Рабочие программы по русскому языку и чтению.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Программы по чтению и русскому зыку 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_russkiy.docx102.39 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение

«Ларьякская  школа-интернат для, обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

           Рассмотрено на                                                                               «Утверждаю»

           заседании  МО                                                                                   приказ № __

           протокол № __                                                                                  от __ сентября 2015г.

           от __  сентября  2015г.                                                                      ______  Е.А.Кузьмин

                                                                                                                 

           Принято                                                                                                            

           педагогическим советом

           протокол № __

           от___ сентября  2015г.

Рабочая программа

2 класса 

чтение и развитие  устной речи

русский язык

на  2015-2016 уч.год

Составила учитель

начальных классов

 Ибрагимова З.С.

Программное и учебно-методическое обеспечение

реализации программы

Учебная дисциплина

Программа, кем рекомендована и когда

Тип

программы

             Кол.

 час.

Базовый учебник,

автор

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Чтение и развитие речи

Рекомендовано

Министерством общего и профессионального образования РФ в 2002 г.

Государств.

5

(170)

«Чтение»

2 класс под редакцией

В.В. Воронокова

1)«Поурочные разработки по чтению» В.В.Воронкова

2) «Игры по обучению грамоте» Н.Н.Максимук

3) «Читалочка» 2 класс

Л.Ф.Климанова

1)«Дидактический материал к урокам обучения грамоте» В.Г.Горецкий.

2) «Внеклассное чтение» 2 класс В.В.Воронкова

3) «Звукарик» А.В.Ундзенкова

Русский язык

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в 2002г.

Государств.

4

(136)

«Русский язык» 2 класс под редакцией В.В.Воронковой

1) «Поурочные разработки по русскому языку» 2 класс Н.Н.Максимук

2) «Прописи для 2 класса» В.Г.Горецкий

1) «Русский язык для второго класса» рабочая тетрадь.

2) Опорные схемы, таблицы в электронном варианте.

Статус документа

               Настоящая рабочая программа для начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной национальной школы-интерната создана на основе федерального компонента базисного учебного плана для специальных коррекционных школ VIII вида, утвержденного Департаментом образования и науки ХМАО-Югры, учебного плана Ларьякской специальной (коррекционной) общеобразовательной национальной школы-интерната на 2010-2011 учебный год.

                Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся начальных классов по предметам:

 чтение и развитие речи, грамматика и развитие речи, математика, трудовое обучение, развитие речи, ритмика, коррекционные занятия, которые определены федеральной программой для специальных коррекционных школ VIII вида.

Структура документа

   Рабочая программа для начальных классов представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план;

- содержание тем учебного курса;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- перечень учебно-методического обеспечения.

   Рабочая программа для второго класса составлена на базе федеральной программы для специальных коррекционных школ VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В.В.Воронковой, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002, сборник № 1.

           

Программу составила  Ибрагимова З.С.  

         Образование : высшее, окончила «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», квалификация «Организатор методист дошкольного образования», в 2010 году. В 2013 году прошла  профессиональную переподготовку  по программе «Олигофренопедагогика» при  Сургутском государственном педагогическом университете.

Стаж педагогической  работы (по специальности) 22 года

Развернутое тематическое планирование

по предмету

   Календарно - тематическое  планирование по   чтению и развитию речи составлено на основе «Программы специальных  (коррекционных)   образовательных    учреждений    VІІІ  вида    под  редакцией  В.В.Воронковой

Пояснительная записка

   Основными задачами обучения чтению во втором классе являются: учить детей читать вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

     У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подобраны произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы. В процессе чтения у детей формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

   Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств личности.

   Совершенствование техники чтения осуществляется на каждом уроке. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, то есть плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во втором классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

       Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

        Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным  пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью во втором классе в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.         

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

                      Учащиеся должны уметь:

Читать по слогам короткие тексты;

Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать о чём читали или слушали;

Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

Высказывать своё мнение к поступку героя, событию.

                    Учащиеся должны знать:

           Наизусть 3-5 коротких стихотворения, отчётливо читать их перед классом.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество

часов

Теория

Практика

1

Повторение изученного в 1 классе

15

4

11

2

Мир животных

25

3

22

3

Буду делать хорошо и не буду плохо

22

2

20

4

Сказки

14

4

10

5

Еже ли вы вежливы …

17

2

15

6

Посмеёмся, улыбнёмся

9

9

7

Зарисовки про природу

16

3

13

8

О труде и трудолюбии

14

2

12

9

Весенние страницы

20

1

19

10

Летние страницы

9

2

7

11

Как хорошо уметь читать

9

2

7

12

Итого

170

25

145

Тематическое планирование по чтению и развитию устной речи.

Раздел, тема урока

тип урока

Кол-во

часов

Дата

Элементы

содержания

уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Коррекционные цели

1 четверть

44ч

Повторение изученного за 1 класс.

15ч

Знать:

- изученные звуки и буквы первого этапа;

- свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

- свой адрес, проезд к дому, школе;

- наизусть 2-3 коротких четверостишия.

Уметь:

- отвечать на вопрос простой фразой;

- составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- выделять первый звук, слышать нужный звук.

Знать: 

- названия предметов ближнего окружения учащихся и узнавать их среди других предметов и на картинках.

