Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель урока :  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx437.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2Е классе

Учитель: Додонкова Е.С.

Дата: 10.11.2020

Тема. « Употребление заглавной буквы в именах собственных»

Цель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;

3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

4) формировать навыки сотрудничества;

Планируемые результаты:

Предметные - уточнить представления о собственных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

 Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

 Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык. краеведение.

Ресурсы: у учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер, конверты с заданиями, карточки для оформления плана урока, карточки для составления кластера.

 У учащихся -  карточки для работы в группах, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, учебниик, рабочие тетради.

 Форма использования   мультимедиа – проектора:  проецирование на  экран при фронтальной работе с классом

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой)

Дети произносят хором.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2. Мотивация  (самоопределение к деятельности)

-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда движешься вперёд, узнать можно лишь тогда, когда учишься».

-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте и ничего не делать, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)

- Если сегодня мы успешно справимся со всеми этапами урока, то мы узнаем одну очень важную житейскую мудрость.

3. Сообщение темы и задач урока

Буква обычная выросла вдруг, 
Выросла выше всех букв подруг… 
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело. 
Буква эта совсем не пустяк, 
В буквице этой – уважения знак..

- Прочтите стихотворение, о какой букве идёт речь в стихотворении? (О заглавной)

- Какое важное дело поручено заглавной букве?

- Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы? (Имена собственные)

-Какая тема нашего урока?

-Чему будем учиться?

- Какую поставим цель на урок? Повторим правила употребления заглавной буквы и будем учиться применять данные правила.

4. Каллиграфическая минутка

-Отгадайте загадку.

Палочка и палочка

Между ними галочка.

И понятно сразу всем

Получилась буква ….?

- Откройте тетради запишите число и укажите вид работы.

-Пропишите букву Мм до конца строки, соблюдая одинаковую высоту и расстояние между буквами.

-Буква Мм – гласная или согласная буква?

- Какие звуки обозначают буквой М?

Пальчиковая гимнастика

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

5. Словарная работа.

- Прочтите словарное слово в ваших тетрадях.

-Какое лексическое значение имеет это слово?

-Какие орфограммы есть в слове? (Заглавная буква “М”, безударная гласная “о”.)

- А почему слово пишется с заглавной буквы?

- Запишите слово два раза, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Запомните написание данного слова.

- Запишите пословицу «Москва не сразу строилась». Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Всё происходит постепенно, нельзя ожидать результатов какого-то дела немедленно, для преодоления трудностей необходимо время и терпение. (Подобные пословицы: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Глаза боятся, а руки делают», «Если долго мучиться, что-нибудь получится».)

6. Актуализация опорных знаний.

- Давайте составим кластер (схему). В каких именах собственных употребляется заглавная буква?

Имена собственные:

  • Фамилии, имена, отчества.
  • Клички животных.
  • Географические названия.
  • Литературные персонажи.
  • Названия литературных произведений, книг.
  • Названия достопримечательностей.
  • Астрономические названия.

7. Работа по теме урока

Работа в группах.

-А сейчас мы будем работать  в группах (6 групп)

- Сейчас мы совершим путешествие по Москве – столице нашей родины.

-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.

  • Слушать друг друга;
  • Уметь уступать;
  • Уметь договариваться;
  • Распределить обязанности;
  • Работать тихо и дружно.

-Каждая группа получит текст, связанный с Москвой и её достопримечательностями. Ваша задача, подчеркнуть имена собственные и определить к какой группе имён собственных они относятся.

1 группа:

Дом сказок «Жили-были»

В Москве есть целый дом сказок под названием «Жили-были». Он приглашает маленьких москвичей в увлекательное путешествие по любимым сказкам «Теремок», «Колобок». Побывайте в гостях у Бабы-яги, узнайте секреты доброй Белоснежки, выясните, какое угощение любит Змей Горыныч. Поиграйте с весёлым Карлсоном и его другом Малышом.  А сказочные персонажи Красная Шапочка, Буратино и Золушка помогут вам преодолеть все испытания, восстановить добро и поверить в волшебство.

2 группа:

Москва веками строилась.

