Глагол. Роль глагола в речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 94.5 КБ |
glagol.pptx | 984.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 514
Калининского района
Открытый урок
Глагол. Роль глагола в речи.
Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа 2100»
Подготовила:
Э. А. Евтушенко
учитель начальных классов
г. Санкт-Петербург
2016 г.
Тема урока: Глагол. Роль глаголов в предложении, в речи.
знание:
знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами, понимание:
находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по предложенному плану.
применение:
записывать предложения, используя правило правописания НЕ с глаголами, анализ:
анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов, анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов с частицей НЕ.
синтез:
составлять рассказ по плану «Что мы знаем о глаголе»
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
- систематизировать знания о глаголе, как части речи;
- знать происхождение слова «глагол», знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами,
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
- развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: урок – семинар.
Оборудование: план проведения семинара, регистрационный лист, презентация к уроку, задания по группам, бейджики с названиями творческих групп, названия групп, толковый словарь урока, лист самооценки и оценки работы группы
Ход урока.
- Организация класса. Эмоциональный настрой.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей.
Гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.
Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, но нам поможет дружба, взаимовыручка.
- Девиз нашего урока:
«Никто не знает так много, как все мы вместе!»
-Сегодня на уроке нужно:
Думать, рассуждать, говорить, мыслить.
II. Сообщение цели урока.
На доске запись: "Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А. Югов).
Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).
- Определение темы и цели урока.
Определите тему нашего урока.
Тема урока: Глагол. Роль глаголов в речи.
Как вы думаете, а что мы должны сегодня узнать?
Цель: повторить, что мы знаем о глаголе, узнать, какую роль глагол играет в речи.
- Работа с творческими группами учащихся по теме урока.
У нас будет необычный урок. Он пройдет в форме семинара.
А что означает слово «семинар» вы можете посмотреть в толковом словаре урока.
Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя. Наш класс поделился на творческие группы. Выберите, пожалуйста, капитана вашей группы.
Правила работы в группе:
- Вместе не трудно,
- Вместе не тесно,
- Вместе легко
- И всегда интересно!
План проведения семинара:
- 9.50 Регистрация
- 11.05 Открытие семинара
- Теоретическая часть. Глагол как часть речи
- Происхождение слова «глагол»
- Морфологические признаки глагола
- Изученные орфограммы в правописании глаголов
- Роль глагола в предложении
- Практическая часть. Роль глагола в речи
- Глагол – необыкновенная часть речи
- Самые употребляемые глаголы
- Многозначность глаголов
- Глаголы – синонимы
- Употребление глаголов в прямом и переносном значении
- Подведение итогов семинара
Приступаем к семинару.
1. На первый вопрос отвечают учащиеся 1-ой группы: синий цвет
происхождение слова "глагол”. Работа со словарем.
Из словаря Владимира Ивановича Даля:
Глагол - 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)
Из этимологического словаря:
Глагол – греческого происхождения, означает «речь»
Прочитайте текст. Что означает слово «глагол» на старославянском языке?
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.
Вывод:
Презентация ответа.
- На второй вопрос отвечают учащиеся 2-ой группы зеленый цвет
Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
- Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
- Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
- Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1 и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
Презентация ответа.
- На третий вопрос отвечает 3 группа розовый цвет
Запишите изученные орфограммы при правописании глагола. Приведите примеры.
- Правописание не с глаголами;
- орфограмма-буква гласного в безударных окончаниях;
- орфограмма ъ в глагольных формах:
2 лицо ед. число,
В сочетании -ться, -тся
- На четвертый вопрос отвечает 4 группа желтый цвет
Какую роль играет глагол в предложении? Приведите примеры.
Найдите в тексте грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена.
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.
Презентация ответа.
Вывод: Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, имеет морфологические признаки:
- постоянные: спряжение, возвратность;
- непостоянные: время, число, род, лицо.
В предложении выступает сказуемым.
- Физкультминутка.
http://rutube.ru/video/d4d91850c7d4bf5324f7e8fa724dedf7/
- Практическая часть.
а) Глагол – необыкновенная часть речи;
1 группа
Прочитайте текст. Почему глагол – необыкновенная часть речи?
Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и т. д.).
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать).
б) самые употребляемые глаголы;
группа 2
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать.
Задание: выпишите из текста глаголы. Укажите их время спряжение.
Весенний первоцвет
Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.
Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его желтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.
Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь легкую прохладу.
А с другой стороны листа поверхность теплая на ощупь, словно руки родной матери.
в) многозначность глаголов;
группа 3
Прочитайте стихотворение Г. Гюйко.
За столом сказала мама:
- Хватит языком болтать.
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Найдите, какие словосочетания имеют несколько значений. Объясните, как вы понимаете значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».
Приведите примеры таких словосочетаний.
(Ударил гром – больно ударил, держать предмет – держать вещь, держать речь)
г) глаголы – синонимы.
4 группа.
Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
Назовите глаголы – синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).
Как вы думаете, для чего их употребили в этом стихотворении?
- Прямое и переносное значение глаголов.
Прочитайте стихотворения. Какие глаголы употреблены в прямом, а какие в переносном значении.
- Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
- Первый солнечный денёк.
Дyет вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосyльки прослезились
И повесили носы.
Вывод:
Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.
Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.
Занимательная минутка.
Я расскажу вам случай из жизни.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
- В этом году на соревнованиях я обязательно победю…., нет, побежу…
- Эх, ты! Еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить!
А как сказать правильно?
В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1 лице единственном числе. Кто знает, какие?
- Победить
- Убедить
- Дерзить
- Бороздить
- Шелестеть
Однако, ситуация не безысходная.
- Как можно сказать? (Одержать победу)
- Итог семинара.
Заполните, пожалуйста, Лист самоконтроля и контроля работы группы.
Закончить семинар мне хочется строками И. С. Тургенева:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: «Никто не знает так много, как мы вместе!» На уроке нужно: Думать, рассуждать, говорить, мыслить
«Глагол – самая огнепышущая , самая живая часть речи» А. Югов
Тема урока: Глагол. Роль глагола в предложении и речи. Цель урока: обобщить знания о глаголе как части речи, узнать, какую роль играет в предложении и речи.
Правила работы в группе Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно!
Происхождение слова «глагол»
Морфологические признаки глагола Самостоятельная часть речи; Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Обозначает действие предмета; Постоянные признаки : спряжение, возвратность; непостоянные : время, число, лицо
Орфографические орфограммы при написании глагола Правописание не с глаголами; орфограмма-буква гласного в безударных окончаниях ; о рфограмма буква ь в глагольных формах : 2 лица единственного числа, в сочетании - ться , - тся
Роль глагола в предложении В предложении является главным членом предложения, выступает сказуемым
Физкультминутка
Глагол – необыкновенная часть речи
Самые употребляемые глаголы сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать .
Многозначность глаголов За столом сказала мама: - Хватит языком болтать. А сынишка осторожно : - А болтать ногами можно?
Глаголы - синонимы Осинка Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки – Надо согреться Бедной осинке.
Прямое и переносное значение глаголов Зеленеют все опушки , Зеленеет пруд. А зеленые лягушки Песенку поют. Первый солнечный денёк. Дyет вешний ветерок. Воробьи развеселились В эти тёплые часы. А сосyльки прослезились И повесили носы.
Итоги семинара
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» И. С. Тургенев
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Роль глаголов в предложении, в речи.
Грамматические признаки глагола...
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...
«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...
"Роль глаголов в предложении, в речи"
Урок русского языка...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
Урок направлен на углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....