Использование активных форм работы на уроках русского языка Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют и чередование активных форм работы на уроках русского языка. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: — отстаивать свое мнение; — принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; — ставить вопросы своим товарищам и учителям; — рецензировать ответы товарищей; — оценивать ответы и письменные работы товарищей; — заниматься обучением отстающих; — объяснять более слабым ученикам непонятные задания; — самостоятельно выбирать посильное задание; — находить несколько вариантов решения познавательной задачи; — создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий. В педагогической литературе игровую форму обучения часто называют «активным обучением» вследствие того, что применение игр активизирует процесс обучения. Необходимость их использования в начальной школе очевидна, поскольку обучение детей начинается с шестилетнего возраста. Основной деятельностью дошкольников является игра, поэтому первокласснику очень трудно сразу переключиться на учение. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Поэтому для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия: - наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр; - выразительность проведения игры; - необходимость включения педагога в игру; - оптимальное сочетание занимательности и обучения; - средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; - используемая в дидактической игре наглядность должна быть протой, доступной и легкой. Дидактические игры можно разделить на три основных типа: 1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2. Настольные печатные; 3. Словесные игры В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. При работе с играми, с природным материалом дети закрепляют знания об окружающей природной среде, у них формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании разрешаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания о новых обстоятельствах. Для развития творческих способностей в игре детям могут быть предложены следующие виды игр: 1. Игра "Диафильм". Урок знакомства с новой буквой и новыми звуками. Например: "Знакомство с буквой "Зз". Сказка "Золушка". Цели: обучать умению работать самостоятельно, составлять связный пересказ текста; развивать речь, мышление, умение пересказывать, воображение, фантазию; воспитывать любовь к родному слову, любовь к рисованию, эстетический вкус. На уроке дети знакомятся с новой буквой. Для закрепления изученной буквы учитель читает сказку или рассказ, в котором употребляются слова с новой буквой. Предварительно учитель дает задание внимательно слушать рассказ, запоминать слова с новой буквой (или хлопать в ладоши каждый раз, как услышат слово с новой буквой). Дети с огромным вниманием слушают текст сказки. Далее продолжается работа по вопросам учителя над содержанием сказки: - Как называется сказка, которую вы прослушали? Каких персонажей сказки вы запомнили? Кто из них вам понравился, а кто нет? Роль какого персонажа вы хотели бы сыграть? Назовите, сколько слов с новой буквой вам встретилось? Назовите новые слова. Далее проводится пересказ текста. В конце урока учитель дает домашнее задание: пересказать родителям сказку и составить по пе¬ресказу диафильм. На следующем уроке дети выставляют на доске варианты своих диафильмов и делают повторный пересказ текста. 