Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Конспект открытого урока по русскому языку, который давался в рамках конкурса "Педагог года-2012"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chist.docx | 49.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов
Урок русского языка во 2 классе.
Разработка учителя начальных классов Карташовой Е.Ю.
ТЕМА: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Цель: совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
Задачи:
- обучающие
- закрепление умения проверять правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением,
- обучение применению полученных знаний грамотного письма при самостоятельной работе;
- развивающие:
- развитие орфографической зоркости,
- развитие критического мышления при составлении кластера, синквейна,
- развитие коммуникативной компетентности во время работы с другими учениками в группе, в паре
- развитие кратковременной памяти, логического мышления, воображения учащихся,
- развитие словарного запаса, расширение кругозора учащихся;
- воспитательные
- воспитание культуры общения с одноклассниками
ХОД УРОКА.
- Психологический настрой.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Мобилизационный этап
У
О
А
Т
Ё
Я
Э
Е
Ю
Напомню, зайчик прыгает наискось через дорожку. В домик с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А?
Охарактеризуйте буквы, напечатанные на игровом поле и звуки, которые они обозначают.
Какой буквы здесь не хватает? (ы)
Сколько гласных звуков? (6 [а, о, у, ы, э, и])
- Минутка чистописания
( Алгоритм посадки во время письма. Упражнения для кисти рук с помощью суджока) Суджок – массажный шарик; поможет развивать мышцы кисти рук и всем внутренним органам работать слаженно.
Вертолет вертел в…нтами, волновал тр…ву с цв…тами.
- Прочитайте скороговорку.
- Какую букву будете писать на м/ч? (В)
(на доске) Вф Ввфф
- Определите порядок написания букв в цепочке? Запишите.
- Какие орфограммы пропущены в словах?
- Как проверить безударную гласную?
Сформулируйте тему урока («Проверка безударных гласных в)
Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться. Для формирования цели используйте опорные слова.
(На доске)
Цель:
•повторить…
•развивать…
Приступим к реализации первой части цели урока – повторению. Какие слова мы называем словарными?
- Словарная работа
СЛАЙД №4
Читают текст загадки ученики, сидящие на 1(2) варианте,
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?
Появляется рисунок лисы (картинный словарь). Ученики 2(1) варианта отгадывают.
Хором все вместе – орфографически произносят и записывают слово в тетрадь.
СЛАЙД № 5, 6,7 (работа подобна работе со слайдом № 4)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу белую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)
Эта птица белобока, а зовут её …. ( сорока)
По полю скачет,
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком… (заяц)
- Посмотрите внимательно на слова и скажите, в каком слове букв меньше, чем звуков? Почему? (В слове заяц, потому что я обозначает 2 звука [й'а].)
Сверху над словом подпишем 5 зв., 4 б.
- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (В слове медведь, потому что ь-не обозначает звука, а служит для обозначения мягкости согласных на письме.)
Сверху над словом подпишем 6 зв., 7 б.
Внимание СЕКРЕТ. Какое слово в выделенных клеточках?( Слайд №8)
Куда сегодня мы попадём?
Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес. (Слайд №9)
- Работа над подбором однокоренных слов
А среди записанных слов есть слово «Лишнее» по виду орфограммы (проверяемая безударная гласная в корне). Какое? (Слово ЛИСА) Почему? (в этом слове гласную можно проверить)
Подберите однокоренные слова к слову лиса: (СЛАЙД№10)
- Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька.)
- Как назвать детёнышей лисы? (Лисята.)
- А чей хвост (показать на хвост)? (Лисий.)
ЗАПИСЬ слов учениками:
Лиса, лисичка, лисонька, лисята, лисий (хвост).
Среди однокоренных слов подчеркните проверочные слова. Почему? (Лисонька, лисий.)
-В каких из записанных слов букву и следует проверить? (Лиса, лисичка, лисята.) Обозначьте орфограмму.
– Как вы думаете, почему, зная правило о безударной гласной, мы допускаем много ошибок?
Обобщая предположения детей, учитель помогает выделить главные причины:
– Не можем найти слова с данной орфограммой.
– Не можем верно подобрать проверочное слово.
- Составление кластера (слайд №11)
- У нас есть проблема (на слайде блок 1) – безударные гласные в корне
- Чтобы её решить мы можем (на слайде блок № 2, 3): изменить форму слова или подобрать однокоренные слова.
- Найти среди однокоренных слово, в котором гласный звук будет ударным (блок № 4).
Не забывайте о карточке «Подмоге» при подборе проверочных слов
Подмога |
|
- Закрепление умения подбирать однокоренные слова и находить среди них проверочные.
Работа с учебником, выполнение упр. 184 на с. 106
- Физминутка
Пускай снегами все заносит,
(руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
- Закрепление умения подбирать однокоренные слова и находить среди них проверочные.(продолжение)
Работа с учебником, выполнение упр. 185 на с. 106
- Тренажер для глаз
Пусть глазки пробегут по кругам тренажера и головка нам это движение глаз показывает.
- Контроль знаний по теме
Перед вами карточки со словами. Прочитайте слова.
Задание по рядам.
Карточка № 1 – I ряд
Карточка № 2 – II ряд
Карточка № 3 – III ряд
№1 №2 №3
з.ма сн.жок ул.тели
г.ра .кно к. рмушка
по.вилось кр.я з.мовать
л.жит разр.совал в.терок
д.ревья б.льшой т.лпа
л.сёнок в л.су см.шно
как вы думаете, что вам нужно сделать???(предположения детей)
Запишите слова в столбик. Обозначьте орфограмму.
Проверим написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Такие ли гласные в корнях слов? (Взаимопроверка)
№1 – и, о, я, е, е, и
№2 – е, о, а, и, о, е
№3 – е, о, и, е, о, е
Кто ошибся в написании безударных гласных в корне?
- Работа по развитию речи
СОЧИНИМ СИНКВЕЙН (работа в парах)
- Зима
- Два прилагательных (признаков предмета) по теме зима
- Три глагола(действий предмета)
- Предложение о вашем отношении к зиме.
- Одним словом о ваши чувства, мысли о зиме.
Проверка (опрос нескольких пар)
- Рефлексия
У нас сегодня гость, который поможет нам вспомнить:
- Какую тему мы изучали
- Какие гласные требуют проверки при письме?
- Что надо помнить, чтобы правильно писать слова с безударными гласными в корне слова?
- Д/з
с. 106 упр. 183
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах ....
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.
Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.Цели урока:1. сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;2....
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
В основе формирования навыка лежат знания из области фонетики ,графики ,морфологии....
"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"
В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...