Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» на 2015 – 2016 учебный год 1 класс Образовательная система: «Гармония»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Гордеева Елена Анатольевна

Содержит КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано методическим объединением учителей начальных классов

Протокол № 1 от 28.08. 2015г.

Утверждено

приказом директора №286

 от 01.09.2015

 

Рабочая программа

по курсу «Изобразительное искусство»

на 2015 – 2016 учебный год

1 класс

Образовательная система:

«Гармония»

                                                                                                                    Составитель: Гордеева  Е.А.

  г.Балахна

2015г.

                                                                                           I.Пояснительная записка

Цели и задачи начального образования по изобразительному искусству 

Рабочая программа  предназначена для МБОУ СОШ № 14  с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахна для 1 классов.                                                         Программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).В основу программы положена Примерная программа начального общего образования по  курсу «Изобразительное искусство» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009)  и  авторская программа Т.А. Копцевой. (Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-2 классы / Т.А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012).

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие  культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства  как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

Изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе  изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в  произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой  художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель,  цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

II. Общая характеристика учебного предмета

Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система  художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:

1 класс – «Художник и природа родного края».

2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс – «Художник и природа разных стран мира».

4 класс – «Художник, природа и Я».

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии  способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.

Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);  

– участие в организации и проведении интегративных занятий  (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств,  участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);

– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т.п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классе – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т.п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).

Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.

Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.    

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства,  эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

 Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю:  33 часа – в 1 классе и 34 часа – во 2–4 классах.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы  являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»                                                                        

Учебный материал программы по изобразительному искусству  представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:

– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и  др.;

– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства,  уметь  объяснять их разницу.

 «Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая  и масляная) и др.;

– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;  

– скульптурными материалами: пластилин или глина;

– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

 «Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он  даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:

Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные  пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные  цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.);  в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа;  основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

–  Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.);  в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать  основные пропорции животных и человека.

– Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре;  выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

Четвёртый компонент содержания художественного образования  «Значимые темы искусства»  определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.

В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности.  Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы  является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д.  Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.  Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям  жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

В четвёртом разделе «Художник и мир искусства»  осуществляется связь изобразительного искусства  с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.

  1. Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»                                                                                                                                  Планируемые результаты обучения  на конец 1 класса

 В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования учащийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»    1 класс

Художник и мир природы 6 ч.

Творческая папка художника. Многообразие цветов в

природе. Мир природы дарит нам материалы для творчества. Небесные переливы цвета. Есть у солнца друг. Капризы природы. 

Художник и мир животных 8ч.

Художник рисует зверей, рыб, птиц, букашек-таракашек.

Художник и мир человека 11ч

Рисование родного края. Какие бывают девочки и мальчики. Мужской и женский портрет. Былинные герои. Семья. Транспорт

Художник и мир искусства 8ч

В мире книг. Музыка цвета. Театр теней. Цирк. Планетарий. Музей. Народные промыслы

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМАТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

1-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ

Урок 1. Творческая папка юного художника. Рисунок на свободную тему

Урок 2. Многообразие цветов. Основные и дополнительные цвета

Урок 3. Мир природы дарит нам материалы для творчества. Тёплые и холодные цвета

Урок 4. Небесные переливы цвета. Пейзаж

Урок 5. Дары природы. Натюрморт с подсолнухами

Урок 6. Капризы природы. Иллюстрация

2-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ

Урок 1. Художник рисует диких зверей. Наскальные рисунки

Урок 2. Художник рисует домашних животных. Иллюстрация

Урок 3. «В аквариуме есть кусочек моря...». Художник рисует рыб

Урок 4. Художник рисует птиц. Иллюстрация

Урок 5. Букашки-таракашки. Иллюстрация

Урок 6. У зверей тоже бывают мамы и папы. Лепим животных

Урок 7. «Если б только мы умели понимать язык зверей...».

