Конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Общие признаки имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.
Форма урока: игровая программа "Загадки нашего города".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka-obshchie_priznaki_imyon_prilagatelnykh.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по русскому языку
с использованием краеведческого материала
4 класс
Тема: "Общие признаки имён прилагательных"
Учитель: Петрова Марина Михайловна
ГБОУ СОШ №349
2013-2014уч.г
ТЕМА УРОКА: «Общие признаки имён прилагательных»
Цели: Обобщить знания лексическом значении имён прилагательных и его основных грамматических
признаках.
Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята! Любите ли вы отгадывать загадки?
- Сегодня в рамках урока русского языка я предлагаю вам принять участие в игровой программе «Загадки нашего города».
- Перед вами лежат маршрутные листы. Сегодня мы будем работать в них и брать на карандаш всё новое и интересное.
с №1
-Уточните, что означает устойчивый оборот речи «брать на карандаш»?
- А какими нам с вами нужно быть, чтобы справиться со всеми заданиями? (внимательными, любознательными, умными, сообразительными, смекалистыми, находчивыми)
с№2(а)
- Посмотрите на слова:
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ
НАХОДЧИВЫЙ
- К какой части речи можно отнести записанные на доске слова? Выдвиньте свои гипотезы.
- Докажите своё мнение.
III. Сообщение темы урока.
- Именно эта часть речи будет на уроке главной.
ЧАСТЬ РЕЧИ -1
-В ходе урока нам предстоит вспомнить и повторить его основные признаки.
- Запишите тему урока: "Общие признаки имён прилагательных".
IV. Работа по теме урока. с№2(б)
- А сейчас игра "Какое слово лишнее?» с точки зрения морфологии.
- Но для начала вспомним, что изучает эта наука?
СЕВЕРНЫЙ НЕПОВТОРИМЫЙ ГОРОД
- Назови первый звук в слове город. Какая буква его обозначает?
V. Чистописание.
- - Хорошо. Наш урок продолжают упражнения в каллиграфии. Мы будем писать буквосочетания с заглавной и строчной буквами Г. Постарайтесь писать аккуратно, обращая внимание на высоту, ширину букв. Не забывайте об их наклоне.
г гг г гг г гг га го ге ги гл гв гн гр гк
город грифоны гранит
Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг Г г Гг
- - Какой частью речи являются остальные слова? Докажите своё мнение.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2
- С этим заданием справились хорошо и назвали первые признаки имени прилагательного.
- - Теперь запишите любое словосочетание со словом город.
____________________________________________________________________________________
- Выделите главное слово. Назовите его.
- Подпишите вопрос.
- Сделайте вывод.
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КАКОЙ? - 3
- Для чего в речи нужны имена прилагательные?
ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА - 4
VI.Продолжение работы по теме урока.
- - Нашу работу продолжает игра «Назови предмет». с№3
- Я буду называть имена прилагательные, а вы должны отгадать предмет, к которому они относятся.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
УДИВИТЕЛЬНЫЙ
ПРЕКРАСНЫЙ
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ
- Признаки, какого имени существительного они обозначают? (Санкт-Петербург)
- Как вы догадались? Выдвиньте гипотезы и докажите.
- Теперь поговорим о значении этих слов. Можно ли сказать, что слово величественный будет синонимом к слову большой? Докажите. Обратимся к толковому словарю.
- От какого слова образовалось слово удивительный?
- Так почему его так называют? (много памятников искусства, необыкновенной красоты)
- Назовите значение приставки ПРЕ- в слове прекрасный. (очень)
- Почему так его можно назвать? (наш город очень красив)
- Назовите синонимы к слову блистательный.
- Чем же блистает наш город?
- Памятниками
- Дворцами и парками
- Площадями и скверами
- Мостами и набережными
- Решётками и фонарями
- Улицами и проспектами
- Молодцы.
- Для чего в речи употребляются имена прилагательные?
- Работа над предложением.
- Вместе вы работали хорошо. А теперь поработаем в группах.
- - Задание. Составьте предложение. Запишите его.
Туристы совершили увлекательную прогулку по северной столице России.
с№4
- Запишите предложение.
- Как называют Санкт-Петербург? (северной столицей)
- Почему?
с№5
(Санкт-Петербург из своей 306 летней истории 206 лет был главным городом нашей страны)
- Орфографическая работа.
- Произведите орфографический разбор данного предложения. Уточните, что вы будете называть? (орфограммы)
- Работаем цепочкой.
- Какие слова из словаря встретились?Произведём полный синтаксический разбор предложения, используя опору.
- Назовите имена прилагательные в этом предложении.
- Как узнали?
- Назовите синтаксическую роль имени прилагательного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ - 5
4. Разбор слов по составу.
- К слову увлекательную вы назвали проверочные лова привлёк, увлёк, отвлёк.
- Запишите их.
- Верно ли утверждение, что эти слова являются однокоренными. Выдвиньте предположение.
