Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 437.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2Е классе
Учитель: Додонкова Е.С.
Дата: 10.11.2020
Тема. « Употребление заглавной буквы в именах собственных»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные - уточнить представления о собственных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык. краеведение.
Ресурсы: у учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер, конверты с заданиями, карточки для оформления плана урока, карточки для составления кластера.
У учащихся - карточки для работы в группах, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, учебниик, рабочие тетради.
Форма использования мультимедиа – проектора: проецирование на экран при фронтальной работе с классом
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой)
Дети произносят хором.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем наш урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Мотивация (самоопределение к деятельности)
-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда движешься вперёд, узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте и ничего не делать, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
- Если сегодня мы успешно справимся со всеми этапами урока, то мы узнаем одну очень важную житейскую мудрость.
3. Сообщение темы и задач урока
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Буква эта совсем не пустяк,
В буквице этой – уважения знак..
- Прочтите стихотворение, о какой букве идёт речь в стихотворении? (О заглавной)
- Какое важное дело поручено заглавной букве?
- Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные)
-Какая тема нашего урока?
-Чему будем учиться?
- Какую поставим цель на урок? Повторим правила употребления заглавной буквы и будем учиться применять данные правила.
4. Каллиграфическая минутка
-Отгадайте загадку.
Палочка и палочка
Между ними галочка.
И понятно сразу всем
Получилась буква ….?
- Откройте тетради запишите число и укажите вид работы.
-Пропишите букву Мм до конца строки, соблюдая одинаковую высоту и расстояние между буквами.
-Буква Мм – гласная или согласная буква?
- Какие звуки обозначают буквой М?
Пальчиковая гимнастика
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
5. Словарная работа.
- Прочтите словарное слово в ваших тетрадях.
-Какое лексическое значение имеет это слово?
-Какие орфограммы есть в слове? (Заглавная буква “М”, безударная гласная “о”.)
- А почему слово пишется с заглавной буквы?
- Запишите слово два раза, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Запомните написание данного слова.
- Запишите пословицу «Москва не сразу строилась». Как вы понимаете смысл данной пословицы?
-Всё происходит постепенно, нельзя ожидать результатов какого-то дела немедленно, для преодоления трудностей необходимо время и терпение. (Подобные пословицы: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Глаза боятся, а руки делают», «Если долго мучиться, что-нибудь получится».)
6. Актуализация опорных знаний.
- Давайте составим кластер (схему). В каких именах собственных употребляется заглавная буква?
Имена собственные:
- Фамилии, имена, отчества.
- Клички животных.
- Географические названия.
- Литературные персонажи.
- Названия литературных произведений, книг.
- Названия достопримечательностей.
- Астрономические названия.
7. Работа по теме урока
Работа в группах.
-А сейчас мы будем работать в группах (6 групп)
- Сейчас мы совершим путешествие по Москве – столице нашей родины.
-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.
- Слушать друг друга;
- Уметь уступать;
- Уметь договариваться;
- Распределить обязанности;
- Работать тихо и дружно.
-Каждая группа получит текст, связанный с Москвой и её достопримечательностями. Ваша задача, подчеркнуть имена собственные и определить к какой группе имён собственных они относятся.
1 группа:
Дом сказок «Жили-были»
В Москве есть целый дом сказок под названием «Жили-были». Он приглашает маленьких москвичей в увлекательное путешествие по любимым сказкам «Теремок», «Колобок». Побывайте в гостях у Бабы-яги, узнайте секреты доброй Белоснежки, выясните, какое угощение любит Змей Горыныч. Поиграйте с весёлым Карлсоном и его другом Малышом. А сказочные персонажи Красная Шапочка, Буратино и Золушка помогут вам преодолеть все испытания, восстановить добро и поверить в волшебство.
2 группа:
Москва веками строилась.
