рассказ о своих любимых животных. |
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец букварного периода)
Учащиеся должны знать:
- название букв алфавита;
- различия звука и буквы;
- различия гласных и согласных звуков;
- основные гигиенические требования при письме;
- правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания;
- знать и использовать все виды соединения букв между собой.
Учащиеся должны уметь:
- определять отдельные звуки в словах;
- определять количество звуков в словах и их последовательность;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- определять количество слогов в слове;
- определять место ударения в слове;
- определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте;
- соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Учащиеся могут знать:
- парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки;
- алфавит;
- правила оформления текста на письме.
Учащиеся могут уметь:
- распределять слова по алфавиту;
- находить среди группы слов родственные;
- ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям;
- составлять и записывать ответ на вопрос (с опорой на лексику вопроса), а также небольшой текст из 2-3 предложений на определённую тему (с опорой на ключевые слова).
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Умные...
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа по технологии 1 класс на 2015-2016 уч.г. Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...