конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.  Заглавная буква в кличках животных», демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем начальных классов МАОУ СОШ №1 Демченко Е.А. здоровьесберегающих, технологий проблемного обучения, дифференцированного подхода, ИКТ  в образовательном процессе.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся  с признаками орфограммы «Заглавная буква в именах собственных» «Заглавная буква в кличках животных»

Задачи:

  1. формировать умение писать с заглавной буквы имена собственные
  2. формировать умение обнаруживать орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», опираясь на признаки этой орфограммы и действовать в соответствии с правилом.
  3. совершенствовать умение составлять и оформлять на письме предложения
  4. формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.

 ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование: Персональный компьютер, мультимедиа-проектор, электронная презентация, веера, учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова “Русский язык. 1 класс”

Ход урока

  1. Организация  учащихся. (2 мин.)

- Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

II. Актуализация знаний. (7 мин.)

1. Работа в тетрадях

Запишите в тетрадях число , классная работа

Минутка чистописания.

На доске карточки с элементами заглавных букв

К   Н Ю   ы  

Какие буквы получились? Какая буква лишняя? Почему ?  какие еще буквы не имеют заглавной формы? (ь ъ)

- Что общего в написании букв? - Спишите красиво только заглавные буквы. 

2. Словарная работа.

Отгадайте загадки и напишите столбиком названия этих животных в своих тетрадях.

  • Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт.

                                (Корова)

  • Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

                                (Собака)

  • В деревне есть часы такие:

Не мёртвые, а живые.

Ходят без завода.

Они птичьего рода.

                                (Петух)

     -- Возьмите зелёную ручку и линейку.

        Подчеркните в этих словах орфограммы.

(Самопроверка)

-- Приготовьте веера  с буквами. Давайте проверим, с какими безударными гласными вы написали эти слова.

-- Давайте дадим клички этим животным и запишем рядом с названием животного.

-- С какой буквы написали клички? Почему? Заглавную букву подчеркните.

III.Работа по теме урока  (15 мин.)

-- Как вы думаете, а для чего вообще в русском языке нужна заглавная буква? (Ответы детей)

-- Послушайте об этом стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметней им быть и видней.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, название улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

-- Про кого из написанных нами животных можно сказать – «Друг человека»? Почему? Докажите.

  1. Работа в парах.

У меня есть три щенка.

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите,

Клички для щенков найдите!

Подумайте, обсудите друг с другом и отгадайте, кто у кого живёт, если:

Дружок живёт не у Вовы, и не у Вали.

Рекс живёт не у Нади, и не у Вали,

А у Вали не Дружок, и не Рекс.

( Дружок - у Нади, Рекс - у Вовы, у Вали - ?)

2. Расширение знаний о признаках орфограммы «Заглавная буква в кличках животных»

- Отгадайте загадку.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос. (Медведь)

- Докажите, что в загадке говорится о медведе? (Медведь зимой спит в берлоге)

- Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи? («Три медведя»  и др.)  Слайд №1 

- Как звали маму-медведицу из сказки «Три медведя»? (Настасья Петровна)

- Как звали папу-медведя? (Михаил Иванович)

- Как звали маленького медвежонка? (Мишутка)

- С какой буквы нужно написать эти слова? (С заглавной)

-Почему? (Имена, отчества - это имена собственные - пишем с заглавной буквы)

- Когда знакомятся, называют свои собственные имена. Собственные имена есть не только у людей, но и у животных.

- Как называются имена у животных? (Они называются кличками)

- С какой буквы будем писать клички животных? (Клички животных пишем с заглавной буквы)

- Вставьте в предложения пропущенные слова. (Задание №1 выполняют на листе ученика)  Слайд №2

- Проверим, правильно ли вы выполнили первое задание.   Слайд №3

- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

- Сколько букв вы подчеркнули? (5)                                                      

- Докажите, что заглавная (большая) буква в именах собственных – это орфограмма. (Есть выбор: заглавную букву писать или строчную – значит это орфограмма)

3. Формулировка правила правописания имён собственных.

- Давайте вспомним, какие слова мы сегодня писали с заглавной буквы? (Имена, отчества, клички животных,)

- Как можно назвать эти слова? (Имена собственные)

- Как их выделяли на письме? (Записывали с заглавной буквы)

- Какой вывод можно сделать? (Клички животных - это имена собственные, пишем с большой буквы).      Слайд №4

- Давайте, прочитаем правило в учебнике о правописании имён собственных.

Правило в учебнике (страница 56):

«Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы».

IV.Физкультминутка ( 2 мин.)

V.Закрепление (11 мин.)

1) Выбор клички по внешним особенностям животного.

- Послушайте стихотворение-шутку Ю.Черных.

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они 
Звали жеребёнка, 
А ещё была у них 
Курица Бурёнка.

А ещё у них была 
Собачонка Мурка, 
А ещё — два козла: 
Сивка да Бурка!

- Согласны ли вы с тем, как назвали дед да баба своих домашних животных? (Не согласны)

-  Давайте наведем порядок в стихотворении.

- Как мы назовём кошку? ( Мурка)

- Почему только кошке можно дать кличку Мурка? (Кошки мурлычут)

- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? (Нет. Бурёнкой назовут корову бурого цвета)

- Какой вывод можно сделать? (Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям)      

- Используя данное стихотворение, запишите клички животных. (Дети выполняют задание №3)      Слайд №5

- Подчеркните клички животных.

2)  Упражнение в применении знаний о заглавной букве в кличках животных .

- Спишите предложения, заменяя рисунки названиями животных и вставляя подходящие клички. Слайд №6

-   Внимательно прочитайте задание.

- О чём надо подумать, чтобы правильно выполнить задание? (Сначала задумываемся над значением слова: названия животных пишем со строчной буквы, а клички животных с заглавной.) Выполняйте самостоятельно задание.

VI.Обобщение и итоги урока. (1 мин.)

- Когда пишется заглавная буква в словах? (Заглавная буква пишется в именах собственных).

 - Докажите, что заглавная буква в именах собственных - это орфограмма (Есть выбор между строчной и заглавной буквой)

 VII.Рефлексия. (2 мин.)

- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, покажите красный смайлик.

- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, покажите желтый смайлик.

- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, покажите зеленый смайлик.

- Очень приятно, что преобладают красные и желтые цвета.

Тема нашего урока очень важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных

Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого  характера, способствующих ра...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных"

Цель урока :  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...