Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Евстафьева Елена Юрьевна

Конспект открытого урока по русскому языку, который давался в рамках конкурса "Педагог года-2012"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chist.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов

Урок русского языка во 2 классе.

Разработка учителя начальных классов Карташовой Е.Ю.

ТЕМА: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Цель: совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;

Задачи:

  1. обучающие
  1. закрепление умения проверять правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением,
  2. обучение применению полученных знаний грамотного письма при самостоятельной работе;

  1. развивающие:

  1. развитие орфографической зоркости,
  2. развитие критического мышления при составлении кластера, синквейна,
  3. развитие коммуникативной компетентности во время работы с другими учениками в группе, в паре
  4. развитие кратковременной памяти, логического мышления, воображения учащихся,
  5. развитие словарного запаса, расширение кругозора учащихся;

  1. воспитательные
  1. воспитание культуры общения с одноклассниками

ХОД УРОКА.

  1. Психологический настрой.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

  1. Мобилизационный этап

У

О

А

        Т

Ё

Я

Э

Е

Ю

        

        

Напомню, зайчик прыгает наискось через дорожку. В домик с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А?
Охарактеризуйте буквы, напечатанные на игровом поле и звуки, которые они обозначают.

Какой буквы здесь не хватает? (ы) 
Сколько гласных звуков? (6 [а, о, у, ы, э, и])

  1. Минутка чистописания

( Алгоритм посадки во время письма. Упражнения для кисти рук с помощью суджока) Суджок – массажный шарик; поможет развивать мышцы кисти рук и всем внутренним органам работать слаженно.

Вертолет вертел в…нтами, волновал тр…ву с цв…тами.

- Прочитайте скороговорку.

- Какую букву будете писать на м/ч? (В)

(на доске) Вф Ввфф

- Определите порядок написания букв в цепочке? Запишите.

- Какие орфограммы пропущены в словах?

- Как проверить безударную гласную?

Сформулируйте тему урока («Проверка безударных гласных в)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться. Для формирования цели используйте опорные слова.

(На доске)

Цель:

•повторить…

•развивать…

Приступим к реализации первой части цели урока – повторению. Какие слова мы называем словарными?

  1. Словарная работа

СЛАЙД №4

Читают текст загадки ученики, сидящие на 1(2) варианте,

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?

Появляется рисунок лисы (картинный словарь). Ученики 2(1) варианта отгадывают.

Хором все вместе – орфографически произносят и записывают слово в тетрадь.

СЛАЙД № 5, 6,7 (работа подобна работе со слайдом № 4)

Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу белую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)

Эта птица белобока, а зовут её …. ( сорока)

По полю скачет,
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком… (заяц)

- Посмотрите внимательно на слова и скажите, в каком слове букв меньше, чем звуков? Почему? (В слове заяц, потому что я обозначает 2 звука [й'а].)

Сверху над словом подпишем 5 зв., 4 б.

- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (В слове медведь, потому что ь-не обозначает звука, а служит для обозначения мягкости согласных на письме.)

Сверху над словом подпишем 6 зв., 7 б.

Внимание СЕКРЕТ. Какое слово в выделенных клеточках?( Слайд №8)

Куда сегодня мы попадём?

Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
 (Слайд №9)

  1. Работа над подбором однокоренных слов

А среди записанных слов есть слово «Лишнее» по виду орфограммы (проверяемая безударная гласная в корне). Какое? (Слово ЛИСА) Почему? (в этом слове гласную можно проверить)

Подберите однокоренные слова к слову лиса: (СЛАЙД№10)

  1. Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька.)
  2. Как назвать детёнышей лисы? (Лисята.)
  3. А чей хвост (показать на хвост)? (Лисий.)

ЗАПИСЬ слов учениками:

Лиса, лисичка, лисонька, лисята, лисий (хвост).

Среди однокоренных слов подчеркните проверочные слова. Почему? (Лисонька, лисий.)

-В каких из записанных слов букву и следует проверить? (Лиса, лисичка, лисята.) Обозначьте орфограмму.

– Как вы думаете, почему, зная правило о безударной гласной, мы допускаем много ошибок?

Обобщая предположения детей, учитель помогает выделить главные причины:

– Не можем найти слова с данной орфограммой.
– Не можем верно подобрать проверочное слово.

  1. Составление кластера (слайд №11)
  1. У нас есть проблема (на слайде блок 1) – безударные гласные в корне
  2. Чтобы её решить мы можем (на слайде блок № 2, 3): изменить форму слова или подобрать однокоренные слова.
  3. Найти среди однокоренных слово, в котором гласный звук будет ударным (блок № 4).

Не забывайте о карточке «Подмоге» при подборе проверочных слов

Подмога

  1. Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).
  2. Много (изменить количество и станет много).
  3. Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).
  4. Какой? (это слово будет называть – признак).
  5. Что делать? (это слово будет обозначать действие)


  1. Закрепление умения подбирать однокоренные слова и находить среди них проверочные.

Работа с учебником, выполнение упр. 184 на с. 106

  1. Физминутка

Пускай снегами все заносит,

(руки через стороны вверх, опустили)

Пускай лютуют холода,

(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.

(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

  1. Закрепление умения подбирать однокоренные слова и находить среди них проверочные.(продолжение)

Работа с учебником, выполнение упр. 185 на с. 106

  1.  Тренажер для глаз

Пусть глазки пробегут по кругам тренажера и головка нам это движение глаз показывает.

  1. Контроль знаний по теме

Перед вами карточки со словами. Прочитайте слова.

Задание по рядам.

Карточка № 1 – I ряд

Карточка № 2 – II ряд

Карточка № 3 – III ряд

№1                             №2                           №3

з.ма                     сн.жок                   ул.тели

г.ра                     .кно                       к. рмушка

по.вилось           кр.я                       з.мовать

л.жит                  разр.совал            в.терок

д.ревья               б.льшой               т.лпа

л.сёнок               в л.су                   см.шно

как вы думаете, что вам нужно сделать???(предположения детей)

Запишите слова в столбик. Обозначьте орфограмму.

Проверим написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Такие ли гласные в корнях слов? (Взаимопроверка)

№1 – и, о, я, е, е, и

№2 – е, о, а, и, о, е

№3 – е, о, и, е, о, е

Кто ошибся в написании безударных гласных в корне?

  1. Работа по развитию речи

СОЧИНИМ СИНКВЕЙН (работа в парах)

  1. Зима
  2. Два прилагательных (признаков предмета) по теме зима
  3. Три глагола(действий предмета)
  4. Предложение о вашем отношении к зиме.
  5. Одним словом о ваши чувства, мысли о зиме.

Проверка (опрос нескольких пар)

  1. Рефлексия

У нас сегодня гость, который поможет нам вспомнить:

  1. Какую тему мы изучали
  2. Какие гласные требуют проверки при письме?
  3. Что надо помнить, чтобы правильно писать слова с безударными гласными в корне слова?
  1. Д/з

с. 106 упр. 183


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.

Обобщение знаний учащихся  о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.Цели урока:1.    сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;2....

Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

В основе формирования навыка лежат знания из области фонетики ,графики ,морфологии....

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...