Работа с пословицами и поговорками. мастер класс для учителей
методическая разработка по чтению по теме
Формирование УУД через этапы работы с пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_den2.docx | 34.54 КБ |
razdatochnyy_material.zip | 58.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать с пословицами
- Сходство и различие пословицы и поговорки.
До сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».
Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д.
А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.
Что позволило пословице сохраниться в веках?
- Краткость, ритмичность, частое использование рифмы
Таким образом, пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, а поговорка-это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.
Пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.
1.1. Практическое задание:
- Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Пословица это или поговорка? Докажите.
- Работа с выделением концепта текста
- Какие тексты лучше использовать в обучении пониманию текстовых смыслов?
Скорее всего те, основная цель чтения которых – понять скрытый «намек», извлечь «урок»: пословицы, басни, сказки, притчи. Особое место в решении этой задачи принадлежит пословице.
Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете. Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.
С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.
Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.
- Как учить пониманию мини-текста?
Система работы с пословицей предполагает решение трех основных задач:
– различение в пословице прямого и переносного смысла;
– формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими
словами;
– обучение переносу концепта в ситуацию с тем же отношением объектов.
- Практическое задание (карточка №1)
Знакомство с пословицей на уроке можно построить следующим образом:
Понимание пословицы основано на поиске мысли, скрытой за явной мыслью. Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться –приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.
«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Ее можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.
Выполните упражнение 1 « Скорлупка и ядрышко»
Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Планируемый результат:
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите «скорлупки» пословиц с их «ядрышками» мыслями ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Скорлупки (фактуальная информация) | Ядрышки ( концептуальная информация) | ответ | |
Вариант 1 | |||
I | 1. У короткого ума длинный язык. | 1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю. 2. Болтливый человек обычно не бывает умным. 3. По выражению глаз можно узнать о характере человека. | |
II | 1.Рот не огород: не затворишь ворот 2. На чужой стог вилами не указывай 3. Рыбак рыбака видит издалека | 1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга 2. Нехорошо заглядываться на чужое 3.Другому человеку не запретишь говорить | |
III | 1.Мал ёрш, да колюч 2.Конь корове не товарищ 3.Слепой всегда глазами мечтает. | 1.Разные люди друг друга не понимают 2.Каждый желает получить то, чего у него нет 3.И маленькое существо может за себя постоять |
Вариант 2 | ||
1 | Хороша ложка к обеду | 1.Приятно есть красивой ложкой 2.Всё должно быть вовремя и к месту 3.Без ложки не пообедаешь |
2 | Каков мастер , такова и работа | 1. Хороший мастер берётся за хорошую работу 2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело 3.Не каждый работник мастер |
3 | Нет дыма без огня | 1.От огня всегда дым 2.У всякого события есть последствия 3.У всякого явления есть своя причина 4.Если есть дым значит есть огонь |
Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .
Что прошло, того не воротишь. | Что написано пером, не вырубишь топором. Утро вечера мудренее. Кончил дело – гуляй смело. Что с возу упало, то пропало |
У страха глаза велики. |
|
Упражнение 3 "Пойми язык мысли"
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей |
Хорош садовник — хорош и крыжовник. |
|
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования
Упражнение 4
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов | Русские пословицы |
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.). | 1. Слово — серебро, молчанье — золото. |
2. Перо сильнее меча (английск.). | 2. За одного битого двух небитых дают. |
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.) | 3. Гусь свинье – не товарищ. |
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.). | 4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. |
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.). | 5. Что написано пером, не вырубишь топором. |
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.). | 6. Не все то золото, что блестит. |
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.) | 7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно. |
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.). | 8. Из огня – да в полымя. |
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.) | 9. Поспешишь – людей насмешишь. |
Итог: Чтобы помочь детям выразить концепт пословицы своими словами, важно показать им, что скрытая в ней мысль формулируется на особом языке – «языке мысли». Если удалось найти обобщенную формулировку смысла, то легко будет применить данную пословицу в любой ситуации, аналогичной описанной в ней
Карточка 2
Исследования психологов доказали, что понимание смысла невозможно без актуализации образа, особенно если речь идет о ребенке. Без усиления образа решение задачи по выделению главной мысли текста часто оказывается невозможным.
