Конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Общие признаки имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Петрова Марина Михайловна

 

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Форма урока: игровая программа "Загадки нашего города".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

урока по русскому языку

с использованием краеведческого материала

4 класс

Тема: "Общие признаки имён прилагательных"

Учитель: Петрова Марина Михайловна

ГБОУ СОШ №349

2013-2014уч.г

ТЕМА УРОКА: «Общие признаки имён прилагательных»

Цели:  Обобщить знания лексическом значении имён прилагательных и его основных грамматических    

             признаках.

             Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность учащихся.

             Обогащать словарный запас учащихся.

             Воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.  

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята! Любите ли вы отгадывать загадки?

- Сегодня в рамках урока русского языка я предлагаю вам принять участие в игровой программе «Загадки нашего города».

- Перед вами лежат маршрутные листы. Сегодня мы будем работать в них и брать на карандаш всё новое и интересное.

с №1

-Уточните, что означает устойчивый оборот речи «брать на карандаш»?  

- А какими нам с вами нужно быть, чтобы справиться со всеми заданиями? (внимательными, любознательными, умными, сообразительными, смекалистыми, находчивыми)  

с№2(а)

- Посмотрите на слова:

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ
НАХОДЧИВЫЙ

- К какой части речи можно отнести записанные на доске слова? Выдвиньте свои гипотезы.

- Докажите своё мнение.

III. Сообщение темы урока.

- Именно эта часть речи будет на уроке главной.

ЧАСТЬ РЕЧИ -1

-В ходе урока нам предстоит вспомнить и повторить его основные признаки.

- Запишите тему урока: "Общие признаки имён прилагательных".

IV. Работа по теме урока. с№2(б)

- А сейчас игра "Какое слово лишнее?» с точки зрения морфологии.

- Но для начала вспомним, что изучает эта наука?

СЕВЕРНЫЙ   НЕПОВТОРИМЫЙ   ГОРОД

- Назови первый звук в слове город. Какая буква его обозначает?

V. Чистописание.

  1. - Хорошо. Наш урок продолжают упражнения в каллиграфии. Мы будем писать буквосочетания с заглавной и строчной буквами Г. Постарайтесь писать аккуратно, обращая внимание на высоту, ширину букв. Не забывайте об  их наклоне.

   г гг г гг г гг  га го ге ги гл гв гн гр гк

 город  грифоны  гранит

 Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг

  1. - Какой частью речи являются остальные слова? Докажите своё мнение.

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 

- С этим заданием справились хорошо и назвали первые признаки имени прилагательного.

  1. -  Теперь запишите любое словосочетание со словом город.

____________________________________________________________________________________

- Выделите главное слово. Назовите его.

- Подпишите вопрос.

- Сделайте вывод.

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КАКОЙ? - 3

- Для чего в речи нужны имена прилагательные?

ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА - 4

VI.Продолжение работы по теме урока.

  1. - Нашу работу продолжает игра «Назови предмет». с№3

-  Я буду называть  имена прилагательные, а вы должны отгадать предмет, к которому они относятся.

ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ
ПРЕКРАСНЫЙ
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ

- Признаки, какого имени существительного они обозначают? (Санкт-Петербург)

- Как вы догадались? Выдвиньте гипотезы и докажите.

- Теперь поговорим о значении этих слов. Можно ли сказать, что слово величественный будет синонимом к слову большой? Докажите. Обратимся к толковому словарю.

- От какого слова образовалось слово удивительный?

- Так почему его так называют? (много памятников искусства, необыкновенной красоты)
- Назовите значение приставки ПРЕ- в слове прекрасный. (очень)

- Почему так его можно назвать? (наш город очень красив)
- Назовите синонимы к слову блистательный.

- Чем же блистает наш город?

  • Памятниками
  • Дворцами и парками
  • Площадями и скверами
  • Мостами и набережными
  • Решётками и фонарями
  • Улицами и проспектами

- Молодцы.

- Для чего в речи употребляются имена прилагательные?

  1. Работа над предложением.

- Вместе вы работали хорошо. А теперь поработаем в группах.

  1. - Задание. Составьте предложение. Запишите его.

                     Туристы совершили увлекательную прогулку по северной столице России.

с№4

- Запишите предложение.

- Как называют Санкт-Петербург? (северной столицей)

- Почему?

с№5

  (Санкт-Петербург из своей 306 летней истории 206 лет был главным городом нашей страны)

  1. Орфографическая работа.

- Произведите орфографический разбор данного предложения. Уточните, что вы будете называть? (орфограммы)

- Работаем цепочкой.

- Какие слова из словаря встретились?Произведём полный синтаксический разбор предложения, используя опору.

- Назовите имена прилагательные в этом предложении.

- Как узнали?

- Назовите синтаксическую роль имени прилагательного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - 5

4. Разбор слов по составу.

- К слову увлекательную вы назвали проверочные лова привлёк, увлёк, отвлёк.