  Коррекция аналитической деятельности детей на основе их упражнений, сравнений, умозаключений, классификаций.

1-2

Повторение гласных букв "А,О,У,ы".

2

4,7.09

Составление слов из данных слогов. Работа над загадками. Звуковой анализ слов.

Составление слогов из букв. Чтение слогов. Чтение слов с доски.

Повторение гласных букв, обозначающих два звука .

3-4

Повторение гласных букв "И,Е,Ё,Ю,Я".

2

8,9.09

5

В.Безбородов "Читаем вместе".

1

10.09

6

В.Безбородов "Читаем вместе".

1

11.09

7-8

Повторение согласных букв " П,С,К,В,Р,Н".

2

14,15.09

9,10

Повторение согласных букв " З,М,Д,Т,Б,Г".

2

16,17.09

11,12

Повторение согласных букв " Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж".

2

18,21.09

13,14

Повторение согласных букв " Ц,Щ,Й,ъ,ь".

2

22,23.09

15

Повторение алфавита.

1

24.09

Мир животных

20ч

Коррекция слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки.

  Развитие и коррекция зрительного различия графических изображений и букв на составляющие их элементы.

16

А.Шабиев "Беспокойные соседки".

1

25.09

Составление слогов из букв. Чтение слогов.

17

Рассказ " А -а -а"...

1

28.09

18

Рассказ " Кошка и мышка"

1

29.09

19

Рассказ "В лесу".

1

30.09

Работа над чистоговорками и скороговорками.

20

Т.Сапгир стихотворение "Ёж и ёлка".

1

01.10

21

Работа с загадками.

1

02.10

22

Рассказ "Кошка и птичка".

1

05.10

23

Рассказ " Наш сад".

1

06.10

Работа над загадками. Звуковой анализ слов.

24

Рассказ " Заяц и ворона".

1

07.10

25

В.Безбородов " Баю - баюшки - баю!"

1

08.10

26

В.Безбородов  "Киске".

1

09.10

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть небольшого стих-ия.

27

Рассказ " Мальчику".

1

12.10

28

Е. Благинина "Дождик".

1

13.10

29

Работа с загадками.

1

14.10

30

Л. Пантелеев " АУ!"

1

15.10

31

А. Введенский "Песенка дождя".

1

16.10

Составление предложений из данных слов. Структура предложения. Работа над пословицей.

Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.                          

32

В.Суслов "На хоря напала хворь".

1

19.10

33

Рассказ " Про горох".

1

20.10

34

Л.Пантелеев "Как поросёнок научился говорить". 1 часть

1

21.10

35

Л.Пантелеев "Как поросёнок научился говорить". 2 часть

1

22.10

Буду делать хорошо и не буду плохо

1

А. Шабиев " Буква "Я» шагает гордо".

1

23.10

Составление предложения по  схеме. Местоположение звука и буквы в словах.

Знать:

- изученные звуки и буквы второго этапа.

Уметь:

- различать изученные звуки на слух и в произношении;

Тренировать зрительную память, внимание, логическое мышление детей.

2

Рассказ " Рыбка".

1

26.10

3

О. Григорьев "Яма".

1

27.10

4

И.Демьянов "Дразнилка".

1

28.10

5

Стихотворение "Ы".

1

29.10

Классификация слов по группам.

Работа над связной речью учащихся.

6

Сказка "Репка".

1

30.10

7

Стихотворение "Этажи".

1

02.11

8

Е.Трутнева стихотворение «Эхо».

1

03.11

9

Внеклассное чтение. (Доп.      урок.).

1

03.11

2 четверть

35ч

Буду делать хорошо и не буду плохо

13

Уметь:

- составлять слова с изученными звуками и буквами;

- отвечать на вопросы по содержанию небольшого прослушанного текста  или иллюстрациям к тексту;

- различать при произношении изученные звуки и буквы р-л;

  Коррекция и развитие фонематического слуха, внимания, логического мышления.

   Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.

  Формирование словообразовательной функции речи; активизация глагольной лексики; развитие умения составлять рассказ-описание.

Развитие речевой фантазии и сообразительности. Упражнение в построении предложений.

1

У. Раджаб стихотворение «Мамочка».

1

06.11

Слого - буквенный анализ. Деление слов на слоги.

2

Рассказ «Лучше всех».

1

09.11

3

Рассказ «Мила и мыло».

1

10.11

4

По в.Бианки « Муравей».

1

11.11

5

Сказка «Лиса и тетерев».

1

12.11

Чтение, слогов, слов, предложений. Сокращение предложения до основы. Рассказ-описание.

6

Рассказ « По грибы».

1

13.11

7

В.Безбородов «Белка».

1

16.11

8

Стихотворение «Кто это?»

1

17.11

9

Е.Благинина «Слоны», «Цапля объясняет».

1

18.11

10

А.Шабиев «Гроза».

1

19.11

11

Е.Петрищева «Тише,мыши!», «Шишки у мишки».

1

20.11

Определение главной мысли в тексте.

12

Рассказ « Кто что заслужил».

1

23.11

13

Е.Ильина стихотворение «Три сестры».

1

24.11

Сказки

1

Н. Сладков «Заяц и белка».

1

25.11

Основа предложения и его главная мысль.

