Конспект урока на тему "Определение глагола как части речи." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_glagola_kak_chasti_rechi._shkola_2100_3klass.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Челябинск, 2016 г
Тема: Определение глагола как части речи
Цели:
– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;
Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.
Этапы урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. момент | 30 сек | Здравствуйте, садитесь | Приветствие учителя | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотив момент Методы: словесный, Приемы: беседа, диалог, | 2 минут | Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 10мин | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Беседа. – Как называются слова, о которых можно спросить: что это? кто это? (Имена существительные.) какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.) – Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.) – Приведите примеры названных частей речи. По рядам: один ученик называет слово, ученик с другого ряда отвечает, какая это часть речи, и т.д. Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения. 1. Мотивирующее введение в тему урока. На слайде представлен текст. Муравей и голубка. Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой) – Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова. Варианты учеников. – А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.) Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. (Л.Н. Толстой) – Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.) – Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.) – Что обозначает глагол? – На какие вопросы отвечает? – Зачем глаголы нужны в речи? Учитель фиксирует вопросы на доске. 2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103. – Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.) – Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. – Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов. – Давайте составим план сегодняшнего урока. Учитель вместе с детьми составляет план. | Формулируют тему и цели урока. Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Решение частных зада Практическая работа Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 15 мин | 1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы. а) Упр. 344 (устно). – Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются? – Что называют слова, которые добавились во 2-й части? – Как они называются? (Глаголы.) – Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.) б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием. – Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.) Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.) – По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного. в) Упр. 346. – Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке? Связные ответы детей. 2. Обобщение наблюдений Сравните со своими выводами. Ключевые слова: глаголы. После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов. После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи. Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при построении предложений, для передачи сообщения. 3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением. Упр. 347. – Что общего у слов в каждой группе? – Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.) – Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы? – Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали. Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)... – Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.) 4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105). 5. Работа с определением (с. 105). – Прочитайте текст про себя. – Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.) – Приведите свои примеры глаголов. | Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Физ. мин. | 2мин | |||
Закрепление знаний Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: диалог, упражнение. | 13мин | Работа в учебнике. 1. Слуховой диктант. – Кто о себе мог так рассказать? Я – страшное дело – какой деловой: В любые дела ухожу с головой, Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. (Т. Рик) – Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы. – Сколько глаголов? (7.) 2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради. – Как вы нашли глагол? 3. Словесное рисование. – Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Какой он? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
Итог урока Методы: словесный, Приемы: беседа, | 2 мин | – Что такое глагол? – Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.) | Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание. | |
Рефлексия Методы: словесный, Приемы: диалог, | 1мин | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания. | |
Домашнее задание | 1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105. 2. Нарисовать портрет Глагола. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
Урок предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка «Глагол как часть речи»
Тема:«Глагол как часть речи»Тип урока:Урок закрепления материалаЦель:продолжить формировать стойкое понятие о глаголе, продолжить учить выделять слова, являющиеся глаголами, среди дру...
Конспект урока "Понятие о глаголе как части речи" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: развитие умений узнавать слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?; выделение существенных признаков у этой группы слов; подведение под понятие Часть речи - глаг...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)
Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...