Мастерим кормушку для птиц

Урок 8. Животные – наши соседи. Тематическая композиция

3-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА

Урок 1. Ты – художник. Оформление рисунка

Урок 2. Художник рисует родной край. Тематическая композиция

Урок 3. «Какие бывают девочки...». Портрет девочки

Урок 4. «Какие бывают мальчишки...». Портрет мальчика

Урок 5. Мужской портрет. Рисуем папу, дедушку

Урок 6. Былинные богатыри. Портрет героя

Урок 7. Рисуем маму. Женский портрет

Урок 8. Моя семья. Семейный портрет

Урок 9. Знаменитые скульптуры. Лепим человека

Урок 10. Транспорт. Рисуем улицу

Урок 11. Фантастический транспорт. Чудо-машина

4-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ

Урок 1. В мире книг. Буквица

Урок 2. Музыка цвета. Художник-мультипликатор

Урок 2а. Театр теней. Силуэт

Урок 3. Цирковое представление. Рисуем цирк

Урок 4. Планетарий. Рисуем космос

Урок 5. В мире музея. Украшаем предметы быта

Урок 6. Народные промыслы. Украшаем посуду

Урок 7. Москва – город-музей. Рисуем столицу России. Государственная Третьяковская галерея Выставка детского изобразительного творчества

(Всего 33 урока)

  1. Поурочно-тематическое планирование 1 класс (1 час в неделю, 33 часа)

п/п

п/п

Тема урока

Содержание

образования

Основные виды деятельности

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Дата проведения

личностные

метапредметные

предметные

I четверть ( 9ч.)

Тема 1: Художник и мир природы (6 ч)

1

2

3

4

5

6

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Введение.

Творческая папка художника. Рисунок на свободную тему

Многообразие цветов в природе  

  Основные и дополнительные цвета          

       

 Мир природы дарит нам материалы для творчества. Тёп

лые и холодные цвета.

Небесные переливы цвета.Пейзаж.

. «Есть у солнца друг…» Натюрморт с подсолнухами

Капризы природы. Иллюстрация

Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные

и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая

и цветная бумага, пластилин.

Форма хранения

результатов детского

изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).

Рисунок на свободную тему любимым худо-

жественным цветным

материалом отражает

сферу интересов ученика. Обложка творческой

папки или альбома для рисования – визитная

карточка художника.

Изобразительное искусство и его основные виды. Художник живописец, график,

скульптор, архитектор, дизайнер.

Изучение изобразитель-

ных возможностей

цветных художе-

ственных материа-

лов: фломастеров,

цветных карандашей или пластилина при создании образа цветика многоцветика 

Рука – первый инстру-

мент для получения

изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества:

краски, уголь, цветную

глину, ветки, камни.

Выразительность

наскальных изображений руки (тёмное –

на светлом, светлое – на тёмном).

Цветовой круг

из осенних листьев.

Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое

солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие

небесные просторы

Природа-художница

создаёт выразительные

«небесные картины».

Восход, закат, северное

сияние, грозовые облака. Тёмные и светлые краски.

Выразительность

акварельной техники «по сырому». Приёмы

работы акварельными

красками по влажному

листу 

Дары осени: фрукты,

овощи, семена, ягоды,

грибы и др. Природа

щедро делится своими

богатствами с человеком.

Сравнение природных

форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Вы-

разительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв,

неточность формы,

примесь белого цвета

во всех кусочках бумаги и др.

Выделение композиционного центра (крупное

изображение в центре,

мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые,

неяркие – по бокам

или др.)

Одухотворение природных явлений: дождь

капризный, ветер

могучий, снег коварный, пушистый  

Выразительные кар-

тины природы: ветер,

дождь, снег.

Выразительные свойства графических мате-

риалов: линия, точка,

штрих, пятно.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам.

Различать основные виды художественной деятельности  (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство).

Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки.

 Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.

Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности. 

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.

Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.

 Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».

Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание).

Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).

Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).

Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации.

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.

Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации.

Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха.

Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Нравственно-этическое оценивание. Овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Развитие умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни .

Формирование желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Развитие умения организовать самостоятельную художественно- творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Развитие понимания значения искусства в жизни человека и общества.

Развитие умения различать и передавать характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе.

Развитие способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу

Развитие умения обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Развитие умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Развитие понимания значения искусства в жизни человека и общества.

Развитие умения различать и передавать характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе.

Развитие способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу

Развитие умения обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Развитие умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в  действит ельности

Тема 2: Художник и мир животных ( 8ч .)

7

2.1

Художник рисует диких зверей . Наскальные рисунки.

 

Наскальные рисунки

со сценами охоты –

древнейшие следы

художественной дея-

тельности человека.

Белый мел, цветная

глина и уголь –первые

художественные мате-

риалы человека. Выразительность наскального рисунка.

Сангина, уголь, сепия,

соус, мел – графиче-

ские материалы. При-

ёмы нанесения изобра-

жения плашмя,торцом,

растиркой.

Методы изображения

дикого животного

одной линией

и от пятна.

Различать

изобразитель-

ные возможности разных

графических материалов.

Выполнятьрисунок ди-

кого животного, используя

приёмы нанесения изображения плашмя, торцом

и растиркой.

Выбирать

элементарную

композицию оформления

рисунка (главный герой

в центре и крупно).

Оценивать

эстетическую

выразительность наскальных рисунков.

Проявление особого интереса к новому. Умение самовыражаться.  Стремление к приобретению новых знаний и умений Формирование представления об общекультурном наследии России.

 Формирование эмоциональной отзывчивости. Нравственно-этическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям. Проявление эмоционального отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства Формирование мотива

Развитие умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

Формирование  желания участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Обогащение ключевых компетенций художественно- эстетическим содержанием

Развитие умения организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла

Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

Развитие понимания значения искусства в жизни человека и общества.

Развитие умения различать и передавать в  художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к животным.

Развитие способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих животных различных эмоциональных состояниях.

Развитие умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности, моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

8

2.2

Художник рисует домашних животных. Иллюстрация

Рисунки животных разными художественными

материалами.

Название рисунка от-

ражает замысел автора:

«Напуганный котёнок»,

«Внимательный кот»,

«Красный кот», «Казан-

ский кот» и др

Использование вырази-

тельных свойств мате-

риалов для передачи

характера домашнего

животного (грустный,

весёлый, испуганный,

хитрый и т. п.).

Определять

художествен-

ный материал по его изобразительным свойствам.

Различать

основные виды

художественной деятельно-

сти (графика,живопись).

Оценивать

выразительные свойства разных

материалов с целью достижения замысла.

Выполнять

элементарные

смешения трёх основных

цветов: красного, синего, жёлтого

9

2.3

«В аквариуме есть кусочек моря…» Художник рисует рыб

Богатство природных

форм подводного мира:

рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской

конёк и др.

Разнообразие форм и

окраски аквариумных

рыб: золотая рыбка,

вуалехвост,меченосец

Выразительность сме-

шанной техники: вос-

ковые мелки(масляная

пастель или парафино-

вая свеча) и акварель

в технике «по сырому»

Оценивать

выразительность форм и цветового

окраса обитателей подводного мира.

Выполнять

композицию,

используя контраст тёплых и холодных, светлых

и тёмных цветов.

Использовать

выразительные возможности сме-

шанной техники: восковые

мелки и акварель для достижения своего замысла.Выделять

особенное

в изображении рыб через

их характерную форму

I I четверть ( 8 ч.)

10

11

12

13

14

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Художник рисует птиц.Иллюстрация

Букашки-таракашки

Иллюстрация

У зверей тоже бывают мамы и папы Лепим животных

.