Деление текста на части.

-выделять в слове заданный звук и различать мягкие и твердые согласные;

- читать предложения с определенной интонацией в зависимости от знака в конце него;

2

Работа с загадками.

1

26.11

3

А.Толстой «Ёж».

1

27.11

4

Сказка «Зайчонок и осень».1 часть.

1

30.11

5

Сказка «Зайчонок и осень».2 часть.

1

01.12

Работа с пословицами.

Наблюдение за мягкими и твердыми согласными.

Употребление предлогов в речи.

6

Сказка « Жалко птичек».

1

02.12

7

С.Чёрный стихотворение «На дворе».

1

03.12

8

Сказка « Воробьишки».

1

04.12

Еже ли вы вежливы …

7

1

О.Дриз стихотворение  «Добрые слова».

1

07.12

Пересказ текста.

Чтение слогов слияний.

Звуко - буквенный анализ данных слов.

Пересказ текста.

Знать:

- изученные звуки и буквы третьего этапа;

  Уметь:
- делить слова на слоги;

2

А.Кондратьев «Доброго пути».

1

08.12

  Коррекция слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки.

  Развитие и коррекция зрительного различия графических изображений и букв на составляющие их элементы.

3

А.Шабиев «А что ещё?»

1

09.12

4

А.Шабиев «Два хвостика». 1 часть

1

10.12

5

А.Шабиев «Два хвостика». 2 часть

1

11.12

6

А.Шабиев «Два хвостика».3 часть

1

14.12

7

Работа с загадками.

1

15.12

Посмеёмся, улыбнёмся

Классификация слов по группам.

Работа над связной речью учащихся.

Уметь:

- составлять слова с изученными звуками и буквами;

1

А.Шабиев «Одна буква».

1

16.12

2

А.Шабиев «Одна буква».

1

17.12

3

А.Шабиев « Буква заблудилась».

1

18.12

4

А.Шабиев « Буква заблудилась».

1

21.12

5

Г.Юдин «Отец и мать».

1

22.12

Признаки времен года.

Подбор родственных слов к заданному.

Пересказ текста.

Имена собственные.

- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста  или иллюстрациям к тексту;

6

А. Майков  «Ласточка примчалась…»

1

23.12

7

Рассказ – шутка «Крошка – воин».

1

24.12

8

С.Маршак « Догадайся сам, загадай друзьям».

1

25.12

9

Обобщение к разделу.(Доп. Урок)

1

25.12

        

Раздел, тема урока

тип урока

Кол-во

часов

Дата

Элементы

содержания

уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Коррекционные цели

3 четверть

45ч

Зарисовки про природу.

16ч

Знать:

- изученные звуки и буквы первого этапа;

- свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

- свой адрес, проезд к дому, школе;

- наизусть 2-3 коротких четверостишия.

Уметь:

- отвечать на вопрос простой фразой;

- составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- выделять первый звук, слышать нужный звук.

Знать: 

- названия предметов ближнего окружения учащихся и узнавать их среди других предметов и на картинках.

  Коррекция аналитической деятельности детей на основе их упражнений, сравнений, умозаключений, классификаций.

1

Зимние каникулы.

1

22.01

Составление слов из данных слогов. Работа над загадками. Звуковой анализ слов.

Составление слогов из букв. Чтение слогов. И слов с доски.

Чтение  гласных букв, обозначающих два звука .

2

Стихотворение «Шутка».

1

25.01

3

Е.Пермяк « Первая рыбка».

1

26.01

4

А.Блок «Ветхая избушка».

1

27.01

5

В.Берестов «Кошкин щенок»

1

28.01

6

Н.Горелова «Зайчик».

1

29.01

7

Стихотворение «Кот- мечтатель».

1

01.02

8

Сказка «Почему кот моется после еды».

1

02.02

9

С.Чёрный «Кто у кого?», «Жеребёнок».

1

03.02

10

В.Орлов «Как малышу маму нашли».

1

04.02

Коррекция слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки.

  Развитие и коррекция зрительного различия графических изображений и букв на составляющие их элементы.

11

В.Орлов «Как малышу маму нашли».

1

05.02

Составление слогов из букв. Чтение слогов.

12

Н.Сладков «Белка и медведь».

1

08.02

13

Е.Чарушин  «Тошкины сны».

1

09.02

14

Внеклассное чтение.

1

10.02

Работа над чистоговорками и скороговорками.

15

Работа на загадками.

1

11.02

16

Чтение стихов про животных.

1

12.02

Еже ли вы вежливы …

10ч

1

Стихотворение «Кто первый».

1

15.02

Работа над загадками. Звуковой анализ слов.

2

Е.Пермяк « Как Маша стала большой».

1

16.02

3

К.Ушинский « Сила – не право».

1

17.02

4

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

1

18.02

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть небольшого стих-ия.

5

Е.Пермяк « Про нос и язык».

1

19.02

6

Я.Аким «Жадина».

1

22.02

7

Стихотворение «Дразнилка».

1

24.02

8

Работа с загадками.

1

25.02

9

Внеклассное чтение.

1

26.02

Составление предложений из данных слов.

Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию.

10

Обобщающий урок по теме.

1

26. 02

Мир животных

1

Г.Снегирёв «Медвежата».

