Русский язык. 4 класс. Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Силантьева Елена Владимировна
Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 523 Колпинского района Санкт – Петербурга
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема: Синонимы. | Тип: изучение нового материала | ||
Задачи: научиться подбирать к данным словам синонимы; к разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные: Познавательные: мотивация учебной деятельности ; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений. Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления. Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. | Личностные:
правильная речь является показателем индивидуальной культуры. | |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) (1 - 2 мин.) | - О чем это стихотворение? - Каково значение слова? Ответьте строками стихотворения. - Что значит «всему голова»? -Чем будем заниматься на уроке? | Читают: Слово - всей нашей жизни основа. Жить и любить невозможно без слова. С нами всюду, всегда слова. Слово в жизни всему голова. Отвечают на вопросы, находят подтверждение слов строками из текста стихотворения. Объясняют. - Продолжим работать со словом. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ( 5 – 7 мин.) 3. Постановка учебной задачи ( 2 – 3 мин.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. ( 2 – 3 мин.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (3 – 5 мин. ) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 5 – 7 мин.) Рефлексия (3мин. ) Включение в систему знаний Итог урока Домашнее задание | Предлагает задание для самостоятельной работы – работу на карточках. 2) - Выберите синонимы к глаголу идти. Подчеркните. - Назовите. - Проверьте. - Одинаковые оттенки значения имеют выбранные синонимы? - Объясните оттенки значения синонимов.
- В русском языке не так много слов синонимов, которые абсолютно ничем не различаются. Чаще всего синонимы имеют разные оттенки значения. - Роль синонимов?
3) – Вернемся к заданию на карточке. Есть ли еще синонимы среди заданных слов? - Одинаковые оттенки значения имеют выбранные синонимы? - Объясните оттенки значения синонимов. - Роль синонимов?
- Будем обогащать наш словарный запас синонимами. - Словарь человека ( то есть общее количество используемых слов) обычно составляет 5000 – 6000 слов. А, например, словарь Александра Сергеевича Пушкина включал в себя более 22000 слов. поэтому поэт мог так точно и образно выражать свои мысли и передавать самые тонкие душевные переживания. 3) - Запишите строки из стихотворения А.Пушкина. Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий. (А.Пушкин) - Какие орфограммы повторили?
- Подчеркнем главные члены предложения. - Объясним постановку знаков препинания. Задает проблемный вопрос: -Назовите синоним к слову «мчатся». - Но «мчаться» - быстро бежать.
мчаться – 1) быстро бежать; 2) быстро плыть. Проблема? - Почему синонимы разные? - В каком значении употребляется в стихотворных строках слово «мчится»? прямое значение переносное значение несколько значений многозначные слова - Кто знает, как называются слова, у которых – несколько значений? Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. - Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить? Тема: Синонимы. - Сформулируем цель урока. - Вспомним: почему синонимы разные? Цели урока: 1. Научиться подбирать к данным словам синонимы. 2. К разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы. - Составим план действий. - Подбираем к слову… - Следующий шаг. - Является ли слово многозначным? - Вспомним: мчатся…тучи, мчится человек. - Мы получили план действий. Предлагает задание: Свежий воздух Свежий хлеб Свежая новость - Подобрать синонимы. - Что поможет подобрать синонимы? - У вас на столах – лист « Словарь синонимов». - Вывод?
- Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов? Предлагает задание для самостоятельной работы. - Откроем учебники - стр.88. упр.142. - Прочитайте задание. 1)Работа в парах. Темная ночь –. Темное лицо – Темная рубашка Вывод? - Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов? 2)Индивидуальная работа - Вывод? - Кто не испытывал затруднений в подборе синонимов? 3)- Дополним план действий. - Заполним таблицу. (+. ? ) 1. Знаю, что такое «синоним». 2.Найду в предложенном тексте синонимы. 3. Не затруднюсь в подборе своих примеров – слов– синонимов. 4. 5. - Что не включено в таблицу, а мы узнали на сегодняшнем уроке? - А может ли использование синонимов испортить художественное произведение? - Ученики соседнего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А.С.Пушкина. Вот что у них получилось. Ураган мглою небо покрывает, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она закричит, То заплачет, как малыш. - Восстановим авторский текст. - Правильно выполнили задание ученики соседнего класса? Проверим.