Москва была основана в 1147 году. Много веков тому назад московский князь Юрий Владимирович Долгорукий выбрал для города удачное место. Чтобы защитить город от вражеских набегов, обнес его деревянной крепостью. А какой враг у дерева? Правильно, огонь. Поэтому много лет спустя другой князь Дмитрий Иванович Донской построил новый Кремль из белого камня. И стала Москва белокаменная. А когда Москва стала столицей всея Руси, еще один князь Иван III поставил новый кирпичный Кремль. Тот самый, что и стоит поныне.
3 группа:
Любимые животные Московского цирка
Старый Московский цирк на Цветном бульваре — один из самых старейших цирков России. Самые любимые детские артисты – это дрессированные животные. Здесь вы можете увидеть Дэвида! Это уже взрослый лев, ему пять лет. У него есть друг львёнок Боно. А также здесь можно увидеть выступление морских львов Тима и Ники, у них недавно родился малыш. А ещё все дети обожают шимпанзе Микки, который умеет мыть посуду, рисовать.
4 группа:
Московский планетарий
Московский планетарий - интереснейший интерактивный музей, рассказывающий детям о космосе, достижениях науки и техники, является старейшим планетарием нашей страны и одним из самых крупных в мире. В Большой обсерватории установлен огромный оптический телескоп позволяющий изучать Солнце, Луну, планеты Солнечной системы: Юпитер, Марс, Венеру, Сатурн и другие далекие планеты.
5 группа:
География Москвы
Москва находится в европейской части России, в междуречье Оки и Волги. Город стоит на реке Москве. Красная площадь - одно из важнейших исторических мест Москвы. Она окружена самыми известными достопримечательностями Москвы: Кремль, Казанский собор, Покровский собор или Храм Василия Блаженного.
Проверка работы в группах.
(Ответственные с каждой группы кратко рассказывают о содержании текстов, называют имена собственные и определяют к какой группе имён собственных они относятся, соотносят с кластером)
Физминутка музыкальная «Лучший город Земли»
8. Закрепление и осмысление знаний
-Чтобы научиться применять эти правила, выполним несколько заданий для закрепления.
- Игра «Шифровальщик» (упр. 132 стр. 87)
- Расшифруйте предложения. Какие слова будете писать с заглавной буквы?
-Рассмотрите рисунок. Какое предложение подходит к этому рисунку.
-Назовите главные члены предложения в каждом упражнении.
- Самостоятельная работа (разноуровневая)
Базовый уровень
Допиши имена собственные.
Имя девочки__________________
Имя мальчика________________
Фамилия____________________
Кличка собаки____________________
Город______________________
Река_____________________
Сказочный персонаж_________________________
Повышенный уровень
Спиши предложения, выбери правильное написание слова (где нужно, меняй форму слова).
(Роза или роза)
В саду росла красивая _______________.
Моя подруга _____________ любит читать книги.
(Шарик или шарик)
На празднике мне подарили воздушный ____________.
У меня есть пёс ________________.
(Мишка или мишка)
Мой друг _____________ собирает марки.
У моего братика плюшевый ____________.
9. Итог.
-Какая тема нашего урока?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли её?
- Когда в словах употребляется заглавная буква?
- Каким путём мы двигались к цели? (план)
- Давайте проанализируем этапы урока.
- Какой этап урока был самым сложным?
- Какой самый интересный?
- Что было самым лёгким?
-Давайте закончим урок пословицей.
- Объясните смысл данной пословицы.
Москва слезам не верит, ей дело подавай.
-Для того, чтобы чего-то добиться, надо работать, делать дело, стараться, а не лить слёзы, когда трудно. Терпение и труд всё перетрут. Если долго мучиться, что-нибудь получится.
(Слезами горю не поможешь)
10. Рефлексия.
- На экране вы видите предложения.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите предложение, которое соответствует вашему настроению, и прикрепите к нему стикер.
Домашнее задание (по выбору)
- Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты (не менее 5 слов), или У. с.86 у. 130, 131
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"
Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"...
Русский язык 2 класс Тема: Заглавная буква в именах собственных
Урок закрепление по теме: "Имена собственные"...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
«Формирование УУД на уроке русского языка при изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс
Формирование УУД на уроке русского языка...
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...