1

29.02

2

С.Погореловский «Апрельский дождь».

1

01.03

3

В.Сутеев «Кораблик».

1

02.03

Составление предложения по  схеме. Местоположение звука и буквы в словах.

Знать:

- изученные звуки и буквы второго этапа.

Уметь:

- различать изученные звуки на слух и в произношении;

Тренировать зрительную память, внимание, логическое мышление детей.

4

Работа с загадками.

1

03.03

5

Внеклассное чтение.

1

04.03

О труде и трудолюбии.

14ч

1

 Рассказ«Для чего руки нужны».

1

09.03

Классификация слов по группам.

Работа над связной речью учащихся.

2

В.Берестов «Серёжа и гвозди».

1

10.03

3

С.Баруздин «Нужный гвоздь».

1

11.03

4

С.Баруздин «Нужный гвоздь».

1

14.03

5

Е.Пермяк «Торопливый ножик».

1

15.03

6

Е.Пермяк «Торопливый ножик».

1

16.03

7

В.Маяковский «Что такое хорошо  и…».

1

17.03

Уметь:

- составлять слова с изученными звуками и буквами;

- отвечать на вопросы по содержанию небольшого прослушанного текста  или иллюстрациям к тексту;

- различать при произношении изученные звуки и буквы р-л;

- делить слова на слоги;

  Коррекция и развитие фонематического слуха, внимания, логического мышления.

   Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.

Тренировать зрительную память, внимание, логическое мышление детей.

   Развитие умения наблюдать за произношением слов и проведения их звукового анализа.

 

8

В.Маяковский «Что такое хорошо  и…».

1

18.03

Слого-буквенный анализ. Деление слов на слоги.

9

В.Маяковский «Что такое хорошо  и…».

1

21.03

10

Чтение стихов про труд.

1

22.03

11

Работа с загадками.

1

23.03

12

Работа с пословицами и поговоркой.

1

24.03

Чтение, слогов, слов, предложений. Сокращение предложения до основы. Рассказ-описание.

13

Внеклассное чтение.

1

25.03

14

Обобщение к разделу.(Доп. урок.)

1

25.03

4 четверть.

44ч

Весенние страницы.

20ч

1

 Л.Модзалевский  «Появление весны» комб.

1

30.03

2

И.Соколов-Микитов  «Весна – красна». комб.

1

31.03

Определение главной мысли в тексте.

Работа над связной речью учащихся.

3

Ю.Коринец   «Март». примен.ЗУ

1

01.04

4

Л.Барбас  «Поздравление».  примен.ЗУ

1

04.04

5

М.Пляцковский  «Сосульки».          комб.

1

05.04

6

М.Борисова «Песенка капели».              корр.

1

06.04

7

День здоровья.

1

07.04

Деление слов на слоги.Классификация слов по группам.

Уметь:

- читать плавно  слова с изученными буквами после предварительной подготовки;

8

По Г.Скребицкому «Художник-Весна». комб.

1

08.04

9

Е.Серова «Подснежник».                             комб.

1

11.04

10

По Ю.Ковалю «Белое и жёлтое».                корр.

1

12.04

11

З.Александрова «Салют весне».                  корр.

1

13.04

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть небольшого стих-ия.

12

Н.Сладкова «Любитель цветов».                комб.

1

14.04

13

В.Хомченко «Терем-рукавица».        примен.ЗУ

1

15.04

14

Г.Виеру «Девятое мая».                   примен.ЗУ

1

18.04

15

Никто не знает, но помнят все. Л.Кассиль

1

19.04

16

Т.Белозёров «Майский праздник».            комб.

1

20.04

Пересказ текста.

Чтение слогов слияний.

Звуко-буквенный анализ данных слов.

Пересказ текста.

Знать:

- изученные звуки и буквы третьего этапа;

  Уметь:
- делить слова на слоги;

17

П.Воронько «Лучше нет родного края».  комб.

1

21.04

  Коррекция слухового и зрительного восприятия, совершенствование произношения и пространственной ориентировки.

  Развитие и коррекция зрительного различия графических изображений и букв на составляющие их элементы.

18

Весенние загадки.                 примен.ЗУ

1

22.04

19

Обобщение к разделу «Весна-красна»

1

25.04

20

Внеклассное чтение.

1

26.04

Летние страницы

1

Е.Трутнева   «Земляника». комб.

1

27.04

2

К.Ушинский Солнце и радуга. примен.ЗУ

1

28.04

Классификация слов по группам.

Работа над связной речью учащихся.

Уметь:

- составлять слова с изученными звуками и буквами;

3

Л.Мануш «Мост».                       комб.

1

29.04

4

А.Седугин   «Шмель и Миша». комб.

1

03.05

5

По В.Хомченко «Гнездо в траве».     корр.

1

04.05

6

Л.Фадеева  «Каникулы».                      комб.

1

05.05

7

Летние загадки.                               корр.

1

06.05

Признаки времен года.

Подбор родственных слов к заданному.

Пересказ текста.

Имена собственные.

- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста  или иллюстрациям к тексту;

8

Обобщение к разделу «Летние страницы»

1

10.05

9

Внеклассное занятие.

1

11.05

Как хорошо уметь читать

1

В.Берестов «Читалочка».                           комб.

