дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
сборник заданий .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_raboty_s_posovitsami_i_pogovorkami.docx | 586.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская специальная общеобразовательная школа- интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Дидактический материал по работе
с пословицами и поговорками.
Подготовила
учитель начальных классов
Ибрагимова Зульфия Салиховна
Ларьяк
Практические задания при работе с пословицами и поговорками.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
1.Практическое задание. Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Планируемый результат:
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Вариант 1 | Пословица | Разъяснение пословицы |
1 | 1. У короткого ума длинный язык. | 1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю. 2. Болтливый человек обычно не бывает умным. 3. По выражению глаз можно узнать о характере человека. |
2 | 1.Рот не огород: не затворишь ворот 2. На чужой стог вилами не указывай 3. Рыбак рыбака видит издалека. | 1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга. 2. Нехорошо заглядываться на чужое 3.Другому человеку не запретишь говорить |
3 | 1.Мал ёрш, да колюч 2.Конь корове не товарищ 3.Слепой всегда глазами мечтает. | 1.Разные люди друг друга не понимают 2.Каждый желает получить то, чего у него нет 3.И маленькое существо может за себя постоять |
Вариант 2 | ||
1 | Хороша ложка к обеду | 1.Приятно есть красивой ложкой 2.Всё должно быть вовремя и к месту 3.Без ложки не пообедаешь |
2 | Каков мастер , такова и работа | 1. Хороший мастер берётся за хорошую работу 2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело 3.Не каждый работник мастер |
3 | Нет дыма без огня | 1.От огня всегда дым 2.У всякого события есть последствия 3.У всякого явления есть своя причина 4.Если есть дым значит есть огонь |
Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .
Что прошло, того не воротишь. |
|
У страха глаза велики. |
|
Упражнение 3 "Пойми язык мысли"
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
|
Хорош садовник — хорош и крыжовник. |
|
Упражнение 4
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.
Пословицы разных народов | Русские пословицы |
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.). | 1. Слово — серебро, молчанье — золото. |
2. Перо сильнее меча (английск.). | 2. За одного битого двух небитых дают. |
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.) | 3. Гусь свинье – не товарищ. |
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.). | 4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. |
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.). | 5. Что написано пером, не вырубишь топором. |
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.). | 6. Не все то золото, что блестит. |
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.) | 7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно. |
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.). | 8. Из огня – да в полымя. |
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.) | 9. Поспешишь – людей насмешишь. |
Задание «Половинки».
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
Любишь кататься, Делано наспех, Что посеешь За двумя зайцами погонишься, Доброе слово У плохой пряхи Волков бояться — Век живи, Как аукнется, Чем дальше в лес, Делу время, Не в свои сани Поспешишь — Семь раз отмерь, В гостях хорошо, | то и пожнешь. и кошке приятно. в лес не ходить. нет для себя рубахи. ни одного не поймаешь. люби и саночки возить. сделано на смех. а дома лучше. тем больше дров. век учись. так и откликнется. потехе час. не садись. людей насмешишь. один раз отрежь. |
Заполни кроссворд.
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг.
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь, от работы — здоровье.
Добро побеждает зло.
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится и в старости.
Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
Семеро одного не ждут
Одна голова хорошо, а две лучше
Один в поле не воин
Первый блин комом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Найди лишнюю пословицу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость. Терпенье и труд все перетрут. И швец, и жнец, и на дуде игрец. |
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться. Не умел шить золотом, так бей молотом. Сегодняшней работы назавтра не откладывай! Кто не работает, тот не ест. |
Всякому мила своя сторона. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Не боги горшки обжигают. За морем теплее, а у нас светлее. |
Дал бог здоровья, да денег нет. Жить – Родине служить. Человека лень не кормит, а здоровье только портит. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. |
Дело мастера боится Не бойся работы, пусть она тебя боится Не спеши языком – торопись делом Язык до Киева доведет |
«Распавшиеся пословицы».
В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.
Потехе, делу, час, время.
Беде, в, познаются, друзья.
Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.
Во, приходит, время, аппетит, еды.
Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.
Найди конец!
Весна красна цветами, а два лучше.
Семь раз отмерь а осень снопами.
Красна птица пером, а человек – умом.
Ум хорошо, а при матери добр.
