Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
консультация по русскому языку (2 класс) на тему
Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.
Алгоритм работы и виды работ с русскими народными пословицами и поговорками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.56 КБ |
rabota_s_poslovitsey.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме : «Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах».
Подготовила учитель начальных классов
Подрезова Е.Г.
21.12.2012 г.
ФГОС НОО : « Основные задачи реализации содержания предметной области филология:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Предметные результаты освоения ООП НОО по русскому языку:
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и осознание значения русского языка;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач.
Развитие речи учащихся осуществляется на каждом уроке русского языка и ведётся в нескольких направлениях:
-обогащение словарного запаса детей-количественное и качественное;
-развитие грамматического строя речи ( анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
-развитие связной устной и письменной речи;
-обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию;
-обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями;
-развитие орфографических навыков (норм произношения).
Пословица – меткое образное изречение назидательного характера на самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Поговорка – распространённое меткое, образное выражение, не являющееся – в отличие от пословицы – цельной фразой.
Поговорка не содержит поучительного смысла.
В. И. Даль определил пословицу как «коротенькая притча», а поговорка «окольное выражение, но без притчи, без суждения...»
Пословицы – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти житейские и педагогические советы, пожелания, поучения к благопристойности, нравственному поведению, - этическую оценку поведения человека.
Пословицы создаются всем народом, это выражение коллективного мнения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять на уроках больше внимания.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал : «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме, во-вторых по своему содержанию».
Ушинский поместил в книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов по пословицам.
Л.Н. Толстой написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам: «Старый дед и внучек», «Лгун», «Отец и сыновья», «Муравей и голубка», «Осёл и лошадь» и др.
Алгоритм работы с пословицей:
- Различие в пословице прямого и переносного смысла.
- Формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами.
- Обучение употреблению пословицы в современной ситуации.
Виды работ с пословицей:
- подбор пословицы по содержанию к тексту;
- замена мысли текста пословицей;
- поиск в пословице вопроса и ответа на него;
- завершение недописанной пословицы;
- составление из рассыпанных слов;
- соотнесение пословицы и её мысли;
- письмо пословицы по памяти;
- различные виды грамматической работы;
- различные виды диктантов;
- разбор пословицы как предложения;
- составление схемы и словосочетаний;
- и т. д.
Вывод:
Пословицы и поговорки русского народа составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС НОО :Основные задачи реализации содержания предметной области филология. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку: п онимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и осознание значения русского языка; о владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных , практических и коммуникативных задач.
Развитие речи учащихся о существляется на каждом уроке русского языка и ведётся в нескольких направлениях: -обогащение словарного запаса детей- количественное и качественное; -развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний), -развитие связной устной и письменной речи; -обучение правильному произношению слов, ударению,интонированию.
о богащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями; развитие орфоэпических навыков( норм произношения).
Пословица -меткое образное изречение назидательного характера на самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Поговорка – распространённое меткое, образное выражение, не являющееся – в отличие от пословицы – цельной фразой. Поговорка не содержит поучительного смысла.
В.И.Даль определил пословицу как «коротенькая притча», а поговорка «окольное выражение, но без притчи, без суждения...»
Пословицы – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти житейские и педагогические советы, пожелания, поучения к благопристойности, нравственному поведению, этическую оценку поведения человека.
Пословицы создаются всем народом- это выражение коллективного мнения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять на уроках больше внимания.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку,во-первых по своей форме, во-вторых по своему содержанию».
К.Д.Ушинский поместил в книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов по пословицам.
Л. Н. Толстой написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам : «Старый дед и внучек» «Лгун» «Отец и сыновья» «Муравей и голубка» «Осёл и лошадь» и др.
Алгоритм работы с пословицей: -Различие в пословице прямого и переносного смысла. -Формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами. -Обучение употреблению пословицы в современной ситуации.
Виды работы с пословицей: Подбор пословицы по содержанию к тексту. Заменить мысль текста пословицей. Найти в пословице вопрос и ответить на него. Закончить недописанную пословицу. Составить из рассыпанных слов. Соотнести пословицы и их мысли. Письмо пословицы по памяти. Различные виды грамматической работы. Различные виды диктантов. Разбор пословицы, как предложения, составление схемы, словосочетаний. И т.д.
Вывод: Пословицы и поговорки русского народа составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи,способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки на уроках русского языка
Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....
Пословицы и поговорки на уроках русского языка и чтения.
Возможности использования русских пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения....
Пословицы и поговорки на уроках русского языка
Пословицы и поговорки, которые можно использовать при изучении различных орфограмм...
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....
Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая о...
Пословицы и поговорки на уроках русского языка в начальной школе
Пословицы и поговорки развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире....