Несклоняемые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Силантьева Е.В.
ОУ школа 523
Класс 4А
Ресурсы урока Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 1 М., «Просвещение», 2013 год;
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку, 4 класс, М., «Просвещение», 2014 год;
электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.
Тема урока Несклоняемые имена существительные
Тип урока Урок открытия нового знания
Цель урока. Определять падеж у несклоняемых имён существительных.
Задачи урока 1. Определение падежа у несклоняемых имён существительных ; выработка умения сравнивать — при распределении существительных по группа (склоняемые — несклоняемые); закрепление полученных знаний об имени существительном; формирование потребности обращаться к словарям русского языка.
2. Развитие культуры общения и речи: умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; развитие логического и образного мышления; формирование УУД.
3. Формирование познавательного интереса и увлеченности языком, развитие положительных личностных качеств учащихся, их творчества; формирование эстетических, этических представлений.
Планируемые результаты
Предметные. Определять падеж у несклоняемых имён существительных ; выработка умения сравнивать — при распределении существительных по группа (склоняемые — несклоняемые); закрепить полученные знанийя об имени существительном; формировать потребность обращаться к словарям русского языка
Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления. Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение. Проявлять самостоятельность и инициативу.
Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения
и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Стремиться к более точному выражению собственного мнения; задавать вопросы.
Личностные Осознание языка как основного средства человеческого общения. Понимание того, что
правильная речь является показателем индивидуальной культуры. Способность к самооценке на основе
наблюдений за собственной речью.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) (1 - 2 мин.) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ( 5 – 7 мин.) 3. Постановка учебной задачи ( 1 - 2 мин.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. ( 2 – 3 мин.) 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 3 – 5 мин.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 5 – 7 мин.) 6.Физминутка 7. Включение в систему знаний Рефлексия (3мин. ) Итог урока | - Проверьте готовность к уроку. - «Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз.» - Какую часть речи изучаем? - Поиграем в игру «Верите – не верите». - Какую часть речи изучаем? 1.- Верите ли вы, что имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 2.- Верите ли вы, что имена существительные обозначают предметы ? 3. - Верите ли вы, что имена существительные, отвечающие на вопрос кто? – одушевленные, а отвечающие на вопрос что? – неодушевленные? 4.- Верите ли вы, что имена существительные, обозначающие животных и растения, относятся к живой природе, поэтому являются одушевленными? 5. - Верите ли вы, что имена существительные относятся к мужскому и женскому роду? 6.- Верите ли вы, что имена существительные изменяются по числам и падежам? 7.- Верите ли вы, что для того, чтобы верно определить падеж имени существительного, к нему лучше ставить два падежных вопроса независимо от того, одушевленное или неодушевленное это имя существительное? Кого? Чего? Кого? Что? 8.- Верите ли вы, что для того, чтобы верно определить падеж имени существительного, в некоторых случаях к имени существительному можно поставить не только падежный, но и смысловой вопрос? Из чего? Откуда? В чем? Где? 9.- Верите ли вы, что изменение имен существительных по падежам называют склонением? 10.- Верите ли вы, что при склонении имён существительных у всех существительных изменяется окончание? 11.- Верите ли вы, что при склонении имён существительных некоторые имена существительные не изменяются? - Какова цель нашего урока? - Может быть кому - то из вас встречались такие слова? - Просклоняем слова: Облако. Пальто, кино. (На доске плакат – падежи) - Какие слова при склонении изменились? - Что изменилось при склонении? Выделите окончания.
- Встретились ли среди данных слов имена существительные, которые при склонении не изменились? Выделите окончания. - Особенные слова. - Не изменяются при склонении. Не имеют окончаний. - Можно предположить, что эти слова пришли из другого языка. - Может быть, вы догадаетесь, как называются в русском языке слова, которые при склонении не изменяются? - Какова тема урока? - Какова цель ? - Как мы определим, что имя существительное – несклоняемое?
