конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных», демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем начальных классов МАОУ СОШ №1 Демченко Е.А. здоровьесберегающих, технологий проблемного обучения, дифференцированного подхода, ИКТ в образовательном процессе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с признаками орфограммы «Заглавная буква в именах собственных» «Заглавная буква в кличках животных»
Задачи:
- формировать умение писать с заглавной буквы имена собственные
- формировать умение обнаруживать орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», опираясь на признаки этой орфограммы и действовать в соответствии с правилом.
- совершенствовать умение составлять и оформлять на письме предложения
- формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедиа-проектор, электронная презентация, веера, учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова “Русский язык. 1 класс”
Ход урока
- Организация учащихся. (2 мин.)
- Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
II. Актуализация знаний. (7 мин.)
1. Работа в тетрадях
Запишите в тетрадях число , классная работа
Минутка чистописания.
На доске карточки с элементами заглавных букв
К Н Ю ы
Какие буквы получились? Какая буква лишняя? Почему ? какие еще буквы не имеют заглавной формы? (ь ъ)
- Что общего в написании букв? - Спишите красиво только заглавные буквы.
2. Словарная работа.
Отгадайте загадки и напишите столбиком названия этих животных в своих тетрадях.
- Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт.
(Корова)
- Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
- В деревне есть часы такие:
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода.
Они птичьего рода.
(Петух)
-- Возьмите зелёную ручку и линейку.
Подчеркните в этих словах орфограммы.
(Самопроверка)
-- Приготовьте веера с буквами. Давайте проверим, с какими безударными гласными вы написали эти слова.
-- Давайте дадим клички этим животным и запишем рядом с названием животного.
-- С какой буквы написали клички? Почему? Заглавную букву подчеркните.
III.Работа по теме урока (15 мин.)
-- Как вы думаете, а для чего вообще в русском языке нужна заглавная буква? (Ответы детей)
-- Послушайте об этом стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и видней.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, название улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
-- Про кого из написанных нами животных можно сказать – «Друг человека»? Почему? Докажите.
- Работа в парах.
У меня есть три щенка.
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите!
Подумайте, обсудите друг с другом и отгадайте, кто у кого живёт, если:
Дружок живёт не у Вовы, и не у Вали.
Рекс живёт не у Нади, и не у Вали,
А у Вали не Дружок, и не Рекс.
( Дружок - у Нади, Рекс - у Вовы, у Вали - ?)
2. Расширение знаний о признаках орфограммы «Заглавная буква в кличках животных»
- Отгадайте загадку.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос. (Медведь)
- Докажите, что в загадке говорится о медведе? (Медведь зимой спит в берлоге)
- Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи? («Три медведя» и др.) Слайд №1
- Как звали маму-медведицу из сказки «Три медведя»? (Настасья Петровна)
- Как звали папу-медведя? (Михаил Иванович)
- Как звали маленького медвежонка? (Мишутка)
- С какой буквы нужно написать эти слова? (С заглавной)
-Почему? (Имена, отчества - это имена собственные - пишем с заглавной буквы)
- Когда знакомятся, называют свои собственные имена. Собственные имена есть не только у людей, но и у животных.
- Как называются имена у животных? (Они называются кличками)
- С какой буквы будем писать клички животных? (Клички животных пишем с заглавной буквы)
- Вставьте в предложения пропущенные слова. (Задание №1 выполняют на листе ученика) Слайд №2
- Проверим, правильно ли вы выполнили первое задание. Слайд №3
- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
- Сколько букв вы подчеркнули? (5)
- Докажите, что заглавная (большая) буква в именах собственных – это орфограмма. (Есть выбор: заглавную букву писать или строчную – значит это орфограмма)
3. Формулировка правила правописания имён собственных.
- Давайте вспомним, какие слова мы сегодня писали с заглавной буквы? (Имена, отчества, клички животных,)
- Как можно назвать эти слова? (Имена собственные)
- Как их выделяли на письме? (Записывали с заглавной буквы)
- Какой вывод можно сделать? (Клички животных - это имена собственные, пишем с большой буквы). Слайд №4
- Давайте, прочитаем правило в учебнике о правописании имён собственных.
Правило в учебнике (страница 56):
«Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы».
IV.Физкультминутка ( 2 мин.)
V.Закрепление (11 мин.)
1) Выбор клички по внешним особенностям животного.
- Послушайте стихотворение-шутку Ю.Черных.
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё — два козла:
Сивка да Бурка!
- Согласны ли вы с тем, как назвали дед да баба своих домашних животных? (Не согласны)
- Давайте наведем порядок в стихотворении.
- Как мы назовём кошку? ( Мурка)
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка? (Кошки мурлычут)
- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? (Нет. Бурёнкой назовут корову бурого цвета)
- Какой вывод можно сделать? (Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям)
- Используя данное стихотворение, запишите клички животных. (Дети выполняют задание №3) Слайд №5
- Подчеркните клички животных.
2) Упражнение в применении знаний о заглавной букве в кличках животных .
- Спишите предложения, заменяя рисунки названиями животных и вставляя подходящие клички. Слайд №6
- Внимательно прочитайте задание.
- О чём надо подумать, чтобы правильно выполнить задание? (Сначала задумываемся над значением слова: названия животных пишем со строчной буквы, а клички животных с заглавной.) Выполняйте самостоятельно задание.
VI.Обобщение и итоги урока. (1 мин.)
- Когда пишется заглавная буква в словах? (Заглавная буква пишется в именах собственных).
- Докажите, что заглавная буква в именах собственных - это орфограмма (Есть выбор между строчной и заглавной буквой)
VII.Рефлексия. (2 мин.)
- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, покажите красный смайлик.
- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, покажите желтый смайлик.
- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, покажите зеленый смайлик.
- Очень приятно, что преобладают красные и желтые цвета.
Тема нашего урока очень важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных
Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих ра...
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. З...
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заг...
Конспект урока по русскому языку на тему "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс
"Заглавная буква в именах собственных"....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных"
Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...