- Как вы объясните учащимся, что в художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами? Предлагает уточнить учебную задачу, оценить чему планировали учиться, чему научились, чему предстоит учиться. Просит выделить трудности, с которыми столкнулись, определить причины успешности или неуспешности. "Шесть шляп мышления." -Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке. -Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке. -Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно. -Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке. -Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке. -Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку. Предлагает в домашнем задание: 1) Тетрадь – подобрать к словам синонимы. 2) Найти и записать многозначные слова – к разным значениям многозначных слов подобрать разные синонимы. 3) Найти в художественных текстах многозначные слова (слово употреблено в переносном значении) – подобрать синонимы. | (Карточка) 1. Вставь пропущенные буквы. 2. Расположи глаголы в порядке возрастания действия. Расставь цифры.
Разб…гаться, и…ти, п…лзти, ш…гать, мч…ться, пл…стись, б…жать, с…менить. 1. Сначала выполни задание сам. 2. Расскажи соседу, а сосед расскажет тебе. 3. Придите к общему мнению. Работа в парах. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Работают с орфографическим словарем. Систематизируют. Расставляют цифры. Вступают в общение, соблюдая правила общения. Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, аргументируют решение. Проверяют. Ползти, плестись, семенить, идти, шагать, разбегаться, бежать, мчаться. Ставят на полях значки: +, ? Работа в парах. Анализируют. Подчеркивают. Проверяют. Ползти, плестись, семенить, идти, шагать. Ставят на полях значки: +, ? - Разные.
- В порядке возрастания действия. - Разные оттенки значения: - Синонимы позволяют более точно выразить мысль. - Помогают избежать повторений одного и того же слова.
- Бежать, мчаться. Ставят на полях значки: +, ? - Разные. - «Мчаться» - очень быстрый бег. - Помогают избежать повторений одного и того же слова. - Синонимы позволяют более точно выразить мысль.
Систематизируют. Подбирают слова к изученным орфограммам. Подчеркивают главные члены предложения. Объясняют постановку знаков препинания. - Быстро плывут. - Проблема: слово одно, а синонимы – разные. - Мчатся тучи, мчится человек.
- В переносном значении. - Многозначные слова. - Синонимы. - Переносное значение. (несколько значений) - Многозначные слова. - Научиться подбирать к данным словам синонимы. - К разным значениям многозначных слов подбирать разные синонимы. Планируют. - Синоним. - Определяю: в каком значении употреблено слово – в прямом или переносном (многозначное). - Надо обратить внимание на слово, с которым данное слово употреблено.
1. === ------- гл.+ сущ. … 2. Многозначное? 3. Синоним По составленной модели воспроизводят план действий Ставят на полях значки: +, ? - Словарь синонимов: - В учебнике. - «Словарь синонимов и антонимов» Федорова. Работают со словарем. Действуют по плану. - Свежий воздух - прохладный, чистый воздух. - Свежий хлеб – мягкий хлеб. - Свежая новость – сегодняшняя новость.
Пишут. Сравнивают записи. Делают вывод. - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы. Ставят на полях значки: +, ? - К данным группам словосочетаний подобрать синонимы. Работают со словарем. Действуют по плану. Анализируют модель, с опорой на нее строят сообщения. Работа в парах. Вступают в общение, соблюдая правила общения. Работают со словарем. Темная ночь – непроглядная, беспросветная ночь. Темное лицо – мрачное лицо. Темная рубашка – черная рубашка. Самопроверка по эталону. Сравнивают записи. Делают вывод. - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы. Ставят на полях значки: +, ? Индивидуальная работа Работают со словарем. Легкая ноша – легковесная ноша. Легкая задача – несложная, простая задача. Легкая жизнь - жизнь без проблем, нетрудная. Самопроверка по эталону. Сравнивают записи. Делают вывод. - К разным значениям многозначных слов подбирали разные синонимы. Ставят на полях значки: +, ? 1. === ------- словосочетание гл.+ им.сущ. им.прилаг. .+ им.сущ. … 2. Многозначное? 3. Синоним Заполняют таблицу. Записывают в таблицу: 4.Смогу подобрать синоним к многозначному слову. 5. Знаю роль синонимов в художественных текстах.
Читают. Восстанавливают авторский текст.
- Ураган – буря - покрывает – кроет - закричит – заплачет - малыш - дитя Проверяют, правильно ли подобраны синонимы. Объясняют. Называют учебную задачу, анализируют степень ее решения. Делают выводы. Слушают и записывают задание.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Разработка урока русского языка во 2 классе . ...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Урок русского языка 2 класс....
Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...
Урок по русскому языку "Слова-синонимы" 2 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова-синонимы" 2класс...
УМК "Школа России" 2 класс .Конспект урока по русскому языку. Тема "Синонимы".
Конспект урока по русскому языку по теме "Синонимы"...
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....