При солнышке тепло, а один отрежь.
«Животные».
В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.
изворотлив, как....... (уж) |
упрям, как........... (осел) |
хитер, как........... (лиса) |
надут, как............... (индюк) |
мокрый, как........... (курица) |
бегать, как (белка в колесе) |
голоден, как ........... . (волк) |
нем, как ................ (рыба) |
болтлив, как........ . (сорока) |
здоров, как........... (бык) |
грязный, как........ . (свинья) |
колючий, как........ (еж) |
работать , как (лошадь) |
труслив, как (заяц) |
«Угадай поговорку по рисунку»:
Семеро одного не ждут.
Взять быка за рога.
Зарубить на носу.
Делать из мухи слона.
«Вспомни пословицу по рисунку»:
Яблоко от яблони недалеко падает.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
С миру по нитке – голому рубаха.
Заверши пословицу.
1. Не зная броду... (не лезь в воду)
Мал золотник... (да дорог)
Слышит звон... (да не знает, где он)
Что посеешь, ... (то и пожнешь)
Чья бы корова ни мычала, ... (а твоя бы молчала)
Свято место... (пусто не бывает)
На бога надейся, да сам ...(не плошай)
Долг платежом ... (красен).
2. Заранее необходимо подготовить карточки с написанными на них частями пословиц. Задача игроков: как можно быстрее "собрать" пословицы, то есть объединить части в целое. Здесь возможна игра командами или парами. Вариант проведения: части пословиц написаны на листочке в два столбика. Первый столбик — начало пословиц, второй — конец. Причем написаны они вразброс. Задача игроков: соединить стрелочками начала и концы пословиц.
Век живи хуже воровства
Делу — время черти водятся
На ловца век учись
За что купил и овцы целы
Простота вылетит — не поймаешь
В тихом омуте по осени считают
И волки сыты бог бережет
Слово не воробей за тo и продаю
Цыплят потехе час
Береженого и зверь бежит
3. Заранее необходимо подготовить карточки с искаженными пословицами. Задача игроков: исправить ошибки, написать верные варианты пословиц. Возможно соревнование команд или пар игроков. Можно дать на размышление определенное время или объявить победителем того, кто справится с заданием первым.
Дело бездаря боится.
Без труда не вытащишь окуня из пруда.
Семь раз отмерь, один раз откуси.
Кончил дело — начинай другое.
За двумя кабанами погонишься, поймаешь третьего.
Посади собаку за стол, она и ноги на стол.
На воре шуба дымится. !
Готовь сани летом, а велосипед зимой,
и Гуси курицу не учат.
Береги туфли снову, а честь смолоду.
Не все то серебро, что блестит.
Красна изба пирожными.
Мученье — свет, а не мученье — тьма.
Апельсин от мандарина недалеко падает.
Волка руки ноги кормят.
В семье не без красавца.
Тише едешь — меньше трясет.
Гусь свинье не муж.
Щи да каша — обувь наша.
Не имей сто рублей, а имей сто долларов.
Чем богаты, тем и хвастаемся.
Конфеты всему голова.
Мясом каши не испортишь.
По улыбке встречают, по уму провожают.
4. Игрокам устно задаются вопросы, представляющие собой перефразированные пословицы. Верно ответивший на вопрос игрок получает жетон. Обладатель наибольшего количества жетонов — победитель игры.
Кому бог подает? (Кто рано встает).
Что всему голова? (Хлеб).
Где хорошо? (Где нас нет).
Какое слово и кошке приятно? (Доброе или ласковое.)
Кто свинье не товарищ? (Гусь).
Кого бог бережет? (Береженого).
Что свет, а что тьма? (Ученье — свет, а неученье — тьма).
Кого нельзя пускать в огород? (Козла).
Используемые материалы:
О.В.СОБОЛЕВА " О ПОНИМАНИИ МИНИ-ТЕКСТА, или ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ" http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107367301&archive=1120045935 &start_from=&ucat=27&
http://www.uroki.net/
http://www.nachalka.com/
http://festival.1september.ru/http://www.deti-66.ru/
http://metodsovet.moy.su/http://www.intergu.ru/-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с пословицами и поговорками. мастер класс для учителей
Формирование УУД через этапы работы с пословицами....
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах...
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....
Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".
В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....