УМК: Школа «России» |
Предмет: Русский язык |
Класс: 1 |
Тема урока: Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. |
Тип урока: Урок закрепления изученного материала |
Цель урока: Формирование навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. |
Задачи: Отработать практические навыки в написании слов с сочетаниями. Развивать навык грамотного письма учащихся, развивать их речь, внимание, мышление. Воспитывать интерес к русскому языку, расширять кругозор учащихся.
|
Планируемые результаты |
Предметные: - обосновывать написание выбранной буквы в слове; - находить и исправлять ошибки при написании слов.
| Метапредметные: познавательные: планировать свою работу по закреплению изученного материала; самостоятельно предполагать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе пары, договариваться друг с другом; | Личностные: Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению |
Ресурсы урока: - Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 1 класс
- Интерактивная доска.
- Документ-камера.
- Карточки.
- Диск «Кирилл и Мефодий» Русский язык.
|
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
- Самоопределение к деятельности.
|
Слайд 2. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Чтоб грамотными быть, Много надо нам учить. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы на уроке. | Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. ( здоровьесберегающие технологии) |
- Чистописание.
|
ж ш ч щ и а у - Запиши буквы.
- Составьте сочетания из этих букв и запишите на следующей строке.
| Учащиеся записывают и сочетания букв. |
- Постановка проблемного вопроса.
|
-Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке? - Давайте запишем эти сочетания в тетради. -Ребята, посмотрите, к нам пришли гости – герои «Страны Смешариков», они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать слова с этими сочетаниями. Слайд 3.
| - Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ |
- Словарная работа.
|
- Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок: Он изобретатель и механик. А ещё он иностранец. Раньше жил в другой стране и разговаривал на немецком языке. Потом переехал к Смешарикам, выучил русский язык и остался навсегда. Но свой родной язык, немецкий, он не забыл. До сих пор вместо «здравствуйте» говорит «гутен таг», вместо «спасибо»- «данке шон». Но друзья всё равно понимают.
- Пин хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно записать отгадки в тетрадь: Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука, два блестящих огонька. Слайд 4.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста, И видит далеко. - Подчеркните орфограммы. - Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ. Придумайте свои слова с этими сочетаниями. - Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ? - Сделаем вывод. - В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ? Придумайте свои слова с этими сочетаниями. -Как пишутся эти сочетания?
| - Это Пин.
Ответы учащихся. Машина, щука, часы, жираф.
- Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
Ответы учащихся.
-Вывод: согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. |
- Работа по теме урока.
|
Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ. -Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это: -Она самая главная спортсменка в Стране Смешариков. В молодости она выиграла много спортивных призов. Она носит спортивную шапочку с помпоном. Смешарики её очень любят. Потому что с ней не соскучишься! Слайд 5. - Против вас играет Совунья: Прочитайте задание. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ. Выделите орфограмму. Слайд 6.
Проверим.
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ? - Спишите последнее предложение, подчеркните главные члены предложения. - Какие еще орфограммы вы встретили, выполняя это задание?
|
- Это Совунья.
Ответы учащихся. - Шиповник, живёт, Рыжик, кружились, пушистые, снежинки
В воздухе кружились пушистые снежинки. Подлежащее – снежинки, сказуемое- кружились. Правописание предлогов; заглавная буква в именах. собственных; начало предложения. |
Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ. -Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это: -Это учёный. Однажды с ним произошёл случай: у него отвалились старые рога и начали расти новые. Он испугался, что друзья будут над ним смеяться. Но они не смеялись. Потому что уважают его не за рога, а за то, что он умный и воспитанный. Слайд 7.
- Против вас играет Лосяш: - К данным словам подберите слова близкие по значению. Внимательный- Изумительный- Грязный- Скучаю- Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, чудный. Слайд 8.
Проверим. - Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ? |
-Это Лосяш.
Ответы учащихся.
|
- Работа с программой «Русский язык » Кирилл и Мефодий.
|
-А, кто у нас ещё в гостях? Это самый главный путешественник в Стране Смешариков. Он очень любит море, потому что в море больше всего приключений. У него широкие, как паруса, крылья и красивая морская шляпа на голове. Да и сам он почти весь синий - как море. Слайд 9.
Ребята, Кар-Карыч предлагает выполнить вот такое задание.
|
- Это Кар-Карыч.
Учащиеся выполняют задания из программы на диске. |
- Педагогическая технология: Пропуск
|
Половина класса назначается контролёрами. Каждому выдаётся эталон пароля. 1 контролёр стрижи | 2 контролёр участие | 3 контролёр
свеча | 4 контролёр
малыши | 5 контролёр
животное | 6 контролёр
карандаши | 7 контролёр
прощание | 8 контролёр
щавель | 9 контролёр
стучу | 10 контролёр
чудак | 1 1 контролёр
щупальца | 12 контролёр
щука |
|
|
|
Пройти контролёра можно, только правильно написав под диктовку пароль. Все контролёры расставляются в классе таким образом, чтобы не мешать друг другу. У всех учеников класса имеются листы для записи. Каждый ученик подходит к выбранному пункту контроля. Контролёр зачитывает ему пароль. Ученик пишет в своём листе этот пароль, не заглядывая в лист контролёра. Контролёр берёт лист ученика и проверяет зелёной пастой этот пароль по своему эталону. Если ответ правильный, то контролёр сдаёт свой эталон учащемуся, оставляет пост и идёт к другому пункту, который сам пытается пройти. На его место становится учащийся, который только что писал. Если ответ неправильный, то часовой остаётся на своём посту, а ученик идёт к другому пункту и пытается пройти его таким же образом. |
|
8. Подведение итогов. |
- Подведём итоги. - Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ? - Как пишутся сочетания ЧА, ЩА? - Сочетания ЧУ, ЩУ? - Оцените свою деятельность. Слайд 10.
|
|