Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Суффиксы имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Суффиксы имен существительных.
Цели урока: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Планируемые результаты:
· Предметные:учить образовывать существительные с помощью суффиксов : -к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -ач-, -ак-, -як-, -ник-, -ниц.
· Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Суффиксы имен существительных.
Цели урока: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Планируемые результаты:
- Предметные:учить образовывать существительные с помощью суффиксов : -к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -ач-, -ак-, -як-, -ник-, -ниц.
- Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Спина прямая, выше голова. За своей осанкой я слежу всегда. Локти на парте, под наклоном тетрадь, Буду я красиво и правильно писать! Запишите число и классная работа. | Приветствовать учителя. | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 7 мин | «Нам во владенье дан самый богатый, Меткий, могучий и поистине волшебный язык. Языку мы учимся и должны учиться Непрерывно до последних дней своей жизни» К.Паустовский. - Сегодня мы вновь Ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных. Какие слова называются однокоренными? ( Слова у которых один корень) Подберите к существительному рыба однокоренные существительные с суффиксами –оньк-, –к- и -ак-. Какой корень в слове река? (рыб) Запишем 3 однокоренных существительных. (рыбонька, рыбка и рыбак) Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный) А суффикс –ак-? (Обозначает лицо мужского пола) Как вы думаете, выпорлнив это упражнение, чем мы сегодня будем заниматься? (Образовывать существительные при помощи суффиксов) | Отвечать на вопросы. Выполнять упражнение. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. | 12 мин | Подберите к сущенствительному береза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк- берёза. (берёзка, березонька) Запишите эти слова и разберите их по составу. Сверьте с доской у кого не так? Откройте учебник на странице 58 и прочитайте задание. Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-. Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка) Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь. Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше те, которые в учебнике или те, которые вы подобрали? (Те, которые мы подобрали) Почему? (Существительные, которые мы подобрали подходят больше, потому что они смягчают сказку и она с самого начала кажется доброй) Сейчас выполните упражнение 21 на странице 59 самостоятельно. Вам нужно от слов данных в скобках образовать однокоренные слова с суффиксами –ечк-, -ик-, -ушк-. Разобрать эти существительные по составу. И сказать какое значение придал суффикс словам. Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону, который вы видите на слайде. Какое значение придали суффиксы новым существительным? (Уменьшительно-ласкательные) Давайте сделаем вывод, какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-) | Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе. Строить речевое высказывание. Выполнять упражнение. Анализировать слова. Взаимопроверка. Делать вывод. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
Физ. минутка | 1 мин | Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем! | Делать физ. разминку | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. | 11 мин | Давайте подберем к существительным лес, двор, сила, птица однокоренные слова с суффиксами: -ок, -ник, -ик-, -ушк-, -ач, -к-. К слову лес, какиесуффиксы мы можем подобрать? (лесок, лесник) К слову двор, какиесуффиксы мы можем подобрать? (дворик, дворник) К слову сила, какие суффиксы мы можем подобрать? (силушка, силач) К слову птица, какиесуффиксы мы можем подобрать?( птичка, птичник) Запишите эти слова и разберите их по составу. Какие значения новым существительным придали суффиксы (Уменьшительно-ласкательный и обозначает лицо мужского пола) Давайте вспомним, когда мы пишем суффикс –ик-, -ек-? (Чтобы правильно написать суффиксы –ик- -ек- , надо изменить форму слова. Если «и» остается - суффикс –ик-, «е» «убегает» - ек-.) Подберем однокоренные существительные с суффиксами –ик- и –ек- к словам: куст, орех, горох, овраг, козёл, порог, дружок, карапуз. Будем зписывать сначала проверочное слово, а потом через тиреобразованное слово. К слову куст какой суффикс мы подберем –ек- или –ик-? (Кустики и остается поэтому –ик-, кустик) и т.д. Давайте сделаем вывод, какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-) | Отвечать на вопросы. Выполнять упражнения. Актуализировать знания. Анализировать слова. Делать вывод. | Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 5 мин | Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? Какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? Запишите домашнее задание учебник, страница 61, упр. 25 | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 2 мин | Закончи предложения Я узнал….. Мне было интересно… | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-160324-1354971671.jpg)
Конспект урока русского языка "Что мы знаем об имени существительном"
Открытый урок-обобщение в 3 классе по теме "Имя существительное". ОС "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/13/picture-456893-1402667458.jpg)
Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.
Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/28/picture-466461-1406575402.jpg)
Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».
Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс
Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134958-1351682972.jpg)
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-799048-1468850287.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-850361-1540903748.jpg)
Конспект урока русского языка, 3 кл. Тема: "Род имен существительных"
Конспект урока русского языка Тема: Род имен существительных.Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определ...