«Если б только мы умели понимать язык зверей…» Мастерим кормушку для птиц

Животные – наши соседи. Тематическая композиция

В природе существует

большое многообразие

птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног

зависит от среды обитания. Внешний вид пти-

цы, её повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц,

поговорок, образных

сравнений и аллегорий:

орёл–царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др. Приёмы изображения

птиц одной линией, от пятна и поэлементно.

Рисунки птиц художников В. Ватагина,

Е. Чарушина.

Иллюстрации разных

художников к одному

и тому же сюжету

сказки К. Чуковского

«Муха-Цокотуха».

Оригинальность замыс-

ла, индивидуальный

изобразительный стиль

художника.

Приёмы получения

рельефного изобра-

жения из цветного

пластилина

Образы зверей в творчестве художника-гра-

фика Е. Чарушина

и художника-скульптора В. Ватагина.Объём – выразительное

средство скульптуры.

Приёмы лепки: вытягивание из целого куска

деталей и поэлементное

соединение частей

в целое.

Красная книга. Животные родного края,

занесённые в Красную

книгу. Изготовление кормушек для птиц.

Экология – наука изучающая проблемы со-

хранения живых организмов на Земле

Участвовать

в обсуждении

содержания и выразительных средств художественных произведений.

Высказывать

эмоциональные суждения

о выразительности формы

и окраса птиц.

Отражать

характер птиц

(гордый, внимательный,

грустный, радостный

и т. п.), используя вырази-

тельные возможности

художественных материалов.

Оценивать

выразительность иллюстраций

с изображением птиц.

Сравнивать

выразитель-

ность форм разных насекомых.

Выполнять

элементарные операции, используя

технику лепки из цветного пластилина (скручивание,

сминание, размазывание,

налепление).

Составлять целостную

композицию, используя

части.

Оценивать выразительные

качества рельефных композиций, выполненных

из цветного пластилина.

Участвовать

в обсуждении

содержания художествен-

ных произведений.

Сравнивать

и выделять

выразительные средства

плоскостного и объёмного

изображения.

Овладевать

основами

языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой,

маленький).

Создавать индивидуально

или в группе целостную

многофигурную компо-

зицию, применяя разные приёмы лепки

Осознавать значимые

темы искусства и отражать их в собственной

художественно-творческой

деятельности.

Выражать своё отношение к исчезающим видам

животных Различать

основные виды

изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-

прикладное искусство.

Участвовать в обсуждении

содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать  эмоциональные суждения

о выразительности масок животных.

Отражать

в маске основные признаки животного

(длинные уши – у зайца,

нос пяточком – у свиньи,

длинные усы – у кота

и т. п.). Оценивать

выразительность масок, изображающих животных

Высказывать

эмоциональные суждения об эко-

логических проблемах.

Выбирать

и использовать

способы работы различны-

ми художественными материалами для передачи  замысла

Формирование эмоциональной отзывчивости. Умение самовыражаться, осознание своих возможностей в учении. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлениймладших школьников. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Наличие мотивации к творческому труду. Развитие сенсорных способностей, образного мышления, воображения.

Развитие умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

Формирование  желания участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Обогащение ключевых компетенций художественно- эстетическим содержанием

Развитие умения организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла

Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

Развитие понимания значения искусства в жизни человека и общества.

Развитие умения различать и передавать в  художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к животным Развитие способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих животных различных эмоциональных состояниях.

Развитие умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности, моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

           Тема 3: Художник и мир человека (11 ч)

15

16

17

3.1

3.2

3.3

Ты -художник. Оформление рисунка

Художник рисует родной край. Тематическая композиция

«Какие бывают девчонки…» Портрет девочки

Название рисунка отражает основную идею

автора, его замысел.

Этикетаж: имя автора,

возраст, класс, название рисунка.

Содержание рисунка

«Я – художник»: атрибуты изобразительного

искусства.

Выразительные свойства линии: плавная, не-

прерывная, прерывная

Каждый народ – художник.