2. Игра "Лесенка". Знакомство с буквой "Зз" (1 класс). Цели: обучать грамотному письму, умению подбирать слова, обу¬чать работе как самостоятельно, так и в коллективе; развивать речь, грамотное письмо, внимание, сообразительность, каллиграфию, мыш¬цы рук, развивать умение писать с комментированием, развивать сло¬варный запас; воспитывать интерес к предмету. Учитель дает задание: - Подумайте и вспомните слова, которые начинаются с новой бук¬вы. А теперь заполните таблицу (учитель открывает доску, на которой помещена таблица). Все слова должны начинаться с новой буквы. Пер¬вое слово должно состоять из двух букв, второе из трех, третье из четы¬рех букв, четвертое из пяти букв, а шестое из семи букв. Над каждым словом ведется работа (объясняется лексическое зна¬чение слова, ставится ударение). Все слова записываются в тетрадках с комментированием. Для сильных учащихся дается. Среди активных форм работы используются и урок-путешествие, где учащиеся выполняют задания, как бы путешествуя от «станции» до «станции», необходимым условием отправления от станции является выполнение определенных заданий. Маршрут путешествия с указанием станций (угадайка) готовится заранее, оформляется в виде карты, готовятся задания по всему разделу от простых к сложным; предлагаются разноуровневые задания с той целью, чтобы все учащиеся были включены в список путешественников. Эти уроки удобны свободным подбором материала, непринужденной рабочей атмосферой на уроке. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решение чередующихся заданий, предложенных учителем. Когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. На уроках КВН учащиеся сплачиваются, работают в коллективе, понимают, как важен их ответ. Одной из интереснейших активных форм является «брэйн-ринг». В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся. Так, например КСО – это коллективный способ организации обучения с применением диалогических пар сменного состава (его создатели Ривин, Дьяченко). Целевые ориентации КСО. - Развитие коммуникативных качеств личности; - Развитие лидерской деятельности (интеллектуальное развитие личности); - Усвоение ЗУН; - Повышение мотивации к учению. Элементы технологии коллективных способов обучения я исполь¬зую на уроках русского языка, на этапах закрепле¬ния, отработки навыка какой-либо темы, при изучении новой темы на этапе решения проблемной ситуации. Я пришла к выводу, что КСО - это реальная и эффективная технология и что именно на начальной ступени обучения нужно постепенно вводить элементы КСО, так как коллективная и групповая работа - это полно¬ценная самостоятельная форма организации обучения. Она создает хорошее условие для дифференцированного обучения. В классе ученики разные: есть быстро понимающие объяснение учи-теля, легко овладевающие материалом, другие требуют дополнительно¬го разъяснения. Они стесняются задавать вопросы в классе, не осозна¬ют, что они конкретно не понимают, не могут сформулировать вопрос. Программный материал данного учебника очень сложен для их понима¬ния. Когда группе даю одно общее задание, то не один ученик не дол¬жен остаться равнодушным, так как важен результат всей группы. Работая в группе, слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы какой-либо темы, а сильные ученики заинте¬ресованы помочь им в понимании вопроса и дойти до самой сути. В общем споре, в обсуждении даже слабые, непонятливые дети в кол¬лективе проявляют активную деятельность, предлагая свои варианты ответов, доказывая свою точку зрения; у них появляется уверенность в том, что они тоже личности. Естественно, работая в группах, большую надежду я возлагаю на группу детей с высокими интеллектуальными способностями (ода¬ренные дети), а они есть в каждой доминирующей группе класса. Эти дети являются ведущими на уроках, на них равняются и стараются подтянуться слабые дети. Так как они являются ведущими групп и контролерами, вся нагрузка нового материала возлагается на них, где они имеют возможность донести свои знания товарищам по группе. На данном этапе работы у детей с высокими интеллектуальными способностями развивается как лидерская, так и интеллектуальные способности. Дифференцированный подход к подаче домашнего задания по темам. Задания выполняются в группах. Дополнительный теоретический материал готовят дети с высокими интеллектуальными способностями, а задания занимательного характера – дети более слабые. Таким образом решается совместными усилиями проблемная ситуация каждой группы и ликвидируются пробелы в знаниях. В заключении, можно с уверенностью сказать, что применение активных форм работы на уроках русского языка будет способствовать формированию познавательных интересов к предмету, способствовать активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Тема: « Глагол - часть речи». 