Эта закономерность справедлива и по отношению к пониманию пословицы. Различению прямого и переносного смысла в ней способствует прием иллюстрирования. Словесное иллюстрирование это когда по пословице создается рассказ или сказка.
При работе с художественным произведением так же используются традиционные задания: подобрать тексту название в виде пословицы или закончить его народной мудростью; выбрать пословицу, отражающую главную мысль текста, или составить его план, используя народные речения. От разговора о «скорлупке» и «ядрышке» пословицы легко перебросить мостик к понятиям «фабула» и «мораль» в басне, «намек – добрым молодцам урок» в сказке.
Упражнение 5. «Объяснялки»
Прочитайте. Выберите пословицу для названия текста. Соедините.
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал ёж, -но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул К Ушинский | Вора выдала речь Не ладно скроен, да крепко сшит Шаловливая овца — волку корысть Кто малым недоволен, тот большого не достоин |
У священника Платона украли хомуты. Он распорядился совать всех на молитву и, войдя, обратился к ним с вопросом; - Усердно ли вы молитесь? Усердно, владыко. - Все ли вы молитесь? Все молимся, владыко -И вор молится? -И я молюсь | |
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись. Л. Толстой | |
Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала: — Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал: — Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше. Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Л. Толстой |
- Найдите лишнее изречение.
- Замените пословицей
Итог: В заключение отметим, что работа с пословицей способствует формированию умения выделять концепт текста в том случае, если она проводится систематически и носит активный, творческий характер. Детям, имеющим в своем интеллектуальном фонде большой запас народной мудрости, легче выражать концепт художественного текста. Они быстро подбирают концепт-синоним в виде пословицы, облегчая себе задачу перехода с «языка образов» на «язык мысли».
Вопросы заключения:
- преемственность начального и среднего звена;
- учителя предметники использование в практике
Рефлексия
Вариант 1
Лист оценки своей деятельности
критерии | Знаю | Умею | Научу другого | |
1 | Отличие пословицы и поговорки | |||
2 | Этапы работы с пословицами | |||
3 | Структура пословицы | |||
4 | Перевод концепта мини-текста на «свой язык» | |||
5 | Инвариантность мысли пословицы в разных текстах | |||
6 | Анализ художественного достоинства пословицы. | |||
7 |
Вариант 2 в форме синквейна (пятистишия),который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
Задача: соединить и обобщить свои впечатления, знания, воображение.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Предварительный просмотр:
Пословицы
Пословица- краткое образное законченное изречение с нравоучительным смыслом
Цель понимания пословиц : развивать творческую составляющую понимания, через выделение скрытого смысла за конкретно-образным планом.
Основные мыслительные операции : осознание, сравнение и перенос.
Направления работы :
1) различать в пословице прямой и иносказательный смыслы;
2) выражать скрытую мысль словами;
3) осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.
Как работать с пословицами?
этапы | Задание | Приёмы | Задачи | Планируемые результаты |
1. |
| сравнение пословицы с похожими лексико-грамматическими особенностями, но разным смыслом. |
| Нахождение «скорлупки» (фактуальной информации) и «ядрышка» (концепта).
|
2 |
| 1.Выражение мысли пословицы разными способами 2.прием моделирования «замена содержательных слов модельными»
| Формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык» Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы |
|
3 |
| 1.иллюстрирования 2. составление пирамидки (нанизывание расширяющихся по объему художественных форм на «ось» одной мысли (концепт) | научить ребенка видеть инвариантность мысли, возможности ее облачения в разные художественные формы, в разные «одежды» и анализировать художественные достоинства самой формы. |
|
Используемые материалы
О.В.СОБОЛЕВА " О ПОНИМАНИИ МИНИ-ТЕКСТА, или ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ" http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107367301&archive=1120045935&start_from=&ucat=27&
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах...
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....
дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.
сборник заданий ....
Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".
В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....