Выражение природного

и национального свое-

образия в изобрази-

тельном искусстве.

Выделение в рисун-

ке главного средствами

композиции:

ближе – больше, даль-

ше – меньше, первый,

второй план при вы-

полнении композиции

«Как я провёл зимние

каникулы», «У бабушки

в деревне», «На даче»,

«Новогодняя ёлка»,

«Новогодний подарок»,

«Хоровод вокруг ёлки»

или др

Портер. Автопортрет.

«Глаза – зеркало

души».

Выражение отноше-

ния к портретируемо-

му через изображение

глаз, улыбки, причёски

и т. д.

Цвет как средство вы-

ражения в портрете:

тёплый – холодный,

нюансный – контраст-

ный, светлый – тём-

ный.

Приёмы изображения

портрета. Учёт основных про-

порций в изображении

частей человеческого

лица

Участвовать

в обсуждении

содержания художественных произведений.

Видеть и отражать

в рисунке характер деятельности  художника через атрибуты профессии (краски

на столе, кисти в банке,

картины на стене и т. п.).Использовать

выразительные возможности линейного рисунка (линия

плавная, извилистая)

Оценивать

выразительность графического изо-

бражения человека

Осознавать

значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности . Понимать общее и особенное в произведении

изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать

своё отношение к красоте родной при-

роды, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам.

Выбирать и использовать

способы работы различ-

ными художественными

материалами для передачи замысла (весёлый празд-

ник).

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать

общее и особенное в произведении

изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать

своё отношение к портрету, на котором

изображена девочка.

Выбирать

и использовать

способы работы различ-

ными цветными художественными материалами

для передачи замысла

(весёлая девочка, девочка

в нарядной шляпе, девочка

с веснушками и др.)

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Нравственно-этическое оценивание. Овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Проявление особого интереса к новому. Умение самовыражаться.  Стремление к приобретению новых знаний и умений Формирование представления об общекультурном наследии России

Развитие умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

Формирование  желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений искусства

Активно использовать  язык изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов.

Развитие умения   организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Развитие понимания значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства.

Развитие умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

Развитие умения эмоционально оценивать шедевры русского искусства.

I I I  четверть ( 8 ч.)

18

19

20

21

22

23

24

25

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

«Какие бывают мальчишки…» Портрет  мальчика

Мужской портрет

Рисуем папу, дедушку

Былинные богатыри . Портрет героя

Рисуем маму. Женский портрет

Моя семья. Семейный портрет

Знаменитые скульптуры. Лепим человека

Транспорт на улицах селения. Рисуем улицу

Фантастичес

кий

транспорт. Чудо-машина

Портер. Автопортрет.

«Глаза – зеркало души».

Выражение отношения

к портретируемому через изображение глаз, улыбки и т. д.

Выразительные сред-

ства графики: точка,

линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения

портрета.

Учёт основных про-

порций в изображении

частей человеческого

лица.

Психологический

портрет.

«Все профессии

важны...».

Выражение отношения

к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, су-

ровый, серьёзный

или уставший взгляд

и др.Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.Приёмы изображения портретаУчёт основных про-

порций в изображении

частей человеческого

лица

Героический и парад-

ный портрет. Былин-

ные герои. Ветера-

ны – участники Вели-

кой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотин-цы, танкисты – защитники Отечества.

Выражение отношения

к портретируемым че-

рез изображение внешности, а также военных

арибутов: оружие, до-

спехи, награды и т. д.

Выразительные сред-

ства графики: точка,

линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения

человека во весь рост.

Учёт основных пропорций при изображении

фигуры человека

и лица.

Сюжетная картина.

Выражение отношения

к портретируемым через движение рук (мама

моет, стирает, гладит

и т. п.), через изображение важных деталей:

посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы

Цвет как средство вы-

ражения: тёплый

и холодный колорит.