1

12.05

2

И.Железнова  «Раньше улица молчала». комб.

1

13.05

Работа над формированием навыков выразительного чтения.

Словарная работа.

Озаглавливание текста.

Деление текста на части

Составление плана.

3

Р.Сеф « Читателю».                              примен.ЗУ

1

16.05

Уметь:

- отвечать на вопросы по содержанию небольшого прослушанного текста  или иллюстрациям к тексту;

- составлять слова с начальными слогами;

- составлять слова с изученными звуками и буквами;

Формировать умение выделять из речи предложения, из предложения слова, записывать их с помощью условных знаков.

 

4

В. Голявкин «Спрятался».                    комб.

1

17.05

5

Л.Пантелеев «Ау».                                  комб.

1

18.05

6

Д.Чиарди «Прощальная книга».       примен.ЗУ

1

19.05

7

Книжные загадки.                                     комб.

1

20.05

8

Обобщение к разделу «Я умею читать»

1

23.05

9

Внеклассное чтение.                            примен.ЗУ

1

24.05

Сказки

1

Вершки и корешки. (Русская народная) комб.

1

25.05

Подбор иллюстрации к тексту.

Пересказ текста.

2

Лиса и кувшин. (Русская народная)         комб.

1

26.05

3

Рак и Лиса. (Русская народная)         примен.ЗУ

1

27.05

4

Старик и два медвежонка.              примен.ЗУ

1

30.05

5

Заяц и черепаха. (Ингушская сказка)     комб.

1

31.05

6

Обобщение к разделу «Сказки».     обобщ.ЗУ

1

31.05

Развернутое тематическое планирование

по предмету

   Календарно - тематическое  планирование по   грамматике и развитию речи составлено на основе «Программы специальных  (коррекционных)   образовательных    учреждений    VІІІ  вида    под  редакцией  В.В.Воронковой.

Пояснительная записка

   В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

   Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковый материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

   Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

   Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VІІІ  вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу.

   Во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

   Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития.

         Слово. В процессе практических грамматических упражнений во втором классе изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий признаков.

   Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

   Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

   Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

   Во втором классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

   Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

   Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности, формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают, связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

                Учащиеся должны уметь:

Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

Списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество

часов

Теория

Практика

1

Повторение пройденного в 1  классе

13

1

12

2

Алфавит

5

1

4

3

Наша речь

7

-

5

4

Слово

6

1

5

5

Слог

4

-

3

6

Предложение. Текст.

13

1

12

7

Ударение

6

-

6

8

Слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и после гласных

14

2

12

9

Согласные звонкие и глухие

19

4

15

10

Шипящие и свистящие согласные звуки.

6

-

6

11

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

5

-

5

12

Мягкий знак в конце слова.

4

-

4

13

Разделительный  ь и ъ знаки.

3

-

3

14

Слова, обозначающие предметы.

12

--

12

15

Большая буква в именах и фамилиях людей.

3

--

3

16

Большая буква в кличках животных.

5

--

5

17

Слова, обозначающие действия

5

-

5

18

Предлог

6

-

6

136

10

126

Раздел,

 тема урока

К

ч

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

                                      I четверть

35

Знать:

- изученные звуки и буквы первого этапа;

- рукописное начертание изученных букв и звуков;

Уметь:

- отвечать на вопрос простой фразой;

- составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- выделять первый звук, слышать нужный звук.

Знать: 

- названия предметов ближнего окружения учащихся и узнавать их среди других предметов и на картинках;

- названия дней: вчера, сегодня, завтра;

- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Уметь:

- связно высказываться по несложной ситуативной картинке;

- правильно произносить изученные звуки;

 

   

   Развитие умения распознавать имена собственные и писать их с заглавной буквы. Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.

  Выработка навыков каллиграфического письма. Развитие сообразительности и быстроты мышления

   Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу

   Развитие речевой фантазии и сообразительности. Упражнение в построении предложений

 

 

            Повторение пройденного в 1 классе.            

13

1

Звуки и буквы( строчные и прописные).3   комб.

1

04.09

Развитие графических навыков письма букв.

2

Звуки и буквы ( строчные и прописные).4    комб.

1

07.09

3

Звуки и буквы( строчные и прописные).5  комб.

1

09.09

Определение звуков в слове.

4

Звуки и буквы( строчные и прописные).6 комб.

1

10.09

Определение звука и буквы в словах.

5

 Соотнесение звука и буквы.  7                            комб.

1

11.09

6

 Соотнесение звука и буквы. 8                             комб.

1

14.09

Выделение звука в словах и соотнесение его с буквой.

7

 Соотнесение звука и буквы. 9,10      комб.

1

16.09

8

 Соотнесение звука и буквы    11                        комб.

1

17.09

Выделение звука в словах и соотнесение его с буквой.

9

Буквы ,сходные по начертанию. 12                  комб.

1

18.09

10

Буквы ,сходные по начертанию.  13  комб.ЗУ

1

21.09

Уточнение написания букв на основе дифференцации их образов.

11

Буквы ,сходные по начертанию. 14        контрольЗУ

1

23.09

12

 Буквы ,сходные по начертанию.15                повт.ЗУ

1

24.09

13

Контрольное списывание.

