Рабочая программа по технологии 1 класс на 2015-2016 уч.г. Образовательная система «Гармония»
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 14
с углублённым изучением отдельных предметов»
Согласовано методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 1 от 28.08 2015г. | Утверждено приказом директора № 286 От 01.09.2015г. |
Рабочая программа по
технологии
1 класс на 2015-2016 уч.г.
Образовательная система «Гармония»
Составитель: Гордеева Е.А.
г. Балахна
2015г.
ТЕХНОЛОГИЯ
Программа по технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (автор: Конышева Н.М..), на основе программы общеобразовательных учреждений по технологии для 1-4 классов /Н.М.Конышева– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
I. Пояснительная записка
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации икультуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
- математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитиесвязано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
II. Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый пртивовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системнуюпроектно-творческую деятельностьучащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узкотехнологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание инеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
III.Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. В 1 классе 33 часа.
IV.Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
V.Планируемые результаты освоения программы по предмету «Технология»
Планируемые результаты обучения технологии на конец 1 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымс действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать взможность ее использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
VI.Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
Узнаём, как работают мастера (1 час)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.
Учимся работать с разными материалами (12 часов)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.
Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи (8 часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.
Основные результаты освоения
предметного содержания курса
«Технология» в 1 классе
Учащиеся будут знать:
- основные требования культуры и безопасности труда:
– о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
– правила безопасной работы с ножницами и иглой;
– приёмы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
– правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
– правила аккуратной работы с клеем;
- названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
- наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольпластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
- наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
- названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
- назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.
Учащиеся могут знать:
- свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
- происхождение отдельных поделочных материалов и способы их подготовки для работы;
- разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.
Учащиеся будут уметь:
- подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;
- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
- использовать правила и приёмы рациональной разметки;
- аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
- аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
- аккуратнно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
- изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
- пришивать пуговицы;
- выполнять комбинированные работы из разных материалов;
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
Учащиеся могут уметь:самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
- на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по её созданию;
- мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
- пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
- устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
- осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).
VII. Поурочно-тематическое планирование
1 класс (1 час в неделю, 33 часа)
№ п/п | № п/п | Тема урока | Содержание образования | Основные виды учебной деятельности | Результаты | Домашнее задание/ примечание | Практическая работа | Дата проведения фактич. | ||
Личностные | метапредметные | предметные | ||||||||
I четверть (9ч.) | ||||||||||
Тема 1: Узнаем как работают мастера (1ч) | ||||||||||
1 | 1.1 | Знакомство с учебным предметом и учебно-методическим комплектом по технологии | Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке. Обсудить информацию. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумагим, как их передавать). Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). | Развитие организованности, порядка, аккуратности. | Научатся самостоятельно организовывать свое рабочее место, сохранять порядок на рабочем месте. Научатся планировать предстоящую практическую работу. Научатся следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале. | Научатся использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами (ножницы, нож) | Построение прямоугольника с помощью линейки (упражнения в построении прямоугольника) | |||
Тема 2: Учимся работать с разными материалами (12ч) | ||||||||||
2 3 4 | 2.1-2.3 | Лепим из пластилина | Техника лепки в декоративно-художественных работах. Стилизация, композиция (барельеф, декоративная ваза). | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняться в подготовке пластилина к работе. Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия. Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия. Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Научатся руководствоваться правилами при выполнении работы. Научатся устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов. Научатся осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. | Научатся на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать | «Чудо -дерево» «Мышиное семейство» «Дары осени» | ||
5 6 7 8 | 2.4-2.7 | Складывание простых форм из бумаги. | Учимся работать с бумагой | Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте. Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку бумаги способом сгибания. Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инстру`ции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Формировать чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания | Научатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради. Научатся анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности. | Научатся отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей. Научатся работать с графической информацией, инструкциями. | Складывание тюльпана. «Цветущий луг» «Колоски. Хлебный букет» «Собачка. Веселые друзья» | ||
9- 10 | 2.8-2.9 | Аппликация из засушенных листьев. | Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона. Оценивать результаты выполненной работы. | уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; | Научатся анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей. | Научатся отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей. | Золотая осень» «Образы осени» | |||
IIчетверть ( 7ч .) | ||||||||||
11 | 2.10 | Работаем с яичной скорлупкой. | Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приемы работы. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы. | чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов. положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности чувство прекрасного | Научатся выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму. Научатся использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме. | Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира; соответствие изделия обстановке, удобство, эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. | ||||
12 13 | 2.11-2.12 | Лепим из фольги. | Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги. Рассматривать и анализировать образцы. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность | Научатся выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями. | Научатся новым приемам обработки фольги. Научатся на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать | Разные формы. Ёлочные украше-ния «Серебряный паучок» | |||