2 класс. Цель. Познакомить с глаголом как со знаменательной частью речи, с его грамматическими признаками. Задачи: - формировать грамматическое понятие "глагол"; - учить выде¬лять глаголы в тексте; - развивать речь, орфографическую зоркость, мышле¬ние; обогащать речь учащихся глаголами; расширить словарный запас; - вос¬питывать аккуратность, трудолюбие; любовь к природе, бережное отношение к родной земле Оборудование: Плакат "БЕРЕГИ ПРИРОДУ"; карточки; мягкая игрушка-конь; "Волшебная поляна"; речка с мусором. Тип урока. Урок-путешествие. Методы обучения. Объяснительно-иллюстрационный, наглядный, частично-поисковый. Формы обучения. Парная, индивидуальная. Ход урока Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Обернитесь, повернитесь и друг другу улыбни¬тесь! Тихонечко сядьте. - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране Речь. Итак, отправляемся в сказку. Нас пригласила к себе в гости сама Баба Яга, у нее сегодня юбилей. Ее избушка находится на "Волшебной поляне". В наше время трудно жить даже в сказочных местах. Мы с вами встретимся с трудно¬стями, прежде чем попадем в гости к Бабе Яге. Вы готовы? Молодцы! Оформление тетрадей к работе на уроке. Минутка чистописания. - Сегодня минутка чистописания будет проходить необычно. Добираться будем на коне. Конь - спутник и друг путешественников. Тетради положите уголочком, спинки выровняйте, пишите красиво, аккуратно. Словарная работа. Учитель показывает картинки с предметами, а учащие¬ся записывают слова в тетрадь. (Гриб, лыжи, часы, птичка, письмо, река.) Проверка домашнего задания (фронтально). Повторение изученного материала. - Итак, ребята, первая преграда на нашем пути - речка. Надо ее очистить от мусора, и мы сможем тогда перебраться на другой берег. Ребята, но мусор необычный, а с заданиями. Вы готовы? Молодцы! Сообщение темы и цели урока. - Ребята, на этом наше путешествие не заканчивается. Сегодня мы с вами познакомимся со словами, которые живут в области "Глагол". Глагол - необыкновенная часть речи, которая любит поговорить о том, что делают предметы. Поэтому они всегда спрашивают: "Что делать?". Глаголы обозначают действие предметов, стоят обычно после существительного. Стихотворение о глаголе. Что без меня предметы? Летит ракета, Лишь названия. Люди строят здания, А я приду - Цветут сады, Все в действие придет: И хлеб в полях растет. Работа по картинкам. - Что делает девочка? (Пишет, кормит, смотрит, завтракает, заправляет, идет, моет.) - Вот и мы стоим на "Волшебной поляне", но здесь все заколдовано. Баба Яга очень расстроена и не может порадовать вас, пока кругом неполадки. Ре-бята, поможем расколдовать и оживить поляну? ДЕРЕВО. Работа с учебником. На стр. 149 прочитать правило и в упр. 657 перечислить глаголы (устно). ПТИЧКА. Физминутка. - Сейчас выполним движения в физминутке, изобразим птичек, как они летают, как садятся. Летели четыре птички, Все люди глядели. Собою невелички. Как они садились, Как они летели, Все люди дивились. ЛИСИЧКА. Работа по карточкам. Ученикам раздаются карточки, в которых нужно имена существительные соединить с именами прилагательными. ЗАЙЧИК. Самостоятельная работа (стр.150, упр. 658). СОЛНЫШКО. Работа у доски (стр.150, упр. 663). ТРАВКА. Итог урока. - С какой частью речи мы сегодня работали? На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают? - Итак, "Волшебная поляна" расколдована. Вы молодцы, ребята, помогли Бабе Яге весело отметить юбилей. Домашнее задание (стр.150, упр. 661). Выставление оценок за урок с комментированием. Тема: «Изучаем русский язык». 