Приёмы изображения

человека во весь рост,

учёт основных пропорций

Сюжетная картина.

Выражение отношения к портретируемым

через совместные дела,

рукопожатие, улыбку,

добрый взгляд или

Цвет как средство

выражения: тёплый и

холодный колорит.

Приёмы изображения

человека в движении во весь рост.

Учёт основных пропорций при изображении

фигуры человека и лица

Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В. Мухиной.

Передача движения

в объёме.

Приёмы лепки чело-

века во весь рост, учёт

основных пропорций

при изображении фигуры человека в объёме

Пассажирский транс-

порт: автобусы, легко-

вые машины разных

марок, трамвай, трол-

лейбус, маршрутное

такси и др.

Городской транспорт:

машина скорой помо-

щи, пожарная машина,

полицейская машина .

Выделение в рисунке главного средствами

композиции:

ближе – больше, даль-

ше – меньше, первый,

второй план при вы-

полнении композиции

«Машины и пешеходы

у светофора»

Фантастический транспорт. Аналогии между формами животного

мира и формами

машин: птица – само-

лёт, стрекоза – верто-

лёт, акула –подводная

лодка и т.п

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать

общее и особенное в произведении

изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать

своё отношение к портрету, на котором

изображён мальчик.

Выбирать

и использовать

способы работы графическими художественными

материалами (фломастера-

ми, маркерами, углём или др.)

для передачи замысла

(весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным

мячом, на фоне компью-

тера и др.)

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать

своё отношение к портрету, на котором

изображён мужественный

человек (пожарный, космонавт или др.).

Выбирать

и использовать

способы работы графическими художественными

материалами (фломастера-

ми, маркерами, углем или др.)

для передачи замысла

(любимый папа, добрыйдед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).

Передавать в самом

общем виде пропорции

человеческого лица.

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в изобразительной творческой деятельности.

Различать

основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж,

натюрморт, былинный

жанр и др.

Выражать

своё отношение к портрету, на котором

изображёны русские богатыри – защитники Отечества.

Выбирать

и использовать

способы работы графическими художественными

материалами (фломасте-

рами, маркерами, углем

или др.)для передачи за-

мысла. Передавать

в самом общем виде пропорции

человеческой фигуры

и лица.

Осознавать

значимые

темы искусства

и отражать их в изобразительной творческой

деятельности.

Выражать

своё отношение к маме или бабушке

в суждениях и средства-

ми изобразительного искусства

Выбирать

и использовать

способы работы цветными художественными мате-

риалами (пастель, краски,

цветные фломастеры

или др.)

для передачи

замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд,

мама на кухне, мама

с пылесосом, бабушка

поёт колыбельную,

дарим маме цветы

или др.).Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать

своё отношение к членам своей

семьи, используя цвет

как средство передачи идеи

благополучия,

дружбы, любви.

Выбирать

и использовать

способы работы цвет-

ными художественными

материалами (пастель,

краски, цветные фломастеры или др.)

для передачи

замысла (дружная семья

на даче, семья на море,

семья на кухне, семья

смотрит телевизор

или др.).

Передавать

в самом

общем виде пропорции

человеческой фигуры

и лица

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в процессе лепки.

Выражать

основную

мысль через движение

фигур.

Выбирать

и использовать

способы работы пластилином (глиной или др.)для

передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч,

несём корзину грибов

или др.).

Передавать

в самом общем виде пропорции

объёмной человеческой

фигуры

Выражать

основную

мысль через композицию,

состоящую из двух и более планов (главное – впереди,

второстепенное – на дальнем плане).

Выбирать

и использовать

способы работы цветными

фломастерами для пере-

дачи замысла («Красный

цвет – дороги нет!»,

«Пожарная машина спе-

шит на тушение пожара»,

«Скорая помощь спешит к больному» или др.).

Передавать в самом

общем виде форму и пропорции изображаемых

машин.

