Конспект урока русского языка, 3 кл. Тема: "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Верховых Евгения Алексеевна

Конспект урока русского языка

   Тема: Род имен существительных.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определения рода имён существительных, формировать умение определять  родовые окончания имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык, 3 кл.26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 

Тема: Род имен существительных.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определения рода имён существительных, формировать умение определять  родовые окончания имён существительных.

Планируемые результаты

предметные: научатся определять род  имен существительных, выделять родовые  окончания, анализировать грамматические признаки  имён существительных.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие «нового знания»

Оборудование: Русский язык: 3 класс, программа «Школа России», учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М: Просвещение, 2015. С. 25-26, карточки.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.:

Орфографическое чтение

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

Здравствуйте, меня зовут Евгения Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

Итак, прежде чем записать число, давайте прочитаем орфографически:

Откройте свои тетради запишите число.

Двадцать шестое января.

Классная работа.

Минутка чистописания:

-Аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво  с красной строки запишите буквы, записанные на доске.

- Составьте слово, которое называет один из признаков имен существительных(род).

Запишите слово РОД 3 раза.

Читать орфографически

Записывать каллиграфически

Р: принимают и сохраняют уч задачу

целеполагание

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич:

Упражнение с грамм. заданием

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

Прочитайте слова на слайде( мама, папа, бабушка, дедушка).

-Что объединяет эти слова?( это сущ., нариц, одуш.)

- Чем отличаются эти слова?( кол-во слогов и т.д; разные значения, одни называют лиц мужского пола, другие-женского)

- Как вы определи род у этих слов?

Есть слова, называющие лиц мужского пола и женского пола.

- С одушевленными существительными легко определить пол, то ,как вы думаете можно определить род у неодушевленных существительных?

Именно это мы узнаем сегодня на уроке.

-Кто-то уже догадался как звучит тема урока?

Тема урока: род имен существительных.

-Ребята, предположите, какие цели мы должны достичь на уроке? Для этого посмотрите на опору и продолжите фразу(слайд).

  1. узнать ( какого рода бывают имена существительные)
  2. составить (алгоритм определения рода имён существительных)
  3. научиться (определять рода имен существительных)

Определять цели и пути их достижения.

Продолжить фразы

обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

3.

Решение частных задач

Практич.: чтение задания к упражнению

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: устное упражнение

Словесный: ответы на вопросы

Практич.: чтение и анализ правила

Практический:

Упражнение с грамм. заданием

Практический: анализ правила

Практический:

Проверка по эталону

≈ 25

Физминутка

Актуализация опорных знаний.

Прочитайте слова.  Запишите слова по группам в три столбика в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить: он, она или оно.

Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение.(слайд)

  Он/мой            она/моя      оно/мое

Сторож          лестница    колесо

Хоккей            удочка          пение    

Рассказ            повозка      сочинение

                          повесть

м.р.                     ж.р.             ср.р.

Первый ряд читает слова из первого столбика, второй ряд – 2-ой столбик, третий ряд читают 3-й столбик слов. По какому принципу вы разделили слова?

Как вы это определили? Какими словами подсказками можно воспользоваться? (он, мой она, моя).

–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?

(колесо, солнце, пение, сочинение)

– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?(мое)

– Можно ли к этим словам подставить слова – помощники женского рода: она, моя?

Мужского рода – он, мой?

 - Посмотрите, как обозначают род  на письме.

(слайд)

-Кто может сформулировать правило, как определить род имени существительного?

- Сверим наш вывод, откройте учебник на стр.25 и прочитайте правило.

- Совпадает? Правильно ли мы рассуждали?

- Прочитайте из правила слова среднего рода.

Докажите, что эти слова именно этого рода.

- Приведите свои примеры слов женского рода, мужского и среднего.

Изучение нового материала.

-Откройте стр.26.

- N, прочитай  вслух задание к упражнению 40.

-Поднимите руку у кого возникли ли вопросы по заданию?

- Ребята, запишите в тетради упражнение 40.

-  Это упражнение  выполняем у доски по одному слову каждый, ваша задача: записать слово и определить род существительного, выделить окончание у слова.

Остальные  в это время у себя в тетрадях с красной строки записывают слова, над ними укажите род, выделите окончание.

Языковой материал:

Слово Волна –она, моя, значит это существительное женского рода- окончание – а.

-Каким способом мы определили род имени существительного?(по значению)

гнездо(ср.р), тетя(ж.р), земля(ж.р), дядя(м.р), море(ср.р), стол(м.р),пальто(ср.р), дедушка( м.р), девочка(ж.р), солнце(ср.р), метель(ж.р), мальчик(м.р), платье(ср.р), диван(м.р).

-Поднимите руку у кого были ошибки?

- Назовите окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода.

1. Мужской род: нулевое, -я,-а;

2.Женский род: -а, -я, нулевое;

3.Средний род: - е, -о.

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания.

- Вспомните  слова, которые мы рассмотрели в начале урока:

Бабушка     дедушка

-Назовите окончания в этих словах. Они одинаковы, но эти слова разного рода. Ребята, каким еще способом мы можем определить род имени существительного?

-Значит, можно ли судить только по одному признаку?

-Прочитайте правило.

Женский род запомню я

И скажу: “Она — моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он — мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Давайте это проверим.   Сравните слова,  что у них общего и чем они отличаются? Даны такие слова:

Медведь – медведица

Волк – волчица

Заяц – зайчиха

Голубь – голубка. ( один корень)

 – Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные)

По родам существительные не изменяются.

Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода- это постоянный признак.

Работа по карточкам:

-Подбери к данным существительным синонимы, определи их род и запиши в тетрадь. Докажите каждый пример.

Работа-труд

Друг – товарищ

Лошадь – конь        

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, сравните с образцом на слайде.

 

Классифицировать существительные

 

Строить грамматическое рассуждение.

Работа у доски

Проводить взаимоконтроль.

в

Узнавать новую информацию.

Рассуждать и обосновать свой ответ

Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных

Анализировать правило

определять корень слова, анализировать слова

Работа по карточкам

Подбирать синонимы и определять род

Проверять работу.

П:  извлекают необходимую информацию.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

 

≈10

- Давайте рассмотрим такую ситуацию:

На уроке Миша и Петя поспорили о том,  какого рода слово МЕТЕЛЬ. Миша заявил, что слово метель мужского рода, т.к. имеет нулевое окончание, а Петя утверждал, что и существительные женского рода имеют такое окончание. Кто же из мальчиков прав? Каким же все-таки способом можно определить род этого слова?

- Перечислите все способы определения рода имени существительного.

- Давайте вспомним цели, которые мы ставили. Все ли цели мы достигли?

-Понравился вам урок?

-Что именно понравилось?

-Какие трудности испытывали на уроке?

Определять род имен существительных.

Обобщать изученное

Анализировать свою деятельность

Р:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.

Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Конспект урока русского языка по теме "Род имен существительных"

Конспект урока русского языкас презентацией в 3 классе . УМК "Школа России", автор учебника В.П. Канакина. В конспекте прописаны универсальные учебные действия к каждому этапу урока....

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Число имен существительных" 3 класс

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование электронной доск...

Конспект урока русского языка по теме "Число имени существительного" 3 класс

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Число имени существительного" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...