- Запишите их.

- Верно ли утверждение, что эти слова являются однокоренными. Выдвиньте предположение.

- Что послужит доказательством?

- Разберите слова по составу.

- Назовите корень.

- Какая морфема помогла образованию этих однокоренных слов?

- Для чего в речи служит приставка?

Какая часть слова имеет такую же функцию в речи?

- Молодцы.

VII. Физкультминутка. с№6

VIII. Упражнения по теме урока.

1.  - Нашу работу продолжает игра «Волшебный ларец» с№7

- Назовите имя существительное. Назовите синонимы этого слова.  (шкатулка, сундучок)

- Назовите прилагательное в названии этой игры.

- В «Волшебном ларце» спрятались следующие имена существительные: с№8

ДВОРЕЦ                     какой?  Зимний

КОЛОННА                 какая?  Александровская
ПЛОЩАДЬ                какая?  Главная, Дворцовая
НАБЕРЕЖНАЯ         какая?    Дворцовая

ЭКСПОНАТ              какой?   музейный

ЛЕСТНИЦА               какая?    Парадная, Посольская

ЗАЛ                             какой?    Тронный, Георгиевский, Малахитовый

- Подберите имена прилагательные, которые связаны с ними по смыслу и относятся к главному дворцу нашего города. Назовите его.

- На какие группы можно разделить имена прилагательные?

- Как определили род?

- Запишите в первый столбик имена прилагательные м.р, во второй столбик - ж.р., выделите окончания.

с№9- Данные экспонаты города-музея под открытым небом образуют архитектурный ансамбль Дворцовой площади, которая является объектом культурного наследия не только нашей страны, но и всего мира.

- Обратите внимание на словосочетание

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

- В форме какого рода употреблено имя прилагательное? Как узнали?

- Запишите это имя прилагательное в третий столбик.

- Сделайте вывод. Имя прилагательное в ед. ч. изменяется по родам.

ЕД.Ч.   -  РОД  -М.Р-Ж.Р.-СР.Р. -6

- Как определить род имени прилагательного?

с№10 - 36 памятников природы и культуры нашего города являются объектами Всемирного культурного наследия.

- А сейчас я приглашаю вас полюбоваться видами нашего города.

2. Архитектурные ансамбли, прекрасные площади. чудесные мосты, гранитные набережные украшают наш город.

- Найдите имена прилагательные. Выделите окончания.

- В каком роде они употреблены?

- С какой проблемой вы столкнулись?

- Почему вы не можете определить род имён прилагательных?

Сделайте вывод. Имя прилагательное изменяется по числам.

ЧИСЛО - ЕД.Ч.-МР.Ч. - 7

с№11 - Наш кластер заполнен. Возьмите в руки карточки. Это точная копия кластера, по которой вы будете работать, закрепляя знания о признаках имён прилагательных.

IX. Рефлексия.

  1. - А сейчас поработаем с ним. Продолжите утверждение:

имя прилагательное -

которая -

отвечает -

изменяется -

в предложении -

- Одна ветка кластера осталась пустой. С не мы поработаем на следующем уроке.

- Выдвиньте предположение. Какая форма слова будет главной на следующем уроке?

- Ребята! Вы очень хорошо потрудились. Помимо материала курса русского языка, вы показали знания по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2. - Сегодня на уроке много гостей. Давайте поделимся с ними вашими впечатлениями о нашем прекрасном городе. К вашему вниманию игра "Синквейн".

- Работам поэтапно в парах.с№12

  1. На 1-ой строчке запишите имя существительное.
  2. На 2-ой строчке запишите понравившиеся вам 2 имени прилагательного о нашем городе.
  3. На 3-ей строчке запишите 3 глагола, подходящие к имени существительному.
  4. На 4-ой строчке запишите 4 слова, характеризующие ваше отношение к нашему городу.
  5. На 5-ой строчке запишите 1 слово - ваши эмоции.

-Что вы чувствуете, когда слышите город Санкт-Петербург?

-Прочитайте синквейн.

с№13 -Молодцы!

3. Домашнее задание.

-Дома сочини синквейн о своём любимом памятнике культуры нашего города. Определи род, число имён прилагательных.

4. Подведение итогов.

- Наш урок подошёл к концу.

- С каким настроением вы его закончили?

-Интересно ли вам было на уроке?

-Оцените итоги работы на уроке, продолжив любое из высказываний:

- Мне удалось..

- Меня удивило...

- Мне понравилось...

- Я хочу поблагодарить...за...

-Я могу похвалить себя за...

- Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам новых удивительных открытий, связанных с нашим прекрасным языком и блистательным городом.

Петрова  Марина  Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"

Разработка конспекта урока русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Родовые окончания имен прилагательных".

Данный урок поможет при помощи алгоритма отработать навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»

Закрепить знания о системе падежей русского языка....