4 класс. Образовательные задачи: • обучающая — повторить, закрепить знания, получен¬ные на уроках русского языка; • развивающая — обогащать лексику, развивать па¬мять, внимание, логическое мышление, быстроту мысли; • воспитательные — воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуваже¬ние, интерес к знаниям, дисциплинированность. Тип урока: Урок-КВН. Оформление. В классе вывешен плакат: Учите русский — годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда — в нем самом. Сабир Абдулла Ход урока Вступление. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С его по-мощью мы выражаем свои мысли, общаемся друг с дру¬гом. Это он помогает нам дружить, лучше понимать друг друга. Но любить свой язык — это значит хорошо его знать. Знаем ли мы наш родной язык? Ответить на этот вопрос нам поможет наш праздник — КВН. 1. Приветствие команд (участвуют три команды). Все ученики: Мы — веселые ребята, И не любим мы скучать, С удовольствием мы с вами В КНВ будем играть. 1-я команда: Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед. 2-я команда: И пусть острей кипит борьба, Идет соревнование, Успех решает не судьба, А только наши знания. 3-я команда: Но, соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней — Наша дружба крепнет в ней. 2. Разминка «Угадай название нашей команды» (сооб¬щает капитан каждой команды): 1. Название нашей команды обозначает название пред¬мета, отвечает на вопросы кто ?что?, в предложении бы¬вает подлежащим и второстепенным членом. 2. Название нашей команды обозначает название дей¬ствий предмета, отвечает на вопрос что делает?, в пред¬ложении бывает сказуемым. 3. Название нашей команды обозначает признак пред¬мета, отвечает на вопрос какой?, в предложении бывает второстепенным членом. Ведущий обращается с вопросами к болельщикам: — Какое название имеет каждая команда? Какие еще части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется? 3. Домашнее задание (капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри). 4. Конкурс капитанов. Задание: определить часть речи (по одному предложению). 1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2) Снежное покрываю покрывало все поле. 3) Ведро дало течь, и вода стала течь. 5. Конкурс болельщиков. Задание: отгадать загадку и оп¬ределить часть речи. 1) Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.) 2) Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы про¬ливает. Дети их читают и стирают. (Мел.) 3) Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь.) 6. Конкурс команд «Слово-змейка». (Представителю от каждой команды предлагается за 1—2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начина¬лось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь, деревня и т. д.) 7. Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи». (Участ¬никам предлагаются опорные слова — рифмы, которые помогают им сочинить четверостишие: щенка — пока, по¬могите — найдите). Четверостишие должно получиться примерно такое: У меня три щенка, Кличек нет у них пока. Мне, ребята, помогите, Клички для щенков найдите. 8. Конкурс болельщиков. Задание: раскрыть смысл выра¬жений, которые называют крылатыми: 1) Рукой подать (Близко.) 2) В час по чайной ложке. (Медленно.) 3) Морочить голову. (Обманывать.) 4) Во весь дух. (Быстро.) 5) Склонять по падежам. (Ругать.) 6) Засучив рукава. (Хорошо работать.) 7) Спустя рукава (Работать плохо.) 8) Прикусить язык. (Замолчать.) 9) Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи.) 9. Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки). В это же время команды показывают инсценировку по стихотворению С. Маршака «Знаки препинания». У уча¬щихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания. Чтец: У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал чудак — Восклицательный знак. (Вбегает Восклицательный знак.) Никогда он не молчит, Оглушительно кричит. Восклицательный знак: — Ура! — Долой! — Караул! — Разбой! Чтец: Притащился кривоносый Вопросительный знак. (Входит Вопросительный знак.) Задает он всем вопросы: Вопросительный знак: - Кто? - Кого? - Откуда? - Как? Чтец: Явились Запятые, Девицы завитые. (Входят Запятые.) Живут