- Что послужит доказательством?
- Разберите слова по составу.
- Назовите корень.
- Какая морфема помогла образованию этих однокоренных слов?
- Для чего в речи служит приставка?
Какая часть слова имеет такую же функцию в речи?
- Молодцы.
VII. Физкультминутка. с№6
VIII. Упражнения по теме урока.
1. - Нашу работу продолжает игра «Волшебный ларец» с№7
- Назовите имя существительное. Назовите синонимы этого слова. (шкатулка, сундучок)
- Назовите прилагательное в названии этой игры.
- В «Волшебном ларце» спрятались следующие имена существительные: с№8
ДВОРЕЦ какой? Зимний
КОЛОННА какая? Александровская
ПЛОЩАДЬ какая? Главная, Дворцовая
НАБЕРЕЖНАЯ какая? Дворцовая
ЭКСПОНАТ какой? музейный
ЛЕСТНИЦА какая? Парадная, Посольская
ЗАЛ какой? Тронный, Георгиевский, Малахитовый
- Подберите имена прилагательные, которые связаны с ними по смыслу и относятся к главному дворцу нашего города. Назовите его.
- На какие группы можно разделить имена прилагательные?
- Как определили род?
- Запишите в первый столбик имена прилагательные м.р, во второй столбик - ж.р., выделите окончания.
с№9- Данные экспонаты города-музея под открытым небом образуют архитектурный ансамбль Дворцовой площади, которая является объектом культурного наследия не только нашей страны, но и всего мира.
- Обратите внимание на словосочетание
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
- В форме какого рода употреблено имя прилагательное? Как узнали?
- Запишите это имя прилагательное в третий столбик.
- Сделайте вывод. Имя прилагательное в ед. ч. изменяется по родам.
ЕД.Ч. - РОД -М.Р-Ж.Р.-СР.Р. -6
- Как определить род имени прилагательного?
с№10 - 36 памятников природы и культуры нашего города являются объектами Всемирного культурного наследия.
- А сейчас я приглашаю вас полюбоваться видами нашего города.
2. Архитектурные ансамбли, прекрасные площади. чудесные мосты, гранитные набережные украшают наш город.
- Найдите имена прилагательные. Выделите окончания.
- В каком роде они употреблены?
- С какой проблемой вы столкнулись?
- Почему вы не можете определить род имён прилагательных?
Сделайте вывод. Имя прилагательное изменяется по числам.
ЧИСЛО - ЕД.Ч.-МР.Ч. - 7
с№11 - Наш кластер заполнен. Возьмите в руки карточки. Это точная копия кластера, по которой вы будете работать, закрепляя знания о признаках имён прилагательных.
IX. Рефлексия.
- - А сейчас поработаем с ним. Продолжите утверждение:
имя прилагательное -
которая -
отвечает -
изменяется -
в предложении -
- Одна ветка кластера осталась пустой. С не мы поработаем на следующем уроке.
- Выдвиньте предположение. Какая форма слова будет главной на следующем уроке?
- Ребята! Вы очень хорошо потрудились. Помимо материала курса русского языка, вы показали знания по истории и культуре Санкт-Петербурга.
2. - Сегодня на уроке много гостей. Давайте поделимся с ними вашими впечатлениями о нашем прекрасном городе. К вашему вниманию игра "Синквейн".
- Работам поэтапно в парах.с№12
- На 1-ой строчке запишите имя существительное.
- На 2-ой строчке запишите понравившиеся вам 2 имени прилагательного о нашем городе.
- На 3-ей строчке запишите 3 глагола, подходящие к имени существительному.
- На 4-ой строчке запишите 4 слова, характеризующие ваше отношение к нашему городу.
- На 5-ой строчке запишите 1 слово - ваши эмоции.
-Что вы чувствуете, когда слышите город Санкт-Петербург?
-Прочитайте синквейн.
с№13 -Молодцы!
3. Домашнее задание.
-Дома сочини синквейн о своём любимом памятнике культуры нашего города. Определи род, число имён прилагательных.
4. Подведение итогов.
- Наш урок подошёл к концу.
- С каким настроением вы его закончили?
-Интересно ли вам было на уроке?
-Оцените итоги работы на уроке, продолжив любое из высказываний:
- Мне удалось..
- Меня удивило...
- Мне понравилось...
- Я хочу поблагодарить...за...
-Я могу похвалить себя за...
- Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам новых удивительных открытий, связанных с нашим прекрасным языком и блистательным городом.
Петрова Марина Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка (3 кл УМК "Школа России" ) "Изменение имён прилагательных по родам и числам"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"
Разработка конспекта урока русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательно...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Именительный, родительный и винительный падежи имен прилагательных"
Конспект урока русского языка для 4 класса...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Родовые окончания имен прилагательных".
Данный урок поможет при помощи алгоритма отработать навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»
Закрепить знания о системе падежей русского языка....