- Откроем учебники – стр.15 №23 _ Прочитаем задание. - Составим план действий. _
- Кто понял, как определить, что имя существительное – несклоняемое? Кино – попробую изменить по падежам. - Кто понял, как определить, что имя существительное – несклоняемое? - Продолжите работу самостоятельно. - Выберите из данных слов подходящие слова так, чтобы в каждом столбике оказалось по 10 слов. - Найдите слова в учебнике. - с – склоняемые - н – несклоняемые - расскажи соседу, какие слова ты выбрал - Запиши. - Проверим. - Эталон. - Научились находить несклоняемые слова?
Игра « Какие слова запомнили?» Несклоняемые имена существительные - презентация В группе несклоняемых у, ю, и, е, о . жалюзи, монпасье, леди, филе, лото, шоссе, купе, кашне, трюмо, манто, драже, пари, интервью, жюри, фойе К несклоняемым Географические названия: Тбилиси, Хельсинки, Колпино, Чикаго, Миссури Имена и фамилии людей: Мери, Ирен, Барто, Перро, Гримм, Дюма, Бианки Названия животных какаду , фламинго, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони - Какие слова запомнили?» Песенка. - Что вас рассмешило? - Какова цель ? - Составьте текст, вставив несклоняемые имена существительные. Озаглавьте текст.
Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные ________ качались на ветке. Крохотные ______________порхали между цветами в красивых вазах. Забавные ______________________ чесали друг другу спинки. У ________________ в сумке сидел маленький _____________________ . А доброго _____________ разрешили покормить хлебом. Это было так интересно! В ________________ было много народа. Домой папа с Колей вернулись поздно. Бабушке Коля рассказал о розовых ________________, о том, как __________катал детей по зоопарку, а_____________ рисовал красками картину. Проверка - Вывод? Чтобы грамотными стать И писать отлично Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро, и ни метро, Ни кашне, и ни пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе, Ни какао, ни депо, Ни кафе, и ни пальто. - Заполним таблицу. (+. ? ) 1. Знаю, что такое «несклоняемые имена существительные». 2. Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные. 3. Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные. Приём "Шесть шляп мышления." -Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке. -Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке. -Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно. -Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке. -Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке. -Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку. | Читают: (слайд 1) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Все друг к другу повернулись. Все друг другу улыбнулись. Гости? Рады им всегда. Так начнем работать? Да! Читают.
- Имя существительное. Учащиеся фиксируют ответы в таблицу: + - ? - Выяснить, существуют ли имена существительные, которые при склонении не изменяются. Возможен ответ – словарное слово «пальто». Работа в парах. Вступают в общение, соблюдая правила общения. Склоняют слова: облако, пальто, кино.
- облако - Окончание – изменяемая часть. Пальто, кино. У этих слов нет окончаний. Слова не изменялись. А окончания – изменяемая часть слова.
- Несклоняемые. - Несклоняемые имена существительные. - Уметь находить несклоняемые имена существительные.
1 Иностранное. 2. Не склоняется. Учащимися составляется план на доске. - 1. С./ 2. скл. нескл. Разбираются с проговариванием 5 слов. Ставят на полях значки: +, ? Ставят на полях значки: +, ? Работа в парах. Вступают в общение, соблюдая правила общения. Читают выписанные слова Ставят на полях значки: +, ? Ставят на полях значки: +, ? Учащиеся выборочно записывают слова. Ставят на полях значки: +, ? - Правильно употреблять в речи. Работа в группах. Вступают в общение, соблюдая правила общения. Ставят на полях значки: +, ? Заполняют таблицу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Несклоняемые имена существительные". Презентация к уроку.
Конспект урока по программе "Школа России", 4 класс....
Несклоняемые имена существительные.
Урок проводится в 4 классе и учит учеников правильному употреблению несклоняемых существительных в своей речи....
Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.
Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...
Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существите...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».
Данное информационное дополнение станет хорошим подспорьем на уроке учителю и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
Познакомить с несклоняемыми именами существительными...