Тема 3: Поднимаемся по ступенькам мастерства (12ч) | ||||||||||
14 | 3.1 | Размечаем детали по шаблону | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. | уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность | Научатся самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. Научатся создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. | Научатся правильно выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов | Аппликация «Снеговик». | |||
15 | 3.2 | Размечаем по линейке и сгибанием | Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты | адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда | Научатся организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь. | Научатся решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию | Цепь из полос бумаги | |||
16 17 | 3.3-3.4 | Образы зимней сказки. | Упражняться в использовании освоенных приемов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Осваивать новые приемы лепки. Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда | Научатся формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать. Научатся выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. | Научатся отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия. | «Новогодняя ёлка» «Сказочный заяц» | |||
III четверть( 9ч .) | ||||||||||
18 19 | 3.5-3.6 | Работаем с крепированной бумагой. | Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги. Рассматривать и анализировать образцы. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности | Научатся в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания. | Научатся изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям. | «Вьюнок» «Цветок кактуса» | |||
20 | 3.7 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. | Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы. Рассматривать и анализировать образцы. Решать задачи на мысленную трансформацию формы. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности | Научатся проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. Научатся самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита. | Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, функциональность, эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. | Открытка к Дню защитника Отечества Открытка для мамы | |||
21 22 2 3 | 3.8-3.11 | Учимся работать с нитками и иглой. | Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Декорировать изделие нитками. Анализировать информацию в учебнике. Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня). Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности | Научатся самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла. | Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, функциональность, эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности | Кисточки-веснянки Пришивание пуговиц Лучистая рамка | |||
24 | 3.12 | Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». | Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Упражняться в обработке поролона. Размышлять о бережном отношении к вещам. Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность; | Научатся прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения. | Губка для обуви. | ||||
Тема 4: Конструируем и решаем задачи (8ч) | ||||||||||
25 | 4.1 | Аппликация из геометрических фигур | Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке. Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур Решать задачи на плоскостное конструирование. Составлять композиции на плоскости в заданном формате. Наклеивать детали на основу. Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности | Научатся самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. | Научатся рационально выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов. Научатся изготавливать плоскостные изделия по образцам. | «Парусник». | |||
IVчетверть ( 8ч .) | ||||||||||
26 | 4.2 | Узор из симметричных деталей. | Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке. Анализировать и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей. Решать задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование. Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу. Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности | Научатся создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. | Научатся изготавливать плоскостные изделия по образцам. Научатся решать простые задачи конструктивного характера при создании узоров в формате квадрата. | ||||
27 | 4.3 | Аппликация-задача «Птица». | Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей. Упражняться в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности | Научатся рационально выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием шаблона. Научатся понимать общие правила создания предметов рукотворного мира и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. | |||||
28 | 4.4 | Домик хитрого гнома | Решать логические задачи: анализ образца, поиск закономерности в трансформации плоского листа в объемную форму; Выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой Выполнять упражнения по пластической трансформации листа. Вырезать и наклеивать дополнительные детали оформления на основу. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | привычка к организованности, порядку, аккуратности; адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность | Научатся работать с простейшей технической документацией: простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них. Научатся изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам. | |||||
29 | 4.5 | Разные образы – разные способы работы. | Рассматривать и анализировать образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, предметы окружающего мира. Создавать мысленные образы в соответствии с поставленной целью (по теме каждого урока:"Салют", "Букет "). Анализировать и подбирать необходимые материалы. Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполненной работы. | привычка к организованности, порядку, аккуратности; адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность | Научатся на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать. | Аппликация «Салют» Аппликация «Букет» | ||||
Работаем с набором «Конструктор». | ||||||||||
31 32 | 4.6-4.7 | Конструирование букв. | Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов "Конструктор. Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей. Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор". Упражняться в приемах сборки изделий. Рассматривать и анализировать образцы. Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям. Производить оценку выполненной работы. | привычка к организованности, порядку, аккуратности; адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность | Научатся решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию. | Конструирование букв. Правила работы. Приемы сборки простых узлов Решение конструкторских задач | ||||
33 | 4.8 | Подведение итогов года. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. | установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической | Выставка творческих работ учащихся. |
VIII. Перечень учебно - методического обеспечения
Учебник, учебное пособие | Учебники: Н.М.Конышева. Технология». 1 класс Смоленск «Ассоциация XXI», 2014. Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 1класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2015 |
Дополнительная литература для учителя и учащихся. | Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992; |
Лист регистрации изменений к рабочей программе ____________________________________________
(название программы)
учителя _________________________
(Ф.И.О. учителя)
№№ пп | Дата Изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии на 2015-2016 учебный год
Программа по технолигии в 4 класса, разработанна на основе "Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа". Учебно-методический комплект " Планета знаний"...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по курсу «Математика» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
Содержит КТП...
3 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ - Касаткина 2015-2016
Рабочая программа французский язык 3-ий класс....