Москва была основана в 1147 году. Много веков тому назад московский князь Юрий Владимирович Долгорукий выбрал для города удачное место. Чтобы защитить город от вражеских набегов, обнес его деревянной крепостью. А какой враг у дерева? Правильно, огонь. Поэтому много лет спустя другой князь Дмитрий Иванович Донской построил новый Кремль из белого камня. И стала Москва белокаменная. А когда Москва стала столицей всея Руси, еще один князь Иван III  поставил новый кирпичный Кремль. Тот самый, что и стоит поныне.  

3 группа:

Любимые животные Московского цирка

Старый Московский цирк на Цветном бульваре — один из самых старейших цирков России. Самые любимые детские артисты – это дрессированные животные. Здесь вы можете увидеть  Дэвида! Это уже взрослый лев, ему пять лет. У него есть друг львёнок Боно. А также здесь можно увидеть выступление морских львов Тима и Ники, у них недавно родился малыш. А ещё все дети обожают шимпанзе Микки, который умеет мыть посуду, рисовать.

4 группа:

Московский планетарий

Московский планетарий - интереснейший интерактивный музей, рассказывающий детям о космосе, достижениях науки и техники, является старейшим планетарием нашей страны и одним из самых крупных в мире. В Большой обсерватории установлен огромный  оптический телескоп позволяющий изучать Солнце, Луну, планеты Солнечной системы: Юпитер, Марс, Венеру, Сатурн и другие далекие планеты.

5 группа:

География Москвы

Москва находится в европейской части России, в междуречье Оки и Волги. Город стоит на реке Москве. Красная площадь - одно из важнейших исторических мест Москвы. Она окружена самыми известными достопримечательностями Москвы: Кремль, Казанский собор, Покровский собор или Храм Василия Блаженного.

Проверка работы в группах.

(Ответственные с каждой группы кратко рассказывают о содержании текстов, называют имена собственные и определяют к какой группе имён собственных они относятся, соотносят с кластером)

Физминутка музыкальная «Лучший город Земли»

8. Закрепление и осмысление знаний

-Чтобы научиться применять эти правила, выполним несколько заданий для закрепления.

  • Игра «Шифровальщик» (упр. 132 стр. 87)

- Расшифруйте предложения. Какие слова будете писать с заглавной буквы?

-Рассмотрите рисунок. Какое предложение подходит к этому рисунку.

-Назовите главные члены предложения в каждом упражнении.

  • Самостоятельная работа (разноуровневая)

Базовый уровень

Допиши имена собственные. 

Имя девочки__________________

Имя мальчика________________

Фамилия____________________

Кличка собаки____________________

Город______________________

Река_____________________

Сказочный персонаж_________________________

Повышенный уровень

Спиши предложения, выбери правильное написание слова (где нужно, меняй форму слова).

(Роза или роза)

В саду росла красивая _______________.

Моя подруга _____________ любит читать книги.

(Шарик или  шарик)

На празднике мне подарили воздушный ____________.

У меня есть пёс ________________.

(Мишка или мишка)

Мой друг _____________ собирает марки.

У моего братика плюшевый ____________.

9. Итог. 

-Какая тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли её?

- Когда в словах употребляется заглавная буква?

- Каким путём мы двигались к цели? (план)

- Давайте проанализируем этапы урока.

- Какой этап урока был самым сложным?

- Какой самый интересный?

- Что было самым лёгким?

-Давайте закончим урок пословицей.

- Объясните смысл данной пословицы.

Москва слезам не  верит, ей дело подавай.

-Для того, чтобы чего-то добиться, надо работать, делать дело, стараться, а не лить слёзы, когда трудно. Терпение и труд всё перетрут. Если долго мучиться, что-нибудь получится.

(Слезами горю не поможешь)

10. Рефлексия.

- На экране вы видите предложения.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите предложение, которое соответствует вашему настроению, и прикрепите к нему стикер.

 Домашнее задание (по выбору) 

- Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты  (не менее 5 слов), или У. с.86 у. 130, 131

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Написание заглавной буквы в именах собственных"

Структура урока строится на основе электронной презентации по сказке «Гуси - лебеди». Иллюстрациисказки демонстрируются на экране и позволяют провести постановку проблемы и организовать ход прак...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"

Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"...

Русский язык 2 класс Тема: Заглавная буква в именах собственных

Урок закрепление по теме: "Имена собственные"...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...