Имена существительные единственного числа в форме предложного падежа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чиктол Айгуль Робертовна

Данная рабработка помогает познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи; познакомить с написанием окончаний существительных в форме предложного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу;обобщить знания о существительном; подвести к выводу об особенности существительного в П.п. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена существительные единственного числа

в форме предложного падежа» 4 класс

Образовательные:

          - познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.

           - познакомить с написанием окончаний существительных в форме предложного падежа

           - развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу

           - обобщить знания о существительном

           - подвести к выводу об особенности существительного в П.п. Развиваюшие, формирующие познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД:

           - развивать устную речь, орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения, умение сотрудничать в паре, группе.

Воспитательные, формирующие личностные УУД:

            - воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности:

Организационный момент.

Солнышко раннее встало

«Доброе утро» сказало.

Всем пожелало удачи, добра

Всё начинаем, учиться пора.

   II. Актуализация знаний

- Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п.  кто? что?

Р. п.  кому? чему?

Д. п.  кого? что?

В. п.  кого? чего?

Т. п.  кем? чем?

- Давайте наведём порядок.  

  1. Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы познакомились почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (Предложного)

- Какова тема нашего урока? (с.131)

- Определите задачи урока (с.131)

- Итак, тема урока «…редложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п) 

  1. Работа по теме

1. Чистописание

- Сегодня мы повторим, как правильно пишется эта буква. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.

- Откройте тетради, запишите число и пропишите в строчку эти буквы.

(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)

2. Словарная работа

- Сегодня мы познакомимся со словарным словом, которое тоже начинается на букву п - ПОБЕДА. Почему оно словарное? (в нем есть непроверяемая гласная О). Правописание этого слова нужно запомнить.

- Победа – (лексическое значение) успех в борьбе, в соревновании, в бою.

- Запишите в тетрадь и выделите букву О.

3. Развитие речи

- Составьте предложение со словом ПОБЕДА.

- Кто хочет прочитать вслух свое предложение? (прослушать 2-3 учащихся).

4. Склонение слова ПОБЕДА

- Ребята, а давайте просклоняем это слово. (У доски работает ученик, остальные работают самостоятельно. Самопроверка в парах.)

И. п. кто? что? ПОБЕДА

Р. п. кого? чего? ПОБЕДЫ

Д. п. кому? чему? ПОБЕДЕ

В. п. кого? что? ПОБЕДУ

Т. п. кем? чем? ПОБЕДОЙ

П.п. о ком? о чем? О ПОБЕДЕ

- На какие вопросы отвечают существительные в П.п. (О ком? О чём?)

5. Работа с учебником

1.

- Прочитайте вывод на с.132. (правило) (читает хорошо читающий ученик).

Прочитайте письмо, которое получил Ваня. Исправьте ошибки и запишите текст. Укажите падеж имен существительных. Выделите окончания имен существительных в предложном падеже. (Взаимопроверка)

- Знаете ли вы название предложного падежа образовано от слова предлог, потому что этот падеж употребляется только с предлогами.

- Упр 2 на стр 132. (рассмотрим 2 столбик сущ-х употребленных в п.п)

- Что вы заметили в употреблении предлогов о и об? Когда употребляется о, и когда об?

2. Чтение правила с. 132-133.

На доске запись:

М.р - отец, дедушка.  

Ср.р - море.

Ж.р - Мама, тетя,жизнь.

- Давайте просклоняем эти слова в П.П (слайд)

- Думаю (о ком?) об отцЕ, о дедушкЕ, о морЕ, о мамЕ, о тетЕ, о жизнИ.

3.  Чтение правила с.134-135 (слайд)

- Ударные окончания можно писать на слух. Безударные окончания существительных в форме П.п. нужно проверять ударными окончаниями существительных того же склонения. Например:

М.р – на конЕ – на оленЕ

Ср.р – в селЕ – в полЕ

Ж.р – о сестрЕ – о бабушкЕ

V. Физкультминутка (электронное приложение)

VI. Закрепление

  1. Парная работа(используя вопросы, составьте словосочетания существительным в предложном падеже, наблюдайте предложных окончаний. Правило по которым пишутся, вы узнаете позже)

- Составьте словосочетания, добавив предлоги. Запишите.

    Живет … селе (в чем, где?)

    читал   ….   Лампе (о чем?)

на стр 134 прочитаем правила об употреблении ударных и безударных окончаний имен существительных в форме предложного падежа.

2. Работа по карточкам (групповая работа) 

- Определите падеж существительных. В зависимости от падежа распредели словосочетания по колонкам.

Р. П- спрятаться от дождя, не было грусти.

Д.П- идти по тропинке, гулять по аллее.

Т.П – напоить чаем, гладить утюгом.

П.П – рассказывать о событии, прокатиться на велосипеде.

3. Игра «Крестики-нолики».

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы. Если хотите ответить да- поставьте крестик, а если нет, то нолик. (в конце игры сверка со слайдом)

 

VII. Рефлексия

 Посмотрите на эту прекрасную ёлочку и игрушкой укажите, как вы поработали на уроке

зеленый – я ничего не понял

желтый – я понял не до конца

красный – я всё отлично понял

VIII Итог урока

- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

- С какими предлогами употребляется?

- Почему предложный падеж так называется?

- Что понравилось на уроке?

9.Домашнее задание

Упр.- 5 с.135

Историческая справка:

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...

Имена существительные, отвечающие на вопросы творительного, предложного падежей

Данная презентация составлена на основе учебника «Русский язык» А.Г Зикеев, К.Г. Коровин для обучающихся 4 класса школ II вида. Может быть использована при изучении падежных окончаний имен существител...

«Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.»

Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...