они в диктовке На каждой остановке. Запятые: — Мы особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. (Входит Точка с запятой.) Точка с запятой: — Если нет над вами точки, Запятая — знак пустой. Чтец: Прискакало Двоеточие, Прикатило Многоточие ... (Появляются Двоеточие и Многоточие.) Двоеточие: — Нет, постой! Я важней, чем Запятая Или Точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. Чтец: Но сказало Многоточие, Еле глазками ворочая. Многоточие: — Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие ... Чтец: Вопросительный знак Удивился. Вопросительный знак: — То есть как? Чтец: Восклицательный знак Возмутился. Восклицательный знак: — То есть как! Чтец: И сказала Точка, Точка — одиночка. Точка: — Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас. 10. Конкурс капитанов. Задание: раскрыть скобки в предложениях: — Язык (до) Киева (до) ведет. — Хорошее слово (до) сердца (до) идет. — (С) горы (с) сбежал поток проворный. 11. Конкурс болельщиков. Задание: отгадать слова. Для 1-й команды: его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, пристав¬ка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. 12, Конкурс для команд «Можем мы диктант писать на 4 и на 5». (Каждый участник команды пишет только по два слова и передает другому участнику. Как только вся ко¬манда закончит писать диктант, она сообща его проверя¬ет и сдает жюри.) 13. Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант.. Задание: найти слова, которые спрятались. Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки. 14. Жюри объявляет счет. 15. Ведущий подводит итоги соревнования. 16. Награждение участников. 17. Учитель благодарит детей за участие в соревнованиях. Тема: «Обобщение материала о частях речи». 4 класс. Задачи: - обобщить и совершенствовать знания учащихся по изучен¬ным частям речи, познакомить с правилами ведения аукциона; - раз¬вивать орфографические навыки, умения конструировать предложения, сравнивать и анализировать, делать выводы; - воспитывать культуру общения, интерес к предмету, стремление к самообразованию, само¬проверке и самооценке своих знаний. Тип урока: Урок-аукцион. Технология: Стратегии "критического мышления", уровневого обу¬чения по Караеву. Метод обучения: Словесный, частично-поисковый, исследовательский. Приемы: Ассоциации, деловая игра, "Кьюбик", синквейн, эссе, тест, диаграмма Венна. ФОПД: Групповая, фронтальная, индивидуальная. Ход урока 1. Организационный момент. Целевая установка. Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Повернитесь к ним и поприветствуйте. Мы приветствуем гостей, Всех знакомых, незнакомых, Дорогих учителей, И серьезных, и веселых. Мудрецы говорят: "Деньги потерял - ничего не потерял: Время потерял - многое потерял. Здоровье потерял - все потерял". Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья. А скажите, какой доктор помогает нам сохранить настроение и дарит людям ра¬дость? (Доктор Любовь). Тогда улыбнитесь друг другу, подарите любовь, скажите добрые слова. (Звучит спокой ная музыка.) Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения, удачи и чтобы вы обя-зательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увле-кательным. А скучать нам сегодня не придется. Будем работать! Сегодня у нас необычный урок. Мы разыграем титул "Умники и умницы" на аукционе Знаний. В аукционе примут участие 3 команды (представить команды). 2. Вызов. На наш аукцион выставлены слова, являющиеся ассоци¬ациями к слову Знания - Какие же ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Пишут на карточках и вывешивают слова-ассоциации: сила, проч¬ные, обогащают, отличные, мудрость. Участвуя в нашем аукционе, не забывайте мудрые мысли народной пословицы: "Мир освещается солнцем, а человек знаниями". А это зна¬чит ... (Ответы детей.) 3. Реализация. Внимание (удар молотком)! Аукцион начинается! А) 1-й лот аукциона - это слово СИЛА Задание: составить СИНКВЕЙН к слову: 1) существительное; 2)..........(Собственное, нарицательное); 3) ..., ..., ... (Называет, обозначает, изменяется); 4)..............(Это все, что существует вокруг); 5).... (Предмет). (Слово достается тому, кто составит самый оригинальный синквейн.) (Удар молотком - Продано!) Б) 2-ой лот аукциона - слово ПОМОГАЮТ (Стратегия "Кьюбик"). Задание: выполни задание, данные на выпавшей стороне кубика. (Все задания касаются слова "помогают".) Ассоциируй: подбери ассоциации к данному слову (помогают вете¬ранам, помогают каждый день, помогают слабым, постоянно помогают и др.). Аргументируй: назови часть речи и докажи. (Это глагол, т.к. обозна-чает действие предмета, отвечает на вопрос "Что делают?", несовер¬шенного вида, изменяется по лицам, по временам). Сконструируй: добавляя друг за другом по одному слову, составьте предложение с этим словом (по принципу "снежный ком"). Редактируй: исправь ошибки, допущенные в предложении. (Удар молотком - Продано!) В) 3-ий лот аукциона - слово МУДРОСТЬ. Задание: в Венн-диаграмме укажите сходства и различия в измене¬нии 3-х частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. (Удар молотком - Продано!) Г) 4-ый лот аукциона - слово ПРОЧНЫЕ. (Уровневые задания по Караеву.) (Должен быть Прозрачный журнал, ключи для самопроверки.) 1-ый уровень - ученический +5 баллов (оценка "3"). Задание: распределите слова по частям речи - Упр,.. (самопровер¬ка по ключу, самооценка). 2-й уровень - алгоритмический + 10 баллов (оценка "4"). Задание: укажите часть речи, выделите окончание данных слов: сим-вол, народные, государство, защищает, читают, земля, наступит. 3-й уровень - эвристический +15 баллов (оценка "5"). Задание: составьте предложение, расположив данные слова в нуж¬ной последовательности и согласуя их друг с другом: иметь, каждый, на, язык, и, право, культура, родной, пользование. (Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой.) Д) 5-ый лот аукциона - слово ОТЛИЧНЫЕ (мини-тест). - (Оценка - жетоны "5", "4", "3".) 4. Рефлексия. Е) 6-ой лот аукциона - слово ОБОГАЩАЮТ. Задание: напишите Эссе-размышление "Сегодня на уроке мы поня¬ли, что... (наша речь состоит из разных частей речи, все они живут дружной семьей, согласуются друг с другом, поясняют друг друга. И все вместе делают нашу речь грамотной, красивой и выразительной.). Итак, подведем итоги нашего аукциона. Из шести предложенных лотов больше всего куплено слов командой... Это говорит о том, что знания у них самые хорошие, прочные и глубокие. И они по праву могут называться "Умники и умницы" (вручает им медали, поздравляет). 5. Подведение итогов. Домашнее задание. Урок-КВН. 2 класс. Цели: - расширить кругозор знаний и умений детей. - развивать речь, спо¬собствовать мыслительной деятельно¬сти учащихся. - воспитывать любовь к русскому языку. Девиз КВН: В клуб пришел - не хмурь лица, Будь веселым до конца. Ты не зритель и не гость, А программы нашей гвоздь. Не стесняйся, не ломайся, Всем законам подчиняйся. Песня о КВН: Любит КВН наш дружный класс И объявит заседание сейчас. Вот болельщики, а вот жюри. Путь к победе труден, что ни говори. Нам доверено с тобой Провести удачный бой, Чтоб находчивость и знания проверить. Ты велик, родной язык, Ты богат, родной язык, Ты наш друг, и в это все мы будем верить. (На мелодию песни В.Шаинского "Улыбка".) Приветствие команд. 1-ая команда. Мы - веселые ребята, И не любим мы скучать, С удовольствием мы с вами, Будем в КВН играть! 2-ая команда. Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед. 1-ая команда. И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование; Успех решает не судьба, А только наши знания. 2-ая команда. И соревнуясь, все же с вами Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, И наша дружба вместе с ней. Приветствие жюри. Наше доброе жюри, Ты нас строго не суди. Мы покажем наши знания, Ты очки нам припиши. Угадай название команды. - Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования но¬вых слов. (Соперники угадывают название.). - Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Задания командам. 