1

25.09

Развитие графических навыков

Алфавит

1

Расположение букв алфавита.16,17       изуч.НЗ

1

28.09

Нахождение звука  в слове.

2

Заглавные буквы алфавита.18                        Комб.

1

30.09

Различие гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги, определение.

3

 Заглавные буквы алфавита.  19         повр.ЗУ

1

01.10

4

Строчные буквы алфавита. 20       комб.

1

02.10

5

Строчные буквы алфавита.21         комб.

1

05.10

Наша речь

1

Гласные звуки и буквы.     24             комб.

1

 07.10

Условно-рафическое изображение этих звуков (точки,изображающие гласные одним цветом, согласные другим).

2

Согласные звуки и буквы.  25            комб.

1

08.10

3

Согласные звуки и буквы.   25        закреп.

1

09.10

4

Различение гласных и согласных букв.  Контр.

1

12.10

5

Контрольный диктант.

1

14.10

6

Работа над ошибками.

1

15.10

7

Повторение пройденного материала.

1

16.10

Слово

Выделение гласных в начале , середине и в конце слов. Различение на слух звуков.

1

Звуко – буквенный  состав слова. 26        из. Нов.

1

19.10

2

Звуко – буквенный  состав слова. 27      комб.

1

21.10

3

Звуко – буквенный  состав слова.28         комб.

1

22.10

Преобразование слов методом наращивания и перемещения звука в слове.

4

Слова со стечением согласных.   29        комб.

1

23.10

5

Слова со стечением согласных.   30,31         комб.

1

26.10

Уточнение звукового состава слов.

Уметь:
- составлять схему предложения и составлять предложения по заданной схеме;

- читать слоги-«слияния» с ориентировкой на гласную букву.

Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.

Выработка навыков каллиграфического письма.

6

Слова со стечением согласных.   32,33     закреп.        

1

28.10

Слог

4

1

Слог как часть слова.   34                                 Изуч.нов

1

29.10

Слуховой  диктанты. Определение слогов в слове.

2

Слог как часть слова.  35                              комб.

1

30.10

3

Деление слов на слоги. 36                                       комб.

1

02.11

Контроль и анализ допущенных ошибок в работе.

4

Деление слов на слоги. 36   (Доп. Урок)                                     

1

02.11

Раздел,

 тема урока

К

ч

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

2 четверть

29

Знать:

- правило переноса слов;

  Уметь:
- составлять схему предложения и составлять предложения по заданной схеме;

- читать слоги-«слияния» с ориентировкой на гласную букву.

Уметь:
- распознавать главные члены предложения, устанавливая по вопросам связь слов в предложении;

- распознавать количество слогов по количеству гласных звуков в слове.

 

   Развитие активного восприятия; произвольного внимания и памяти;

  Словесно-логического мышления; обобщающей и регулирующей речи.

  Коррекция произношения; развитие активного восприятия; произвольного внимания  и памяти.

  Формирование фонетического восприятия и представления, развитие речи.

 

Предложение. Текст.

9

1

Употребление предложения в речи.38    изуч.нов

1

06.11

Анализ предложения по его словарному составу.Условно графическая запись анализируемых предложений.

2

Интонационная законченность предложения. 39

1

09.11

3

Интонационная законченность предложения.40

1

11.11

4

Смысловая связь слов в предложении. 41

1

12.11

5

Работа с деформированным предложением. 41

1

13.11

6

Общее понятие о тексте. 42        изуч.нов.

1

16.11

Чтение и запись слов, составление предложенй.

7

Общее понятие о тексте. 43  комб.

1

18.11

8

Работа с деформированным текстом. 44   комб.

1

19.11

Каллиграфическое письмо.

9

Работа с деформированным текстом. 44   комб.

1

20.11

                                Ударение.                                                          6

1

Определение ударной гласной. 46    изуч.НЗ

1

23.11

Деление слов на слоги, определение ударного слога .постановка знака ударения с помощью учителя.

2

Выделение ударного слога. 47          комб.

1

25.11

3

Выделение ударного слога. 47        комб.

1

26.11

4

Составление предложений по картинкам. 48 закреп.

1

27.11

Контроль и анализ допущенных ошибок в работе.

5

Контрольный диктант.                     контрольЗУ

1

30.11

6

Работа над ошибками.                             повт.ЗУ

1

02.12

               Слова с буквами е, ё, ю, я,и,й,э.                             14

1

Слова с гласной буквой е. 49                    комб.

1

03.12

Упражнение в написании слов с йотированными глассными в начале слова (яма, юла) и после гласных (Рая).  Практическое овладениенаписания слов с буквой э. Деление данных слов на слоги. Узнавание на слух и выделение звука й. Запись слов со звуком й. Различение и- й. Деление слов на слоги ( са-ра-и, са-рай).

2

Слова с гласной буквой ё. 50                     комб.

1

04.12

3

Перенос слов. 51-52                комб

1

07.12

3

Слова с гласной буквой э. 53                   комб.

1

09.12

4

Гласные буквы и,е, ё, ю. я. 55                     комб.

1

10.12

Уметь:
- распознавать главные члены предложения, устанавливая по вопросам связь слов в предложении;

- распознавать гласные и согласные звуки, а также буквы, которые обозначают на письме эти звуки;

Формирование представлений о пространстве, использование игровых приёмов.