Высказывать

суждения по

поводу сходства и различия

природных форм и форм машин.

Выбирать

и использовать

способы работы цветными

фломастерами для передачи замысла.

Передавать через назва-

ние фантастической машины её функциональные ка-

чества

Формирование эмоциональной отзывчивости. Нравственно-этическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям.Проявление эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства Формирование мотива.Формирование эмоциональной отзывчивости. Умение самовыражаться, осознание своих возможностей в учении. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлениймладших школьников. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Наличие мотивации к творческому труду. Развитие сенсорных способностей, образного мышления, воображения.

Формирование

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

Развитие способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих человека в разных эмоциональных состояниях

Развитие умения обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Развитие умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации известных

IV четверть (8 ч.)

           Тема 4: Художник и мир искусства (8 ч.)

26

27

28

29

30

31

32

33

4.1

4.2

 

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

В мире книг. Буковица

Музыка цвета. Художник - мультипликатор

Театр теней. Силуэт

Цирковое представление. Рисуем цирк

Планетарий. Рисуем космос

В мире музея. Украшаем предметы быта

Народные промыслы Украшаем посуду

.

Москва- город музеев 

Третьяковская

Галерея Выставка детского изобразительного творчества

.

Книга – источник знаний.

Буквица – первая буква на странице. Красная

буква – красивая буква.

Образное решение буквицы, раскрывающее

замысел автора.

Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых

и тёмных цветов

Весёлые и грустные

цвета. Весёлая и грустная музыка.

Искусство мультипли-

кации.Техники кляксография

и монотипия: приёмы

получения цветных

«музыкальных» пятен

Театр – синтез слова,

музыки и изображения.

Выразительность теневого силуэта.

Техника кляксогра-

фия: приёмы нанесе-

ния клякс на лист бу-

маги, сложенный пополам, получение симметричных оттисков

Цирковое представле-

ние – это всегда чудо.

Люди и животные,

выполняющие трюки

на цирковой арене:

акробаты, фокусники,

дрессировщики

Цвет – средство выражения, помогающее ху-

дожникам передать настроение таинственности, настороженно-

сти, праздничности. Контраст светлых

тёмных цветов.

Элементарные приёмы

изображения животных

в движении (поднятая

лапа, хобот и др.).

Основы композицион-

ного построения изо-

бражений: ближе –

больше, дальше – меньше, первый и второй

изобразительный план

Первый планетарий

в России был открыт

в Москве.

В планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике,

сопровождающиеся показом искусствен-

ного звёздного неба на полусферическом

экране-куполе

Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс,

Юпитер, Сатурн, Уран,

Нептун, Плутон.

Первый искусственный

спутник Земли.

Первые животные-

космонавты: Белкаи Стрелка.

Первый космонавт планеты – Ю. А. Гагарин.

Музей декоративно-

прикладного искусства.

Представления о строении мира в древние

времена. Три царства:

небесное, земное и

подводно-подземное.

Пасхальное яйцо.

Элементы декоративно-

го узора и их символическое значение: линия,

круг, спираль, звезда

Народные промыс-

лы, характерные для

региона.

Влияние природных

факторов на развитие

народных промыслов.

Симметричное изображение.

Элементы декоративно-

го узора и их символическое значение: линия,

круг, спираль, звезда

Москва – столица Российской Федерации –

город-музей.

Памятники архитекту-

ры  Красной площади.

Московский Кремль

(деревянный, белока-

менный, кирпичный).

Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше –

меньше Павел Михайлович

Третьяков – коллекци-

онер произведений

изобразительного

искусства.

Выдающиеся произве-

дения живописи, гра-

фики и скульптуры,

хранящиеся в Третья-

ковской галерее:

А. Иванов «Явление

Христа народу»,

О. Кипренский

«Портрет А. С. Пушки-

на», М. Антокольский

«Царь Иоанн Василье-

вич Грозный»

Участвовать

в обсуждении

выразительных средств

книжной графики.