1. Разминка. - Какая часть слова самая главная? Сколько гласных букв в русском языке? Какие слова называются антонимами? Какие имена существительные мы пи-шем с большой буквы? Какие слова помогают определить род имени суще-ствительного? Когда пишется разделительный мягкий знак? 2. Вставь пропущенные буквы. Д... журный М... дведь Р...бята В...р...бей Уч...ник В...р...на К...р...ндаш П...тух (Назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные.) 3. Найди вторую половину. Без труда гуляй смело Сделал дело пока не перепрыгнешь Любишь кататься не вынешь и рыбку из пруда Не говори Топ" люби и саночки возить 4. Конкурс капитанов. Каша лиса труд нож Ваза лимон сыр кот АСТА НА АЛМАТЫ (Пока капитаны выполняют задание, команды загадывают друг другу загадки о школьных принадлежностях.) 5. Подбери слово к схеме. Маленький Большой Походка Дворник Объезд Посадка Лесник Подъезд 6. Превращение слов. Измени букву. Коса – Гора - Игла – Роса - Река - Бинт - 7. Составь слово. ВОРД (двор) ЦОВА (овца) КУТА (утка) ШАКА (каша) ОДМ (дом) УЛК (лук) 8. Восстанови текст. Вплыао моогн снгеа. В лсеу тхио. Мдвдееь стип в брлгео. На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Блкае сдтии в депле. (Пока команды выполняют задание, проводится конкурс среди болельщиков: отгадывание загадок, лучший плакат.) 9. Музыкальный номер. Тема: «Антонимы. Имена прилагательные, противоположные по смыслу». 3 класс. Цели: Развивающий аспект: развитие речи, познавательных процессов; Воспитывающий аспект: воспитание бережного отношения к жи¬вотным, чувства товарищества; Образовательный аспект: закрепить знания детей об имени прила-гательном, учить находить имена прилагательные, противоположные по смыслу. Оборудование: Картины животных, схема предложения, магнито¬фон с грамзаписью, карточки с признаками слов, картина "Весна", словари синонимов и антонимов. Организационный момент. Графическая минутка. Отгадайте загадку: Рогатый, а не бодается. (Месяц.) Запись: Мм месяц март. Март - это третий месяц календарного года, он назван так по име¬ни древнеримского бога Марса. По лунному календарю начало года приходилось на март. - Как на казахском языке будет - март? Каким бывает март? Опи¬шите. Слова какой части речи использовали при описании? Объявление темы и цели. - Сегодня на уроке мы поговорим о весне и об именах прилага¬тельных. Словарная работа. Игра "Запиши одним словом в столбик". 1. Не будильник, а разбудит, запоет, проснутся люди. 2. Как назвать одним словом: корова, лисица. 3. Под Новый год пришел он в дом таким чудесным толстяком, но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез. 4. Казахский праздник Весны. 5. Маленький, ушастый, трусливый. Слова-ответы на доске. Взаимопроверка. (Петух, животные, календарь, Наурыз, заяц.) - Какой частью речи являются эти слова? Как определили? Докажи¬те? Добавьте к этим именам существительным имена прилагательные. - Зачем нам в речи нужны имена прилагательные? Какие имена прилагательные помогли вам понять, что речь идет о зайце? Составьте предложение с этим словосочетанием по схеме: П. - С. Какой? Где? Запись предложения: Трусливый заяц сидел на пеньке. Разбор его по частям речи и по членам предложения. По составу разобрать слово - "трусливый". - А читали ли мы сказку, где заяц не был трусливым? ("Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза"). Давайте запишем наше предложение еще раз, заменив слово "трусливый" на слово "храбрый". Сравните имена прилагательные. Что вы заметили? Как называются слова, противоположные по смыслу? Почему в речи мы часто противо¬поставляем признаки предметов? Объявление темы и целей урока. - Задача нашего урока: определить, по каким признакам можно, а по каким нельзя сравнивать имена прилагательные. - Прослушайте грамзапись стихотворения С.Я.Маршака "Мяч" и в столбик выпишите имена прилагательные. Теперь к этим именам прилагательным прибавьте другие, но проти-воположные по смыслу. Какой вывод можно сделать? 