   Развитие активной речи; работа над правильным произношением; развитие наблюдательности.

5

Гласные буквы и,е, ё, ю. я. 56,57                     комб.

1

11.12

6

Слова с буквами И и Й. 58                 комб.

1

14.12

7

Слова с буквами И и Й. 59                 комб.

1

16.12

8

Повторение изученных правил. 59

1

17.12

9

Контрольное списывание.

1

18.12

Списывание с печатного текста.

10

Контрольный диктант.                     контрольЗУ

1

21.12

Развитие слухового восприятия. Развитие фонематического восприятия.

11

Работа над ошибками.                             повт.ЗУ

1

23.12

12

Повторение изученных правил.     Закреп.

1

24.12

13

Повторение изученных правил.          Комбин.

1

25.12

Правило имен собственных.

14

Повторение изученных правил. (Доп.урок).

1

25.12

       

Раздел,

 тема урока

К

ч

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

                                       3 четверть         37                                          

Знать:

- правило написания имен собственных;

- правило употребления и написания предлогов.

Уметь:
- распознавать главные члены предложения, устанавливая по вопросам связь слов в предложении;

- распознавать гласные и согласные звуки, а также буквы, которые обозначают на письме эти звуки;

- распознавать количество слогов по количеству гласных звуков в слове;

- записывать слова, диктуя себе по слогам;

- различать ударный слог в слове, опираясь на его лексическое значение;

- распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами и мягким знаком на конце;

- распознавать количество слогов по количеству гласных звуков в слове.

        комб.

  Уточнение знаний учащихся о предложении и их систематизация;

   

 

   Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.

 

       Тренировать зрительную память, внимание, логическое мышление детей.

   Развитие умения наблюдать за произношением слов и проведения их звукового анализа.

  Развитие орфографической зоркости. Уточнение и обогащение словарного запаса и активизация.

   Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.

                          Согласные звонкие и глухие.                             19  

1

Звонкие и глухие согласные. 60,61      изуч.НЗ

1

Правильное узнавание на слух звонких и глухих согласных. Уточнение и произношения (с голосом и без голоса). Обозначение звонких и глухих согласных при письме перед гласными.

2

Звонкие и глухие согласные.61,62   комб.

1

3

Звуки б-п . 63.                                                 комб.

1

4

Звуки б-п.  64             комб.

1

5

Звуки д-т. 65                                                комб.

1

6

Звуки д-т. 66                                                комб.

1

7

Звуки г-к.  67                                                комб.

1

8

Звуки г-к.  68                                     комб.

1

Развитие фонематического восприятия.

9

Звуки в-ф .69                                       комб.

1

10

Звуки в-ф.   70        комб.

1

11

Звуки з-с  .71                                      комб.

1

12

Звуки з-с .   72        комб.

1

13

Звуки ж – ш.  73.                                       комб.

1

14

Звуки ж – ш.  74                                       комб.

15

Повторение изученных правил. 75     комб.

1

 Уточнение произношения и практическое овладение написанием слов, в состав которых входят звуки сходные в отношении артикуляции. Упражнения в анализе слов по их звукобуквенному составу.

16

Звуки р-л. 77        комб.

1

17

Звуки р-л. 78                                     комб.

1

18

Контрольный диктант.                     контрольЗУ

1

19

Работа над ошибками.                             повт.ЗУ

1

              Шипящие и свистящие согласные звуки.        6

5

20

Шипящие, согласные  звуки ж, ш, ч, щ. 79       комб.

1

21

Шипящие звуки ж, ш, ч, щ. 80         комб

1

22

Свистящие согласные звуки з, с, ц. 81      комб.

1

23

Свистящие согласные звуки з, с, ц. 82      комб.

1

24

Контрольное списывание.

1

. Уточнение произношения звуков. Различение на слух слов, в которые эти звуки входят. Практическое овладение написанием слов с данными звуками. Контроль и анализ допущенных ошибок в работе.

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

4

25

Выделение звуков из слов. 84                  изуч.нов

1

26

Гласные е,ё,и,ю,я после согласных. 85  комб.

1

27

Повторение изученных правил. 85     комб.

1

28

Контрольный диктант.                     контрольЗУ

1

Мягкий знак в конце слова.

4

Определение на слух разницы в звучании твёрдых и мягких согласных. Уточнение произношения твёрдых и мягких согласных. выделение мягких и твёрдых слогов.

Развитие фонематического восприятия. Умение различать разделительные ъ и ь в словах.

29

Слова с мягким знаком на конце. 86      комб.

1

30

Мягкий знак на конце слова. 87            комб.

1

31

Повторение изученных правил. 88      комб.

1

32

Контрольное списывание.

1

Разделительный ь и ъ знаки.

3

33

Слова с разделительными ь и ъ. 89      комб.

1

34

Слова с разделительными ь и ъ.  90   комб.

1

35

Слова с разделительными ь и ъ. 91    комб.

1

                     

   

Раздел,

 тема урока

К

ч

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

                                 IV четверть        35

Знать:

- правило написания имен собственных;

- правило употребления и написания предлогов.

Знать:

- правило написания имен собственных;

- правило употребления и написания предлогов.

