Имена существительные единственного числа в форме предложного падежа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данная рабработка помогает познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи; познакомить с написанием окончаний существительных в форме предложного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу;обобщить знания о существительном; подвести к выводу об особенности существительного в П.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имена существительные единственного числа
в форме предложного падежа» 4 класс
Образовательные:
- познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.
- познакомить с написанием окончаний существительных в форме предложного падежа
- развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу
- обобщить знания о существительном
- подвести к выводу об особенности существительного в П.п. Развиваюшие, формирующие познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД:
- развивать устную речь, орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения, умение сотрудничать в паре, группе.
Воспитательные, формирующие личностные УУД:
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности:
Организационный момент.
Солнышко раннее встало
«Доброе утро» сказало.
Всем пожелало удачи, добра
Всё начинаем, учиться пора.
II. Актуализация знаний
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок.
- Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы познакомились почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (Предложного)
- Какова тема нашего урока? (с.131)
- Определите задачи урока (с.131)
- Итак, тема урока «…редложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п)
- Работа по теме
1. Чистописание
- Сегодня мы повторим, как правильно пишется эта буква. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.
- Откройте тетради, запишите число и пропишите в строчку эти буквы.
(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)
2. Словарная работа
- Сегодня мы познакомимся со словарным словом, которое тоже начинается на букву п - ПОБЕДА. Почему оно словарное? (в нем есть непроверяемая гласная О). Правописание этого слова нужно запомнить.
- Победа – (лексическое значение) успех в борьбе, в соревновании, в бою.
- Запишите в тетрадь и выделите букву О.
3. Развитие речи
- Составьте предложение со словом ПОБЕДА.
- Кто хочет прочитать вслух свое предложение? (прослушать 2-3 учащихся).
4. Склонение слова ПОБЕДА
- Ребята, а давайте просклоняем это слово. (У доски работает ученик, остальные работают самостоятельно. Самопроверка в парах.)
И. п. кто? что? ПОБЕДА
Р. п. кого? чего? ПОБЕДЫ
Д. п. кому? чему? ПОБЕДЕ
В. п. кого? что? ПОБЕДУ
Т. п. кем? чем? ПОБЕДОЙ
П.п. о ком? о чем? О ПОБЕДЕ
- На какие вопросы отвечают существительные в П.п. (О ком? О чём?)
5. Работа с учебником
1.
- Прочитайте вывод на с.132. (правило) (читает хорошо читающий ученик).
Прочитайте письмо, которое получил Ваня. Исправьте ошибки и запишите текст. Укажите падеж имен существительных. Выделите окончания имен существительных в предложном падеже. (Взаимопроверка)
- Знаете ли вы название предложного падежа образовано от слова предлог, потому что этот падеж употребляется только с предлогами.
- Упр 2 на стр 132. (рассмотрим 2 столбик сущ-х употребленных в п.п)
- Что вы заметили в употреблении предлогов о и об? Когда употребляется о, и когда об?
2. Чтение правила с. 132-133.
На доске запись:
М.р - отец, дедушка.
Ср.р - море.
Ж.р - Мама, тетя,жизнь.
- Давайте просклоняем эти слова в П.П (слайд)
- Думаю (о ком?) об отцЕ, о дедушкЕ, о морЕ, о мамЕ, о тетЕ, о жизнИ.
3. Чтение правила с.134-135 (слайд)
- Ударные окончания можно писать на слух. Безударные окончания существительных в форме П.п. нужно проверять ударными окончаниями существительных того же склонения. Например:
М.р – на конЕ – на оленЕ
Ср.р – в селЕ – в полЕ
Ж.р – о сестрЕ – о бабушкЕ
V. Физкультминутка (электронное приложение)
VI. Закрепление
- Парная работа(используя вопросы, составьте словосочетания существительным в предложном падеже, наблюдайте предложных окончаний. Правило по которым пишутся, вы узнаете позже)
- Составьте словосочетания, добавив предлоги. Запишите.
Живет … селе (в чем, где?)
читал …. Лампе (о чем?)
на стр 134 прочитаем правила об употреблении ударных и безударных окончаний имен существительных в форме предложного падежа.
2. Работа по карточкам (групповая работа)
- Определите падеж существительных. В зависимости от падежа распредели словосочетания по колонкам.
Р. П- спрятаться от дождя, не было грусти.
Д.П- идти по тропинке, гулять по аллее.
Т.П – напоить чаем, гладить утюгом.
П.П – рассказывать о событии, прокатиться на велосипеде.
3. Игра «Крестики-нолики».
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы. Если хотите ответить да- поставьте крестик, а если нет, то нолик. (в конце игры сверка со слайдом)
VII. Рефлексия
Посмотрите на эту прекрасную ёлочку и игрушкой укажите, как вы поработали на уроке
зеленый – я ничего не понял
желтый – я понял не до конца
красный – я всё отлично понял
VIII Итог урока
- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
- С какими предлогами употребляется?
- Почему предложный падеж так называется?
- Что понравилось на уроке?
9.Домашнее задание
Упр.- 5 с.135
Историческая справка:
- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...
Урок русского языка в 4 классе (компенсирующего обучения) по теме "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.Закрепление"
Конспект рабочего урока для слабоуспевающих детей с игровыми и развивающими элементами....
Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...
Имена существительные, отвечающие на вопросы творительного, предложного падежей
Данная презентация составлена на основе учебника «Русский язык» А.Г Зикеев, К.Г. Коровин для обучающихся 4 класса школ II вида. Может быть использована при изучении падежных окончаний имен существител...
«Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.»
Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...