1. Не ко всем именам прилагательным, обозначающим цвет, можно подобрать прилагательные-антонимы. Исключение: белый - черный. Физминутка. Найдите ошибку. Учитель читает предложение: У зайца хвост корот¬кий, а у волка зубы острые. - Какой можно сделать вывод? 2. Имена прилагательные нужно сравнивать только по одинаковому признаку. - По каким признакам мы можем сравнивать слова? На доске карточки: по вкусу, ширине, цвету, величине, высоте, фор¬ме, силе, температуре, трудолюбию, длине, глубине и т.д. Придумать и записать предложение с одним сравнением. Закрепление. Самостоятельная работа. Упр. № 479. Чтение, разбор, запись, проверка. На доске: слабое здоровье - (крепкое) слабый ответ - (хороший) - Что вы заметили? Почему к одному и тому же имени прилага¬тельному подобрали разные по значению имена прилагательные? 3. Прилагательные могут быть многозначными. Нужно смотреть на значение слова. - Что нужно делать, чтобы здоровье было хорошим? Творческая работа в парах. По картине "Весна" составить по 3 пред¬ложения и записать их так, чтобы в них были имена прилагательные-антонимы. Например: Наступила (ранняя, поздняя) весна. Итог урока. Что вы знаете об именах прилагательных, антонимах? Зачем нам в речи нужны антонимы? - Какие пословицы вы знаете с противопоставлениями? (1-2 посло¬вицы записать, разобрать по смыслу). Повторить таблицу, которая появилась по ходу урока. 1. Не все имена прилагательные имеют антонимы. 2. Сравнивать нужно имена прилагательные по одинаковому при¬знаку. 3. Имена прилагательные бывают с многозначным значением. 4. Нужно смотреть на значение слова. Работа в парах со словарями синонимов и антонимов. Д.з., стр. 180, упр. 481. Коллективная работа. Закончить стихотворение: Скажу я вам ВЫСОКИЙ, а ты ответишь..., Скажу я вам далекий, а ты ответишь..., Скажу я вам трусливый, а ты ответишь..., Скажу я вам тяжелый, а ты ответишь... Выставление оценок. Тема: «Роль имени прилагательного в предложении». 3 класс. Цель. Закрепление имени прилагательного и его роли в предложении. Задачи: - актуализировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; - развивать интеллектуальные способности учащихся, орфог¬рафическую зоркость, умение точно употреблять имена прилагательные в уст¬ной и письменной речи; закрепить правописание окончаний прилагательных; - воспитывать любовь к родному слову с помощью сказок А.С. Пушкина. Методы преподавания: Путем погружения в проблему; самостоятельно¬го творчества; интеграции и дифференциации процесса; путем чередования видов деятельности. Методы учения: Исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый. Оборудование: Таблицы и Имя прилагательное как часть речи, "Измене¬ние прилагательных по числам и родам". Тесты на каждого учащегося. Портрет А.С. Пушкина. Выставка его книг - сказок. Карточки для парной работы. Этапы и структура урока 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина "У лукоморья дуб зеленый... ". Дети сидят с закрытыми глазами. - Ребята, откройте глазки и посмотрите на доску. 2. Чистописание. На доске написаны слова: Интересные, заколдованный, сказки, волшебство, добро, зло. - На какие две группы можно разделить эти слова? (Им. сущ. и им. прил.; ед.ч. и мн.ч.) - Буква, которую мы будем писать на чистописании, есть у прилагатель-ных. Она обозначает гласный звук [ы]. Дырка, мышка, сыр. - А теперь придумайте и запишите предложение, используя эти слова. Найдите прилагательные и подчеркните их. Какими членами предложения они являются? 3. Словарно-орфографическая работа. Учитель читает отрывки из сказок А.С. Пушкина. Ученики определяют, из какой сказки этот отрывок. Другой ученик записывает слова, определяя ор-фограмму, подбирает проверочные слова. 1) "Бог с тобою, золотая рыбка! З...л...тая ры...ка Твоего мне откупа не надо...". 2) "Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грус.ной думой на лице...". 3) "В свете ж вот какое чудо: Белка там ж...вет руч...ная...". 4) "Избушка там на кур...их но...ках Стоит без окон, без дверей...". |