Уметь:
- распознавать главные члены предложения, устанавливая по вопросам связь слов в предложении;

- распознавать гласные и согласные звуки, а также буквы, которые обозначают на письме эти звуки;

- распознавать количество слогов по количеству гласных звуков в слове;

- записывать слова, диктуя себе по слогам;

- различать ударный слог в слове, опираясь на его лексическое значение;

- распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами и мягким знаком на конце;

- распознавать количеств

Уметь:
- распознавать главные члены предложения, устанавливая по вопросам связь слов в предложении;

- записывать слова, диктуя себе по слогам;

  Уточнение знаний учащихся о предложении и их систематизация;

   

 

   Развитие и коррекция умения сравнивать слова по звучанию, соотносить звучание слова со смыслом.

 

       Тренировать зрительную память, внимание, логическое мышление детей.

   Развитие умения наблюдать за произношением слов и проведения их звукового анализа.

  Развитие орфографической зоркости. Уточнение и обогащение словарного запаса и активизация.

   Развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.

Уточнение знаний учащихся о предложении и их систематизация, развитие умения отделять паузой в устной речи одно предложение от другого.

 Развитие умения сравнивать слова по звучанию.

                        Слова, обозначающие предметы.        12

1

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос что это?92, 93.  Изуч,.нов.

1

30.03

Постановка вопроса что? к словам, обозначающим названия предметов. Отнесение к словам, бозначающим названия предметов, названия частей хорошо знакомых детям предметов.

2

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос что это?93, 94. Комб.

1

31.03

3

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос что это?94.

1

01.04

4

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос кто это?95.   комб.

1

04.04

Постановка вопроса что? к словам, обозначающим названия предметов. Сравнение вопрсов к названиям одушевлённых и неодушевлённых предметов.

5

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос кто это?96.   комб.

1

06.04

6

День здоровья.

1

07.04

7

Группировка слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос кто это? 97повт

1

08.04

8

Различение названий предметов по вопросам кто это? Что это? 98, 99.             Комб.

1

11.04

Практическое умение различать предметы одушевлённые и неодушевленные. Группировка названий предметов по вопросам кто это?что это?

9

Различение названий предметов по вопросам кто это? Что это ?100, 101.  Комб.

1

13.04

10

Слова, обозначающие один или несколько предметов.102.         Комб.

14.04

11

Контрольный диктант.

1

15.04

12

Работа над ошибками.

1

18.04

                    Большая буква в именах и фамилиях людей.      3

1

Большая буква в именах людей. 103  изуч.НЗ

1

20.04

Практическое упражнения в написании имён и фамилий с прописной буквы.

2

Большая буква в фамилиях людей. 104.  Комб.

1

21.04

3

Правописание имен и фамилий. 105, 106.  повт.ЗУ

1

22.04

Большая буква в кличках животных.

5

1

Большая буква в кличках животных. 107. Изуч.нов.

1

25.04

Упражнения в написании кличек животных с прописной буквы.

2

Выделение большой буквы в кличках. 137

1

27.04

3

Повторение имен собственных. 139        комб.

1

28.04

4

Контрольный диктант.                     контрольЗУ

1

29.04

Контроль и анализ допущенных ошибок в работе.

5

Работа над ошибками.                             повт.ЗУ

1

04.05

                    Слова, обозначающие действие предметов.         5

1

Действие и его название. 100, 111.                изуч.НЗ

1

05.05

Упражнения в различении названий предметов и их действий при распространении предложений. Упражнения в подборе слов, обозначающих действия одного или нескольких предметов.

2

Действие предмета.112                повт.ЗУ

1

06.05

3

Различение предметов по действиям. 113,114.   комб.

1

11.05

4

Составление рассказа по картинкам. 114.  комб

1

12.05

5

Повторение и закрепление изученного.  Повт.

1

13.05

                             Предлоги        5

1

Предлог как отдельное слово. 115       изуч.нов..

1

16.05

Практическое упражнения в написании наиболее распространённых предлогов  раздельно со словами, к которым они относятся.

2

Предлоги – у,  на. 116 ,117                                        комб.

1

18.05

3

Предлоги – из, с, в. 118,119                             комб.

1

19.05

4

Контрольный диктант.                 контрольЗУ

1

20.05

5

Работа над ошибками.                             повт.ЗУ

1

23.05

Предложение. Текст

4

Практические упражнения в составлении короткого рассказа из 2-3 предложений

, составленных по серии картинок.

1

Употребление предложения в речи. 120  изуч.нов.

1

25.05

2

Интонационная законченность предложения.121,122 

1

26.05

3

Смысловая связь слов в предложении. 123, 124.закреп.

1

27.05

4

Итоговый урок. 125

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике.

Представлены рабочие программы по Русскому языку, Литературному чтению, Математике. Программа "Школа 2100", 2 класс...

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему мире, технологии «УМК Школа России» 1 класс,

Рабочие программы по основным предметам "УМК Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс...

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса по программе "Школа России" с УУД

Рабочие программы  для 2 класса по программе "Школа России", включают пояснительные записки и КТП с УУД по ФГОС...

Рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, миру природы и человека, ручному труду, изобразительному иск. для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII

Программа ориентирована на учебники: 1. Э. В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., &laqu...