Различать

основные виды

изобразительного искусства: живопись, книжная

графика, скульптура

и декоративно-прикладное

искусство.

Высказывать

эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.

Выбирать

и использовать

способы работы цветными

фломастерами для передачи замысла («Моя буква»,

«Мамина буква»

или др.)

Участвовать

в обсуждении

выразительных средств

техники монотипии.

Выбирать

и использовать

способы работы в технике

монотипии для оформления замысла: нежные

музыка и цвет, ласковые

музыка и цвет, тревожные

музыка и цвет

и т. п.

Выражать

отношение к

объекту изображения через цвет

Участвовать

в обсуждении

выразительных средств

техники кляксографии.

Выбирать

и использовать

способы работы в технике

кляксография для оформления замысла.

Выражать

отношение к

объекту изображения через силуэт

Высказывать

эмоциональные суждения

о цирковом представлении

с участием животных

и людей.

Выражать

своё отноше-

ние к пластичности животных, их ловкости и умению

выполнять трюки.

Передавать

в рисунке со-

стояние радости, праздника, загадочности, исполь-

зуя выразительные воз-

можности цветового контраста.

Выполнять

изображение

животного или человека в движении, используя элементарные законы

композиции: загораживание, выделение первого

плана

Осознавать

значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразительном

творчестве.

Знать

первого космонавта

Земли, животных-космо-

навтов, основные планеты

солнечной системы

Выбирать

и использо-

вать способы работы худо-

жественными материалами

для передачи замысла

«Собаки-космонавты»

(на тренировке, в космосе,

Стрелка со своими щеня-тами и т. п.).

Передавать

в самом общем виде пропорции животных.

Осознавать

роль музеев

в жизни общества.

Участвовать

в обсуждении

содержания произведений

декоративно-прикладного

искусства.

Выражать

основную

мысль через сочетание

декоративных элементов

и цветового оформления

предмета.

Учитывать

символическое

значение элементов декоративного узора и испольовать его в своей работе

Участвовать

в обсуждении

образного смысла произведений декоративно-

прикладного искусства.

Выражать

основную

мысль через сочетание

декоративных элементов

и цветового оформления

предмета.

Уметь получать симме-

тричное изображение

Учитывать

символическое

значение элементов

декоративного узора

для украшения предметов

симметричной формы

Осознавать

значимые

темы искусства и отражать

их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать

своё отношение к красоте столицы,

её архитектурных памятников.

Выбирать

и использовать

способы работы цветными

художественными материалами (пастель, краски,

цветные фломастеры

или др.)

для передачи

замысла «Я любуюсь Царь-

колоколом, Царь-пушкой,

башнями Московского

Кремля» или др.

Передавать

в самом общем виде пропорции изображаемых объектов

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Нравственно-этическое оценивание. Овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Проявление особого интереса к новому. Умение самовыражаться.  Стремление к приобретению новых знаний и умений Формирование представления об общекультурном наследии России.

Развитие умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.

Развитие желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства

Активное использование языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов.

Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическом содержанием.

Развитие умения организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Развитие способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Развитие умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику.

Формирование

представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира.

Умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к искусству.

Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

Развитие умения эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства,

проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего и других народов.

Развитие умения обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

  1. Материально – техническое обеспечение учебного процесса

Учебные пособия для учащихся

 Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.

Учебно-методические пособия для учителя

 Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.

Наглядные пособия по изобразительному искусству:   набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».

 

Лист регистрации изменений к рабочей программе ____________________________________________                                                                                                                                              (название программы)

учителя _________________________                                      (Ф.И.О. учителя)

№№

пп

Дата

Изменения

Причина

изменения

Суть изменения

Корректирующие действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 2 класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" по программе В.С. Кузина. 2класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по курсу изобразительного искусства. 2015-2016 уч.год Класс: 4 «Б»

Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе учебника автор О.В.Куренина....